ПРИЗВАНИЕ
Оценка 5

ПРИЗВАНИЕ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
обществознание +1
10 кл—11 кл
15.12.2023
ПРИЗВАНИЕ
Открытый урок ПРИЗВАНИЕ интегрированный киноурок
Призвание Открытый урок.docx

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение   

  «Средняя общеобразовательная школа №82»

 

 

 

 

 

 

Разработка интегрированного киноурока

по истории и литературе

проекта «Киноуроки в школах России и мира» 

в 11 классе

с применением деятельностного подхода

по теме

«Призвание»

 

 

 

 

 

                                          Подготовили: Буракова Наталья Алексеевна,

 учитель русского языка и литературы,

Манаков Андрей Николаевич,

 учитель истории и обществознания.

 

                                                                                

 

 

 

 

Котлас, 2023 г.

 

Урок – проект:  «Призвание»

Тема: призвание

Тип урока: интегрированный киноурок (литература, обществознание)

Цель урока:

Задачи:

Развивающие: 

Развивать готовность и способность к реализации созидательного творчества в действии на основе общечеловеческих ценностей и желания становиться лучше.

Развивать мышление учащихся, умение выслушивать окружающих, анализировать другое мнение, вести бесконфликтный диалог.

Развивать  интерес к культурному наследию прошлого.

Образовательные:

Формировать понимание значения призвания и подвижничества для духовно-нравственного развития человечества, создания культурных ценностей и построения лучшего будущего.

Формировать понимание цели и смысла человеческой жизни в самосовершенствовании и созидании во имя Общего Блага.

Формировать навык осуществления осознанного выбора поступков и реакций на основе этических принципов в различных жизненных ситуациях.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к своей стране, чувство уважения к истокам и наследию прошлого.

Развивать творческие и интеллектуальные способности.

Создать условия для получения эмоционального опыта обучающихся в реакции на различные ситуации, осознания своих чувств и мыслей.

Прививать желание к самосовершенствованию, к обретению внутренней гармонии посредством интегрированного восприятия  литературы и  обществознания, а также бескорыстной помощи как осознанного проявления человеколюбия.

Продолжить формирование культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

 

Планируемые результаты:

Личностные:   развитие сотрудничества в работе над заданиями;

Метапредметные: совершенствование навыков публичного выступления в курсе изучения обществознания и литературы.

Предметные:  развитие умений работать с печатными источниками и Методические приемы: киноурок с элементами беседы; решение  познавательных и творческих задач, дискуссия, составление доклада,  погружение в историческую эпоху.

 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.

Оформление классной доски: эпиграфы к уроку.

 

Ход урока

1.     Организационный этап (1 мин): приветствие, проверка готовности класса к уроку, восприятию содержания.

2.     Мотивационно-целевой этап (5 мин.):

А) послушайте и выделите ключевые слова в стихотворении поэта Але

                          Алексея Хомякова:

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе;

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе.

 

Если сердце заныло

Перед злобой людской,

Иль насилье схватило

Тебя цепью стальной;

 

Если скорби земные

 Жалом в душу впились, –

С верой бодрой и смелой

 Ты за подвиг берись.

 

Есть у подвига крылья,

 И взлетишь ты на них

Без труда, без усилья

Выше мраков земных,

 

Выше крыши темницы,

 Выше злобы слепой,

Выше воплей и криков

Гордой черни людской*.

*люди, не имеющие высоких целей, толпа.

– О каком подвиге говорит поэт?

-         Дайте определение этому слову (-это особый героический поступок, совершая который человек проявляет свои лучшие качества: героизм, отвагу, способность к самопожертвованию).

-         Почему человек совершает подвиг? (по зову сердца)

-         Что за подвиг совершается в мирное время, ежедневный героический труд – о ком так можно сказать? Кто совершает незаметный глазу подвиг по зову сердца?(спасатели, полицейские, пожарные, врачи, учителя)

-         Как эти люди выбрали свою профессию? (по призванию).ТЕМА УРОКА

-         Выберите из предложенных определений то, которое более подходит к понятию ПРИЗВАНИЕ УЧИТЕЛЯ.  (в рабочем листе).

