№ ____ САБАҚТЫҢ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № _____
LESSON PLAN № _____
Топ Группа group В41
Дата___________________________________________________________
Пәні Дисциплина Discipline: «Основы педиатрии»
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: __________________________________________________
The theme of the lesson:
Сабақтын түрі
Вид занятия:
occupation _____________________________________________________
Сабақ мақсаты
Цель занятия:
Purpose of the lesson____________________________________________
Образовательная:
Educational:______________________________________________
Развивающая:
developmental:___________________________________________
Воспитательная:
educational:______________________________________________
Пәнаралық байланыс Межпредметные связи Interdisciplinary connections :
Көрнекті құралдар, жабдықтар, үлестірме қағаздар
Наглядные пособия, раздаточный материалучебники, лекционный материал, раздаточный материал
Visual AIDS, handouts textbooks, lecture material, handouts
САБАҚ БАРЫСЫ/ ХОД ЗАНЯТИЯ/ LESSON PROGRESS
1. Ұйымдастыру кезеңі
Организационная часть:
Organizational part приветствие, проверка отсутствующих и готовности аудитории, цели и задачи занятия, план проведения занятия.
2. Өткен тақырыпты тексеру
Опрос и проверка пройденного материала:
Survey and verification of the passed material: фронтальный опрос, вопросы по пройденному материалу
3. Жаңа тақырыпты зерделеу
Изучение нового материала/ Learning new material
ЖОСПАР / ПЛАН/Plan
4. Нығайту
Закрепление нового материала/ Consolidation of new material: работа по учебнику.
5. Үй тапсырмасы:
Домашнее задание/ Homework: ___________________________________
6. Өзіндік жұмысы
Самостоятельная работа: работа по учебникам/ independent work .
7. Қорыту, подведение итогов занятия/ summarizing the lesson: выставление оценок с комментариями.
Оқытушы
Преподаватель/lecturer: Чапаксин И.В.
ПРИЗНАКИ, ПО КОТОРОРЫМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ЗАБОЛЕВАНИЯ У РЕБЕНКА
Анамнестические сведения
В связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии возникла необходимость организации специальных консультативных центров, осуществляющих обследование таких детей, а также дошкольных учреждений, в которых дети могут получить квалифицированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь. В настоящее время возросло число детей со сложной структурой дефекта (сочетанием различных компонентов зрительных, слуховых, речевых, моторных, интеллектуальных, эмоциональных и других расстройств). Особенно сложна в детском возрасте диагностика отклонений в развитии, когда структуры нервной системы еще не полностью сформированы, а симптоматика нерезко очерчена.
Для решения вопроса о состоянии здоровья ребенка и выявлении причин отклонения в развитии необходимо провести беседу с родителями и составить анамнез. Анамнестические данные по определенной схеме может собрать врач или педагог-дефектолог, работающий совместно с врачом. При собеседовании с родителями необходимо установить доверительные отношения, чтобы получить достоверные сведения о состоянии здоровья ребенка, самих родителей и их ближайших родственников.
Беседа с родителями начинается со сбора жалоб, которые могут охватывать различные стороны жизни и деятельности ребенка. Так, в раннем возрасте родителей больше беспокоят вопросы психомоторного и речевого развития (неусидчивость, медленное и плохое развитие речи, общей моторики), частые инфекции, судорожные приступы. В предшкольном — задержки психомоторного и речевого развития, трудности поведения, ограниченность запаса общих понятий, головные боли и др. В школьном возрасте основные жалобы сводятся к затруднениям в школьном обучении, плохой памяти, неусидчивости, невнимательности и т. д.
1. Сбор анамнестических данных начинается со знакомства с социальным статусом родителей ребенка:
• учитывается их возраст;
• профессия, место работы в период ожидания потомства;
• особенности домашнего уклада;
• количество членов семьи (полная ли семья);
• кто и как воспитывает ребенка; жилищные условия и др.
Эта часть беседы оформляется как паспортная.
