"Проблема эмоций в науке"
Оценка 4.6

"Проблема эмоций в науке"

Оценка 4.6
docx
02.12.2019
"Проблема эмоций в науке"
kursach.docx

Потапенко Н.О, Клетухина Е.С

КГПУ им. В. П. Астафьева

«Проблема эмоций в науке»

Эмоции – особый класс психических процессов и состояния (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимых действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. []

         Однако понятие «эмоции» имеет ряд различных определений, которые так же широко используются в научной деятельности.

По мнению К. Э. Изарда эмоции – это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность.[10]

Е. П. Ильин считал, что эмоции – особая форма отражения внешнего мира и внутреннего состояния человека, связанное с удовлетворением и неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. [11]

Е.П. Ильин так же выделяет роли, которые выполняют эмоции в жизни человека:

ü    Отражательно-оценочная роль эмоций – эмоции показывают субъективную окраску происходящим событиям вокруг и внутри нас;

ü    Мотивационная роль эмоций – на всех этапах мотивационного процесса: при оценке значимости внешнего раздражителя, при возникновении и оценки значимости потребности, при выборе цели, при прогнозировании возможности удовлетворения потребности;

ü    Активационно-энергетическая роль эмоционального реагирования – способствует радости, воодушевлению и мобилизации сил организма;

ü    Дезорганизующая роль эмоций – чувство страха может помешать человеку в достижении какой-либо цели, вызывая у него пассивно оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, как результат – не достижение поставленных целей);

ü    Коммуникативная роль эмоций – эмоции за счет своего экспрессивного компонента (главным образом – экспрессия лица) принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними, в воздействии на них;

П.К. Анохин, определяя эмоцию, пишет: «Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения». [3]

П.К. Анохин выделяет единственную роль эмоций в поведении человека:

ü    Оздоровительная роль эмоций – эмоциональные переживания удерживают жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждают разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов через переживание потребности

Г. А. Фортунатов называет эмоциями только конкретные формы переживания чувств.

П.А. Рудик, давая определение эмоциям, отождествляет переживание и отношение: «Эмоциями называются психические процессы, содержанием которых является переживание, отношение человека к тем или иным явлениям окружающей действительности».

По Р.С. Немову, эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма и хода процесса удовлетворений актуальных потребностей. [16]

М.С. Лебединский и В.М. Мясищев писали, что эмоции – одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности. Эмоции представляют интегральное выражение измененного тонуса нервно-психической деятельности, отражающееся на всех сторонах психики и организма человека. Они говорили что:

ü Эмоции – реакция на ситуацию, а не отдельный раздражитель (Человек реагирует не на раздражитель, а на ситуацию, создаваемую этим раздражителем);

ü Эмоции – они реагируют на ситуацию заранее и оценивают ее заранее. В результате человек реагирует еще не наступивший контакт с раздражителем. Выступает в качестве механизма предвидения.

ü Эмоции – это дифференциированная оценка разных ситуаций. Эмоции тонко показывают значение.

ü Эмоции – способ оценки будущей ситуации и механизм подготовки к ситуации.

ü Эмоции – механизм закрепления позитивного и негативного опыта.

У. Джемс полагал, что эмоция – есть стремление к чувствованиям, которая совершенно не поддается описанию.

Не смотря на разные интерпретации психологов определения понятия эмоции, прослеживается их общая суть: эмоции – это переживания каких-либо чувств человека (животного). Они служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

Эмоции возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа определяют биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. В ходе развития эмоции разделяются, образуя различные виды, главным отличием которых является особенность их протекания.

Ранее выделялось следующая форма проявления эмоций:

ü Простейшая форма эмоций – эмоциональный тон ощущений – это врожденный переживания человека, которые сопровождают отдельно жизненно важные процессы человеческого организма. Например, такие как, вкусовые, волевые и т.д. Данная форма подразделяется на два класса:

·        положительные эмоции – эмоции, вызванные полезными воздействиями;

·        отрицательные эмоции – стимулируют активность, направленную на избежание вредных воздействий.

