Дидактический материал по развитию функциональной грамотности обучающихся
"PRO - функциональную грамотность: от новых заданий к новым практикам."
Тема: Формирование осознанного чтения и работа с информацией на уроках русского языка и литературы.
Автор: Смагина Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы
МОБУ «Кергудская основная общеобразовательная школа»
Тел.: 89648441881
Е-маil: larisa-smagina@mail.ru
Номинация: читательская грамотность
Вид работы: дидактический материал
2022г.
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстами на уроках русского языка и литературы как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Задачи:
- продемонстрировать коллегам приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе.
Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «…извлечь из мертвой буквы живой смысл. Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное», - говорил великий педагог К. Д. Ушинский.
«Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». У развитого читателя должны быть сформированы умения:
I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения, умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы, находить в тексте информацию, опираясь на текст, делать простые выводы;
II. умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя, устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста, реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей.
Задания на умение находить и извлекать информацию из текста
Задание 1.
Прочитайте текст и отметьте «+» все верные высказывания, а «-» те предложения, которые не соответствуют содержанию текста.
Много удивительного зимой, но самое прекрасное – иней.
Обильный и пушистый, он всё окружающее делает праздничным и торжественным. Придорожные былинки превращаются в белые стеклянные цветы, а кусты шиповника – в причудливые искусственные кружева. Шишки сосен вблизи напоминают ледяные кудри великана. Заиндевелые берёзки кажутся таинственными призраками…
Вечереет. Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёзовых рощ, волны сугробов, но в этот вечерний час красивее всего пушистый иней. Заря меркнет, и из-за леса выплывает серебряный щит луны, который ярко освещает снег.
Я навсегда полюбил эту серебряную сказку – призрачную и хрупкую красоту русской зимы. (По Паустовскому)
1 |
Заиндевелые берёзки напоминают ледяные кудри великана |
- |
2 |
Обильный и пушистый иней превращает былинки в белые стеклянные цветы |
+ |
3 |
Самое удивительное зимой- иней |
+ |
4 |
Серебряный щит луны освещает заиндевелые берёзки |
- |
5 |
Пушистый иней под вечерним багряным солнцем, уходящим за горизонт, кажется красивее березовых рощ, окрашенных розовым цветом. |
+ |
Задание 2. Прием «Мозаика».
Реставрация текста. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Задание: собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности (в качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы).
Бурундук (по Соколову- Микитову)
В самом конце лета, охотясь на берегах реки Камы, я жил у приятеля моего, лесника, в глухом прикамском лесу. Сидя у открытого окна, я увидел, как в лесниковом небольшом огороде, почти рядом с окном, сам собою колышется тяжёлый цвет дозревающего подсолнуха. На подсолнухе сидел маленький красивый зверёк. Он хлопотливо выдёргивал из гнёзд зёрна спелого подсолнуха и набивал ими защёчные мешки.
__________________________________________________________________
Это был бурундук, проворный и ловкий зверёк, похожий на маленькую
белку. Живут бурундуки под деревьями, в земляных неглубоких норах. В этих норах
они устраивают вместительные кладовые, где прячут обильные запасы:
кедровые орехи, подсолнухи, хлебные семена.
Быстрый бурундук всегда находится в движении. Он бегает по сучьям деревьев, по
кучам хвороста, сложенного в лесу. Живого, очень любопытного зверька нетрудно
поймать
__________________________________________________________________
Я видел, как ловят бурундуков в
лесу деревенские ребята. В руках они держат лёгкую палочку с привязанной на
конце волосяной петлёю. Стоит посвистеть в берестяную или ивовую дудочку — и
любопытный бурундук выбегает из своей норы. На шею ему нетрудно накинуть лёгкую
петельку. В неволе весёлые бурундуки приживаются быстро. Их можно держать в
большой клетке, кормить орехами, семенами. Они очень весело гоняются друг за
дружкой по клетке, и на их весёлые игры и схватки приятно любоваться.
___________________________________________________________________У
бурундуков в лесу много лютых врагов. Их уничтожают хищные птицы, ловят
домашние кошки, а кладовые бурундуков находят и разоряют в лесу медведи.
___________________________________________________________________
Мне очень приятно вспоминать маленьких
бурундуков. Я помню глухой таёжный лес, освещённые солнцем, окружённые высокими
деревьями зелёные поляны и маленьких зверьков, оживляющих таёжную глушь и
тишину.
Задание 3
Заполните таблицу, используя информацию из текста.
Река
Мокша принадлежит к большим рекам России. Длина ее более 650 километров. Она
держит свой путь через Мордовию, Пензенскую, Нижегородскую и Рязанскую области.
В последней она впадает в Оку, как ее правый приток.
берет свое начало в деревушке Елизаветино Пензенской области. Что
примечательно, начинается она не из озера, как большинство рек мира, а из
родника. Первые шесть километров пути она похожа на маленький ручей,
подпитываемый лишь грунтовыми водами. Мокша – типичная равнинная река,
спокойная, с медленным течением, доступная начинающим туристам. Русло
извилистое, много стариц, левый берег на большом протяжении крутой, обрывистый,
а правый – пологий с песчаными отмелями. Только в районе г. Темникова эта
закономерность нарушается и обрывистым становится правый берег. Дно в основном
песчаное. В Республике Мордовия на Мокше расположены города Ковылкино,
Краснослободск, Темников; Рождество-Богородичный Санаксарский мужской
монастырь; лечебно-оздоровительный комплекс – санаторий «Мокша»; детские
оздоровительные лагеря; дом-музей художника Ф. В. Сычкова.