2. Переходя непосредственно к составлению истории болезни и сбору анамнеза, врач интересуется состоянием здоровья родителей (отдельно отца и матери) в настоящее время и в более молодые годы с целью выяснения, не страдали ли они теми же болезненными состояниями, которые наблюдаются в данное время у их ребенка.
По ходу беседы выясняется состояние здоровья ближайших родственников: братьев и сестер, их детей, бабушек и дедушек. Расспрашивают о наличии хронических заболеваний в семье (ревматизма, туберкулеза, бронхиальной астмы и др.), о злоупотреблении алкоголем, никотином, лекарственными препаратами и т. д.
3. Сбор анамнестических данных о ребенке необходимо начать со следующих вопросов, касающихся состояния здоровья матери:
• от какой по счету беременности обследуемый ребенок и была ли желанной беременность;
• не употребляла ли мать в это время противозачаточные средства, лекарственные препараты.
Каждый вопрос, задаваемый родителям, имеет большое значение для понимания возможного этиологического фактора болезни. Например:
• выяснение здоровья матери, отца и их родственников может указать на наследственную предрасположенность к возникновению заболевания;
• выяснение причин абортов может помочь оценить состояние эндокринной системы матери (неразвивающийся плод) или домашнюю ситуацию, при которой ребенок является нежелательным;
• уточнение времени между предыдущей беременностью и настоящей, особенно в случаях хирургического вмешательства, необходимо для того, чтобы оценить условия, в которых происходило развитие плода;
• хирургические вмешательства (в том числе частые аборты), воспалительные процессы в слизистой матки нарушают функцию ворсинчатого эпителия, которые приводят к формированию плаценты на патологической основе, нарушая процесс внутриутробного развития плода.
4. При опросе матери о течении беременности обследуемым ребенком необходимо уточнить состояние ее здоровья в это время:
• инфекции, интоксикации, травмы, в том числе психические, операции;
• употребление лекарственных препаратов, никотина, алкогольных напитков и др.
Различные заболевания матери оказывают влияние на развивающийся плод, который всегда реагирует диффузно (недоразвитием или задержкой развития отдельных структур). Если мать подвергалась воздействию какого-либо из перечисленных факторов, важно знать, в каком триместре беременности это происходило:
• так как в первые три месяца внутриутробного развития идет закладка органов и тканей, становится понятным, что заболевания в этот период могли привести к порокам развития;
• в последующие месяцы, когда идет совершенствование структур органов и тканей всего организма и нервной системы, возможно возникновение несформированности этих органов или задержка в развитии структур нервной системы.
5. Очень важно при опросе матери получить сведения о периоде родовой деятельности:
• сроки родов (досрочно, своевременно, перенос);
• длительности родов (быстрые или затяжные);
• оказание акушерской помощи (вакуум, щипцы, кесарево сечение).
А также сведения о наличии послеродовых осложнений у ребенка. В частности, при асфиксии выяснить длительность периода оживления и его способы.
6. Дальнейшие вопросы касаются оценки состояний ребенка после рождения по шкале Апгар. Уточняют массу и длину тела при рождении и состояние ребенка в период новорожденности (на какой день приложили к груди, как сосал грудь и т. п.).
7. В последующих вопросах уточняется физическое и психомоторное развитие ребенка в первый год жизни:
• не было ли срыгивания, рвоты, кишечных расстройств;
• как прибавлял в весе; был ли спокойным или крикливым;
• когда начал держать голову и сидеть;
• какие заболевания перенес.
8. Если ребенку менее трех лет, интересуются этапами дальнейшего физического, психомоторного, речевого и психического развития ребенка и уточняется степень подготовки его к посещению детского сада:
• перенесенные инфекционные болезни, вакцинации;
• особенность игрового процесса;
• интерес к общению с детьми;
• формирование элементов опрятности, самообслуживания и т. п.
9. Если ребенок старше трех лет, интересуются особенностями дальнейшего психомоторного и речевого развития:
• контактами с детьми и персоналом детского учреждения;
• условиями воспитания в детском учреждении и дома;
• формирования игрового процесса;
• интересом к прослушиванию сказок;
• запоминанием стихов; умением рисовать;
• восприятием пространства и времени;
• знанием основ грамоты и т. п.