Когда человек не справляется с возникшей ситуацией в экстремальных условиях, проявляется состояние аффекта – особый вид эмоциональных явлений, которые отличаются способностью тормозить психические процессы и навязывать определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуации.

В научной деятельности выделяются следующие характерные черты эмоций:

ü интенсивность выражения эмоции;

ü ограниченная продолжительность: длительность эмоции ограничена временем действия причины возникновения этой эмоции или временем воспоминания о ней;

ü хорошая осознаваемость причин ее появления;

ü связь с конкретным объектом, обстоятельством – не бывает беспричинного возникновения эмоций, человек испытывает удовольствие, например, от просмотра фильма, встречи с человеком;

ü полярность – противоположные друг другу эмоции по качеству переживаний, образуют некие пары: наслаждение и отвращения, радость и печаль, гнев и страх.

Широко распространено в психологии разделение эмоций на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. 

                      

1.     Положительные эмоции – радость, восторг, удовлетворенность, доверие, восхищение, симпатия, любовь.

2.     Негативные эмоции – грусть, отчаяние, тревога, тоска, огорчение, обида, страх, негодование, злость, ненависть, зависть, ярость и отвращение.

3.     Нейтральные эмоции – безразличие, изумление и любопытство.

Однако, чтобы отнести проявившуюся эмоцию к тому или иному виду, необходимо так же рассмотреть обстоятельства, при которых возникла та или иная эмоция человека. Например, вспышка гнева может способствовать выживанию человека, защите личного достоинства, исправлению социальной несправедливости.

Так же есть еще одна классификация эмоций. Эмоции делятся на:

1.     Стенические – они пробуждают человека, вызывают бодрость, повышают энергию и активность индивида; повышается давление, сердце работает сильнее, увеличивается темп дыхания. Например, гнев, ненависть, радость.

2.     Астенические – они угнетают человека, уменьшают энергию и активность человека, дыхание редкое, сердце бьется слабее. Например, печаль, уныние, подавленность.

Горе и страх могут проявиться и в стенической и в астенической форме. Это все зависит от типа нервной системы человека. Приведем пример: бурная радость – стеническая эмоция, она вызывает бурю эмоций и прилив сил; спокойная радость – расслабляет человека.

 

К.Э. Изард один из первых выделяет такой вид эмоций, как фундаментальные – эмоции, которые обеспечиваются врожденными нейронными программами.

Виды фундаментальных эмоций[10]

1.     Интерес – эмоция позитивного типа, которая способствует развитию навыков и умений и приобретению знаний. Интерес играет важную роль в формировании навыков, умений и интеллекта. Эта эмоция выражает мотивацию, необходимую для увеличения работоспособности человека. Интерес заставляет человека в течение долгового времени заниматься конкретным видом деятельности и выработкой навыков.

Функции интереса:

ü Биологическая – интерес служит источником энергии для поведения;

ü Мотивационная – данная функция делится на два типа. Первый тип связан с процессами, которые устремляют человека к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией – яркое проявление чувств индивида мотивирует поведение окружающих его людей и взаимодействие с ним.

ü Социальная – для благополучия и цивилизации человека требуется определенная степень социальной организации и порядка.

В мотивации успеха интерес играет важную роль, интерес необходим для развития навыков, направлен на совершенствование врожденных способностей.

2.     Радость – состояние положительного типа, которое связано с возможностью полного удовлетворения потребности. Радость является простейшей эмоцией, она легко выражается мимикой. Человек в состоянии радости ощущает прилив энергии, легкость; для человека в этом состоянии все приобретает иной смысл и значение.

Функции радости:

ü Социальная – формирование чувства привязанности и взаимного доверия в отношениях между людьми.

ü Биологическая – это состояние физиологического покоя, когда при испытывании чувства радости все системы человеческого организма функционируют свободно и легко, тело и разум находятся в расслабленном состоянии, позволяя восстановить затраченную энергию.

