Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Оценка 4.9
Семинары
doc
русский язык
5 кл—11 кл
31.01.2017
в своём выступлении я делюсь своими личными наработками развития творческих способностей обучающихся на уроках русского языка, делюсь разными приёмами и хитростями , которые отбирались мною на протяжении почти тридцати лет работы учителем русского языка и литературы, которые помогают мне как учителю выявить способности детей, вселить в них увереность в себе, веру в свои силы
выступление на семинаре.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоивановская средняя общеобразовательная школа Зерноградского района
Учитель I категории
Силенко Алла Михайловна
С. Новоивановка
2016год «Ребенок – это факел,
который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить»
Рабле.
« Творитьзначит выражать то,
что есть в тебе».
Анри Матисс
«Сначала я открывал истины,
известные многим, затем стал
открывать истины, известные
некоторым, и, наконец, стал открывать
истины, никому неизвестные»
К.Э.Циолковский. Современная парадигма образования, определённая Национальной образовательной инициативой «Наша
новая школа», базируется на признании значимости личностных ценностей, формировании и развитии
ключевых образовательных компетенций и компетентностей, воспитании таких качеств личности, как
инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед учителем
предметником встаёт закономерный вопрос: «Как учить детей, чтобы обеспечить решение стоящих перед
школьным образованием задач?» Я, конечно же, задаю его и себе. Ответ получается неоднозначным, но ясно
одно: учитель должен стать сегодня педагогом широкого профиля – проектировщиком разнообразных
методов и приёмов, способным оказать педагогическую поддержку каждому ученику в соответствии с его
образовательными способностями и потребностями, уметь проводить корректную диагностику, находить
верное решение проблемной педагогической ситуации. Ещё раз осмысливаю понятия «ТВОРЧЕСТВО»,
«ПРОДУКТ ТВОРЧЕСТВА», «ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ».
Творчество — это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать
оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. Продукты творчества это не
только материальные продукты здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и
не нейти сразу же материального воплощения. Другими словами, творчество это создание нового в разных
планах и масштабах. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует
мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой
работоспособности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, и
создаются деятельностью. Менее известно, что не всякая деятельность развивает способности
вообще, а тем более творческие. На мой взгляд, развитие способностей происходит только в том случае,
если деятельность связана с положительными эмоциями. Другими словами, творческие способности
развиваются только в любимой деятельности.В работе Б.М. Теплова «Психология индивидуальных
различий» данное определение еще более конкретизировано, в нем четко обозначены три характерных
признака способностей:
1) способности это индивидуальнопсихологические особенности, отличающие одного человека от
другого;
2)способностями являются только те индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности
выполнения деятельности или нескольких деятельностей;
3) под способностями понимают индивидуальные особенности, которые не сводятся к наличным знаниям,
умениям и навыкам, уже выработанным у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их
приобретения
Именно это определение наиболее подходит к педагогическому пониманию творческих способностей.В
последнее время в теории и практике обучения (в том числе и русскому языку) наблюдается тенденция к
более широкому использованию нетрадиционных форм проведения уроков (уроксеминар, урокзачет, урок
дискуссия, урокпрактикум и др.). Как показала практика, эти формы уроков являются достаточно
эффективными и имеют немало преимуществ, в частности:
– способствуют развитию умения анализировать, сравнивать и обобщать изученные явления;
– способствуют совершенствованию процесса усвоения знаний и умений, развитию устной и
письменной речи учащихся;
развивают навыки работы с лингвистической справочной литературой и т. д.
Такие уроки можно проводить не только в старшей школе, но и в среднем звене обучения.
Основная педагогическая идея, лежащая в основе деятельности учителя – каждый ребенок
способен созидать и творить. Для реализации этой идеи учителем выработаны целевые ориентации:
создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из
принципа «все способны»;
предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной
независимости;
воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти
свое место в мире. Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка работает на конечный
результатподготовку к самостоятельной активнотворческой деятельности во взрослой жизни и
успешную сдачу экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ.
Одним из видов творческих работ являются творческие пятиминутки пейзажные зарисовки. Цель
данной творческой работы – развить наблюдательность, умение найти нужное ключевое слово для
описания того или иного явления или предмета. Например, небо. Не просто голубое или синее, оно
может быть добрым, ласковым, радостным, сияющим, веселым или, наоборот, грустным, студеным,
холодным, свинцовым. Учащимся дается задание: наблюдать за природой и делать записи о своих
впечатлениях.