10. Другая часть анамнеза посвящена заболеванию, по поводу которого мать обратилась к специалистам:
• уточняют перенесенные ребенком заболевания, их течение и осложнения;
• время возникновения отклонений; изменения поведения, судороги, ухудшение памяти, речевые расстройства;
• какие меры принимались в семье для улучшения общего состояния ребенка: обращения к специалистам, методы лечения, педагогические рекомендации и т. д.;
• в каких случаях отмечалось улучшение или ухудшение состояния ребенка.
Психоневрологические обследования
Психоневрологические обследования заключаются в исследовании функций различных отделов нервной системы. Они проводятся в присутствии матери и воспитателя только врачом.
Исследование черепно-мозговой иннервации
При исследовании состояния черепно-мозговых нервов особо важное значение имеют нервы, участвующие в функциях зрения, слуха и речи.
Путем демонстрации ребенку специальных таблиц с буквами, набором цветных дощечек врач проверяет остроту зрения, цветоощущение. Для исследования остроты слуха применяется такой прием: врач произносит отдельные слова или фразы на определенном расстоянии и предлагает ребенку повторить их. Нормальное ухо воспринимает несложные фразы, произнесенные шепотом на расстоянии 5-6 метров. В сложных ситуациях при оценке зрительной или слуховой функций обращаются за консультацией к специалистам (офтальмологу, отоларингологу), которые применяют для обследования специальные приборы.
Исследование двигательной сферы
Переходя к исследованию двигательной сферы, врач обращает внимание
• на осанку, походку;
• характер активных и пассивных движений в суставах, их объем, силу, равномерность;
• большое диагностическое значение имеет состояние мышц — их сила и характер мышечного тонуса (повышенный или пониженный тонус), а также состояние рефлекторной сферы.
• обычно исследуются сухожильные, периостальные (надкостничные), кожные рефлексы и рефлексы со слизистых оболочек.
Сухожильные рефлексы проверяются ударом специального молоточка в определенных зонах, кожные — штриховым движением по коже. Важно установить степень активности рефлексов (повышение, понижение или отсутствие рефлекторной реакции), а также их равномерность с обеих сторон.
В процессе обследования определяется состояние координации:
• симптом Ромберга (стоять с вытянутыми руками и закрытыми глазами);
• пальценосовая проба и др.
Этими методами обследования выявляется отсутствие или наличие парезов (параличей), гиперкинезов.
Исследование психической сферы
Исследование состояния психической деятельности проводится врачом совместно с педагогом-дефектологом, логопедом, психологом и в присутствии воспитателя.
1. При знакомстве с ребенком необходимо спросить: его имя, фамилию, возраст; с кем он пришел на обследование (имя матери). Ответы на эти вопросы
• создают первое впечатление;
• показывают состояние контакта, понимание речи;
• определяют возможность произнесения первых слов или фраз.
2. Продолжая беседу с ребенком:
• выявляют запас общих понятий, предлагая назвать предметы, их цвет, форму;
• обращают внимание на уровень интереса ребенка к книге, картинке, игрушке;
• оценивают уровень игрового процесса, его организацию, включение в деятельность, понимание условий и выполнение задания, использование помощи педагога.
3. При обследовании старшего дошкольника обращается внимание:
• на уровень подготовки к школе (знание букв, слияние их в слоги, умение рисовать, считать);
• состояние психических процессов (внимание, память, эмоции, воображение, мышление);
• большое значение придается пониманию пространственного восприятия и времени (времена года, месяцы, дни недели).
4. При беседе с ребенком фиксируется внимание на состоянии речи. Обращается внимание на состояние импрессивной речи:
• понимание значения отдельных слов, словосочетаний, грамматических конструкций;
• способность удерживать в памяти целую фразу, короткий стишок;
• способность различать на слух отдельные фонемы.
Состояние экспрессивной речи оценивают:
• по использованию ребенком отдельных слов или словосочетаний,
• по состоянию звукопроизношения;
• по способности составить самостоятельную фразу или рассказ по картинке, по просмотренному фильму;
• по знанию наизусть стихотворений;
• по умению писать и особенностям почерка.
