Для достижения положительных результатов в быстро меняющихся игровых положениях волейболист должен овладеть большим арсеналом приемов и способов техники. Эффективная техника, отличаясь высокой координированностью, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену достигнуть наивысших результатов на соревнованиях. Для последовательного изучения и анализа техники игры пользуются классификацией. Классификация - это разделение однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков (рис.1). По целевому признаку организации действий технику игры делят на два раздела - технику нападения и технику защиты [38].
«ПРИЁМ МЯЧА, КАК ОСОВНОЕ СРЕДСТВО ВЛИЮЩИЕ НА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЕ АТАКИ»
Содержание
Введение……………………………………...………………………….…….2
Глава 1. Техника волейбола ………….……………..…………...…………...3
1.1. Анализ техники волейбола по различным источникам.…………….
……………………………………………….3
1.2. Техника приёма снизу. .…………...…………………………………...8
1.3. Техника второй передачи. .…………...………………………………11
1.4. Понятие тактики волейбола по различным источникам. ………….16
Глава 2. Цели, задачи, методы, организация исследования …………....…23
2.1. Цели и задачи исследования……………..…………………………...24
2.2. Методы исследования ……………..……………..…………..………24
2.2.1 Метод анкетирования……………………………..…………..……....24
2.2.2 Метод педагогического наблюдения…………………………………24
2.2.3 Метод математической статистики …………………………….……
2.2.4 Педагогический эксперимент ………………………………...……...25
2.3 Организация исследования………………….…………………...…...26
Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования……….….…28
3.1 Предпочтительное местоположение связующего игрока при
выполнениеим
разных
типов
вторых передач….28
3.2. Наблюдение местоположения связующего игрока в игре на основе
1
24просмотренных видеозаписей…………………………….……..30
второй передачи…..……………………................21
3.3 Характеристики
3.4 Эффективность приёма мяча после подач различных типов....………34
Выводы……………………………………………..…………..………….…38
Список использованной литературы……………………………………3945
Практические рекомендации…………………………………….………….46
Приложение № 14……………………………………….….………...…4749
Введение
В современном игровом процессе, игры волейбол, первым шагом
нападения является приём снизу. задача выполнить его, максимально точно, в
определённое место площадки, для различных типов передач связующего игрока
(по высоте, длине , скорости, отдаления от сетки), что повышает эффективность
атакующих действий команды.
Актуальность данной темы особенно высока, поскольку тенденция
развития оборонительных действий в волейболе в последние годы
предъявляет высокие требования к групповым тактическим действиям в
нападение.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что приём мяча адресованный
в определённое место площадки повысит эффективность атакующих
действий.
Объект исследования: Педагогический процесс совершенствование
приёма мяча после подачи.
Предмет исследования: Приём мяча, после планирующих, скоростных и
точных подач.
Новизна исследования заключается в следующем: Выявлены
закономерности первого шага нападения.
2Теоретическая значимость: Выявлено наиболее оптимальное место
связующего игрока при выполнение второй передаче для нападающего
удара. Выявлены закономерности в структуре второго шага нападения.
Практическая значимость: Разработана методика совершенствования
приёма мяча после скоростных планирующих, точных подач с
использованием тренажёрных устройств.
Результаты исследования могут применяться в командах средней
квалификаций.
Глава 1. Техника волейбола.
1.1 Анализ техники волейбола по различным источникам.
В учебнометодической литературе по волейболу накоплен определенный
опыт описания и анализа технических приемов игры [32, 37, 40].
Рядом авторов [5, 30, 34, 39] проведены биомеханические исследования
технических применений в большинстве случаев комплексных методик
исследования.
Техника волейбола является средством ведения спортивной борьбы,
представляющим возможность игроку в рамках правил решать конкретные
тактические задачи в различных игровых ситуациях. Техника волейбола в
спортивной литературе рассматривается как комплекс специальных приемов и
способов действий, необходимых волейболисту для успешного участия в игре
[38, 48, 52].
Биомеханический анализ технических приемов в защиты проведен в
небольшом количестве исследований [39, 47, 16] и еще не накоплен
исследовательский опыт анализа данного раздела техники волейбола. Особенно
мало работ, посвященных анализу технического приема второй передачи [40, 53,
22], который, по мнению ряда авторов [52, 15, 49], является основным.
3В исследованиях В. Кувшинникова [37] сделана попытка систематизации и
упорядочения терминов и понятий, используемых при биомеханических
исследованиях одного из наиболее важных технических приемов волейбола
прямого нападающего удара, который представлен как определенная система,
состоящая из двух подсистем разбега и прыжка, характеризующаяся наличием
четко выраженных частей движения, периодов, фаз и подфаз выполнения
данного двигательного навыка.
В методической и учебной литературе по волейболу [41, 15, 20] описание
техники второй передачи сводится в основном к образной словесной
характеристике постоянства отдельных элементов движений и их внешней
формы без точного количественного определения характеристик движения.
Спортивную технику следует рассматривать как систему элементов
движения, направленную на решение двигательной задачи. На каждом этапе
развития техника является средством ведения спортивной борьбы, дающей
возможность игроку в рамках правил решать конкретные тактические задачи в
различных игровых ситуациях.
Для достижения положительных результатов в быстро меняющихся
игровых положениях волейболист должен овладеть большим арсеналом приемов
и способов техники. Эффективная техника, отличаясь высокой
координированностью, устойчивостью и экономичностью, позволяет спортсмену
достигнуть наивысших результатов на соревнованиях. Для последовательного
изучения и анализа техники игры пользуются классификацией. Классификация
это разделение однородных приемов и способов действий по классам на основе
сходных признаков (рис.1). По целевому признаку организации действий
технику игры делят на два раздела технику нападения и технику защиты [38].
Каждый раздел подразделяется на ряд технических приемов. Под
техническим приемом подразумевают систему рациональных движений, сходных
по своей структуре и направленных на решение однотипной задачи. Таким
4образом, под техническими приемами игры в волейбол надо понимать
перемещения, подачу, передачу, нападающий удар, блокирование. Некоторые
авторы [24, 25] добавляют к ним еще и прием мяча. По времени очень сложно
отделить прием мяча от передачи, так как любая передача начинается с касания
мяча (которое можно рассматривать как прием мяча) и заканчивается
направленным посылом мяча. При этом время соприкосновения с мячом
составляет около 0,15 секунд.
56Рис. 2. Классификация передач в волейболе
7Кроме того, прием мяча даже из самого сложного положения стараются
выполнить направленно с задачей оставить мяч в игре на минимальное
количество времени. Вместе с тем, рассматривая технический прием с его
тактическим содержанием, правомерно первую передачу называть приемом мяча
и относить ее к технике защиты, а вторую передачу к технике нападения. К
сожалению, в специальной литературе нет единства в плане терминологии, и
можно встретить такие сочетания, как прием и передача мяча, первая передача и
вторая передача, приемпередача. Каждый технический прием включает
способы, которые отличаются друг от друга деталями выполнения (двумя
руками сверху, двумя руками снизу, одной рукой снизу, одной рукой сверху).
Варианты техники определяются спецификой выполнения технического приема
по признакам скорости, направления и траектории полета мяча[7, 33]:
1) укороченная, короткая, длинная;
2) низкая, средняя, высокая;
3) скоростная, ускоренная, медленная;
4) отдаленная от сетки, близкая к сетке;
5) вперед, над собой, за голову.