Это чувство возникает спонтанно при достижении какого-либо результата, цели.

3.     Удивление – эмоциональная реакция, не имеющая четко выраженного отрицательного или положительного знака. Удивление тормозит все предыдущие эмоции акцентируя внимание на объект, его вызвавший, и может плавно перетекать в интерес.

4.     Страдание – эмоциональное состояние, имеющее негативную окраску. Данное состояние возникает в случае невозможности удовлетворения жизненно важных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Чаще всего протекает в форме эмоционального стресса.

5.     Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Вынужденная приостановка деятельности воспринимается индивидом как препятствие, ограничение в каких-либо действиях. Например, гнев может быть вызван несправедливыми действиями и поступками окружающих, нанесенными оскорблениями. В гневе у человека проявляются уникальные чувства – горит лицо, мышцы напряжены, «вскипает» кровь. Человек теряет самообладание, самоконтроль над собой, что способствует повышению уверенности в себе и храбрости. Ощущение собственной силы стимулирует индивида отстаивать свои права, защищать себя как личность. Однако, ощущение человека не всегда может совпадать с реальностью, что приводит к негативным последствиям.

6.     Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), взаимодействие с которыми вступает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими и этическими принципами субъекта. Сочетания отвращения и гнева мотивируют агрессивное поведение, где гнев проявляется в виде нападения, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или чего-либо. По мере взросления человека эмоция отвращения контролируется путем скрывания данного чувства посредством других эмоций. Так же отвращение побуждает человека избегать потенциально неприятных объектов или ситуаций. Отвращения так же проявляется с помощью мимического выражения, тем самым сигнализируя другому человеку о том, что тот должен, например, изменить свою внешность, манеры или поведение, или иначе рискует быть отвергнутым. Однако, отвращение так же может проявляться и к самому себе, что приводит к снижению самооценки человека.

7.     Презрение – эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и проявляющееся в разногласии жизненных позиций, взглядов и модели поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и модели поведения объекта чувства. Проявление данного состояния имеет отрицательную оценку. Эмоция презрения связана с чувством превосходства. Зачастую эмоция презрения активируется вместе с эмоциями отвращения и гнева.

8.     Страх – эмоциональное состояние, проявляющееся при получении индивидом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной и воображаемой опасности. Человек переживая эмоцию страха располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия. Человек может переживать страх при разных обстоятельствах, но восприниматься человеком они будут одинаково, так как под угрозу поставлено его спокойствие или безопасность. При испытывании страха внимание человека заостряется на объекте или ситуации, которые сигнализируют ему об опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», существенно ограничивая мышление и свободу выбора, а также поведение человека. Человек теряет чувство самообладания, он движим одним единственным стремлением – устранить угрозу, избежать опасности. Страх иногда может проявляться в виде оцепенения, полной неспособности к движениям.

9.     Стыд – состояние человека, проявляющееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков, внешности не только ожиданиями окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении и внешнем облике. Человек переживая стыд проявляет это особенностями своих действий – отворачивает голову, прячет взгляд, заливается румянцем. Это чувство заставляет человека почувствовать себя ничтожным, несостоятельным, беспомощным. Однако, даже искренняя похвала может вызвать у человека чувство стыда. Эмоция стыда исполняет двоякую функцию. В первом случае, способность к стыду означает, что индивид склонен учитывать мнения и чувства окружающих его людей. То есть стыд способствует большему взаимопониманию между человеком и другими людьми. Во втором случае, стыд побуждает человека к приобретению навыков, в частности и навыков социального взаимодействия. Преодоление и противостояние стыду помогают человеку приобрести чувства психологической свободы. Есть несколько способов противостояния стыду: защитные механизмы отвращения, подавление и самоутверждение. Так же выделяется такой тип людей, который не способен противостоять стыду. В последствии они обречены на печаль и депрессию.