Совершенствованию творческих способностей учащихся также способствуют:
экскурсии в природу;
уроки творчества:создание текстов разных типов и стилей;в прозе и рифмованных; на заданную и
произвольную тему;
стихотворный текст на этапе подготовки учащихся к творческой работе;
различные виды диктантовпятиминуток (творческий, «немой», графический, цифровой, свободный,
выборочный, предупредительный, объяснительный);
Результат: мотивационной сферой на подобных уроках является интерес и вдохновение. Учащиеся
самостоятельно выполняют сложные задания, которые способствуют не только развитию их
творческого потенциала, но и более глубокому усвоению учебного материала через создание ситуации
успеха и эмоциональную привлекательность урока.
Использование этого метода принесло ощутимые результаты: обогатилась лексика учащихся, улучшилась
культура речи, повысилось внимание к слову, к языковым средствам; зародились и внутренние (идущие от
ученика), и внешние (от учителя) стимулы, что способствует включению в работу творческого воображения
даже у слабых учеников.
Для комплексного анализа текста берутся пейзажные зарисовки И.С. Тургенева – замечательного
художника слова и тонкого стилиста.
Уроки по синтаксису – это всегда уроки развития речи, так как синтаксис – не самоцель, а средство
овладения речью. Задания творческого характера обязательны для каждого ученика и ведут к
достижению цели изучения темы: например, научить использовать в речи бессоюзные сложные
предложениями (один из способов выражения сложных мыслей при письме).
Данный методический прием позволяет решать и воспитательные задачи: формировать духовно
нравственные качества учащихся (любовь к природе, гуманизм, милосердие).
Следующий методический прием в развитии творческого воображения – уроки литературы по пейзажной лирике
Пушкина, Лермонтова, Тютчева и других поэтов. Их логическое продолжение уроки развития речи (сочинения
миниатюры, сочинения по личным наблюдениям, сочиненияраздумья, эссе, сочинения по упражнениям учебников) и
интегрированные уроки. Всё это, безусловно, способствует развитию творческого воображения.
На достижение этих же целей направлена и работа по созданию разных видов сочинений:
сочинения на лингвистическую тему;
сочинения по сюжетным картинкам;
сочинения по картинам художников;
составление киносценариев;
формирование у учащихся творческого видения через образ, созданный музыкальным
произведением;
интегрированные уроки;
сочиненияэссе, сочиненияминиатюры.
В последнее время все большую популярность у школьников приобретают такие телевизионные передачи,
как "Поле чудес", "Кто хочет стать миллионером?", КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы». Эти
передачи не только развлекательные, но и познавательны в области русского языка, литературы, истории,
географии, живописи и т. д. Поэтому интересны любознательным школьникам. Они способствуют
обогащению словарного запаса учащихся, расширению их кругозора в различных областях знаний, развитию
мышления, интереса к родному языку, истории, культуре… У В.А.Сухомлинского, я обратила внимание на одну цитату: "Через сказку, фантазию, игру из
неповторимого детского творчества верная дорога к сердцу ребенка".
Дидактические игры я планирую как на весь урок, так и на 1015 минут. С целью актуализации знаний
провожу игры "Лишнее слово", "Фантазёры", "Аукцион", конкурс "Кто вперёд?", "Кто быстрее" и
другие.
"Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые"
Исключите лишнее слово:
а) бабочка, судак, тюльпан;
б) дерево, кукла, девочка;
в) насекомое, животное, растение;
г) самолёт, машина, лётчик;
д) соловей, песня, певец;
"Написание н и нн в прилагательных"
Конкурс "Кто вперёд?"
Задание: каждому ряду даётся листок с написанными на нём существительными, слова одинаковые. Каждый
сидящий на этом ряду пишет рядом прилагательное с суффиксом, в котором есть н, нн. Первые имеют
право выбора слова, любой может исправить ошибку, если заметит. Возможно, комуто придётся образовать
два слова. Побеждает тот ряд, кто первым правильно записал все слова.
Игровое задание "Трудные слова".
Ребята разделяются на две подгруппы. Затем каждой подгруппе даётся задание придумать по три "трудных
слова". Слова должны быть необычными, такими, значение которых, по мнению придумывающих, никому,
кроме них, неизвестно.
