Приёмы художественного слова .Сравнение
Оценка 5

Приёмы художественного слова .Сравнение

Оценка 5
Документация
docx
русская литература
5 кл—11 кл
18.02.2022
Приёмы художественного слова .Сравнение
Приёмы художественного языка .Сравнение.docx

                ПРИЁМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА.СРАВНЕНИЕ.

         Существующая классификация приёмов художественного языка   делится на изобразительные и выразительные. Любой приём может быть и тем ,и другим, как могут перекрещиваться в речи и отдельные отграниченные категории и группы слов.

Наиболее общим разделением словесных приёмов является деление на изобразительные и выразительные. Приём будет изобразительным, если при его помощи восстанавливается в воображении наглядный облик явления, выразительным , когда он вместе с тем  больше рассчитан на эмоциональное восприятие.  В словах:

Бредёт в оглоблях серый конь

Под расписной дугой.

                                      Твардовский

дано предметное изображение явления. В словах::

Как зверь воровато,

Ползёт экскаватор.

                                            Безыменский

предметность сочетается и с особой выразительностью, предполагающей  уже некоторую способность восприятия отвлечённых свойств и признаков явления на основе уподобления чему-либо.

Рассмотрим выражение А.Толстого "талия , как у осы".Картинность и выразительность достигается путём особой формы сопоставления двух сходных или связанных явлений.

         Называя одно явление, характерные признаки которого неотрывны от его сущности или назначения(оса), мы восстанавливаем эту сущность и облик явления  в нашем представлении,  а ставя с ним рядом другое, ещё не познанное, и указывая не его сходство с первым, на его связь и ним или подобие, мы его познаём. На этом принципе сопоставления основано большинство приёмов художественного языка.

Сравнение

         Этот принцип является простым и наиболее распространённым.  Сравнение- непосредственное  сопоставление явлений, сходных между собой или по виду, или по свойству и смыслу.

В поэтической практике сравнение- самая распространённая, самая многообразная и самая древняя форма поэтического уподобления, встречающаяся и в ранних произведениях устного творчества, и в наиболее ранних  памятниках письменности.

В основе всякого сравнения должно лежать безусловное предметное или внутреннее смысловое сходство.

Выражение спит, как убитый, -бессмысленно: убитый спать не может. Но сравнение широко применяется , так как в выражении заложено внешнее сходство сопоставленных в данном случае явлений.

Формы сравнения

Простое сравнение-наименование двух сходных явлений, объединённых при помощи слов как, будто, похоже, напоминает, словно и т.д.

Простое сравнение широко распространено в устной народной поэзии, здесь оно приобрело застывшую форму  постоянных сравнений: щеки алые, точно маков цвет; нахмурился , словно туча; идёт ,будто пава плывёт; Алёша Попович стал, как светел месяц.

В литературе простые сравнения можно найти в обиходе у многих писателей: "как чёрная лента, вкруг ног обвилась "А.С.Пушкин; "подобна ветреной Венере" А.С.Пушкин; "прекрасна , как ангел небесный" М.Ю.Лермонтов; "чёрный , как прах, платочек" Шолохов.

Простые сравнения  могут быть образованы при помощи слов подобно, похоже, напоминает, кажется, будто;  например, огненной красотой он подобен заре; запах напоминает аромат цедры.

Часто можно увидеть сравнения без  объединяющего слова: соловьём залётным юность полетела; зверем смотрел; чтобы хлопцы из-под шапок коршуньём глядели; ходит павой; летит стрелой; дым столбом стоит над крышей; стояли стеной.

Подобные сравнения часто  применяются в стилистически приподнятой манере или стихотворной речи.

Пролилась слезой  крупною-

Проливным дождём.

         Кольцов

         Степенные сравнения- когда  сопоставляя два явления, подчёркивают и подобие, и превосходство одного  из них над другим.

Сильнее смерти, ярче звёзд, чернее ночи, жарче летнего и др.

Гарун бежал быстрее лани,

Быстрей, чем заяц от орла.

                                               М.Ю.Лермонтов

Я его любила

Жарче дня и огня.

                                                        Кольцов

         Отрицательные сравнения. Сопоставляются сходные явления в целях установления их различия. Эти сравнения очень часты в устной поэзии , в литературе встречаются реже.

