Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.
Оценка 4.6

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
классное руководство +1
Взрослым
12.06.2019
Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.
Аннотация статьи: Данная статья предназначена для учителей начальных классов работающих с детьми с РАС. В ней рассказывается о приёмах, формах и средствах, которые можно использовать при обучении таких детей, приведены некоторые примеры из учительской практики. Она поможет найти некоторые ответы на вопросы и составить правильно работу с данной категорией обучающихся.
приемы, формы и средства помощи в обучении, детям с РАС (1).docx
Белоусова Елена Валерьевна учитель начальных классов 1 категории КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа» Аннотация статьи: Данная статья  предназначена для  учителей начальных классов работающих с детьми с РАС. В ней рассказывается о приёмах, формах и средствах, которые можно использовать при обучении таких детей, приведены некоторые примеры из учительской практики. Она поможет найти   некоторые   ответы   на   вопросы   и   составить   правильно   работу   с   данной   категорией обучающихся. Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС. (из опыта работы)              Обучение является для многих детей нелегким испытанием, неприятным стимулом, способным   вызвать  серьезный  стресс  и  довести  ребенка   до  психологических  расстройств. Основными   из   них   в   начале   обучения   являются   проблемы   поведения   и   трудности коммуникации, мешающие организации процесса обучения и самого ребенка с аутизмом и его одноклассников,   недостаточное   понимание   специалистами   специфики   усвоения   учебного материала и освоения социальных навыков. Самым распространенным способом преодоления этих трудностей является решение о выведении ребенка с аутизмом на надомное обучение. Необходимо   подчеркнуть,   однако,   что   это   не   отвечает   его   особым   образовательным потребностям.   Полное   избавление   от   необходимости   приспосабливаться   к   меняющимся обстоятельствам   крайне   вредно   для   аутичного   ребенка,   который   и   сам   не   направлен   на активное развитие отношений с миром и не стремится выйти за рамки привычного для себя мира. Наиболее перспективной формой школьного обучения аутичного ребенка, по мнению разработчиков проекта концепции специального федерального государственного стандарта начального   образования   детей   с   аутизмом,   представляется   постепенная,   индивидуально дозированная   и     специально   поддержанная   интеграция   в   группу   или   класс   детей   с отсутствием или меньшей выраженностью проблем коммуникации. [1, с. 4­5]                        У         Вас появился ученик с расстройствами аутистического спектра. Как с ним работать?  С  чего  начать?  Такие  вопросы  задают  себе  многие  учителя,  которые  начинают работать с этими детьми.             Самые главные трудности, с которыми может столкнуться любой педагог, начинающий работать с детьми с аутизмом ­ это отсутствие учебных навыков и коммуникации. Существует ряд приемов, помогающих педагогу в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Поэтому обучение этих детей начинается с установления контакта между педагогом и ребёнком, формирования учебного навыка и выработка стереотипа поведения ученика на уроке. А именно: обучаем ребёнка по звонку занимать своё место за партой и покидать его, ждать   пока   учитель     подойдёт     или   пока     закончится   урок,   выполнять   все   задания, предложенные учителем на уроке. Для этого можно использовать  песочные часы, карточки PECS с символом «жди».              В работе с детьми с РАС очень помогает знание методики АВА. Некоторые  элементы, которой помогают учителю гасить нежелательное поведение и стимулировать положительные реакции.                Чтобы во время урока у ребёнка не возникло нежелательного поведения, можно разбить   его   на   несколько   временных   периодов.   Например:   15   мин.   идет   урок   (ребёнок наблюдает   за   его   течением   при   помощи   песочных   часов   или   таймера),   далее   ему предоставляется 10 минутная перемена, затем урок продолжается остальные 15 мин. Ни в коем случае нельзя отпускать обучающегося сразу, как только произошла реакция, тем самым Вы   закрепите   данное   поведение   и   ребёнок   всё   время   начнёт   пользоваться   этим   опытом. Нужно выждать определённое время, отследить которое ему так же помогут песочные часы или таймер (оно должно быть минимальным, например 2­5 мин.), только затем позволить ему покинуть урок и немного передохнуть.                             Ко   всему   прочему   у   большинства   детей,   приходящих   в   первый   класс,   не сформированы графические навыки, не развита или плохо развита как мелкая, так и крупная моторика, затруднена ориентировка в пространстве и тем более на листе бумаги. Поэтому адаптированная  рабочая  программа  составляется  с  учетом  всех  этих  особенностей,  т.е.  с отсрочкой изучения букв и цифр и с увеличенным количеством занятий на коммуникацию, развитие графических и учебных навыков. Так же при составлении программы по обучению грамоте возможно изменение порядка изучения звуков, букв и слоговых структур т.е. с тех, которые   ребёнок   чаще   употребляет   в   своей   речи:   члены   семьи   ребёнка,   его   имя,   имена родственников и домашние питомцы и их клички: а, у, о, м, п и т.д.