ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Оценка 4.7

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Оценка 4.7
Руководства для учителя
pdf
математика
05.04.2020
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Созданию на уроках условий, позволяющих развить самостоятельность, способность учащихся к самоорганизации, самообразованию, повышению мотивации к изучению предмета способствует индивидуализация самостоятельной работы учащихся, предоставление им свободы выбора содержания, темпа и вида работы на уроке.
Опыт Коптевой Н.Г. Приёмы СДП.pdf

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 

С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС 

Ускорение темпов развития, переход к гражданскому обществу с рыночной экономикой, развитие процессов информатизации накладывает свой отпечаток на требования к выпускнику школы. Задачей образования становится формирование способностей учащихся адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира, творчески реализовать себя в личной и семейной жизни, в будущей профессиональной деятельности, активно действовать в реальных жизненных обстоятельствах.

В 2010 году приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, в котором акцент делается не на обучении, а на развитии учащихся. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том, чтобы «снабдить» учащихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Эффективное усвоение содержания обучения и развитие ученика может происходить только в процессе его собственной деятельности. Это положение составляет основу системнодеятельностного подхода к обучению, который является приоритетным в реализации ФГОС второго поколения. Ученик должен научиться самостоятельно адекватно оценивать свои возможности, ставить перед собой цели деятельности, делать выбор содержания и формы работы на уроке, должен стать субъектом обучения.

Адаптировать процесс обучения к индивидуальным особенностям учащихся, мотивировать их на активную учебно-познавательную деятельность на уроках позволяют элементы индивидуализации, связанные с созданием ситуаций выбора. Учащимся необходимо предоставить право выбора темпа работы, содержания и уровня сложности работы на данном уроке, формы работы (при непосредственном взаимодействии с учителем или самостоятельно с последующим самоконтролем).

Для того, чтобы организовать такую работу необходим достаточный уровень сформированности у учащихся навыков самооценки. Поэтому предварительно необходимо систематически организовывать работу учащихся по самопроверке правильности выполнения задания, самооценке по критерию учителя. Необходимо, чтобы учащиеся привыкли адекватно оценивать свои возможности на каждом уроке.

При  достаточной степени сформированности навыков самооценки учащимся можно предлагать задания нескольких уровней сложности, выбор которых осуществляется ими самостоятельно. Кроме того, учащимся, работающим в более быстром темпе, можно предлагать дополнительные задания повышенного уровня сложности, нестандартные задания, задания творческого характера. Желание учащихся оказаться в группе сильнейших, не отстать от одноклассников, меняющийся критерий отметки приводят к возникновению заинтересованности в результатах своей работы. Свобода выбора учащимися уровня заданий, темпа их выполнения способствует лучшему восприятию информации, позволяет формировать способность принимать решения, ответственность, адекватную самооценку. Учащихся уверены в посильности выполняемой ими работы, в успехе своей деятельности, что мотивирует их на новые достижения. Мотивированные учащиеся имеют возможность работать в более быстром темпе, успевать за урок гораздо больше своих одноклассников, а значит, они не сдерживаются в своём развитии. 

Такую работу можно организовать на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний для подготовки к восприятию нового материала в форме разноуровневых заданий для устной работы или заданий в тестовой форме, на этапах изучения нового материала и закрепления изученного.

На этапе актуализации знаний можно предложить учащимся разноуровневые задания. Учащиеся имеют возможность выбрать уровень сложности задания: задания группы А и группы В. Но даже в этом случае учащиеся могут работать над заданиями одного и того же уровня в разном темпе. Поэтому необходимо предусмотреть для каждой группы дополнительные задания. Для учащихся группы А дополнительными могут служить задания группы В, а для последних – можно предложить нестандартные задания или задания повышенного уровня сложности. В том случае если навыки самооценки у учащихся сформированы недостаточно и они не могут сделать адекватный своим возможностям выбор сложности заданий, то можно предложить задания одного уровня с дополнительным заданием для учащихся, работающих в более быстром темпе.

 

xy37yx

4x2 3y2 4                                                                                                    

Устный счёт на каждом уроке позволяет не только повторить необходимое для изучения нового материала, но и развивать память, внимание, умение сосредоточиться. Овладение навыками устного счёта является одним из перечисленных в ФГОС второго поколения предметным результатом по математике. Дифференциация заданий устного счёта способствует повышению заинтересованности учащихся в результатах своей деятельности, повышению учебной мотивации. Ситуация выбора уровня сложности заданий позволяет формировать умение принимать решение, делать осознанный выбор. формировать навыки самооценки.