 

 Но откуда берется любовь такой силы, что человек «жизнь положил за други своя» не на поле брани, а в каждодневной жизни?

Б) задание перед просмотром: сформулируйте и запишите в рабочий лист  два вопроса – «Что...?» и «Почему...?».

Сейчас мы смотрим фильм «Призвание». И наша задача не только понять через ситуации в фильме, что такое призвание, но и увидеть взаимосвязь подвижничества с призванием, о котором мы поговорим после фильма. Потому смотрите внимательно. Мы также обсудим те ситуации, которые увидим на экране, и возникшие у нас вопросы.

3.     Просмотр фильма «Призвание» (20 мин.43 сек.)

4.     Беседа по теме фильма (3 мин.)

Общее (эмоциональное) впечатление

(Предложить обучающимся выразить свои мысли и впечатления о тех ситуациях, которые увидели в фильме.)

 

Где произошла история, которую мы увидели на экране?

В г. Донецке.

В 2023 году в Донецк приехал корреспондент. Почему он приехал?

Ученики Таисии Петровны написали в редакцию письмо, рассказав в нем о своей учительнице так, что редакция захотела о ней опубликовать репортаж.

Как вы думаете, почему Таисия Петровна стала учителем? Только ли в том дело, что очень трепетно к образу учителя относилась ее прабабушка?

Через отношение прабабушки к учителю скорее всего она почувствовала призвание.

Что же такое призвание?

Призвание  –  это  сердечное  стремление,  предрасположенность к чему-то, к конкретному делу или профессии.

Да, обычно люди понимают под призванием предрасположенность к какому-то виду деятельности или профессии, выражение талантов. Но в  самом  слове  слышится  призыв,  верно?   Много написано о том, как во всех сферах жизни: в науке, искусстве, религии люди действовали по призванию. Под призванием понимается служение миру, людям.  Человек в сердце слышит зов, что должен посвятить себя чему-то. Призвание сродни предназначению – это не столько стремление к профессии, сколько те смыслы, которые мы придаем нашей жизни. Это то, ради чего мы живем и трудимся. Призвание наполняет нашу деятельность особенным содержанием и позволяет чувствовать, что мы делаем что-то очень важное, за что несем особую ответственность. Профессия может и поменяться, а призвание при этом останется.

Суть призвания в том, чтобы сделать этот мир лучше, используя таланты и способности, которые у нас есть. В каждом из нас есть что-то хорошее, важное, уникальное и ценное, что мы можем привнести в этот мир. Улучшая себя, сделаем ещё больше.

Призвание или предназначение – это внутренняя глубинная мотивация, то, чего человек не может не делать, мимо чего не может пройти, это высокая и далекая цель, на которую даже и одной жизни не хватит. В призвании или предназначении человек делает то, что любит делать и то, что полезно и нужно людям. При этом человек развивает свои способности, совершенствуется, чтобы реализовать призвание. Призвание, предназначение – это смысл жизни, ради чего я живу, что ведет меня по жизни и приносит пользу миру. Если знать, ради чего трудиться, то будет проще подобрать деятельность, в которой вы сможете реализовать себя в соответствии со способностями и призванием.

Через  призвание  человек  ощущает  свою  сопричастность к улучшению мира в целом. Если нет ощущения этой сопричастности и стремления сделать мир лучше, то, значит, это просто выбор профессии, но не призвание. «Высшее призвание человека состоит в том, чтобы не только объяснить, но и изменить мир, сделать его лучшим», – писал Иван Владимирович Мичурин.

Призвание не равно профессии, но реализуется через профессию. Призвание у человека одно, а реализовано может быть через разные профессии. Сможете привести примеры?

(Призвание или предназначение воспитывать детей хорошими людьми может быть реализовано: в семье, воспитателем в детском саду, руководителем коллектива художественной самодеятельности (театрального, циркового, хора и т.д.); руководителем кружка рукоделия; учителем; режиссером, снимающим детское кино; писателем; пишущим детские книги. Ведь любая деятельность вместе с детьми воспитывает. Призвание устремлять людей к красоте – может быть реализовано через многие профессии.)

Какими качествами обладает человек, который посвящает себя призванию, выбирая в соответствии с ним профессии?