Большое разнообразие разновидностей и вариантов передач определяется
их тактическим содержанием (назначением), а также условиями их выполнения.
Между деталями, разновидностями, вариантами, условиями выполнения и
назначением приемов существует тесная и сложная взаимосвязь (рис. 2).Каждый
технический прием представляет собой систему движений, т. е. нечто целое,
состоящее из связанных воедино частей, определенным образом
взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами. В
однократном движении, к которому относится передача, выделяют
подготовительную, основную, или рабочую, и заключительную фазы. Кроме
того, некоторые фазы могут быть разделены на микрофазы. Вместе с начальным
положением (стойкой) они определяют двигательный состав передачи.
8Структурный подход к изучению техники предполагает рассмотрение ее
кинематической, динамической, ритмической, анатомической и фазовой
структуры. Фазовая структура рассматривает особенности последовательности
каждой фазы движения.
1.2 Техника приёма снизу.
Прием мяча двумя руками снизу. Это основной способ приема мяча в
современной игре (рис 1). Перемещаются к месту встречи с мячом шагом,
скачком или бегом. В последнем стопорящем шаге руки выносят вперед
вытянутыми и напряженными, кисти соединяют, образуя своеобразный
«замок». Можно соединить кисти, сжатые в кулаки. Целесообразно ставить
одну ногу впереди другой: ОЦТ тела при этом опускается, ноги согнуты в
коленях, туловище несколько наклонено. Лучше всего располагать руки
перпендикулярно траектории полета мяча. При приближении мяча встречное
движение начинают ноги: их разгибают в коленях; тело игрока поднимается
вверх и несколько вперед (угол примерно 20*). Ноги выпрямляют быстро и
энергично, что создаст для рук начальную скорость движения. Руки включают
в работу несколько позже: скорость их движения растет незначительно. Удар
по мячу выполняют предплечьем. Время контакта с мячом весьма невелико,
поэтому сопровождающее движение рук имеет смысл для контроля за
направлением полета мяча. При этом ноги почти полностью выпрямляют,
руки вытягивают вперед.
Прием мяча снизу одной рукой. Таким образом принимают мячи,
летящие далеко от игрока, после предварительного перемещения или выпада.
При приближении мяча ладонь должна преграждать ему путь. Ударное
движение выполняет только рука, ноги в нем не участвуют. Пальцы руки
напряжены, сжаты; можно ударять кулаком или ладонью. Такой прием можно
выполнять на месте, после перемещения и в падании на бедроспину и на
9грудь, если мяч летит далеко от игрока.
При выполнении приема с падением на бедроспину движение аналогично
описанному, удар по мячу осуществляется по типу приема мяча одной рукой.
При выполнении приема с падением на грудь (Рис 2) игрок с последним шагом
делает выпад вперед, а затем толчком находящейся впереди нога резким
движением посылает туловище внизвперед, руки выносит вперед.
Одновременно с толчком находящуюся сзади ногу маховым движением
выносит вверх согнутой в колене. Удар по мячу осуществляет в фазе полета
тыльной стороной ладони движением снизу вверх.
После удара обе руки вытягивают вперед и разводят в стороны несколько
шире плеч. Одновременно маховым движением выносят вверх находящуюся
впереди ногу, также согнутую в колене. Туловище прогибают в грудной и
поясничной частях, голову отклоняют назад. В дальнейшем руки ставят на
опору, медленно сгибают в локтях, амортизируя инерцию движения тела.
Игрок приземляется на грудь и делает перекат на живот и бедра.
После выполнения приема и падения игрок встает и принимает исходное
положение.
Особенности техники приема мяча при его тактической реализации
(варианты приема)
В современной игре прием мяча — ведущий элемент защитных действий
команды, особенно при приеме подачи соперника. Его можно разделить на две
относительно самостоятельные части:
1. Прием мяча, когда основная задача — принять его, оставить в игре
после нападающих действий противника.
2. Передача мяча после приема (первая передача), в которой основная
задача — более или менее точно направить мяч своему партнеру.
Таким образом, общая тактическая задача приема — оставить мяч в игре
после нападающих действий противника и после приема направить его
10партнеру для развития атаки.
Рис.3
Рис. 4
111.3 Техника второй передачи.
Передача (при тактической реализации как вторая передача) —
технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края
сетки для выполнения нападающего удара. Существует два способа
выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и
несколько разновидностей.
Передача двумя руками сверху. Перед выполнением передачи игрок
принимает стойку готовности: одна нога впереди другой, опора на впереди —
стоящую ногу. Если от партнера ожидается передач с левой сторон, впереди
ставят правую ногу, и наоборот. Перемещаются к предполагаемому месту
встречи с мячом шагом или бегом. Здесь важны быстрый старт, быстрое
наращивание скорости движения на первой трети пути и постепенное
торможение для точного выбора места встречи с мячом. Последний шаг
выполняют как стопорящий; стопы целесообразно ставить на одном уровне,
параллельно друг другу, — это помогает точнее адресовать мяч при передаче.
В исходном положении ноги согнуты в коленях (угол в коленном суставе не
должен быть меньше 90°), руки согнуты в локтях и подняты; кисти вынесены
перед лицом так, чтобы большие пальцы находились примерно на уровне
бровей. Указательные и большие пальцы обеих рук образуют треугольник,
через который игрок наблюдает за приближающимся мячом. Кисти рук
супинированы, при оптимальном напряжении имеют форму овала, образуя
своеобразный ковш.
При приближении мяча встречное движение начинают ноги — их
разгибают в коленях. Несколько позже в движение включают руки: разгибаясь
в локтевых суставах, они задают общее направление полету мяча при
передаче. Это осуществляется прямолинейным движением оси
лучезапястного сустава по отношению к оси плечевого сустава. При вы
полнении встречного ударного движения быстро и энергично разгибают ноги и
12относительно медленно — руки.
Кисти, регулируя направление полета мяча при передаче, сохраняют
положение разгибания, при котором ладони перпендикулярны направлению
движения мяча при передаче. При выполнении ударного движения кисти
пронируются. Пальцы при ударе выполняют различные функции: большие
пальцы принимают на себя основную нагрузку амортизации и удержания мяча
в направлении его движения; указательные и в меньшей степени средние
пальцы являются основной ударной частью кисти; безымянные пальцы и
мизинцы удерживают мяч в боковом направлении, регулируя направление его
полета.
После вылета мяча ноги и руки продолжают разгибаться до полного
выпрямления, до полной остановки и паузы; в этом положении следует
фиксировать руки после сопровождающего движения (рис. 4).
Передачу в прыжке выполняют в том случае, когда мяч летит высоко и за
игрока. Разбег и прыжок осуществляют так же, как при нападающем ударе
(см. далее). Во время взлета руки выносят так, чтобы кисти были над головой
игрока несколько выше, чем при выполнении обычного варианта передачи.
Встречное ударное движение характеризуется активной работой рук и
минимальными движениями туловища и ног;
такие передачи могут быть лишь короткими и укороченными. Наиболее
эффективно выполнение ударного движения в высшей точке подъема тела при
взлете (рис. 5).
Особенности техники передач при их тактической реализации (варианты
передач)
В современной игре передача — важнейший элемент нападения, свя
зывающий действия защиты непосредственно с атакой. Главная техническая
задача здесь — обеспечить наилучшее условия для действий атакующего
игрока при выполнении им нападающих ударов, используя при этом передачи
13точные, скоростные, чередуя их по направлению, дайне, высоте, выполняя
отвлекающие действия.
