Приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках информатики
Автор: Еноткин Андрей Александрович
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 74» г. Новосибирска
Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Активизацию можно определить, как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Развивать познавательные способности учащихся - это, значит, формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает "удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата” (Б.И. Додонов).
Ученику тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что "интерес” (по И. Герберту) – это синоним учебной мотивации.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке достигается за счет опоры на жизненный опыт.
· Методы стимулирования учащихся в учебной деятельности выделяют в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых, многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала.
Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда он превращается в мотив, т. е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает нетолько под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей.
· Чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности — словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, а также методы самостоятельной учебной работы под руководством учителя.
· Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость.
· Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно- поисковые методы в том случае, когда доступны для самостоятельного разрешения.
· Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если учащиеся обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.
В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключается глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.
Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка.
По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практически никому из учителей не удается уйти от использования отметки как стимулирующего средства, и потому необходимо стремиться делать это наилучшим образом. Любой педагог тонко чувствует влияние его отметки на учащихся, улавливает те моменты, когда можно немного ее завысить с целью поддержки и поощрения.Положительная мимическая реакция педагога или лаконичное одобрение – это совсем не мало. Приветливое и радушное лицо педагога – существенный вклад в формирование учебной мотивации школьников.
Создание ситуации успеха
Преподаватель, использующий на уроке инновационные, творческие приемы решения учебных задач, в психологическом плане "заражает" своих подопечных восприятием школьного урока. Они начинают чувствовать себя не как присутствующие на обязательном занятии, а как участники заседания интеллектуального клуба знатоков, раскрывающего перед ними уникальные возможности познания мира.
Данный метод направлен на укрепление веры учащегося в себя, но требует от педагога больших усилий, чем просто использование какого-либо поощрения. Это может быть особая помощь ученику в подготовке уроков, предоставление выигрышного материала для выступления на уроке (реферата, доклада), предварительная подготовка ученика к восприятию сложной темы, организация помощи со стороны сильного ученика и т. п.
Очень стимулирует учащихся принцип открытых перспектив, который открывает всем школьникам дорогу к успеху в учебе. Исходя из данного принципа, любому ученику в любое время позволительно исправить свою отметку. Этот подход возможен, когда почти на каждом уроке ученики сообщают о своем успехе, т. е. на каждом уроке все ученики опрашиваются и получают отметки. Если же наполнение отметок в журнале небольшое, то такой подход снизит интенсивность работы учащихся, которые могут рассуждать следующим образом: "Если вызовут, и я получу плохую отметку, то я ее исправлю. Поэтому можно не всегда готовить уроки". В такой ситуации учащиеся вряд ли будут готовиться к каждому уроку.
Таким образом, принцип открытых перспектив лучше стимулирует учебную деятельность учащихся, когда на каждом уроке каждый ученик имеет возможность ответить или выполнить то или иное задание педагога.
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес.
Установлены общие закономерности действия интереса в обучении:
1) Зависимость интересов учеников от уровня и качества их знаний, сформированности способов умственной деятельности (т.е., чем больше знаний у ученика имеется по определённому предмету, тем выше его интерес к этому предмету).
2) Зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов в работе, используют:
· связь практического применения знаний с жизнью (походы, экскурсии, опыты);
· взаимообучение (в парах, микрогруппах);
· тестирование знаний, умений (тесты, олимпиады, конкурсы);
· соревнование;
· создание ситуации успеха (на уроке и во внеурочной деятельности);
· создание положительного микроклимата в классе;
· доверие к ученику;
· проблемное обучение, использование новых нетрадиционных форм обучения.
· информационные средства обучения (дистанционные олимпиады, конкурсы, викторины; создание презентаций и проектов; составление портфолио ученика; использование медиаучебников в учебном процессе, электронных энциклопедий).
Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия:
Стимулирование
Стимулировать, в современном понимании значит подталкивать,побуждать ученика к чему-либо. Учение для школьника - трудное занятие. Одного лишь понимания того, что надо учиться, не достаточно. В этом случае всё решают правильно подобранные и применённые стимулы:
1. Опирайтесь на желания. Чего хочет ученик? - Главный вопрос для учителя. Не нужно его переделывать, а лишь изменять направленность устремлений, не совпадающих с целями обучения.