(Самоотверженность; целеустремленность; любовь к делу; энтузиазм; любовь к людям; радость от того, что человек делает; ответственность, трудолюбие; бескорыстие, стремление сделать мир лучше.)

В письме учеников Таисии Петровны, наверно, было сказано, что она альтруистка, потому что корреспондент спросил, считает ли она себя альтруисткой. Чем отличается альтруист от других людей?

(Альтруист заботится о других людях, не заботясь о себе. Это высшая степень самоотверженности, то есть отказ от личных целей во имя общих.)

Альтруизм противоположен эгоизму. Как вы считаете, Таисия Петровна – альтруистка? Поясните ответ.

Ответы обучающихся.

Какие ещё качества вы увидели у Таисии Петровны?

Ответы обучающихся.

 

Что было самым главным для Таисии Петровны в это трудное время, что так поразило корреспондента?

(Таисия Петровна, хотела, чтобы в это трудное время, среди бомбежек, страха, гибели близких и даже полуголодного существования дети видели прекрасное.)

Как вы бы могли объяснить, почему в самое трудное и страшное время так важно прикосновение к красоте и доброте?

(Это необходимо, чтобы сердца не окаменели и душа не застыла.

Прикосновение к красоте и доброте дает надежду на будущее.)

Что сделала Таисия Андреевна, когда узнала о положении Мити?

Что она придумала, чтобы накормить голодных подростков? Почему?

(Она попросила ребят узнать, у кого из детей и подростков такое же положение, как у Мити, и устроила кулинарный конкурс девочек, а ребят пригласили дегустаторами, а потом сделала кулинарные курсы для мальчиков. Так Таисия Петровна организовала для того, чтобы они не чувствовали унижения, что их кормят бесплатно.)

Корреспондент задал вопрос Таисии Петровне о страхе. За кого боится Таисия Петровна? За себя или ребят? Почему?

(Она переживает за своих учеников, потому что чувствует ответственность за них.)

5.     Групповая работа (7 мин.)

Подумайте, какими качествами должен обладать учитель по призванию. (оформите свои мысли  на листе).

1 группа: что могли написать дети о своей учительнице?

2 группа: почему Таисия Петровна передумала читать письмо своих учеников?

3 группа: что понял журналист после интервью?

6.     Выступление групп (3 мин.)

7.     Рефлексия. Подведение итогов. (1 мин.)

Продолжите предложения:

– Сегодня на уроке я осознал(а)...

-         Сейчас я знаю...

-         Мне стало понятно...

-         Мне было трудно...

-         Я уверен(а) ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

 

Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,

 чтобы я вносил любовь туда – где ненависть,

чтобы я прощал – где обижают,

чтобы я соединял – где есть ссора,

чтобы я говорил правду – где господствует заблуждение,

чтобы я воздвигал веру – где давит сомнение,

чтобы я возбуждал надежду – где мучает отчаяние,

 чтобы я вносил свет во тьму,

чтобы я возбуждал радость – где горе живет.

Господи, Боже мой,

удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал,

 не чтобы меня понимали, но чтобы я других понимал,

 не чтобы меня любили, но чтобы я других любил,

ибо кто дает – тот получает,

кто забывает себя – тот обретает,

 кто прощает – тому простится,

кто умирает – тот просыпается к вечной жизни.


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №82»

Урок – проект: «Призвание»

Урок – проект: «Призвание»

Ход урока 1. Организационный этап (1 мин): приветствие, проверка готовности класса к уроку, восприятию содержания

Ход урока 1. Организационный этап (1 мин): приветствие, проверка готовности класса к уроку, восприятию содержания

Но откуда берется любовь такой силы, что человек «жизнь положил за други своя» не на поле брани, а в каждодневной жизни?

Но откуда берется любовь такой силы, что человек «жизнь положил за други своя» не на поле брани, а в каждодневной жизни?

Улучшая себя, сделаем ещё больше

Улучшая себя, сделаем ещё больше

Какие ещё качества вы увидели у

Какие ещё качества вы увидели у

ПРИЛОЖЕНИЕ: Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира

ПРИЛОЖЕНИЕ: Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2023