Необходимость дифференциации работы учащихся при изучении нового материала обуславливают различия в учебных умениях и общих умственных способностях учащихся. Выбор формы работы, её объёма осуществляют сами школьники. Учащимся с недостаточным уровнем сформированности навыков самостоятельной работы с новым материалом предлагается объяснение учителя с включением развивающих заданий. Постепенно необходимо увеличивать долю самостоятельной работы с информацией. ФГОС ориентирует учителя на формирование умения учащихся работать с математическими текстами, самостоятельно работать с информацией. 

Изучение нового материала можно организовать как на уроке, так и дома, в том числе, по желанию учащихся - с опережением, что мотивирует их на самостоятельную работу. Таким учащимся можно предложить и творческое задание на разработку презентации по новому материалу, которую впоследствии можно представить другим учащимся класса. Кроме того, в процессе проектной деятельности по изучению какой-либо темы курса математики учащиеся представляют её результаты в форме самостоятельно разработанных презентаций, тестов, Web-страничек. Такой подход к изучению нового материала становится наиболее эффективным, так как учащиеся действуют сами, а не получают информацию в готовом виде от учителя. Учитель является лишь координатором деятельности учащихся, их помощником. Систематически организованная самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала поможет им более эффективно ориентироваться в потоках информации в реальной жизни в современном обществе.

После самостоятельной работы по изучению нового материала необходимо предлагать задания на проверку понимания изученного. С этой целью можно использовать тестовые задания. Эффективнее такая работа проходит с использование электронных тестов, которые позволяют ученику самостоятельно быстро получить оценку понимания им материала. 

 

 

 

 

Учащиеся, не справившиеся с такими заданиями, могут продолжить изучение материала при непосредственном участии учителя, получая дополнительные разъяснения в групповой или индивидуальной форме работы. При условии успешного выполнения заданий на проверку правильности понимания нового материала учащиеся могут перейти на самостоятельное закрепление его посредством выполнения практических заданий. 

Для закрепления изученного материала каждый ученик сам выбирает форму своей работы на уроке и содержание заданий из предложенных учителем. В группе «А» работают учащиеся с низким уровнем учебных умений и способностей, учащиеся, нуждающиеся на данном уроке или этапе урока в дополнительной помощи учителя, учащиеся, психологически готовые только к такой работе на данном уроке. В группе «В» работают учащиеся, навыки самооценки которых достаточно сформированы, имеющие достаточный уровень учебных умений, способностей, мотивированные на серьёзную работу на уроке. Можно предложить следующую схему работы: фронтальная работа с учителем; задания для проверки понимания закрепляемого материала; условное деление на группы: «А» - фронтальная работа с учителем с последующим переходом в группу «В» по мере готовности, «B» - самостоятельная работа с предоставлением возможности воспользоваться необходимой дозой помощи и самопроверки, последующим выполнением проверочной работы и переходом на выполнение заданий повышенного уровня сложности, заданий на применение знаний в нестандартных ситуациях, заданий олимпиадного характера. Переход из одной группы в другую не ограничивается даже в ходе одного урока. Таким образом, учащиеся продвигаются по закреплению учебного материала в индивидуальном темпе по индивидуальным траекториям.

При организации такой работы необходимо постепенное уменьшение дозы помощи при выполнении заданий как учащимися группы «А», так и учащимися группы  «В», привлечение их к самоконтролю и самооценке своей деятельности.

Содержание работы, необходимая доза помощи, образцы оформления, материалы для самопроверки предлагаются таким учащимся в рабочих руководствах, разработанных как на печатной основе, так и в электронном виде. Выбор вида рабочего руководства на определённый урок зависит от технических возможностей.  Рабочие руководства позволяют учащимся продвигаться по этапу закрепления материала по различным траекториям (индивидуальный темп, необходимое количество однотипных заданий для закрепления, необходимая доза помощи, необходимость консультации учителя, сроки проверочных работ), определяемым самими учащимися.

Печатные рабочие руководства представляют собой брошюры с теми же разделами:

задания для закрепления изученного материала; справочный материал; раздел помощи, раздел ответов, раздел подробного решения и раздел дополнительных заданий.   

Учащиеся самостоятельно определяют количество однотипных заданий, необходимых им для закрепления изученного материала. Раздел помощи содержит образец выполнения задания, решение с пропусками, подробный план решения, указания к выполнению задания или ссылку на соответствующий теоретический материал. Доза помощи уменьшается от задания к заданию. После самостоятельной работы учащиеся проверяют ответы. Если необходимые ответы не получены, то ребята могут постараться сами найти свою ошибку или обратиться к разделу решений, после чего, при необходимости, повторно выполнить задания аналогичного вида. Достаточно проработав предложенный материал, учащиеся приступают к выполнению заданий проверочного характера, после чего могут работать с дополнительными заданиями олимпиадного характера или заданиями ГИА и ЕГЭ.

 

документ Microsoft Word, в котором представлены указания к работе учащихся на уроке. 