Этим словам подгруппа даёт чёткие определения. После чего один из членов подгруппы предлагает другой
подгруппе ответить, что означает эти слова. Он просит дать определения этих понятий.
На обдумывание даётся 30 секунд. За каждый правильный ответ подгруппа получает один балл. В роли
арбитра выступает педагог.
Лингвистическая игра «Футбол»
класс выступает в роли команды и задаёт вопросы вратарю «отвечающему»;
игра «Найди лишнее»
ребёнок должен научиться находить лишнее слово, обобщать и объяснять его;
«Угадай слово по морфемам»
Возьмем приставку слова преграда, корень слова красивый, суффикс слова школьный, окончание слова
яркая
Таким образом, игровые формы работы оживляют учебный процесс, поддерживают у ребят интерес и
внимание. "Игры путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить", писал
М. Горький.
Развивать творческие способности невозможно без умения связно, логично, последовательно излагать
мысли, то есть без хорошо развитой монологической речи. Я применяю такой методический прием, как
тихий опрос, т.е. ответ ученика только учителю. Использование этого приема способствует созданию
психологической раскрепощенности (преодолению страха и неуверенности) и рождению мотивов: выучить,
рассказать, получить хорошую оценку. Стараюсь придумывать необычные, даже, я бы сказала, в некоторой степени фантастические задания:
создание лингвистической сказки или миниатюры; «Напиши сказку наоборот», допиши рассказ, сказку,
басню по заданному началу или с заданной концовкой.; «Составь кроссворд по теме…», «Придумай
вопросы к викторине по теме…», «Составь рассказ по пословице, фразеологизму…», «Нарисуй
фразеологизм» и т.п.;
Задание "Изменение точки зрения на объект".
Надо продолжить данный неоконченный рассказ, но сделать это необходимо разными способами:
1) от имени ребёнка, который гуляет во дворе;
2) от имени водителя грузовика, едущего по заснеженной дороге;
3) от имени вороны, сидящей на дереве.
"Осеннее небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья,
тротуары, газоны, дороги…"
Диктант «Угадай слово»
дается толкование, дети должны сами записать задуманное слово;
лексический диктант
диктуемым словам дается толкование, составление рассказа с этими словами.
Использование грамматических сказок, сюжетов известных
мультфильмов.
Объяснение нового материала "Правописание суффиксов ек и ик" по сюжету известного
мультфильма "Вовка в тридевятом царстве".
…Наконецто Вовка у заветных дверей царства. Хотел войти, но не тутто было: закрыта дверь на замок.
Ключ рядом висит, но открыть дверь сможет тот, кто правильно напишет слова "ключик" и "замочек".
Вот где понадобилось правило, которое Вовка никак учить не хотел. Думалдумал и вспомнил: надо
изменить слово, в форму родительного падежа поставить.
Поставил. И что же видит? Ключик ключика. Буква "и" твёрдо стоит на ногах, с места не сдвинется, да ещё
перекладинка у неё есть, чтобы не шаталась.
А вот буква "е" в слове "замочек" совсем подругому себя ведёт: только Вовка начал изменять слово буква
"е", как червячок, раз и уползла. Нет её в родительном падеже, нет и во множественном числе замочка,
замочки.
Понял Вовка, как пишутся эти слова, дверь царства перед ним распахнулась, Царства знаний".
Объяснение нового материала "Неопределённая форма глагола"
"Смотрит Инфинитив, как спрягаются Глаголы и говорит:
Эх, вы, разве так надо спрягаться?
А как? спрашивают Глаголы. Ты покажи.
Я бы показал, сокрушается Инфинитив, только у меня Времени нет.
Время мы найдём, обещают Глаголы. Какое тебе Настоящее, Прошедшее или Будущее? Давайте все. Да не забудьте про Вспомогательный Глагол.
Дали Вспомогательный Глагол. Спрягается Вспомогательный Глагол, только окончания мелькают. А
Инфинитив и буквой не пошевелит. Зачем ему буквой шевелить, зачем ему самому спрягаться? Он
Инфинитив, у него нет Времени.
Развивать творческий потенциал можно в нестандартных началах урока: разговорная пятиминутка (что
происходит в мире?), эмоциональная зарядка (высказывания о русском языке)
Домашнее задание может быть творческим, например, при повторении орфографии и пунктуации оно может
быть таким:
1я группа — дома написать миниатюру «Что такое осень?»