По скорости полета мяча передачи подразделяют на медленные (до 10
м/с), ускоренные (до 16 м/с) и скоростные (более 16 м/с). Для увеличения
скорости полета мяча используют варианты скоростных и ускоренных
передач, выполненных способом сверху двумя руками. Скорость полета мяча
увеличивают следующим образом:
в исходном положении принимают более высокую стойку, ноги в коленях
сгибают меньше (около 1400 ); положение кистей рук зависит от длины
передачи, но во всех случаях они расположены ниже, чем при медленной
передаче;
удар выполняют быстрым, активным движением рук, ноги и руки при
этом выпрямляются одновременно.
Характерно отсутствие сопровождающего движения, поэтому такие
передачи менее точны. Для выполнения точных передач используют все
варианты медленных передач, выполняемых способом сверху двумя руками,
Условиями правильного выполнения таких передач являются: правильный и
точный выход под мяч; активные, быстрые движения ног при относительно
медленном движении рук; активное выполнение сопровождающего движения
в направлении полета мяча при передаче. Чередование передач по
направлению и длине позволяет использовать для атаки всю игровую часть
сетки. Передача вперед рассмотрена раньше. Передача назад. Ее
целесообразно выполнять из положения, в котором одну ногу (обычно левую)
ставят впереди другой. В исходном положении руки выносят так, чтобы кисти
находились над головой (точнее, над проекцией ОЦТ тела). В ударном
движении первоначально разгибают ноги в коленях. Одновременно игрок
прогибается в грудной и поясничной частях. Затем включают в работу руки:
их полностью разгибают в локтях строго вверх. Необходимый угол взлета в
14направлении передачи задается и регулируется только величиной прогибания,
а не движения рук (рис. 6). Передачи длинные, короткие, укороченные. По
длине передачи классифицируются таким образом: длинные — передачи,
направленные через зону (например, из зоны 2 в зону 4); короткие —
направленные в соседнюю зону (например, из зоны 2 в зону 2). Короткая
передача описана раньше, угол взлета мяча составляет 75±3° . При длинной
передаче кисти в исходном положении во время выноса рук располагаются
несколько ниже, так, что большие пальцы находятся примерно на уровне носа
игрока. При выполнении ударного движения скорость разгибания ног остается
высокой; характерным является более энергичное и быстрое движение рук.
Угол вылета мяча — 67+2°. Для достижения эффекта неожиданности ата
кующих действий можно чередовать высоту передач и использовать
отвлекающие действия.
Передачи высокие, средние, низкие. По высоте различают передачи:
низкие — наибольшая высота траектории полета мяча над сеткой до 1 м;
средние — высота до 2 м; высокие — выше 2 м. Высота траектории полета
мяча регулируется скоростью выполнения ударного движения и величиной
предварительного приседания (сгибания ног в коленях) в рабочей позе. Чем
выше необходимо передать мяч, тем ниже следует опуститься перед ударом и
быстрее выполнить ударное движение.
15Рис.5
Рис.6
Рис. 7
161.4 Понятие тактики волейбола по различным источникам.
Тактика — это метод ведения игрового процесса. Под «методом» по
нимается способ выполнения сложного действия, заключающегося в подборе и
расстановке его частей, пригодной для многократного построения.
В спортивной деятельности тактика играет главенствующую роль в борьбе
с равной по силе командой. В последнее время проблемой тактики занимались
ряд авторов в различных видах спорта [1, 9, 20, 21,].
Для того, чтобы говорить о тактике игры в волейбол и ее содержании,
необходимо определить, что понимается под термином "тактика".
Развернутое определение тактики спортивных игр дает А.В. Беляев:
«Тактика игры – это тактика команды, разработка планов (вариантов) игры с
конкретным противником на основе детализации стратегических данных,
практическое их усвоение и осуществление с корректировками в ходе матча».
Сущность спортивных игр заключается в противоборстве двух сторон,
каждая из которых стремится превзойти соперника, преодолеть его активное
противодействие и в соответствии с правилами добиться в достижении
обусловленной цели игры. Из этого следует, что суть игрового соревнования
заключается в нахождении оптимального пути к достижению победы каждый раз
в новых, конкретных условиях спортивного поединка.
В волейболе А.В. БЕЛЯЕВ под тактикой игры понимает: «организацию
спортивной борьбы с помощью индивидуальных групповых и командных
17действий» [47].
Сложность оптимизации конкретной соревновательной обстановки
определяется действием многих факторов: объективных и субъективных. К ним
относятся: конкретное соотношение сил, условия соревнования, ход поединка
степень мобилизованности спортсменов, владение инициативой, нахождение
правильных способов контригры каждым игроком и всей командой в целом и
множества других постоянно действующих и внезапно возникающих факторов,
определяющих конечный результат игры.
Определяя, что такое тактика отмечают, что это совокупность средств и
методов коллективных действий команды и целесообразное их использование в
борьбе за достижение победы.
Современная тактика в волейболе это сложный и разнообразный процесс,
который непрерывно совершенствуется. Взаимная борьба между нападением и
защитой является главной движущей силой развития тактики.
Тактика игры должна непрерывно обогащаться новыми знаниями и
вооружаться новыми действиями, способами и формами ведения игры.
Тактика не стоит на месте, она развивается, совершенствуется, и в каждый
период времени существует современная, то есть наиболее передовая тактика –
самая эффективная из существующих, самая рациональная.
В этих условиях тактика становится определяющим и решающим
элементом деятельности играющих, ибо тактика – способность использования в
ходе соревнования все возможности для достижения оптимального результата.
Эта способность включает выбор и использование средств, форм и методов
спортивной борьбы.
Тактика имеет свои формы, средства и методы. Ее форму составляют
технические действия, используемые отдельными игроками, группой игроков и
всей командой.
В тактической подготовке можно выделить четыре методические
18взаимосвязанные задачи:
1.Развитие у игроков тактического мышления, быстроты сложных
реакций, ориентировки на площадке, сообразительности, творческой
инициативы при решении различных задач.
2.Обучение занимающихся индивидуальным действиям и простейшим
взаимодействиям с партнерами в нападении и защите, обучение командным
действиям в нападении и защите, которые характеризуются определенным
расположением игроков на площадке и определенностью их функций.
3.Формирование у игроков умения более эффективно использовать
отдельные технические приемы и тактические навыки в зависимости от своих
возможностей, особенностей игры противника и внешних условий.
4.Развитие у игроков способностей гибко и быстро переключаться с одних
систем и вариантов командных действий в нападении или защите на другие в
зависимости от конкретной обстановки на площадке и особенностей действия
противника.
В основе тактической деятельности лежит психическая деятельность
высших отделов головного мозга. Тактическая деятельность носит выраженный
комплексный характер и включает интеллектуальные и физические способности
человека. Большую роль здесь играет память (зрительная и двигательная), в
которой хранятся следы прежнего опыта положительного решения сходных
игровых ситуаций. Само же решение осуществляется путем ассоциаций, то есть
на основе сопоставления реально воспринимаемой ситуации аналогичной или
близкой к ней, решение которой хранится в долговременной памяти.
Восприятие, анализ и мысленное решение игровой ситуации протекают
постоянно в тесной связи друг с другом. Мысленное решение складывается из
автоматизированного поиска аналогов в двигательном опыте и экстраполяции
оптимального двигательного решения. Его осуществление может
сопровождаться достижением желаемого результата или, наоборот, его
19отдалением. Отличие полученного результата с программируемым
осуществляется акцептором действия, он же формирует корректирующие
команды, способствующие достижению необходимого результата.