Составление заключения
Заканчивается физическое, психоневрологическое и психолого-педагогическое обследование обсуждением и составлением заключения. В отсутствие ребенка и родителей сводятся и обобщаются данные, полученные специалистами, и ставится диагноз.
МЕРЫ, ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ БОЛЕЗНИ И НЕСЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ В ДОУ
Знание внутреннего мира ребенка дошкольного возраста, его психологических и психофизиологических особенностей, развитие личностных качеств в их сенситивные периоды - необходимое условие успешной адаптации к меняющимся условиям в дальнейшие периоды жизни, поскольку морфофункциональные и психофизиологические особенности учащейся молодежи во многом обусловлены спецификой формирования предшествующих периодов онтогенеза.
Согласно концепции , педагогическую работу в детском саду следует проводить с учетом потребностей занимающихся в игре и креативности по следующим направлениям: формирование потребности в физическом и психическом саморазвитии, воспитание мотивации здорового образа жизни, развитие резервных возможностей и профилактика заболеваний, обучение родителей методам анализа и коррекции здоровья собственных детей.
Основной акцент необходимо делать на педагогические средства обеспечения здоровья, среди которых преобладают:
1) подвижные игры и самостоятельные занятия на площадках физического саморазвития (в бассейне в виде аквариума),
способствующие общему физическому развитию детей, а также закаливанию и нормализации их психического состояния;
2) креативные (художественно-эстетические и театрализованные) действия, положенные в основу различных учебных занятий, включая уроки валеологии, способствующие психическому саморазвитию детей и формированию у них групповой сплоченности;
3) педагогическая работа с родителями по овладению ими методами коррекции образа жизни собственных детей и укрепления их здоровья, разработана образовательная программа «Уроки Здоровейки» и модели валеологических занятий для детей по уходу за своим телом и соблюдению правил безопасной жизни, построенные на игровой и творческой основе, способствующие формированию у них мотивации в здоровом образе жизни.
В процессе формирования потребности в здоровом образе жизни педагоги, используя адекватные методики (занятия, игры, чтение, беседы, мультфильмы) знакомят детей дошкольного возраста с понятием «здоровье», со строением человеческого тела, с помощью иллюстрированного материала доступного содержания рассказывают об основных системах и органах (опорно-двигательном аппарате, пищеварительной, выделительной, дыхательной, нервной системах, кровообращении, органах чувств).
Исходя из тех привычек и потребностей, которые прививаются в ДОУ, у детей формируются знания относительно основных санитарно-гигиенических норм и правил поведения.
Комплекс оздоровительно-профилактических мероприятий в ДОУ направлен на: снижение уровня заболеваемости, выделение основных факторов риска, снижение уровня функциональной напряженности, регламентацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей детей.
Лечебно-профилактическая и оздоровительная работа с детьми должна проводиться в три этапа с включением специфических физиотерапевтических и общеукрепляющих процедур.
1. Этап интенсивной профилактики готовит ребенка к самому неблагоприятному сезону года, проводятся УФО, массаж, разрабатываются новые мероприятия.
2. Восстановительный этап - используется система защитных мер для предупреждения ОРВИ, ангины.
3. Реабилитационный этап - детям предлагаются кислородные коктейли, травяные чаи, оздоровительные напитки, витаминотерапия.
Одним из эффективных способов профилактики острых респираторных заболеваний у детей является аэрофитотерапия с использованием американского аппарата «Rainbow», который позволяет распылять естественные природные концентраты, обладающие антибактериальным, противовирусным, спазмолитическим действием.
Необходимо создать в ДОУ условия для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы, выделить и оснастить специальные помещения: спортивные залы, бассейн, сауну, фитобар, физиокабинет, кабинет массажа, спортплощадку, кабинет врача-педиатра.
Положительному результату от проводимой в ДОУ лечебно-профилактической работы способствуют методические кабинеты, физиотерапевтические процедуры, которые многообразно воздействуют на организм ребенка, устраняя поведенческие и эмоциональные нарушения, стимулируя развитие памяти, внимания, умственной работоспособности, мобилизуя защитные силы организма. Устранить психический дискомфорт у детей помогает разработанный врачом-педиатром оздоровительный комплекс, включающий диагностику физического и психического развития, индивидуальную коррекцию, лечебную гимнастику, музыко-, игро-, сказкотерапию.
