Признаки текста.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На основе названия раздела назовите вопросы, на которые нужно будет найти ответ. – Что такое текст? – Какие признаки есть у текста? – Как отличить текст от не текста? (Предложения, нескольких предложений?) – Какие бывают тексты? – Давайте запишем план урока. План (примерный) 1. Текст. 2. Признаки текста. 3. Отличительные признаки текста. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) – Какой кружок обозначает это умение? 1. Опрос. 2 3 1 6 – Можно ли одно предложение назвать текстом? (Нет.) – Сколько в тексте должно быть предложений? (2 и больше.) – Любые ли предложения составляют текст? (Нет.) – В каком случае несколько предложений будут текстом? (Они должны быть связаны между собой по смыслу.)
Иконка файла материала konsp_rus_2kl_ur18.doc
Русский язык Текст Урок 18 (15). Тема: Признаки текста. Цель: – развитие умений выделять признаки текста и отличать текст от набора предложений. Символы: Н П М Этапы урока Ι . Актуализация  знаний.  Ход урока – Откройте тетрадь.  – Что надо записать? (Дату.)  Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа».  4  3 Введение в новый раздел. Работа с рисунками к разделу «Текст». Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать  информацию из схем,  иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. © ООО «Баласс», 2012 1– Рассмотрите центральный кадр фотоплёнки. Прочитайте слова, которые держат наши герои. 4. На основе анализа объектов  делать выводы. –  К   чему   эти   слова   можно   отнести?   (К   тексту:   вверху   есть   название раздела – «Текст».) – Какие тексты вы знаете? (Сказка, рассказ, стихотворение и т.п.) – По каким признакам можно догадаться, что речь в этом разделе пойдёт о тексте? (По словам заголовок, начало, середина, конец, которые есть у любого рассказа, сказки.)      1   3   1 – На основе названия раздела назовите вопросы, на которые нужно будет  найти ответ. – Что такое текст? – Какие признаки есть у текста? – Как отличить текст от не текста? (Предложения, нескольких  предложений?) – Какие бывают тексты? – Давайте запишем план урока. План (примерный) 1. Текст. 2. Признаки текста. 3. Отличительные признаки текста. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой кружок обозначает это умение? 1. Опрос.    2    3   1   6 5. Обобщать и  классифицировать по  признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять познавательную   и   личностную рефлексию. Коммуникативные УУД II. Формулиро­ вание проблемы, планирование  деятельности.  Поиск решения  (открытие  нового знания),  формулирование правила  (определения). © ООО «Баласс», 2012 21. Развиваем умение слушать и  понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии с  поставленными задачами.  3. Оформлять   свои   мысли   в устной форме. 4. Умение работать в паре. – Можно ли одно предложение назвать текстом? (Нет.) – Сколько в тексте должно быть предложений? (2 и больше.) – Любые ли предложения составляют текст? (Нет.) –  В каком случае несколько предложений будут текстом? (Они должны быть связаны между собой по смыслу.) 2.   Работа   по   учебнику.  Наблюдение   с   целью   выявления   признаков текста.   Упр.   29   –   развивается   умение   отличать   текст   от   набора предложений. После чтения двух отрывков возможны такие вопросы: –  Что   общего   в   двух   приведённых   отрывках?   (Состоят   из   нескольких предложений, первые предложения одинаковые.) – В чём различие? (В первом отрывке говорится не только об обезьяне, но и о медвежатах, о солнышке, книге, луге, между ними нет никакой связи; во втором отрывке говорится только об обезьяне и горохе, что произошло с  ней,  все   предложения   связаны   между   собой   по   смыслу,   здесь   можно найти начало, середину и конец.) –  Прочитайте во втором отрывке только начало, затем середину, потом конец. Сколько предложений оказалось в середине? (3.) –  Какое   ещё   внешнее   отличие   вы   заметили?   (У   второго   отрывка   есть название – заголовок и автор.) – Какой отрывок можно назвать текстом? (Второй.) – Что это за текст, к какому виду его можно отнести? (Рассказ.) – Назовите признаки текста:      – состоит из нескольких предложений;      – предложения связаны по смыслу;      – можно выделить начало, середину и конец;      – есть заголовок (можно подобрать, если его нет). Дополнительные вопросы (по заданиям в учебнике). © ООО «Баласс», 2012 3ΙΙI. Развитие  умений –  применение  знания.  – Почему выделены слова горох и горошина? (Однокоренные.) Что такое горошина? (Одно зёрнышко гороха.)  Запись слов в тетрадях, подчёркивание опасных мест. – А ещё почему выделены эти слова? (Они важны для понимания текста, слово горох вынесено в заглавие.) – Как вам кажется, всё дело было в горохе или в обезьяне? (Обезьяна была не очень умная.)    1  3  3  1 Работа в учебнике. Упр.   30   –   развивается   умение   по   названию   определять   содержание текста. Вопросы и задания: –  Какие есть «подсказки», что это текст? (Название и указание, что это сказка.) –  Приведите   ещё   доказательства   того,   что   перед   вами   текст. (Предложения связаны по смыслу, есть начало, середина, конец.) –  Чем  отличается этот  текст  от  текста  в  упр. 29? (В  этом тексте  нет автора, так как указано, что сказка русская, она создана народом.) – Что можно предположить по названию? (О чём будет текст.) – О чём же этот текст, действительно ли о помощи лошади? Словарная работа (лошадь, лошадёнка) по предложенным заданиям.  Лингвистический эксперимент    . Учитель   читает   тот   же   текст,   но   предложения   переставляет   в произвольном порядке. – Можно ли назвать прочитанное мною текстом? (Нет, ничего не понятно.) – Но предложения те же самые. Что же произошло? (Нарушен их порядок.) – Опираясь на наш эксперимент (опыт), сформулируйте ещё один признак Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. © ООО «Баласс», 2012 4ΙV. Итог урока. текста. Вывод    . Предложения в тексте должны быть расположены в определённом порядке. – Что мы сейчас делали?  – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)        4   4 – Ответьте на главный вопрос, поставленный в начале урока. – Что такое текст? (Группа (несколько) предложений, связанных по  смыслу, расположенных в строгом порядке.) – Убедитесь в правильности своего ответа, выполнив задание №1 (Тема 3)  в «Рабочей тетради», 2­й кл. Проверьте себя с помощью ключа в  приложении. – Прочитайте тот отрывок, который можно назвать текстом. – Докажите, что три других варианта нельзя назвать текстами: 1) предложения не связаны, между ними нет порядка, поэтому трудно  понять, о чём говорится; 2) только одно предложение; 3) 1­е и 2­е предложения – о пингвинах, а последнее – о морже, т.е. они  совершенно не связаны друг с другом. ТООУ – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник?  – За что? V. Домашнее  «Рабочая тетрадь», тема 3, задание №2. © ООО «Баласс», 2012 5задание.  Деятельность учеников: – Называть признаки текста. – Отличать текст от набора предложений, записанных как текст. – Озаглавливать текст. – Выбирать подходящее заглавие из данных. © ООО «Баласс», 2012 6

Посмотрите также