(м­мама, п­папа, б­баба, д­ деда и т. д.)                            Учебников, тетрадей и других учебно­методических комплексов для данной категории   детей не существует, поэтому приходится адаптировать имеющиеся учебники и другие учебные пособия под их особенности с учетом образовательной программы.                           Так как группа детей с аутизмом очень разнородная, то в   некоторых случаях требуется   создание   специальных   индивидуальных   рабочих   тетрадей,   прописей, дидактического и другого учебного материала адаптированного  почти под каждого ребёнка. Учащиеся, имеющие кажущуюся одинаковой нозологию совершенно разные на самом деле и даже обучаясь в одном классе, требуют к себе особый индивидуальный подход на протяжении всех занятий. Особая подготовка к уроку требуется от учителя, у которого есть не говорящий ребёнок. У этой категории детей возникают наибольшие проблемы в восприятии и понимании устной речи. Поэтому для того, чтобы преподнести ему материал и в дальнейшем оценить его знания необходимо будет разработать тематические мнемосхемы, тесты и другой визуальный материал  к предметам устного цикла.                 Если в вашем классе находятся дети с разными образовательными программами, то рабочая   адаптированная   программа   для   ребёнка   с   РАС   строится   так,   чтоб   тематика материала совпадала (на сколько это возможно) с программой основной массы учащихся. Как правило, цели учебных программ одинаковые, просто нужно использовать более подходящие методы и приёмы для их реализации с использованием разного УМК.                           Для   обучении   аутичных   детей   чтению   и   письму   возможно   использовать   и домановский подход глобального чтения, и полуглобального (поскладового по Зайцеву), и традиционный (побуквенно). Так,   при   обучении   чтению   (в   добукварный   период)   можно   вначале   ориентироваться   на хорошую непроизвольную память обучающегося, на то, что он "механически" может быстро запомнить все буквы. Педагогу достаточно время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоянного повторения, не проверяя его, так как все, что требует произвольного сосредоточения, негативизм. Методика   Глена   Домана   удобна   тем,   что     ориентируется   в   основном   на   непроизвольное внимание   ребенка,   на   то,   что   он   исходно   запоминает   слово   просто   как   графическое изображение, как картинку.                При  обучении детей с РАС ведущими методами являются наглядный (визуализация) и   практический,   т.к.  такому   ребёнку   трудно   воспринимать   всю   информацию   на   слух,   а написанное   имеет   часто   «степень   закона».   Поэтому   каждое   задание   на   любом   уроке   для такого ребёнка должно дублироваться в письменном виде, либо в виде карточек, схем или пиктограмм.  Подобная форма работы применяется в связи с тем, что большинство детей с аналитико­синтетический вызвать может   метод       его РАС понимают и запоминают лучше то, что они ВИДЯТ,  чем то, что они СЛЫШАТ. Так же требуются особые условия в организации процесса обучения и специальные приёмы в работе.                               Особенности восприятия и понимания лексико­грамматических конструкций, фразеологических   оборотов   речи,   абстрактных   понятий   данной   категории   обучающихся делают невозможным стандартное преподнесение учебного материала на основе устной речи. Учителю   важно   помнить,   что   весь   учебный   материал   должен   подкрепляться   визуальным рядом, а так же выполнением практических заданий. Для обучения ребёнка с расстройствами аутистического спектра очень хорошо подходит китайский принцип: «я слышу, и я забываю, я вижу, и я запоминаю, я делаю, и я понимаю». Применение наглядности и оправдано при преподнесении любого учебного материала.                            Для проработки сложных математических представлений, абстрактных понятий необходимо научить работать по заданному алгоритму. Так же при анализе математических задач, обязательно научить составлять краткие записи и схемы их решения. Для визуализации абстрактных понятий можно использовать символы.               При обучении детей более старшего возраста для лучшего усвоения информации по предметам естественного и гуманитарного цикла необходимо использовать учебные фильмы, мультимедийные презентации практические задания с раздаточным материалом.              На данный момент существует большое количество специальных учебных пособий, приспособленных для коррекции различных трудностей обучения, которые можно подобрать и   для   обучения   детей   с   РАС.   Для   коррекции   письма   рекомендуется   использовать специальные   насадки   на   ручку,   трафареты   и   ограничители.  Так   же   для   коррекции графических   навыков   можно   использовать  дополнительную   разлиновку   тетрадей:   более четкое   выделение   строки,   очерчивание   двух   линеек,   проведение   дополнительных наклонных линий, а также тетради большого формата. Такими тетрадями могут являться прописи «для дошкольников», т.к. в них крупная линия, клетка, буквы, цифры. Для ученика с трудностями усвоения математики,  возможно разрешить использование визуального ряда чисел, а также использование калькулятора  в  случаях, когда целью задания не является выполнение арифметических действий.               Важно, не просто использовать на уроке визуальные подсказки, схемы и специальные пособия, а научить детей, самостоятельно ими пользоваться.              