2. Сравнивайте, приводите примеры.
3. Заставлять учеников страстно чего-то пожелать.
4. Пытайтесь понять, т.е. прощать.
5. Говорите о том, что интересует детей. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомлённость в некоторых вопросах.
6. Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Не упрекайте его за невыполненное обещание. Лучше ободрите и помогите принять реальное, выполнимое намерение.
7. Поощряйте желание добиться признания. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания. Это дети с заниженной самооценкой. Их подгоняет высокий уровень притязаний. Наша задача помочь обрести ребёнку уверенность в себе. Для этого беседуйте с ним наедине, показывайте его достоинства, достижения, хотя и маленькие, хвалите его за любые ответы, делайте меньше замечаний и записей в дневнике.
8. Признавайте достоинства. Вызывайте у ребёнка энтузиазм и развивайте всё, что есть в нём лучшего, с помощью признания его достоинств.
9. Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим ученикам, но и всем кто проявляет старание в учебной работе.
10. Стимулирование требованием. Говорите иногда «надо». К этому обязательно придавайте личностную направленность.
11. Используйте мнимые «запреты». Дети любят поступать вопреки указаниям. Вот здесь используется приём «запрета» на выполнение работы. Чтобы повысить качество работы «тормозите» желание, сдерживайте порыв, добиваясь тщательного выполнения дел.
12. Давайте ученику шанс. Дайте ребёнку понять, что вы верите в его способности справиться с поставленной задачей, и он будет добиваться успеха.
13. Обращайтесь к самолюбию. Говорите, чтобы дети любили себя, уважали, гордились собой, своими маленькими достижениями.
14. Показывайте достижения. Большинство детей любит слушать, когда о них говорят приятные вещи. Детям важно знать на сколько они продвинулись, на что ещё надо уделить внимание.
15. Хвалите. Похвала должна проявляться спонтанно, в процессе деятельности или общения.
16. Критикуйте сопереживая. («Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше».)
17. Создайте хорошую репутацию своим ученикам. Присваивайте титулы, звания успешно работающим ученикам. Но и не забывать о слабоуспевающих детях - говорите лучшее в их адрес перед всем классом, родителями.
Приемы формирования мотивации к изучению информатики
Прием |
Пример применения на практике |
Апелляция к жизненному опыту детей |
При изучении тем по Базам данных можно привести следующую ситуацию - приобретение какого-либо товара. Вначале, вместе с детьми необходимо определиться с видом приобретаемого товара. Например, это будет монитор. Затем решается вопрос о его технических характеристиках (заметим еще одно преимущество такой беседы - дети незаметно для себя одновременно повторяют ранее изученный материал из темы «Аппаратное обеспечение ПК»). Далее необходимо рассмотреть все возможности приобретения монитора с характеристиками, названными детьми. Предлагаемые детьми варианты весьма разнообразны, но непременно прозвучит такой способ как поиск фирмы, специализирующейся на продажах оргтехники посредством сети Интернет. Таким образом, есть возможность поиска конкретной информации в базах данных, что, кстати, и является основной темой урока. |
Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов |
При изучении темы «Компьютерное моделирование физических процессов (9класс)». Можно проблемную ситуацию предложить на основе знаний полученных на уроках физики: «Каждый из вас не раз попадал под теплый веселый летний дождь. Или под осенний моросящий. Давайте попробуем рассчитать, какую скорость имеет около поверхности Земли капля, сорвавшаяся с высоты 1500-2000метров. На уроках физики вы пользовались формулой для расчёта скорости тела при его движении в поле силы тяжести, если начальная скорость была нулевая: V= , где (V- скорость; g- ускорение свободного падения; h-высота) В результате вычислений учащиеся получают число от 170 до 200 м/с. Это огромная скорость и капля, летящая с такой скоростью подобна пуле, ее удар пробивал бы насквозь даже зонтик, листья деревьев, прибивал к земле растения, разбивал стёкла окон, но этого не происходит. В чем дело? Парадокс налицо. Как его разрешить обычно интересно всем. Далее предлагается рассчитать скорость капли с учётом силы сопротивления в электронных таблицах Excel. Провезти анализ результатов вычислений в таблицах и сделать правильное заключение и выводы. Парадоксы хорошо использовать при изучении темы «Основы логики». Например, хорошо известный парадокс цирюльника: в небольшом городке цирюльник бреет всех, кто не бреется сам, и не бреет никого из тех, кто бреется сам. Кто бреет цирюльника? Преднамеренное создание проблемной ситуации возможно в формулировании темы урока. «Как измерить количество информации», на наш взгляд, гораздо интереснее унылого «Единицы измерения информации». «Как в компьютере реализуются вычисления» - в место: «Логические принципы работы компьютера». «Что такое алгоритм» - вместо обычного «Понятие алгоритма» и т.д. |