2я группа — миниатюру «Осень глазами воробья »
Можно выделить в моей работе и такие приёмы развития творческих способностей учащихся, как
рецензирование сочинений, создание учащимися (только по желанию) ребусов, шарад, кроссвордов,
чайнвордов, сканвордов, кроссвордов с картинками
Широко использую работу с опорными словами, сочиненияминиатюры по картине, сочинения на заданную
тему, сочинения по пословице, по аналогии с прочитанным, по наблюдениям учащихся, составление письма
подруге или другу, сочинение по началу. Описанные выше упражнения выполняются под моим
руководством, при этом степень самостоятельности учащихся постоянно возрастает. Когда же дети
усваивают материал достаточно прочно и овладевают "техникой" выполнения соответствующего вида
работы, аналогичные задания предлагаю учащимся на дом.
Виды работ, которые делают уроки развития речи живыми.
"Мой дневник "
пиши о том, что сейчас вспомнил. Выполнение этого вида работы можно стимулировать знакомством с
опубликованными дневниками разных людей или с дневниками литературных героев.
"Фантазиякартинка»
опиши словами картинку, которой нет, которую видишь только ты в своем воображении. Если написанное
будет свежо и выразительно, слова могут быть воплощены в рисунок.
Музыкальное сочинение.
1й вариант опиши образы, которые возникают в твоем сознании под впечатлением прослушанного
музыкального произведения.
2й вариант воспроизвести фрагмент из фильма, спектакля (существующего или выдуманного тобой),
сопровождением которого могла бы быть прозвучавшая музыка.
Сочинение продолжение написанного накануне изложения или диктанта.
Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр,
адресованный детскому воображению, — сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой
неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Эту возможность можно дать детям и в старших
классах. На уроке русского языка, например, иногда прошу сочинить сказку с грамматическим заданием.
При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Ночь перед
Рождеством» или «Путешествие по стране Стилистике»), использовать как можно больше повторяемых на
данный момент орфограмм и пунктограмм. Этот жанр воодушевляет ребят, потому что здесь можно писать
не то, что "положено", а то, что хочется. Такие виды работ развивают воображение, смекалку, раскрепощают
мысль, заставляют посмотреть на мир свежим взглядом. В уроки сказки включается материал известных
детям сказок, иногда сказочные герои сопровождают учащихся в течение всего урока, помогают им
выполнить разнообразные задания. Уроки семинары помогают мне обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме. К
таким урокам дети готовятся заранее, получают вопросы, изучают литературу, стремятся найти новый
дополнительный интересный материал, что, несомненно, способствует развитию творческих и
познавательных интересов. Уроки семинары помогают развить монологическую речь.
Задание списать текст, изменив его начало или конец, также способствует развитию творческих
способностей учащихся. Практически на каждом уроке использую задания, основывающиеся на
воображении учеников, так как еще Альберт Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, ибо знание
ограничено. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его
эволюции». Поэтому преподавание стараюсь выстраивать так, чтобы работа воображения учащихся
пронизывала весь учебный процесс на уроках русского языка.
Я второй год работаю по учебнику и программе Львовой С.И. думаю, что это учебник в достаточной мере
предлагает задания, направленные на развитие творческих способностей. Правда, я привлекаю и учебники
Разумовской и Бабайцевой как дополнительный материал к уроку, а также наработанные мною и
почерпнутые из различных публикаций приемы развития творческого мышления учащихся.
Также я использую изданные Т.И.Павловой сборники творческих заданий на материале лингвистического
краеведения. Например, по словарной диктовке составить миниатюру «Казачья трапеза».
Поскольку приоритеты в современной системе образования отданы развивающему обучению,
обеспечивающему формирование творческой личности через учебную деятельность, то на первый план в
методике обучения русскому языку отчетливо выступает проблема совершенствования методической
системы: очевидна необходимость приведения средств и форм обучения в соответствие с требованиями
развивающего обучения. Естественной становится потребность в изыскании способов такого воздействия на
личность ученика, которое позволило бы раскрыть его творческий потенциал, то есть сделать учение
ориентированным на развитие индивидуальности каждого ребенка, креативную познавательную
деятельность. Выход из сложившейся ситуации видится в разработке методической системы обучения,
адекватной современному уровню развития методической науки, основанной на закономерностях усвоения
речи, на теории принципов речевого развития, направленной на развитие творческих способностей учащихся
в целом и на развитие творческого компонента языковой способности — в частности.
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Приёмы развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.