Тактика – один из разделов общей теории спортивной борьбы,
рассматривающий вопросы оптимизации соревновательной деятельности,
ведения конкретного спортивного поединка. Основная задача тактики
определить средства, способы и формы ведения игры в конкретных условиях
против определенного соперника.
Слово «тактика» произошло от древнегреческого слова, означавшего
«приведение в порядок». К тактике относят весь комплекс средств,
используемых в соревновании.
Тактическая деятельность осуществляется в процессе использования
техники игры, которая выступает в роли средства тактики.
Внутреннюю структуру системы составляет определенная расстановка
игроков и распределение игровых функций. Избранная расстановка
предопределяет взаимодействия между игроками.
Тактическая система игры это высшая форма организации действий
играющих. Цель ее – подчинить действия одного интересам всей команды.
Использование системы обеспечивает наиболее эффективную форму
проявления тактической деятельности – организованные действия коллектива
[3, 4, 6, 8, 14, 19].
К методам тактики относятся и такие понятия, как стиль, темп и ритм
игры.
Стиль игры, а вернее поведение игрока на площадке, может быть
активным, наступательным и пассивным, оборонительным. Игровая активность
ставит целью подчинить соперника своему замыслу и таким образом подавить
его, лишить возможности реализовать свой план действия. Пассивный стиль,
иногда называемый выжидательным, строится на расчете на ошибку соперника.
20Эта тактика редко приносит победу и лишает игру красоты активного
соперничества [2, 15, 18, 20].
Специфика игры позволяет условно разделить нападение и защиту, хотя
они тесно связаны между собой. Каждый прием защиты является или
контратакующим действием (например, блокирование), или подготовкой атаки
или контратаки (например, прием подачи, нападающего удара).
Тактика игры определяется уровнем технического мастерства игроков.
Главной движущей силой развития тактики является борьба между нападением
и защитой.
Различают тактику игры в нападении и защите. Каждая их них
предполагает командные, групповые и индивидуальные действия игроков.
Под индивидуальной тактикой следует понимать те действия игрока, при
помощи которых он старается, используя свой технический баланс, с
наибольшей эффективностью и наименьшей затратой сил, добиться успеха в
решении той или иной задачи, возникшей вследствие командных действий в
условиях игровой ситуации.
Индивидуальные действия – предугадывание игровой обстановки, выбора
места на площадке и выполнение технического приема.
Для успеха в игре важно целесообразно действовать без мяча и с мячом,
выполняя подачи, передачи и нападающие удары. Эффективность
индивидуальных тактических действий в нападении всегда связана с
проявлением игровой активности, инициативы, с умением видеть площадку,
правильно оценивать игровую ситуацию и мгновенно принимать нужное
решение.
Выбор места – это основа тактической деятельности волейболиста. От
правильного выбора позиции при передачах и нападающих ударах у сетки
зависит их результативность. Выбирая место для второй передачи, игрок должен
хорошо видеть своих партнеров по команде и блокирующих противника и
21всегда быть готовым исправить ошибку при неточном приеме подачи.
Не менее важны подготовительные действия при нападающем ударе. Они
складываются из принятия соответствующей предварительной позиции
готовности (смещение назад, в сторону, переступания и т.п.) и выхода на удар
(разбег). Характер перемещений и прыжок на удар обусловлены методом
действия (зоной) и тактической задачей, которую решает игрок в
общекомандном плане.
Так если нападение ведется со второй передачи, нападающим
целесообразно расположиться в четырех – пяти метрах от сетки и использовать
максимальный разбег при нападающих ударах. В современном волейболе особое
место отводится начальной позиции и умению игрока зоны три
взаимодействовать со связующим на опережение блока (прыжок нападающего
опережает начало передачи на удар). Таких нападающих называют игроками
«первого темпа» и им чаще поручается начало тактической комбинации, в
которой они своими действиями сковывают действия центрального
блокирующего противника. Главным оружием таких игроков в атаке является
нападающий удар «на взлете» или с короткой передачи.
Индивидуальные действия игрока являются частным выражением
командных действий [1, 6, 27, 30].
Игрок может угрожать сопернику и оказывать на него психологическое
давление сменой способа подачи, может нарушать стройную систему защиты
разнообразными ударами на точность, сильными, тихими, обманными и т.п.,
вторых передач на удар.
Основным тактическим средством ведения борьбы с игроками соперника в
волейболе является нападающий удар. Нападающим ударом заканчивается
большинство тактических комбинаций, поэтому индивидуальное тактическое
мастерство нападающего имеет особое значение [3, 4, 13, 20, 23].
Уровень индивидуальной тактики игрока полностью зависит от его
22степени технического мастерства. Чем выше и разнообразнее техника игрока,
тем выше уровень его тактического совершенства и наоборот [1, 4, 11, 28].
Выполняя подачу, игрок старается выиграть очко или затруднить
противнику прием и организацию комбинационной атаки.
Чаще других используют планирующую подачу. Индивидуальная тактика
строится на четком понимании, куда подавать в данный момент игры.
Благодаря точности и силе удара по мячу волейболист старается
направить мяч в наиболее уязвимое место на площадке противника – на игрока
слабо владеющего приемом подачи, на игрока, выдавшего на замену, в зону
выхода связующего. Результативность подачи возрастает, если она будет
неожидаемой для противника. Этого достигают сменой способа подачи,
изменением траектории планирующей подачи и дополнительным вращением
мяча при других способах подачи.
Степень ведения передачей обуславливает успешность применения любой
системы нападения. Основная цель игрока, выполняющего передачу – создать
партнеру как можно лучшие условия для продолжения тактической комбинации
или завершения атаки. Одновременно преследуют цель затруднить действия
блокирующих противника. Грамотное выполнение передачи возможно только
при правильной оценке обстановки, что в свою очередь определяется уровнем
тактического мышления и быстротой ориентировки на площадке. Для этого
передающий игрок внимательно наблюдает за игрой своей команды и
действиями противника. Он исходит из того что передача на удар адресуется
партнеру с возможной точностью, что для решающего удара в первую очередь
используется нападающий, который в данный момент находиться в наиболее
выгодной позиции и активно действует в игре. Для успешной комбинационной
игры ему необходимо варьировать расстояние, высоту и скорость передачи, а
также постоянно подкреплять свои действия отвлекающим движением.
Таким образом, обзор литературных источников показывает, насколько
23велико значение индивидуальных тактических действий в спортивной
тренировке волейболистов, так как при помощи индивидуальных тактических
действий решаются почти все вопросы групповой и командной тактической
подготовки.
Глава 2. Цели, задачи, методы, организация исследования
2.1. Цели и задачи исследования
Целью данной работы является повышение эффективности атакующих
действий, за счёт оптимизации первого шага нападения.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие
задачи:
1)
Определить наиболее оптимальное местоположение связующего
игрока, при выполнение второй передачи для нападающего удара.
Выявить возможность использование различных типов передач
2)
исходя из оптимального местоположения связующего игрока.
243)
Разработать методику совершенствование приёма мяча после
различных видов подач в определённое место и в педагогическом
эксперименте обосновать её достоверность.
Для реализации поставленных задач использовались следующие
методы:
1) Анализ научно методической литературы.