То не тучи, грозовые облака

По над  Тереком, на кручах залегли,

Кличут трубы молодого казака,

Пыль седая встала облаком вдали.

                                    Сурков

Не серна под укос уходит,

Орла заслышав тяжкий лёт,

Одна в сенях невеста бродит,

Трепещет и решенья ждёт.

                                 А.С. Пушкин

Отрицательные сравнения присущи романтическому , возвышенному стилю

         Развёрнутое сравнение . Оно представляет собой более или менее распространённое описание одного из сопоставляемых явлений, в результате которого в нашем воображении возникает законченная картина, сцена. Размеры такого сравнения могут быть разными. Картина создается несколькими штрихами, иногда  принимает характер обстоятельного описания.

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С  замираньем летит на звезду.

                                          С.Есенин

"Переселённый в город , он (Герасим) не понимал, что с ним такое делается, -скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги- и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами , то волнистым паром , мчат его теперь , мчат со стуком и визгом, а куда мчат- бог весть!"

                                                                                              И.С.Тургенев

Развёрнутые сравнения часто применял М. Ю. Лермонотв:

По вольной прихоти теченья

Так повреждённая ладья

Без парусов и без руля

Плывёт , не зная назначенья...

 

Так ранней утренней порой

Отрывок тучи громовой,

В лазурной вышине чернея,

Один, нигде пристать не смея,

Летит без цели и следя,

Бог весть откуда и куда..

С ладьёй и тучей М.Ю.Лермонтов сравнивает Демона, говоря о его бесцельном блуждании по вселенной.

Развёрнутое сравнение-  один из часто используемых приёмов Н.В.Гоголя.

В третьей главе "Мёртвых душ" он изобразил церковный хор , сравнивая его с разноголосым лаем многочисленных собак во дворе помещицы Коробочки:"Всё это завершал бас , может быть старик, наделённый дюжею собачьей натурой, потому  что хрипел, как хрипит певчий контрабас, когда концерт в полном разливе: тенора поднимаются на цыпочки от сильного желания вывести высокую ноту, и все, что ни есть, порывается кверху, закидывая голову, а он один, засунувши небритый подбородок в галстук, присев и опустившись почти до земли, пропускает оттуда свою ноту, от которой трясутся и дребезжат стёкла".

Жеребец поднимет ногу,

Опустив другую,

Будто пробует дорогу,

Дорогу степную.

                    Эд. Багрицкий

         Предметно-изобразительные сравнения: например,

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна...

                                                         А.С.Пушкин

апельсины были величиной в голову ребёнка; фабричные трубы, как горелый лес.

         Отвлечённо-уподобляющие сравнения- такие сравнения, где в совершенно различных и в обычной речи  не сопоставляемых явлениях находят какие-то общие черты в их чувственном внутреннем облике.

А.С.Пушкин  говорит о Петре, готовящемся вступить в битву. Он весь, как божия гроза.

Подобных сравнений обычно много в стихотворениях: Как снежинка белая, в просини я таю; Всё пройдёт ,как с белых яблонь дым; И погас он словно свечечка; Словно тяжкие ресницы подымались над землёй ( о вспышках зарниц).

         Сравнения психологические , т.е. употребляемые в сфере изображения и выражения душевных реакций. Обычно здесь уподобляются сходные переживания , например: он тосковал, как человек, потерявший  любимого друга; он переживал чувство мучительной неловкости, как будто его поймали за совершением неблаговидного поступка.

         В поэтических текстах можно найти немало сравнений, в которых сочетаются различные художественные свойства.

 

 

 


 

ПРИЁМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА.СРАВНЕНИЕ

ПРИЁМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЯЗЫКА.СРАВНЕНИЕ

Этот принцип является простым и наиболее распространённым

Этот принцип является простым и наиболее распространённым

Проливным дождём.

Проливным дождём.

Размеры такого сравнения могут быть разными

Размеры такого сравнения могут быть разными

С ладьёй и тучей М.Ю.Лермонтов сравнивает

С ладьёй и тучей М.Ю.Лермонтов сравнивает

Словно тяжкие ресницы подымались над землёй ( о вспышках зарниц)

Словно тяжкие ресницы подымались над землёй ( о вспышках зарниц)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2022