С помощью электронного рабочего руководства путём нажатия указанных клавиш и навигации по отдельным файлам с помощью гиперссылок учащиеся могут: 

1.                  проверить правильность выполнения домашнего задания 

2.                  познакомиться с новым материалом или повторить его с помощью

электронной презентации;

 

3.                  воспользоваться справочным материалом, необходимым для наиболее качественного усвоения материала;

4.                  проверить качество усвоения нового теоретического материала с помощью выполнения электронного теста;

 

 

 

 

 

 

 

6. выполнить и проверить правильность выполнения дополнительных заданий (например, задания ЕГЭ, задания олимпиадного характера) после выполнения проверочной работы с целью контроля усвоения знаний, умений и навыков 

Таким образом, на каждом уроке каждый учащийся определяет для себя вид работы (с учителем или самостоятельно), темп работы, количество однотипных заданий из предложенных учителем, время проведения контроля знаний и необходимость выполнения нестандартных заданий.

Добровольность в выборе уровня и содержания работы на каждом этапе  способствует созданию благоприятного психологического климата на уроке. Учащиеся уверены в посильности выполняемой ими работы. На таких уроках появляется возможность индивидуальной работы с учащимися, появляется возможность развития учащихся с разными способностями и мотивацией к учебно-познавательной деятельности.

При организации таких уроков важно проводить индивидуальную работу с отдельными учениками с целью определения степени понимания им материала, формирования навыков грамотной речи, проведения работы по предупреждению ошибочности. Фронтальная беседа после самостоятельной работы позволяет реализовать функцию обратной связи. Такая работа способствует и развитию умений анализировать, сравнивать. Формировать умения грамотной речи, коммуникативные навыки.

Важным результатом такой работы является повышение мотивации учащихся к изучению математики, формирование ключевых компетенций, освоение учащимися универсальных учебных действий, становление личностных качеств. 

Формирование умения планировать, организовывать, контролировать и анализировать собственную учебную деятельность, определять индивидуальные учебные задачи, умения выбора наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи, сравнения полученных результатов с учебной задачей, умения самоконтроля, оценивания своей деятельности и установлении причины возможных неудач. Формируются умения работать с информацией: нахождение, переработка и использование информации для решения учебных задач, работа с основными компонентами учебника, использование справочной и дополнительной литературы, составление на основе текста таблицы, схемы, графика, использование Интернет. Формируется способность выбора, навыки самостоятельной работы, навыки планирования своей деятельности. Таким образом, указанные выше приёмы организации деятельности учащихся позволяют формировать метапредметные результаты образования, определяемые ФГОС нового поколения.

 

 

Автор:          Коптева          Наталья          Григорьевна, учитель          математики    высшей квалификационной категории МАОУ «Лингвистическая гимназия № 27»  г. Северодвинска

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Свобода выбора учащимися уровня заданий, темпа их выполнения способствует лучшему восприятию информации, позволяет формировать способность принимать решения, ответственность, адекватную самооценку

Свобода выбора учащимися уровня заданий, темпа их выполнения способствует лучшему восприятию информации, позволяет формировать способность принимать решения, ответственность, адекватную самооценку

Необходимость дифференциации работы учащихся при изучении нового материала обуславливают различия в учебных умениях и общих умственных способностях учащихся

Необходимость дифференциации работы учащихся при изучении нового материала обуславливают различия в учебных умениях и общих умственных способностях учащихся

Учащиеся, не справившиеся с такими заданиями, могут продолжить изучение материала при непосредственном участии учителя, получая дополнительные разъяснения в групповой или индивидуальной форме работы

Учащиеся, не справившиеся с такими заданиями, могут продолжить изучение материала при непосредственном участии учителя, получая дополнительные разъяснения в групповой или индивидуальной форме работы

При организации такой работы необходимо постепенное уменьшение дозы помощи при выполнении заданий как учащимися группы «А», так и учащимися группы «В», привлечение их к самоконтролю…

При организации такой работы необходимо постепенное уменьшение дозы помощи при выполнении заданий как учащимися группы «А», так и учащимися группы «В», привлечение их к самоконтролю…

Microsoft Word, в котором представлены указания к работе учащихся на уроке

Microsoft Word, в котором представлены указания к работе учащихся на уроке

1. воспользоваться справочным материалом, необходимым для наиболее качественного усвоения материала; 2. проверить качество усвоения нового теоретического материала с помощью выполнения электронного теста;

1. воспользоваться справочным материалом, необходимым для наиболее качественного усвоения материала; 2. проверить качество усвоения нового теоретического материала с помощью выполнения электронного теста;

ЕГЭ, задания олимпиадного характера) после выполнения проверочной работы с целью контроля усвоения знаний, умений и навыков

ЕГЭ, задания олимпиадного характера) после выполнения проверочной работы с целью контроля усвоения знаний, умений и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2020