2) Анкетирование.
3) Педагогическое наблюдение за выполнением технических приемов
игры в условиях соревнований;
Педагогический эксперимент;
4)
2.2. Методы исследования
2.2.1. Метод анкетирования
Аналогичным образом широкое применение в научной практике имеет
метод анкетирования. Он применяется при изучении и анализе вопросов
методики обучения технике, обобщения опыта ведущих волейболистов.
Вопросы в анкетах подобраны таким образом, чтобы лучше изучить и
получить более общее представление о значимости изучаемой нами
проблематики для практики волейбола:
25Для того чтобы определить: оптимальное местоположение связующего
игрока выполняющего вторую передачу для нападающего удара по мнению
игроков и тренеров. (Приложение 1).
2.2.2. Метод педагогического наблюдения
При исследовании способов, вариантов и эффективности технико
тактических действий во время соревнований часто применяется метод
педагогических наблюдений. Данные нашего наблюдения были занесены в
протоколы, в которых мы регистрировали такие характеристики, как:
Местоположения связующего игрока выполняющего вторую передачу для
нападающего удара в командах различной квалификации.
2.2.3. Методы математической статистики
Для обработки полученных данных исследования рассчитывались
основные показатели вариационного ряда (среднее арифметическое,
стандартное отклонение и коэффициент вариации). Взаимосвязи между
показателями оценили с помощью коэффициента корреляции БравэПирсона,
кроме того, рассчитывали линейные уравнения регрессии. Статическая
значимость различий между средним значениями оценивалась с помощью Т
критерия Стьюдента для связанных выборок.
2.2.4. Педагогический эксперимент
В нашем исследовании применялся широко распространенный в настоящее
время педагогический эксперимент для изучения возможности и правомерности
применения данных нашего исследования на практике. Метод педагогического
эксперимента — разработка специального комплекса методических приемов
26для совершенствования техникотактического действия «приёма снизу» на
основании результатов эмпирических исследований. Это помогает достичь
высокого уровня совершенства данного приема. С помощью метода
педагогического эксперимента мы смогли исследовать эффективность такого
комплекса. Для этого мы сформировали две группы по 7 человек:
Экспериментальная группа, которая использует разработанные нами
комплекс методических приемов для совершенствования приёма снизу в учебно
тренировочном процессе;
Контрольная группа, которая применяет стандартные методики в
тренировочном процессе.
Длительность педагогического эксперимента — 2 месяца.
Каждое учебнотренировочное занятие продолжалось 2 часа и
проводилось пять раз в неделю.
2.3. Организация исследования
Исследование было организовано в 3 этапа в Москве в период с января
2014 года по март 2015.
На первом этапе исследования (с января 2014 по март 2015) был
27проведен анализ научнометодической литературы, анкетирование и
педагогическое наблюдение с целью определить: наиболее оптимальное
местоположение связующего игрока;
типа в игровом процессе. Задача на данном этапе реализована при помощи
использование передач различного
методов педагогического наблюдения, анкетирования.
Опираясь на классификации вторых передач и исходя из полученных
данных, анкетирования и наблюдения по выявлению предпочтения
местоположение связующего игрока, которому адресуется мяч при приёме
подачи. Нами были определенны все типы вторых передач, которые может
использовать команда нападения.
2 этап исследования Проведено тестирование контрольно
экспериментальной группы в которую входит по 7 человек уровня кандидата в
мастера спорта, с целью определить эффективность приёма мяча после подачи
различных типов. Каждый испытуемый выполнял по 10 приёмов всех типов
подач в мишень находящуюся между 2 и 3 зоной диаметром 1м.
Исходя из полученных данных нами были подобраны средства
направленные на совершенствование приёма мяча после различных типов подач
для адресования его в определённую зону и разработана методика приёма мяча.
3 этап исследования включал педагогический эксперимент.
С целью проверки эффективности применения упражнения для
совершенствования техникотактического действия «приёма снизу» «был
проведен педагогический эксперимент в период с 1 октября 2014 по 29 декабря
2014. В эксперименте участвовали юношиволейболисты в возрасте 2224 года
(экспериментальные и контрольные группы по 3 человек в каждой).
Игроки экспериментальной группы выполняли специальную
тренировочную программу после подготовительной части в течение 15 минут.
Программа направлена на обучение и совершенствование техникотактического
28выполнения приёма снизу для второй передачи. Остальные игроки
тренировались на основе общепринятой программы.
Затем игрокиволейболисты из экспериментальной группы тренировались
с волейболистами контрольной группы до конца учебнотренировочного
занятия.
Итоги педагогического эксперимента оценивались по специально
разработанным контрольным тестам в начале и конце эксперимента. Тесты
включали в себя создание модельных условий соревновательной деятельности.
29Глава 3. Анализ и интерпретация результатов исследования
3.1. Предпочтительное местоположение связующего игрока при
выполнение им разных типов вторых передач.
Для выявления наиболее оптимального местоположения связующего
игрока были опрошены 18 тренеров и 25 игроков. Данные представлены ниже в
таблице №1.
Оценка местоположения связующего игрока команды по
социометрической шкале.
Респонд
енты
Местополо
жение
Тренер
ы (18)
Игроки
(25)
2 зона
3 зона
2/3 зона
2 зона
3 зона
2/3 зона
Очень
высокая (7
Высокая
(6
баллов)
7/49
18/126
21/147
баллов)
4/24
3/18
8/48
Скорее
высокая
(5 баллов)
5/25
8/45
11/55
4/20
Средняя
(4 балла)
9/36
13/52
6/24
Таблица №1
Скорее
низкая (3
Низкая
(2
Очень
низкая (1
X
средне
балла)
балла)
балл)
4/12
7/14
1/1
е
4,7
6,2
7
3,8
5,1
6,7
Из данной таблицы видно, что наиболее оптимальным местоположение
является 2/3 зона. Как показал опрос респондентов, тренеры считают, что 2 зона
имеет среднее значение (4,7 балла), 3 зона имеет высокое значение (6,2 балла).
2\3 зона имеет очень высокое значение (7 баллов), значит наиболее оптимальным
местоположением, тренеры считают 2\3 зону или 3 зону. Игроки среднее
значение отдали 2 зоне (3,8 балла). 5,1 балла (скорее высокое значение) игроки
отдали 3 зону. Самое высокое значение имеет 2\3 зона (6,7 баллов).
Следовательно, игроки также оценили 2\3 зону как наиболее оптимальным
местоположением связующего игрока. Таким образом, проанализировав таблицу
и посчитав средние значения по каждому параметру шкалы, мы можем сделать
вывод, что игроки и тренеры отдают предпочтение местоположению 2/3 зоне.
30Диаграмма №1
Примечание:
1 (тренеры и игроки вторая зона);
2 (тренеры и игроки третья зона);
3 (тренеры и игроки между второй и третьей зоной);
Из данных опроса респондентов таблицы №1 местоположение связующего
игрока между второй и третьей зоной является наиболее и предпочтительным.
Из вышеприведенных данных можно сделать следующее заключение:
местоположение связующего игрока между 2 и 3 зоной является наиболее
предпочтительным и эффективным для развития атакующих действий команды.
313.2 Наблюдение местоположения связующего игрока в игре на основе
просмотренных видеозаписей.
Местоположение связующего игрока после первого шага нападения в
командах различной квалификации.
Таблица №2
Квалифика
Количество
Местоположение
ция
Способ
наблюдений.