Медицинское обслуживание в дошкольных учреждениях
В детском дошкольном учреждении, в соответствии с действующими инструкциями, проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции в группе или вне группы в зависимости от характера инфекции, способа передачи — карантин, дезинфекция, прививки и пр. по указанию эпидемиолога. В связи с распространенностью респираторных инфекций, способствующих высокой заболеваемости детей в детских дошкольных учреждениях, профилактические мероприятия следует проводить в соответствии с методическими рекомендациями.
После
перенесенного заболевания дети принимаются в детское дошкольное учреждение
только при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза,
длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контакта
с инфекционными больными, а также с указанием рекомендаций по индивидуальному
режиму выздоравливающего ребенка на первые 10-14 дней.
Для контроля за физическим развитием детей и раннего выявления отклонений в состоянии здоровья врачами проводятся профилактические осмотры. Частота их регламентируется методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения.
Профилактические осмотры дошкольников целесообразно проводить непосредственно в детском учреждении, куда приглашаются необходимые специалисты.
Углубленные осмотры с привлечением специалистов проводятся на четвертом и седьмом году жизни. На четвертом году жизни в углубленном осмотре принимают участие оториноларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, логопед. На седьмом году жизни (предшкольная диспасеризация) обязательно участие оториноларинголога, офтальмолога, хирурга-ортопеда, невропатолога, по показаниям — других специалистов. Во время углубленных осмотров детям проводятся антропометрия, клинические исследования крови, мочи и кала на яйца глистов. Заканчивает профилактический осмотр педиатр, который делает общее заключение о состоянии здоровья ребенка и определяет группу для занятий физкультурой. Данные медицинского осмотра заносятся в медицинские карты детей (формы 112У и 026У), а при наличии тех или иных хронических заболеваний у ребенка заполняется учетная форма диспансерного наблюдения (форма 30) и назначается комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. Результаты углубленных осмотров тщательно анализируются врачом. С рекомендациями по оздоровлению детей знакомятся воспитатели и родители.
Дошкольные учреждения выполняют важную роль в подготовке детей к школьному обучению: целенаправленная компенсация отклонений в их здоровье очень важна перед поступлением в школу. У детей с отклонениями в состоянии здоровья, как правило, трудно проходит адаптация к школе, уже в первом классе ухудшается здоровье, тяжелее протекают заболевания, возникают хронические болезни.
Важный этап профилактической работы и укрепления здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений — рационально организованный отдых в летнее время. Роль и ответственность медицинского персонала в этот период значительно возрастает. На враче лежит ответственность не только за соблюдение всех санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, проводимых с детьми, находящимися на летней даче круглосуточно. Контроль за физическим и психическим здоровьем ребенка, первая помощь при заболеваниях и несчастных случаях, а также их профилактика становятся весомой частью деятельности медперсонала. Все оздоровительные мероприятия должны проводится по указанию и под контролем врача, а в его отсутствие — под наблюдением медсестры.
Наличие в детском учреждении врача и медицинской сестры не снимает ответственности за санитарный режим, организацию питания и физического воспитания с заведующей, а также с каждого воспитателя. Успех оздоровительной и профилактической работы в дошкольном учреждении в большой степени зависит от четкости и слаженности работы всего персонала учреждения, от взаимопонимания между руководителем учреждения, педагогическим и медицинским персоналом. Периодический контроль за обеспечением санитарного режима, за организацией, качеством и полноценностью питания в дошкольных учреждениях осуществляется специальным врачом, входящим в состав санитарно-эпидемиологической службы города или района.
Важное условие эффективной работы медицинского персонала дошкольного учреждения — четко налаженные контакты и преемственность с участковыми педиатрами, врачами-специалистами, отделениями гигиены детей и подростков и противоэпидемическими отделениями санэпидстанций и местными органами власти.
I. Закрепление пройденной темы урока ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Домашнее задание ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.