10. Смущение – это избежание прямой социальной стимуляции. Человек в смущении, как правило, отворачивается от собеседника, прячет глаза. Смущение сопровождается такими чувствами как собственная неадекватность и чувством неполноценности. Переживание эмоции смущения сопровождается переживанием как положительных так и отрицательных эмоций.  Кроме того, смущение ограничивает любознательность, круг дружеского общения, тем самым лишая человека социальной поддержки.

11. Вина – эмоциональное состояние, проявляющееся в стимулировании мыслительных процессов, связанных с осознанием провинности и с перебором возможных вариантов для исправления ситуации. Переживание вины сопровождается гложущим ощущением собственной неправоты по отношению к другому человеку или к самому себе. Чувство вины стимулирует человека исправить ситуацию, восстановить нормальный ход вещей. Испытывая вину, у человека проявляются особенности в поведении -  низко склоняет голову, прячет глаза. Чувство вины помогает людям соблюдать нормы морали и этики, а также развивать свою личностную и социальную ответственность. Эмоция вины также помогает почувствовать страдание, боль и мучения обиженного нами человека, она заставляет подбирать подходящие слова и поступки, способные избавить человека от причиненной нами боли.

12. Печаль – эмоциональное состояние, проявляющееся в разнообразных проблемных ситуациях, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни – неудовлетворенной первичной потребности, образы, представления и воспоминания. Главной причиной возникновения испытывания состояния печали является чувство утраты, возникающее в результате смерти любимого человека или разлуки с ним. Описать переживания печали можно следующими словами – уныние, грусть, изоляция, чувство одиночества. Переживание совместного горя сплачивает людей, укрепляет дружеские, семейные связи, но нарду с этим  печаль тормозит умственную и физическую активность человека, давая ему возможность, обдумать трудную ситуацию.

В зависимости от силы и длительности, устойчивости различают эмоции:

ü Настроение – это слабо выраженное эмоциональное состояние, которое в последствии отражается на деятельности и поведении человека. Настроение часто бывает длительным и устойчивым. Может продолжаться днями, неделями, месяцами, а иногда захватывает целый период жизни человека. Настроение имеет два типа проявления: стеническое и астеническое – радостное и печальное, сердитое и добродушное. Тот или иной вид проявления зависит от различных событий и обстоятельств, происходящих в жизни человека, а также от физического самочувствия. Некоторые люди заблуждаются, думая, что тот или иной тип настроения проявляется беспричинно. Настроением нужно уметь управлять – плохое настроение преодолевать волевыми усилиями, например, заниматься деятельностью, которая приятна и интересна.

ü Аффект  - это кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва (вспышка гнева, радости, горя). Аффекты могут сопровождаться, как двигательным перевозбуждением, так и вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие, плавно сочетая в себе отчаяние и страх. Представители неуравновешенного типа более склонны к аффекту. Но чаще всего поведение в состоянии аффекта есть следствие недостаточной воспитанности человека, неумение владеть собой, контролировать свое поведение. Реакции такого рода чаще всего проявляются у детей и подростков, так как процессы самоконтроля еще недостаточно сформировано.

Функции эмоций:

1.     Приспособительная функция – проявляется в жизнедеятельности животных путем в борьбе за выживание в превосходстве одних над другими. Поэтому естественный отбор закрепил в животном царстве это важное психофизиологическое свойство.

2.     Сигнальная функция – например, сигналом является голод, он возникает до того, как иссякнут запасы питательных веществ в организме человека; усталость и изнеможение возникает намного раньше, чем истощаются энергетические резервы в мышцах.

3.     Приспособительная функция – позитивные эмоции, которые возникли при взаимодействии организма со средой способствуют закреплению полезных навыков и действий, а негативные эмоции принуждают организм уклоняться от вредоносных факторов.

4.     Коммуникативная функция – благодаря эмоциям мы хорошо понимаем другого человека, можем без слов понять в каком состоянии близкий нам человек; эмоции помогают настроить нас на дальнейшее общение. Люди разной культуры способны различать и оценивать эмоциональное состояние человека.