2 зона
3 зона
Между 2й и 3й зоной
4 зона
МС
I разряд
II разряд
250
225
200
42/16,8
55/22
39/15,6
68/27,2
57/22,8
63/25,2
128/51,2
104/41,6
82/33,2
Х сред. (%)
18.1
25,6
42
12/4,8
9/3,6
16/6,4
4,9
Примечание:
Всего было просмотрено 50 игр.
Из данных таблицы наиболее часто используемым местоположением у
мастеров спорта является между 2й и 3й зоной (51,2 %), и игроками I разряда
— (41,6 %), у игроков II разряда — (33,2 %). Процент адресования приёма в 4
ю зону совсем низок (4,9 %) . С ростом квалификации растёт предпочтение
приёма мяча на границы 2й 3 й зоны.
32Оценка местоположение связующего игрока после первого шага нападения.
Диаграмма №2
3.3 Характеристики второй передачи
Чередование передач по направлению и длине позволяет использовать для
атаки всю игровую часть сетки, и дает возможность атаковать в различных
зонах.
В научно – методической литературе достаточно полно описаны варианты
таких передач, разработана их классификация [5,7], сводные данные
представлены ниже в таблице 4.
33Классификация вторых передач
Таблица № 3
Передачи
Длинные
Короткие
Укороченные
зоны адресования
через зону
в соседней зоне
в своей зоне
длина (м)
5 – 7
2 – 4
1 – 2
высота (м)
высокая
(свыше 2 м.)
средняя
(до 2 м.)
низкая
средняя
низкая
(до 1 м.)
(до 2м.)
(до 1 м.)
время (с)
1.4 – 1.6
0.9 – 1.0
0.4 – 0.5
0.7– 0.9
0.3 – 0.5
1) Из таблицы видно, что существуют передачи: укороченные – средние,
время полета мяча 0.70.9 секунд; укороченные – низкие время полета мяча 0.3
0.5секунд; короткие – низкие 0.40.5секунд; короткие средние 0.91.0 секунд;
длинные высокие 1.4 1.6 секунд.
2) Самые быстрые типы передач – это укороченные низкие и короткие
низкие. Самой медленной передачей является – длинная высокая.
Чередование передач по направлению и длине позволяет использовать для
атаки всю игровую часть сетки, и дает возможность атаковать в различных зонах
и точках этих зон.
344 зона 3 зона 2 зона
Рис №8
Опираясь на классификацию типов вторых передач и исследование
местоположения связующего игрока, мы можем определить весь каталог
возможных передач, которые могут быть использованы в игровом процессе.
Каталог возможных передач при расположении связующего игрока на
границе между 2 и 3 зоной.
Каталоги передач
Передача
Короткая (средняя)
Короткая (низкая)
Укороченная (средняя)
Укороченная (низкая)
Таблица №4
время
0.9 – 1.0 (сек)
0.4 – 0.5 (сек)
0.7– 0.9 (сек)
0.3 – 0.5 (сек)
353.4 Эффективность приёма мяча после подач различных типов.
Проведено тестирование контрольной и экспериментальной группы в
которую входило по 7 человек уровня кандидата в мастера спорта, с целью
определить эффективность приёма мяча после подачи различных типов. Каждый
испытуемый выполнял по 10 приёмов рассмотренных типов подач в мишень
находящуюся между 2 и 3 зоной диаметром 1м.
Тестирование эффективности приёма мяча до эксперимента (%)
Таблица №5
Группа
Планирующа
я
Подачи
Скоростная
Экспериментал
ьная
Контрольная
55/77
58/81.2
49/68.6
51/71.4
Точная
67/93.8
69/96.6
X
средне
е
57
59.3
Анализ эффективности приёма мяча до эксперимента
Диаграмма №3
36Как видно средний результат эффективности контрольной и
экспериментальной группы примерно одинаков ( экспериментальная 57%,
контрольная 59.3%), что говорит о примерно равном техникотактическом
мастерстве игроков.
Опираясь на полученные данные нами были подобраны средства
направленные на совершенствование техники «приёма мяча» после различных
типов подач для адресования его в определённую зону и разработана методика
использование этих средств, которая апробировалась в педагогическом
эксперименте Экспериментальная группа занималась по предложенной нами
методике, в течение 15 минут каждую тренировку, после чего продолжалась с
контрольной группой.
Для проверки правомерности, после педагогического эксперимента, мы
провели повторное тестирование с соблюдением всех условий.
Данные представлены ниже:
Тестирование эффективности приёма мяча после эксперимента (%)
Таблица №6
37Группа
Планирующа
я
Подачи
Скоростная
Экспериментал
ьная
Контрольная
66/89.6
62/86.8
59/79.8
55/77
Точная
70/98
67/99.4
X
средн
ее
65
61.3
Анализ эффективности приёма мяча после эксперимента.
Диаграмма №4
Для определения правомерности предложенной нами методике мы сравнили
данные тестирования до и после эксперимента.
Межгрупповые сдвиги, по результатам педагогического эксперимента (%)
Таблица №7
38до эксперимента
после эксперимента
сдвиг
Экспериментальная группа
57
65
8
Контрольная группа
59.3
61.3
2
Диаграмма №5
Как видно из таблицы прирост в экспериментальной группе составил 8%, а
контрольной 2%, что на 6% выше, этого говорит о том что предложенная нами
методика совершенствования «приёма мяча» более эффективна, чем та которая
использовалась в контрольной группе.
39Выводы
Определено наиболее оптимальное местоположение связующего игрока,
при выполнение второй передачи. (Таблица 1,2)
Выявлено возможные типы различных вторых передач исходя из
оптимального местоположения связующего игрока.
(Таблица 3,4)
Разработана методика совершенствования приёма мяча после
различных видов передач в определённое место на площадке.
40Список использованной литературы
1)Аврамова Н.В. Вариативность двигательных действий волейболисток
Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский тренер:
журнал в журнале. – 2012. – с. 4146.
2)Аврамова Н.В. Формирование способности к прогнозированию
двигательных действий волейболисток 1517 лет. – Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. –
2012. – с. 3436 .
3)Айриянц А.Г. и др. Волейбол. Учебник для институтов физкультуры. – М.
– Физкультура и спорт. – 1968. – 213 с.
4)Алексеев Е.В. Эталоны мастерства. – Спортивные игры. – 1967. – №1. – с.
8 7.
5)Амалин М.Е., Шилов О.С. Методика оценки соревновательной
деятельности в спортивных играх. – Теория и практика физической культуры. –
1980. – №9. –с.1922.
6)Алиханов С.И. О биомеханических закономерностях нападающего удара
в связи с травматизмом коленных суставов у волейболистов. – Теория и
практика физической культуры. – 1970. – №2. – с. 5862.
7)Андреев В.И. Эффективность изменения целевой направленности
нападающего удара в безопорном положении // 6 Всероссийская научно
практическая конференция «Совершенствование подготовки кадров в области
физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального
образования в России», 1113 марта 2008 г.: тез. Докл. /Федер. агенство по физ.
культуре и спорту. – М. – 2008. – с. 160162.
8)Ахмеров Э.К. Исследования приспособительной изменчивости движений
и совершенствование методики обучения нападающему удару в волейболе. – М.
–1976. –28 с.
419) Аунин Х.К. Об оценке соревновательной ситуации и ее последствий у
волейболистов – Тарту. –1978. –18 с.