Оборудованы пляжи в городах Ковылкино, Краснослободск, Темников, а также при
оздоровительных учреждениях. В Мокше водятся окунь, лещ, судак, плотва,
вьюн, елец, красноперка, карась, налим, щука, окунь и др. Несмотря на то, что
Мокша относится к большим рекам, ее русло в самом широком месте не превышает
280 метров. Самое глубокое место — почти 6 метров. Общая протяженность — 656
километров. Устье реки — место, где она впадает в
Оку в районе городка Касимов Рязанской области.
Что такое Мокша? |
|
Где проходит путь? |
|
Начало Мокши |
|
Длина |
|
Ценность реки |
|
Куда впадает |
|
Глубина |
|
Населенные пункты, расположенные на берегах Мокши |
|
Задания на умение интегрировать и интерпретировать информацию
Задание 1
Текст
Саранск – столица Мордовии. Главная площадь города – Советская. Здесь, в центре Саранска, возвышается собор, построенный в честь великого флотоводца Федора Ушакова, который не проиграл ни одного сражения. 6 августа 2006 года собор был торжественно открыт и освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием. Здесь же на площади, рядом с собором, построен памятник Семье.
Еще одна достопримечательность - музей Изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи – нашего выдающегося земляка. Здесь можно полюбоваться творениями мастера.
В здании музея Изобразительных искусств есть зал, в котором представлены картины еще одного известного нашего земляка–Ф.В.Сычкова. Художник всю жизнь прожил в селе Кочелаево Ковылкинского района.
Краеведческий музей имени Воронина находится недалеко от Ледового Дворца. В этом музее – и предметы быта древней мордвы, и орудия труда, и одежда, и многое другое.
Задания:
1) Составьте таблицу, используя информацию из текста о столице Мордовии:
I. Столица Мордовии
II. Главная площадь города
III. Достопримечательности города:
1. Собор в честь известного флотоводца
2. Памятник
3. Музеи
2) Напишите небольшой текст о столице Мордовии, используя данные из таблицы. Ваш текст не обязательно должен быть похож на прочитанный.
Задание 2
1) О чем вы узнали из текста?
2) Переделайте заголовок в вопросительное предложение. (Как играть в городки?)
3) Составьте инструкцию: «Как играть в городки», используя слова-помощники.
Городки
Четыреста лет уже в России играют в городки. Называлась эта игра по-разному: рюхи, чухи, городища, бабки, бочата...
Играть в городки может каждый. Срезаешь палку, нарезаешь берёзовых чурок и играй себе в удовольствие! Играть можно вдвоём, втроём или командами. Правила определяют сами игроки.
С расстояния в десять метров (или поменьше) выбиваешь из квадрата "города" фигуры. Фигуры состоят из пяти чурок (городков). Городки выбивают битами - деревянными палками. Всего фигур пятнадцать, но можешь начать и с нескольких. Если ты выбил из квадрата хоть одну чурку, остальные выбиваешь уже с половины расстояния. Каждый городошник совершает по два броска и уступает место следующему игроку. Когда все фигуры выбиты, ведётся подсчёт, сколько ударов потребовалось каждому городошнику для выбивания фигур из "города". Выигрывает тот, кто с меньшего числа ударов выбил городки.
Игра замечательно развивает выдержку, сообразительность, силу воли, меткость и твёрдость руки.
Задание 3
1)Выберите из текста информацию и сгруппируйте ее по микротемам: "Внешний вид" (животик, крылышки, затылок, лобик, спинка, хвостик), "Прилет", "Гнездо", "Птенцы". Выпишите эту информацию в виде ключевых слов (словосочетаний).
2) Составьте кластер про зяблика на основе выписанных слов.
3) Перескажите текст с опорой на кластер
Текст
Зяблик - небольшая птица с красноватым животиком и чёрными крылышками, украшенными белыми полосками. Затылочек у него серовато-голубой, лобик чёрный, спинка - тёмно-бурая, хвостик - чёрный. Прилетает он в начале апреля. Сначала прилетают самцы и отыскивают прошлогодние места гнездования. Потом - самочки, которые принимаются за постройку гнезда. Но вот гнездо готово. Этот уютный домик напоминает чашечку из мха, корешков, травинок, листиков и паутины. Птенчики зябликов, недавно покинувшие гнездо, - презабавные создания. Стайки этих сереньких птичек с торчащим на ушах пушком, перелетая с ветки на ветку, громко и жалобно пищат. (По И.Святскому).
Задания на умение осмыслять и оценивать содержание и форму текста
Задание 1
Прочитайте выразительно описание степи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выполните задания
...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
1. Какой тип речи использован в тексте?
2. Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?
3. Найдите в тексте эпитеты. Как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?
4. Сопоставьте описание степи в повести Н. В. Гоголя с репродукциями картин русских художников Г. Г. Мясоедова «Дорога во ржи» и А.И. Куинджи «Степь
(Нива)».
Задание 2
1. Прочитайте новость, которая была размещена на сайте «Школьные новости. РФ».
2. Как вы думаете можно ли доверять данной информации? Свой ответ аргументируйте.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.