Трудности понимания речи и удержания инструкции обуславливают необходимость поэтапного разъяснение задания. После прочтения сложного задания, учителю необходимо: — разделить задание на этапы, — прописать на доске или карточке алгоритм деятельности — дать инструкцию к выполнению этапа в упрощенном виде Для лучшего понимания прочитанного необходимо дополнительное выделение ключевых слов в вопросе, задаче, инструкции. Данный пример поможет ребенку за многообразием слов в задании, задаче, тесте «увидеть» главное.                            Для повышения продуктивности деятельности некоторых детей необходимо дополнительное акцентирование внимания на цели задания. Ребенку   важно   четко   осознавать,   что   он   должен   узнать   из   прочитанного   текста,   на   что обратить внимание. При этом целесообразно постепенно научить самостоятельно выделять маркером важные факты в параграфе. Для обеспечения успешности ребёнка, чьи особенности зрительного восприятия или внимания не позволяют выполнять задания на списывание или восприятие информации с доски,  рекомендуется использовать печатные копии заданий, написанных на доске. При работе со сниженным темпом письма целесообразно использовать листы   с   упражнениями,   требующие   минимального   заполнения.  На   данный   момент существуют тетради с готовыми заданиями, которые возможно использовать на уроке.                 Известно, что для многих детей с аутизмом характерна эхолалия – повторение ранее услышанных   слов   или   фраз.   Данная   речевая   проблема   часто   мешает   ведению   беседы   с ребенком: например, вместо ответа он повторяет вопрос собеседника. В этом случае так же удобно   применять   пиктограммы   (например:   знак   вопроса),   жесты,   схемы   предложений   и другую визуализацию, которая поможет ребёнку понять, что Вы задаёте ему вопрос и ждёте от него ответа. Своеобразное мышление, затруднения в понимании словесных связей также мешают ребенку вникнуть в суть разговора и поддерживать беседу на определенную тему. Следовательно, целью обучения может быть обучение сосредотачиваться на теме разговора, осознавать те особенности собственной речи, которые мешают ведению беседы, и обучение интравербальным (невербальным) навыкам.                 Адаптирование текстов для чтения, упрощение предложений поможет ребёнку с трудностями понимания прочитанного или замедленным темпом чтения успешно работать на уроке. Рекомендуется так же дополнительный разбор сложных слов и оборотов речи. Для успешного   освоения   программного   материала   по   устным   предметам,   рекомендуется   все материалы   для   прочтения   давать   для   домашней   проработки.   При   этом   часть   текстов   по живому миру можно давать для проработки через поиск информации в интернете, просмотр учебных роликов. Всю дополнительную информацию, возможно, преподносить в виде заданий для подготовки докладов, проектов и презентаций. Общая  характеристика  общеучебных  трудностей  обучения неумение   включиться   в   учебную   работу;   неспособность   самостоятельно   начать неготовность выполнять задание без пошаговой инструкции и помощи; непонимание,   неумение   выполнить   многокомпонентное   задание   (состоящее   из недостаточная осознанность в усвоении и применении алгоритмов (правил); неумение   пользоваться   полученными   знаниями­умениями   при   решении   стандартных ­ выполнение задания; ­ ­ нескольких простых); ­ ­ учебных и практических задач; ­ (неполное выполнение задания); ­ алгоритма при его выполнении; ­ ­ ­ ­ ­ сравнить решения по степени рациональности. неспособность учесть все условия и этапы решения задания в ходе его выполнения смешение   (подмена)   алгоритмов,   понятий;   нарушение   последовательности   шагов подмена задания (логически и алгоритмически более простым); неспособность контролировать ход (процесс) и результат выполнения задания; неумение понять и объяснить причину своей ошибки, исправить ее; неумение применить знания в нестандартной ситуации; неумение   решить   учебную   задачу   с   использованием   «другого»   приема   (способа), Общая  характеристика  трудностей  межличностных  отношений Характер  взаимодействия  ученика  и  учителя: непонимание,   неготовность   услышать   учителя   (взрослого),   психологическая ­ «несовместимость»; ­ ­ боязнь критики, негативной оценки; отсутствие положительного опыта общения со взрослыми. Взаимодействие  ученика  и  других учеников: ­ ­ ­ ­ эгоцентричность, неумение общаться; повышенная тревожность; неумение строить совместную деятельность; заниженная (завышенная) самооценка. Приёмы, формы и средства помощи в обучении детей с аутизмом очень разнообразны. Педагог,  работающий с  этой категорией  детей, находится  в постоянном их  поиске.  Надо пробовать всё, для того чтобы найти свой подход, свои формы, приёмы и средства работы. В воспитании и обучении аутичного ребенка главной особенностью должна стать специальная организация всей его жизни. Литература: 1. Психолого­педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра:  учебно­методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций /  сост. Л. М. Беткер. – Ханты­Мансийск , РИО ИРО, 2013.– 82 с. 2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи»:  Теревинф; Москва; 2007 3. Никольская, О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. – 1995. – № 2. – С. 8–18.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.

Приёмы, формы и средства помощи в обучении детям с РАС.
Скачать файл