Представлены приёмы работы с текстом на уроке «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в 5 классе на тему -Жизнь ратными подвигами полна (продолжение темы) по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «ратный подвиг», «герой», «подвиг». Задачи: Образовательные: углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»Жизнь ратными подвигами полна (продолжение темы)
Приёмы работы с текстом на уроке «Основы духовнонравственной
культуры народов России» в 5 классе на тему
Жизнь ратными подвигами полна
(продолжение темы)
по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,
А.В. Полякова
Алгоритм выполнения:
1. Прочитать текст;
2. Выполнить задание Инсерт
3. Заполнить таблицу
4. Ответить на вопросы учебника
5 Рефлексия (ответить на вопросы)
Текст для выполнения заданий
Надежда Дурова
Нападение войск Наполеона на Россию вызвало
небывалый всплеск патриотических чувств у граждан. Всё
население встало на борьбу с французами: молодые люди
записывались в армию, в деревнях и сёлах
организовывались партизанские отряды, даже женщины
принимали участие в военных сражениях. Об одной из
таких героических женщин и будет наш рассказ.
Воспитанием девочки занимался гусар Астахов. В
пятилетнем возрасте Надя уже хорошо держалась в седле
и умела стрелять.
Когда Надежда подросла, отец подарил ей черкесского
коня Алкида, езда на котором стала её любимым занятием.
Детство Надежды Дуровой прошло в семье военного.
В 1806 году Надежда, переодевшись в мужское платье,
поступает в уланский полк. Она участвует в военных
операциях против наполеоновских войск в Западной
Европе. За спасение раненого офицера Надежда
награждается солдатским Георгиевским крестом. Вскоре
обман с переодеванием раскрывается, и Надежда Дурова
обращается к императору с просьбой позволить ейпродолжать службу в армии. Александр I, поражённый
смелостью этой хрупкой женщины, разрешает ей остаться
в гусарском полку под именем, которое сам император и
придумал Надежде. Она стала Александром Андреевичем
Александровым.
Надежда Дурова участвовала во многих сражениях
войны 1812 года: под Смоленском, под Бородино, а также в
боях за освобождение Пруссии в 1813 году. Надежду
Андреевну Дурову знал Михаил Илларионович Кутузов. Во
время войны с французами она служила у полководца
ординарцем.
Было ей в то время 43 года.
. Зачем представительнице «слабого пола» — женщине
воевать? Может быть, её роль только в том, чтобы быть
хозяйкой дома, воспитывать детей и вести домашнее
хозяйство?
В чине штаб-ротмистра она вышла на военную пенсию.
Башкирские кавалеристы на войне 1812 года
Война с Наполеоном началась в июне 1812 года, а уже
в начале августа 1812 года башкиры пожертвовали в
пользу армии 500 тысяч рублей, по тем временам сумма
огромная. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139
лучших строевых лошадей. В бою под городом Кобрином 15
июля отличился башкирский полк майора Курбатова. В
этом бою противник потерял 2 тысячи солдат, тогда как
потери с российской стороны составили 74 человека. Это
была первая крупная победа наших войск над врагом. За
храбрость и отвагу в бою два башкирских воина Аюп
Каипов и Аралбай Акчулпанов были награждены царём
орденами Святой Анны IV степени.
партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова. Они
действовали в тылу врага, контролировали все дороги,
ведущие к Москве, и неожиданно нападали на французов,
поджидая их в засаде.
поэтому им поручали самые серьёзные задания. Например,
М.И. Кутузов приказал башкирским войскам прикрыть
В сентябре 1812 года 1-й башкирский полк находился в
Воины-башкиры были отличными кавалеристами,дорогу на Петербург и помешать отступлению
французских войск. Преследуя противника по Смоленской
дороге, башкирские всадники вели наблюдение за
отступающими французами, наносили им удары, брали
пленных и трофеи. За проявленную храбрость майор
Темиров был награждён орденом Святого Владимира IV
степени, прапорщик Мунасыпов и хорунжийИбрагимов —
орденами Святой Анны III степени.
. Какими качествами обладали воины-башкиры?
Башкирские кавалеристы на войне 1812 года
Война с Наполеоном началась в июне 1812 года, а уже
в начале августа 1812 года башкиры пожертвовали в
пользу армии 500 тысяч рублей, по тем временам сумма
огромная. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139
лучших строевых лошадей. В бою под городом Кобрином 15
июля отличился башкирский полк майора Курбатова. В
этом бою противник потерял 2 тысячи солдат, тогда как
потери с российской стороны составили 74 человека. Это
была первая крупная победа наших войск над врагом. За
храбрость и отвагу в бою два башкирских воина Аюп
Каипов и Аралбай Акчулпанов были награждены царём
орденами Святой Анны IV степени.
партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова. Они
действовали в тылу врага, контролировали все дороги,
ведущие к Москве, и неожиданно нападали на французов,
поджидая их в засаде.
поэтому им поручали самые серьёзные задания. Например,
М.И. Кутузов приказал башкирским войскам прикрыть
дорогу на Петербург и помешать отступлению
французских войск. Преследуя противника по Смоленской
дороге, башкирские всадники вели наблюдение за
отступающими французами, наносили им удары, брали
пленных и трофеи. За проявленную храбрость майор
В сентябре 1812 года 1-й башкирский полк находился в
Воины-башкиры были отличными кавалеристами,Темиров был награждён орденом Святого Владимира IV
степени, прапорщик Мунасыпов и хорунжийИбрагимов —
орденами Святой Анны III степени.
Какими качествами обладали воины-башкиры?
Александр Иванович Покрышкин
«Внимание! Внимание! Покрышкин в воздухе!» — так
Александр Иванович до секунд изучил все манёвры,
весной 1943 года немецкая служба воздушного
оповещения предупреждала всех, кто находился в небе, —
знаменитый русский лётчик в воздухе. Во время Великой
Отечественной войны Александр Иванович Покрышкин
командовал эскадрильей, полком, дивизией, и всегда его
части были самыми результативными среди лётных
подразделений Красной Армии. За годы своей службы
Покрышкин совершил более 600 вылетов, провёл 156
воздушных боёв и сбил 59 самолётов противника.
Покрышкин получил множество наград. Среди них: 4
ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны I
степени, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина»
и др. Он — трижды Герой Советского Союза.
которые необходимы при встрече с противником. Он любил
говорить: «Спрашивай, не сколько противника, а где он!» У
Покрышкина были записные книжки, в которых он собирал
сведения об успешных воздушных боях, а также
анализировал свои лётные находки и неудачи. Он учился
всю свою жизнь, что и позволило ему добиться высокого
мастерства, стать авторитетом для других пилотов. До сих
пор среди лётчиков ходит крылатая фраза Покрышкина:
«Формула воздушного боя — высота — скорость —
манёвр — огонь».
русского аса, но эту задачу никому не удалось выполнить,
потому что советский лётчик владел высочайшим
мастерством управления самолётом, ориентировки в
воздухе, обладал мгновенной реакцией, острым глазом и
вниманием.
Фашисты обещали высокие награды тому, кто собьёт
Те, кто знал Покрышкина, рассказывали о его
твёрдом характере, силе воли, благородстве. Его
соратники, друзья были уверены, что Александр никогдаА.И. Покрышкина называют национальным героем
не бросит товарища в бою, придёт на помощь, поддержит в
трудную минуту.
России, потому что всю свою жизнь он отдал служению
любимой Родине.
Тем, кто мечтает о небе и авиации, очень интересно
будет прочитать книги маршала авиации А.И. Покрышкина
«Крылья истребителя» и «Небо войны».
Выскажи своё мнение: какие качества помогли А.И.
Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать
национальным героем и гордостью России
1. Инсерт система маркировки текста
Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая
следующие значки:
«V» – галочкой отмечается то, что известно;
«–» – знаком «минус» помечается то, что противоречит представлениям
читающего, вызывает сомнения;
«+» – знаком «плюс» помечается то, что является для читателя
интересным и неожиданным;
«?» – вопросительный знак ставится, если у читателя возникло желание
узнать о том, что описывается, более подробно. (Раздаю заготовки
инсерта).
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки .На основе
пометок каждый ученик составляет индивидуальную маркировочную
таблицу,
2 Таблица «Знаю – Узнал Хочу узнать»
Знаю
Узнал
Хочу узнатьРефлексия
Ученикам предлагается закончить (устно или письменно) некоторые из
предложений.
1) Больше всего мне понравилось_________ .
2) Самым интересным сегодня на уроке было
3) Самым сложным для меня сегодня было
4) Сегодня я понял(а) ____________
5) Сегодня я научился _________
6) Сегодняшний урок показал мне
Источники:
Основы духовнонравственной культуры народов России. 5 класс. учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И.
Власенко, А.В. Поляков. – М.: ВентанаГраф, 2013.