10)Ахмеров Э.К., Канэас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нар. Асвета. –
1981. – 72 с.
11)Барыбина Л.Н. Характеристика психофизиологических показателей
студентов различных спортивных специализаций / Л.Н. Барыбина, Ж.Л.
Козина //Физическое воспитание студентов. – 2010. – №4. – с. 3847.
12)Биомеханические основы совершенствования техники выполнения
прямого нападающего удара у игроков студенческих волейбольных команд /
Л.В. Капилевич (и др.). – Теория и практика физ.культуры. – 2008. – № 7. –с. 8
13.
13)Боханов Г.С. Тренажеры для волейбола. – Физическая культура в школе.
–2008. –с. 6364.
14)Булыкина Л.В. Особенности волейбола. –Детский тренер. –2008. – с.55
62.
15)Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической
культуры. Под редакцией Беляева А. В., Савина М.В. – М.: «Физкультура,
образование, наука». –2000. – 368 с.
16)Гаврилов В.И. Электрогониометрия как метод срочной информации
навыка нападающего удара и блокирования в волейболе при формировании и
совершенствовании двигательных актов. В сб. материалы ХХV научно
методической конференции по физическому воспитанию студентов Ленинграда.
Л.Л.Г.У. –1975. –с. 117118.
17) Горбачев Е.А., Щуровский Б.М. Шире использовать вспомогательные
снаряды в тренировке волейболистов. – В кн.: Настоящее и будущее волейбола.
–М. –1963. –с. 212239
18)Голомазов В.А. Волейбол. –М.:Физкультура и спорт. –1954. – 153 с.
19)Гурова В.В. Скрытая доклиническая предпатология у спортсменов:
42результаты предвар. исследований / В.В. Гурова// Физкультура в профилактике,
лечении и реабилитации. – 2009. – № 2. – с. 2829.
20)Гурьев А.А. Методика специальной физической тренировки мышц шеи
для повышения вестибулярной устойчивости волейболистов. Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. –2008. –№5. –с. 75.
21)Довбыш В.И., Баранец П.А., Ермаков С.С. Совершенствование
технической подготовленности волейболистов методами круговой тренировки //
Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – Харьков:
ХГАДИ (ХХПИ). –2009. – №2. – с. 20.
22)Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. М.: Физкультура и спорт. –
1978. – 224. – с. 85.
23)Железняк Ю.Д. Специальное оборудование для технической
подготовки. – В кн.: Основы волейбола. –М. –1979. –с. 3839.
24)Железняк Ю.Д. Техническая подготовка волейболистов: (учебн. пособ.
для итов физической культуры. – Смоленск. –1974 . – с. 62.
25)Захариев Д. Исследование и анализ выбора места для прыжка при
построении блокирования в волейболе. – Международная федерация волейбола.
Официальный бюллетень, декабрь 4546. –1968.– с. 1827.
26)Ивойлов А.В. Волейбол. Очерки по биомеханике и методике
тренировки. – М.: Физкультура и спорт. –1981 – с.152.
27)Ивойлов А.В., Якушев А.Н. Волейбол. – М.: Высшая школа. – 1957. –
171 с.
28)Игнатенко Т.С. Эффективность занятий по волейболу студентов
технического вуза. – Теория и практика физ.культуры: тренер: журнал в
журнале. –2008. –с. 54.
29)Карх Д. Уместная адаптация: правила игры в миниволейбол / Дмитрий
Карх, Евгения Федина, Ирина Федотова // Спорт в школе – Первое сентября. –
2012. – № 3. – с. 1417.
4330)Калачев Д. Работа над ошибками: о возмож. проблемах при обучении
волейболу. – Спорт в школе. –2012. – с. 2023.
31)Карягдыев К.С. Средства и методы повышения уровня и стабильности
игровых действий волейболистов в защите. – М. –1981. – с. 21.
32)Каширин В.А. Основные направления совершенствования ловкости у
волейболистов массовых разрядов. –Теория и практика физ. культуры. –2008. –
с. 2125.
33)Каширин В.А. Структурный подход к развитию ловкости у
волейболистов / В.А. Каширин, А.В. Бурцев, Л.Д. Назаренко. – Ульяновск :
УлГПУ. –2010. –132 с.
34)Климов С.Е. Дворовый спорт. – М.: Сов. Спорт. –2008. –163 с.
35)Корнилов А.Н. Содержание специальной физической подготовки
профессиональных волейболистов в соревновательном периоде. – Теория и
практика физ.культуры. –2012. –с.511.
36)Кувшинников В.Г. Технические средства обучения и контроля в игровых
видах спорта: на примере волейбола/ В.Г.Кувшинников// 12 международный
научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт
для всех», 2628 мая 2008 г.: материалы/ Рос. гос. унт физ. культуры, спорта и
туризмы. – М., 2008. – Т.3. – с.257258.
37)Лавриненко И.М. Комплексная методика рекреационных занятий для
женщин 3535 лет / И.М. Лавриненко, О.Е. Лихачев// Теория и практика физ.
культуры. – 2009. –№ 2. – с. 18.
38)Леганский В. На экраневолейбол: урок для старшеклассников. –Спорт в
школе. –2009. –с. 2730.
39)Лепешкин В.А. Оптимизация обучения волейболу. – Физическая
культура в школе. – 2008. –с. 1725.
40)Люлина Н.В., Лапыгина О.В. Влияние занятий различными видами
спорта на уровень развития двигательных способностей студентов факультета
44физической культуры. – Харьков. –2009. –с. 8996.
41)Медведев В.В. Временные параметры блокирования в волейболе в
зависимости от состояния тренированности. В кн.: Тезисы докл. IV Всесоюзн.
совещ.по вопросам психологии физ.воспитания и спорта. Тбилиси. –1967. –с.17
18.
42)Методика обучения игре в волейбол: метод. пособие для студентов фак.
физ. Культуры /разраб. В.Ю.Шнейдером. –М.: Олимпия: человек. –2008.с. 54.
43)Мисиньш И.Я. Исследование динамики развития прыгучести у
волейболисток. – Тарту. –1973. – 30 с.
44)Митусова М.А. Показатели физической работоспособности юных
волейболисток с нарушениями процессов реполяризации / Минтусова М.А.//
Всероссийский форум "Молодые ученые 2010" : материалы. – М. – 2010. – с.
149150.
45)Никитин С.Е. Взаимосвязь показателей физических качеств и
физического развития у школьников, занимающихся волейболом. –Теория и
практика физ.культуры. –2012. – с. 37.
46)Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование:
метод.пособие /подгот. А.В.Беляевым. –М.: Олимпия: человек. –2008. –с. 3441.
47)Осколкова В.А., Сунгуров М.С. Волейбол. – М.: Физкультура и спорт. –
1961. – 293 с.
48)Пахомов С.И. Состав средств и методы их применения при обучении
технике приема мяча юных спортсменов 1113 лет (на примере волейбола) /
Пахомов Серафим Иванович. – РГУФКСиТ. – М. –2009. – 69 с.
49)Персон Р. С. Методика электромнографического исследования. –В
кн.:Электромиография в исследованиях человека . –М. –1969. –с. 1129.
50)Подольская Т.В. Теория и методика волейбола: учеб. прогр. для
слушателей фак. повышения квалификации вузов физ. культуры/
Т.В.Подольская. – Моск. гос. акад. физ. культуры, каф. теории и методики
45спортив. игр. – Малаховка: [МГАФК]. – 2010. – 37 с.