Ролевые и деловые игры |
Обычно деловые игры удобно проводить по решению задач экономического профиля. При изучении темы «Составление формул с относительными и абсолютными ссылками в электронных таблицах Microsoft Excel» в 9кл можно предложить урок в форме игры, где часть учащихся выступают в роли исполнителей, а часть в роли заказчиков. Тут кроме положительного успеха и достижении целей урока, стимулируется интерес к изучаемой теме через использование деловой игры. Имитационная модель. В только что построенных
двухэтажных коттеджах есть отопление, водоснабжение. Покупателям остается
только сделать косметическую отделку помещений. Строительная организация
начинает внутреннюю отделку дома, учитывая желания покупателей. Для этого у
строителей имеется план здания. Они должны рассчитать необходимые для таких
работ расходные материалы и соответствующие материальные затраты. На данном
этапе нужно определиться с необходимым количеством обоев, их видами и
стоимостью, а так же с оплатой за работу по оклеиванию стен обоями. Правила игры. Ведущий игры делит всех участников на пары. Один ученик принимает на себя роль заказчика ремонтных работ в своем доме, другой – подрядчика (или менеджера) из фирмы, которая осуществляет ремонтные работы коттеджей. Игрокам-заказчикам выдается пакет документов, содержащий план дома и инструкцию по ведению своей линии поведения. Игрокам-подрядчикам выдается пакет документов, содержащий образцы обоев с расценками и приблизительные цены на стоимость работ по оклеиванию стен обоями. На компьютере подрядчик в месте с заказчиком составляют и заполняют таблицу, которая поможет рассчитать количество расходных материалов и их стоимость. При заполнении таблицы подрядчик учитывает желания заказчика по поводу того, какие обои, в какую комнату наклеить. Также обговаривается стоимость работ по оклеиванию стен обоями. Подрядчик имеет цель подороже продать свои услуги, а цель заказчика – как можно меньше заплатить за предложенные услуги. Использование такой формы урока как деловая игра можно рассматривать как развитие ролевого подхода. В деловой игре у каждого ученика вполне определенная роль. Подготовка и организация деловой игры требует многосторонней и тщательной подготовки, что в свою очередь гарантирует успех такого урока у учащихся. |
Решение нестандартных задач на смекалку и логику |
Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу. Например, слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлт. Расшифруйте слово НУЛТХСЁУГЧЛВ, закодированное с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. (Ответ: Криптография - наука о принципах, средствах и методах преобразования информации для защиты ее от несанкционированного доступа и искажения)
|
Элементы занимательности |
При изучении темы «История развития компьютерной техники» дети обычно испытывают скуку, поэтому здесь целесообразно провести викторину «Верите ли вы, что…». Такой прием увлекает учащихся интересными вымышленными или реальными фактами. Верите ли вы, что… • Основатель и глава фирмы Microsoft Билл Гейтс
не получил высшего образования.
Конкурс «Ищи ответы в приведенном тексте». Детям раздаются тексты, в которых некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют, термины, связанные с информатикой и компьютерами. Например: «Этот процесс орнитологи называют миграцией» «Этот старинный комодему достался в наследство от бабушки» «Он всегда имел запас калькуляторов» Присутствие в презентации к уроку у младших школьников анимированных картинок в качестве сопровождения. |
Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. |
Проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, так и по самостоятельной разработке таковых. Например, изучив раздел "Тестовый редактор”, в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела, используя таблицу. Аналогичный вид работы можно проделать и с помощью электронных таблиц. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.