Анализ конкретной эмоции происходит на трех уровнях – во-первых, эмоция выполняет специфически биологическую функцию (направляет поток крови и энергию от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения); во-вторых, на человека эмоция осуществляет мотивирующее воздействие – организуя и направляя его восприятие, поведение и мышление; в-третьих, любая эмоция выполняет социальную функцию.

Особенности эмоций:

·        Эмоции носят положительный и отрицательный характер (если предметы или явления соответствуют нашим потребностям, то они носят положительный характер; если нет, то они вызывают переживания и носят отрицательный характер).

·        Социальная, общественная и личная оценки эмоций положительных и отрицательных могут не совпадать. Например, эмоции стыда, угрызения совести носят отрицательный характер для человека, но в то же время для общества они полезны, следовательно, положительны.

·        Эмоции имеют взаимосвязь и отличаются сложностью. Иногда можно переживать отрицательные и положительные эмоции одновременно.

·        Эмоции рассматривают с точки зрения состояния человека (пассивное или активное). С этой точки зрения эмоции делятся на стенические и астенические.

·        Эмоции тесно связаны с потребностями человека -  при удовлетворении своих потребностей человек испытывает положительные эмоции, а при невозможности получения желаемого – отрицательные.

·        Личность человека зарождается под воздействием прожитых переживаний.

·        Человек мимикой и жестами передает свои эмоции и переживания другим людям. Языком общения являются мимика, жесты, интонация, вздохи и так далее.

Классификация эмоций:

1.     Классификация Т.Брауна. Он подразделяет эмоции на непосредственные (здесь и сейчас), ретроспективные и проспективные.

2.     Классификация П.В. Симонова. Он получил четыре пары «базисных» эмоций: удовольствие – отвращение, радость – горе, уверенность – страх, торжество – ярость. Так же он подразделили эмоции на первичные (базовые) – радость, горе и вторичные (интеллектуальные) – интерес, волнение.

Критерии базовых эмоций:

ü Базовые эмоции имеют отчетливые субстраты.

ü Она проявляет себя при помощи мимики.

ü Базовая эмоция несет в себе переживания.

ü Они возникли в результате эволюционно – биологических процессов.

ü Базовые эмоции служат для адаптации человека

Этим критериям отвечают эмоции интереса, радости, удивления, печали, гнева, презрения и страха.

3.     Эмоции по длительности делятся на краткосрочные и длительные.

Роль эмоций в жизни человека очень важна, ее невозможно переоценить. Люди могут быть воспитаны по-разному, но эмоции у всех одинаковые и выражают одно и тоже. Эмоции готовят человека к определенным действиям – когда человек находится в критической ситуации, то у него появляются определенные эмоциональные и физиологические реакции.

 

 

 

 

Библиографический список

1)    Ананьева, Н.А., Ямпольская, Ю.А. Здоровье и развитие современных ... - 1994. - 78 с. 71

2)    Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/Г. М. Андреева. ― 5-е изд., испр. и доп. ― М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.».

3)    Анохин П.К. «Эмоции». БМЭ.Т.35.с.354-357

4)    Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. – М.: Педагогика. - 1979. – 212 с.

5)    Бондарчук Е.И. «Основы психологии и педагогики», курс лекций, 3-е издание.Киев.2002 г.

6)    Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб.пособие/Г.Г.Вербина;Чуваш, ун-т. – Чебоксары, 2008. – 308 с.

7)    Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Издательство «Союз», 2004,—224с

8)    Даник Т.В. Особенности  эмоциональных состояний у младших школьников, статья, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск, научный руководитель: к.п.н., доцент М.В. Сафонова

9)    Жданова И.В. Границы младшего школьного возраста, статья, 30 с.

10)                       Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Большой психологический словарь, М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

 

 

 

 

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"

"Проблема эмоций в науке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019