51)Правдин В.А. и др. Волейбол – игра для всех – М.: Физкультура и спорт.
– 1966. – 168 с.
52)Проломова М.В. Влияние сенсорных систем на техническую
подготовленность юных волейболисток на этапе начальной специализации / М.В.
Проломова, И.Н. Алешин, Т.В. Глебко // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка: детский тренер: журнал в журнале. – 2008. – с. 3739.
53)Сидаш, А. Л. Использование локальных отягощений для повышения
точности верхней передачи волейболистами / А.Л. Сидаш // Теория и практика
физической культуры. –2012. – № 1. –с. 7980.
54)Смирнов В.В. Динамика модельных характеристик ведущих
спортсменов и сборных команд в пляжном волейболе / В.В. Смирнов, П.В.
Коляго, В.В. Костюков // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – с. 60.
55)Спортивные игры: совершенствование спортивного мастерства:
учебник / [Ю.Д. Железняк и др.], под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 4
е изд. – М.: Академия. –2010. –396 с.
56)Стех М., Смульский В.Л. О взаимосвязи соматических характеристик
волейболисток разного уровня подготовленности с рейтинговой оценкой уровня
их спортивного мастерства // Физическое воспитание студентов творческих
специальностей : сб.научн.тр.под ред. проф. Ермакова С.С. – Харьков: ХГАДИ
(ХХПИ). –2008. – №6. – с. 105110.
57)Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике. Под общ. Ред.
В.Г.Алабина и М.П.Кривоносова. –М.: Физкультура и спорт. –1976. – 272 с.
58)Трифан А.Н. История становления волейбола на Закарпатье. Второй
этап (19451990 гг.) . –2008. –с. 6580.
59)Тюпа В.В. Исследование внутрицикловых биомеханических
характеристик спринтерского бега. – М. –1978. – 24 с.
60)Усков В.А. Метод исследования структуры психомоторного действия
46спортсменов. – Спортивный психолог. –2009. – с. 6166.
61)Физическое воспитание студентов творческих специальностей: Сб.
научн. трудов под ред. С.С. Ермакова. – Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2008. – с.33
45.
62)Фурманов А.Г. Волейбол. Изд.: Современная школа. –2009. –240 с.
63)Чистяков Н.Е. Формирование умений по коррекции техники выполнения
двигательных действий в волейболе у студентов вузов физической культуры /
Н.Е. Чистякова// Теория и практика физ. культуры: журнал в журнале. – 2008. –
с. 43.
64)Чистякова Н.Е. Оценка результативности методики формирования
специальных умений тренера по волейболу у студентов вузов физической
культуры / Н.Е. Чистякова, И.Н. Алешин// Теория и практика физ. культуры:
журнал в журнале. –2008. – с. 4851.
65)Шарапова А.А. Исследование специфики формальных и неформальных
взаимодействий в спортивной команде волейболисток ДЮСШ / А.А. Шарапова,
Т.А. Маркина// Сборник трудов ученых РГУФКСиТ : материалы науч. конф.
проф.преподават. и науч. состава РГУФКСиТ (Москва, 28 февр. –2 марта 2007
г.) / Рос. гос. унт физ. культуры, спорта и туризма. – М. –2009. – с. 164168.
66)Эйнгорн А.Н. Типичные ошибки при блокировании в волейболе. –
Спортивные игры. –1964. – №3. –207 с.
67)Fieldler M. y otros. Voleibol (traduccion del aleman). – La Habana. –
Editorial Pueblo y educacion. – 1974. – p 258.
68)Интернет ресурсы.
47Практические рекомендации
При положительном завершения первого шага нападения между зонами 2 и
3, необходимо использовать вторую передачу типа «короткая низкая», что
позволит снизить возможность организации группового блокирования
обороняющейся команды
48Приложение 1
УВАЖАЕМЫЙ УЧАСТНИК ОПРОСА!
Мы просим Вас принять участие в работе по изучению. Вам нужно будет
ответить на несколько вопросов. Ваше мнение важно для исследования. Данные
будут представлены в обобщенном виде и будут положены в основу результатов
и выводов нашего исследования. Конфиденциальность ответов на все вопросы
гарантируется. Все результаты будут использоваться только в научных целях
Если Вы согласны принять участие в исследовании, то приступайте к
заполнению методики.
. ____________________________________________________________
Возраст _________ Тренер/игрок (нужное подчеркнуть)
Инструкция: В таблице даны местоположения связующего игрока. Обозначьте
эффективность каждой зоны, поставив галочку в нужном квадрате (например, 3
зона средняя эффективность, между 2 и 3 зоной – очень высокая
эффективность и так далее).
Оценка местоположения связующего игрока выполняющего вторую передачу
для нападающего удара по социометрической шкале
Очень
высокая (7
баллов)
Высокая (6
баллов)
Скорее
высокая (5
баллов)
Средняя
(4 балла)
Скорее
низкая (3
балла)
Низкая (2
балла)
Очень
низкая (1
балл)
Приемы
обороны
2 зона
3 зона
между 2 и
3 зоной
49Приложение 2
Местоположение связующего игрока после первого шага нападения в
командах различной квалификации.
Квалифи
Количество
Местоположение
наблюдений.
2 зона 3 зона
Между 2й и 3й зоной
4 зона
кация
Способ
МС
I разряд
II разряд
Х сред.
50Приложение 3
Упражнения, применяемые в экспериментальной группе в ходе
педагогического эксперимента.
1.Исходное положение: игрок№1 находится в зоне№1 с одной стороны
площадки, с другой стороны площадки игрок№2 выполняет 10 планирующих
подач в игрока №1. Задача: Выполнить приём между 2 и 3 зоной.
2.Тоже самое, но после каждой подачи игрок№1 выполняет падение на грудь.
3.Тоже самое, но после каждой подачи игрок №1 выполняет кувырок
вперёд/назад. Задача: Выполнить приём между 2 и 3 зоной.
4. Исходное положение: игрок№1 находится в зоне№1 с одной стороны
площадки, с другой стороны площадки игрок№2 выполняет 10 точных подач в
игрока №1. Задача: Выполнить приём между 2 и 3 зоной.
5. Тоже самое, но перед каждой подачей игрок №1 выполняет ускорение к 3х
метровой линии и спиной возвращается к первоначальному местоположению.
Задача: Выполнить приём между 2 и 3 зоной.
6. Исходное положение: игрок№1 находится в зоне№1 с одной стороны
площадки, с другой стороны площадки игрок№2 выполняет 10 силовых подач в
игрока №1. Задача: Выполнить приём между 2 и 3 зоной.
7. Тоже самое, но перед каждой подачей игрок №1 выполняет приставные шаги
вправо/влево поочерёдно. Задача: Выполнить приём между 2 и 3 зоной.
8. Исходное положение: игрок№1 находиться на тумбе в зоне №1, игрок №2
также находиться на тумбе в зоне№5, поочерёдно выполняют нападающие удары
в игрока№3, который находиться в зоне №1 на другой стороне площадки, задача
игрока№3 выполнить точный приём между зонами 2 и 3.
9. Тоже самое, но удар в игрока№3 планирующий.
10. Тоже самое, но удары игроками №1 и №2 разные, игрок №1 выполнят
нападающий удар, а игрок № 2 выполняет планирующий удар.
5111.Тоже самое, но игрок№3 стоит в зоне№6.
12. Тоже самое, но игрок находиться в зоне№5.
52