Игра-разминка «Будь внимателен» (на различение слов и предложений).
Учитель читает упр. 2 из «Дидактического материала» к учебнику, 2-й кл. Если ученик слышит предложение, то дотрагивается до носа, если слова – до уха.
– Как вы определяли, где предложение, а где – слова? (В предложении все слова связаны, можно понять, о чём говорится. Отдельные слова между собой не связаны, только что-то называют.)
На основе проведённой игры сформулируйте тему урока и задайте вопросы по теме «Предложение».
Вопросы (можно вывесить на доске):
– Что такое предложение?
– Чем отличается предложение от слова, группы слов?
– Как составить предложение?
– Как правильно записать предложение (оформить на письме)? 1 3
– На основе заданных вопросов составим план урока.
Русский язык
Предложение
(8 уроков – 4 часа в неделю,
11 уроков – 5 часов в неделю)
Урок 7.
Примечание: при планировании уроков из расчёта 4 часа в неделю 7й и 8й уроки объединяются.
Тема: Признаки предложения.
Цель:
– развитие умений отличать предложение от слов, составлять из слов предложения.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать
информацию из схем,
© Баласс, 2012
1– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Играразминка. 3 3 1
Играразминка «Будь внимателен» (на различение слов и предложений).
Учитель читает упр. 2 из «Дидактического материала» к учебнику, 2й
кл. Если ученик слышит предложение, то дотрагивается до носа, если
слова – до уха.
– Как вы определяли, где предложение, а где – слова? (В предложении все
слова связаны, можно понять, о чём говорится. Отдельные слова между
собой не связаны, только чтото называют.)
II.
Формулирова
ние проблемы,
планирование
деятельности.
– На основе проведённой игры сформулируйте тему урока и задайте
вопросы по теме «Предложение».
Вопросы (можно вывесить на доске):
– Что такое предложение?
– Чем отличается предложение от слова, группы слов?
– Как составить предложение?
– Как правильно записать предложение (оформить на письме)? 1 3
– На основе заданных вопросов составим план урока.
План (примерный).
1. Повторить, что такое предложение.
2. Учиться составлять предложения.
иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию
в виде схемы;
3) выявлять сущность,
особенности объектов;
4) на основе анализа объектов
делать выводы;
5) обобщать и
классифицировать по
признакам;
6) ориентироваться на
развороте учебника;
7) находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом
учебника;
2) оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
3) прогнозировать
предстоящую работу
© Баласс, 2012
23. Учиться правильно записывать предложения.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
– Какой кружок обозначает эти действия?
(составлять план);
4) осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
1. Работа с картинкой в учебнике на с. 17. 3 1
– Рассмотрите центральный кадр плёнки после названия темы.
Расскажите, что вы видите. (Петя Зайцев и Катя Персикова – артисты. Они
в роли принца и принцессы. Принц просит принцессу, чтобы она вышла за
него замуж.)
– Когда обращаются с просьбой стать женой, значит, делают предложение.
– Мы с вами тоже искали среди слов предложения. Но делать предложение
в жизни и находить предложение в языке – это совершенно разные вещи.
– Что же такое предложение в языке? На этот вопрос мы будем искать
ответ на уроке.
2. Проверка домашнего задания (упр. 11).
– Чему мы учимся на уроках русского языка? Ответьте предложением из
упр. 11.
– Сколько всего предложений в этом упражнении? (3.) Как вы это
определили? (Знаки в конце предложений.)
– А что делать, если слово в предложении не помещается на строчке?
Найдите пример с переносом слова на другую строку в упр. 11. Какое
здесь правило переноса? (По слогам.)
Проверка задания №3 из «Рабочей тетради».
(Слово язык нельзя перенести на другую строку, так как либо
остаётся одна буква на строке, либо нет слога: язык.)
3. Работа с учебником.
© Баласс, 2012
3Упр. 12 – развивается умение отличать на письме предложение и
слова, совершенствуются орфографические умения (работа со
словарными словами).
Вопросы к упражнению.
– По каким признакам нашли предложение? (В предложении слова связаны
между собой.)
– Чем отличается предложение от слов? (В предложении чтото
сообщается, первое слово в предложении пишется с большой буквы, в
конце – точка.)
4. Словарноорфографическая работа.
Слова Россия и работа.
– Сколько опасных мест в слове Россия? (3.) Обратите внимание на запись
внизу учебника. Как выделены эти опасные места в слове?
Почему здесь три опасных места?
– Что обозначает это слово? (Географическое название, название нашего
государства, страны.)
– Запишите слово Россия в тетрадях, подчеркните опасные места.
– Составьте своё предложение со словом Россия (сначала предложение
составляется устно, затем лучшее записывается всеми детьми под
диктовку по слогам).
– Как вы оформите предложение на письме? (Первое предложение пишем
с большой буквы, в конце ставим точку.)
Работа со словом Россия возможна в «Орфографической тетради» на
с. 37. Слово работа рассматривается на с. 34 «Орфографической
тетради».
© Баласс, 2012
4– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Работа по учебнику. 3 3
1. Упр. 13 – развивается умение находить предложения, разные по цели
высказывания.
Вопросы и задания к упражнению.
– Чем отличаются два предложения, которые вы нашли? (В одном – в
конце точка, в другом – вопрос.)
– Ответьте на предложениевопрос и запишите свой ответ.
2. Упр. 15 – развивается умение находить среди предложений слова и
составлять с ними предложения (проводится одновременно и
словарноорфографическая работа).
Вопросы и задания (в дополнение к заданиям учебника).
– Все ли слова вам понятны? (Непонятно значение слова сноп.)
– Что в этом случае может помочь? (Словарь.)
– Авторы предлагают вам фрагмент из толкового словаря, где объясняется
значение слова сноп. Прочитайте.
– Как называется предложение, в котором встречается это слово?
(Пословица.)
– Как вы её поняли? (Весной красиво, когда всё цветёт, а осень хорошая,
если созрели колосья, собран большой урожай.)
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать
и понимать других;
2) строить речевое
высказывание в соответствии
с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в
устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения
выказывать своё отношение к
героям, выражать свои
эмоции;
2) оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией;
© Баласс, 2012
5– Какое из записанных слов – словарное? (Погода.)
– Где его уже видели? (На с. 17 внизу учебника.)
– Составьте со словом погода предложение.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
3) формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
ΙV. Итог урока.
– Назовите ключевые слова урока (предложение, слова).
– Чем отличаются слова от предложений? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
ТООУ
V. Домашнее
задание.
– Выучить написание словарных слов.
Н. Упр. 14.
П. Найти и записать 1–2 пословицы, определить, что они обозначают.
Деятельность учеников:
– оформлять свои мысли (строить предложения), взаимодействовать друг с другом.
© Баласс, 2012
6