Проблема преемственности начального и общего образования
Оценка 4.7

Проблема преемственности начального и общего образования

Оценка 4.7
Лекции
doc
преподавание
Взрослым
04.06.2021
Проблема преемственности начального и общего образования
Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.
Проблема преемственности начального и общего образования..doc

Проблема преемственности начального и общего образования.

Слово «преемственность» часто можно услышать на педсоветах, различных совещаниях. Одни педагоги, работающие в 5–11 классах, благодарят учителей начальной школы за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и учащиеся, и учителя в 5–11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают им на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося. 

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими  особенностями  детей,  их  работоспособностью, спецификой  познавательного  развития,  преобладающим  типом  восприятия  и переработки  информации,  неодинаковым  интересом  к  различным  учебным предметам и т.д.

Препятствием  созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие учащиеся.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Переходя из четвёртого класса в пятый, учащийся попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. В это время происходит переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Он ориентирован на то, чтобы максимально развести во времени кризис подросткового возраста и переходность в школьном обучении, то есть осуществить плавный и постепенный переход на новую ступень образования до манифестации подросткового кризиса. Четвертый год обучения в начальных классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники — это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников универсальных учебных действий (УУД).

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

 

Рассмотрим основные трудности, которые испытывают учащиеся при переходе из 4-го в 5-й класс. Кроме того, что появляется система классный руководитель – учителя-предметники, в 5-м классе увеличивается количество предметов до 8–12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка. Многие дети довольно долгое время не понимают, куда и к какому учителю они должны идти. К тому же ребенок вынужден приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Одной из важнейших причин  трудностей, обуславливающих  переход  в  среднюю  школу, является  дезадаптация  детей  в  новых  условиях  учебной  деятельности. Ее можно сравнить со сложностями адаптационного периода в 1 классе. Однако, кроме объективной новизны ситуации обучения, характерной для 1 и 5 классов, в данном  случае добавляется еще так называемый  субъективный  фактор: отсутствие единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. В частности, по следующим аспектам:

1. взаимодействие программ обучения (зачастую, класс, который обучался в начальной школе по одной из развивающих программ, переходя в среднюю школу, возвращается к традиционной и учится по учебникам, изданным еще до того, как дети поступили в начальную школу);

2.  преемственность форм и методов обучения: темпа, объема и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления. Уровень изложения знаний в средней   школе, конечно, значительно отличается (по различным параметрам) от того, который принят в начальной школе. Поэтому нельзя забывать, что дети, перешедшие в 5 класс, должны адаптироваться к новым условиям деятельности: к индивидуальному стилю учителя, к более быстрому темпу работы, к правилам выполнения новых заданий и т. д.

3. единство (точнее, его отсутствие) подхода к критериально – оценочной деятельности в начальных классах и средних. Не секрет, что многие «отличники» и «хорошисты» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.  И это далеко не всегда связано с объективными трудностями обучения.

Таким образом, основные причины возникновения проблемы:

·        неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

·        недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

·        несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

·        неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

·        неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

·        скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

·        непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

·        рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

·        неподготовленность  к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

·        неспособность учеников справиться с возросшим объёмом домашнего задания;

·        неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников;

·        невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

·        недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

·        недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

·        низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней, – все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника. Это проявляется в понижении работоспособности, возрастании тревожности, робости или, напротив, развязности, неорганизованности, забывчивости.

Что касается оценивания, то учителя – предметники подчас не имеют возможности (или желания) учесть индивидуальные особенности учащегося (темп деятельности, тип мышления, специфику восприятия и т.д.), которые влияют, особенно вначале, на качество обучения. Учителя начальной школы реально имеют такую возможность в силу своей многопрофильности. Поэтому учителя средней школы при оценивании ориентируются, прежде всего, на результат его деятельности, без учета тех индивидуальных особенностей, которые могли к нему привести, в то время как в начальных классах (как правило) оценивание строится с учетом и процессуальных характеристик достижения результата.

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать   приговор учителя: «Ты не успел, значит, не сделал». Тем не менее ориентация учителя только на результат исключает другую позицию. Не хочется думать, что личностно – гуманный подход является прерогативой только начального звена обучения, а средняя школа не имеет к этому никакого отношения.

Вот почему учет индивидуальных особенностей обучаемости ребенка и соответственный подход к оцениванию его деятельности в начальной школе иногда ставится под сомнение как необъективный («мягкий») при переходе ребенка в среднюю школу. Критерии «объективности» в данном случае различны.

Естественно, что относительная обособленность отдельных звеньев школьной системы образования сложилась исторически и существует на протяжении нескольких лет. Однако общественная необходимость   развития образования, ставшая особенно актуальной в последнее десятилетие, выявила дисбаланс, рассогласование требований   и   содержательной преемственности между различными ступенями общеобразовательной системы, особенно начального и среднего звена.

Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Вывод: преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал. Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения. Такой, чтобы под натиском новых впечатлений, непривычных приемов работы не растерять все хорошие приобретения начальной школы, не утратить интерес к обучению. Какие же задачи должен решать педагогический коллектив по обеспечению благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах?

На современном этапе для успешного решения проблемы преемственности необходимо начинать работу как можно раньше. В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности. Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

·        совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

·        работа с учащимися;

·        работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

·        образовательные программы;

·        организация учебного процесса;

·        единые требования к учащимся;

·        структура уроков.

Существуют общепринятые правила или рекомендации для бесконфликтного протекания адаптационного периода в 5 классах. Рассмотрим их.

В первую очередь, учителя-предметники и учителя начальной школы должны выдвигать единые требования к оформлению письменных работ и устных ответов к выпускникам начальной школы. Особое внимание учителя необходимо обращать на выставление отметок. Далее, коллектив учителей среднего звена и начальной школы может обмениваться своими программами обучения. Учителя начальной школы должны знать программу средней школы, а учителя среднего звена должны знать программу начального звена. Учителя-предметники изучают методику обучения конкретного учителя начальной школы, от которого класс переходит в основную школу. Для этого учителя-предметники в течение II полугодия могут посещать уроки учителей начального звена. В свою очередь учителя начальных классов узнают требования учителей — предметников. Учителя начальной школы знакомятся с требованиями, предъявляемыми к учащимся 5 классов, и выстраивают свою программу «на опережение» изучаемого материала. Могут посещать уроки учителей–предметников с целью изучения организации учебной деятельности. Учителям, выпустившим 4 классы, необходимо постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях. Обязательно в конце года учителя начальной школы должны дать подробную письменную характеристику на каждого ученика класса. Также, на первых порах регулярно можно проводить мини педсоветы (консилиумы), на которых учителя-предметники и учителя начальных классов находят пути решения для преодоления дезадаптации пятиклассников. Переход из начальной школы в основную волнует не только учителей, но и родителей. За 4 года обучения в начальной школе родители привыкают к методам работы учителя, к его требованиям, для них все ясно и понятно. При переходе в основную школу у родителей возникают вопросы: как их ребенок будет адаптироваться к новым учителям, к их требованиям, к методам оценивания, да и в целом, к системе классный руководитель — учителя-предметники, какие трудности будут возникать. Для решения этих проблем учителя-предметники могут посещать праздники учащихся начальной школы, на которых присутствуют родители детей. Учителя и родители принимают непосредственное участие в организованных праздниках, что способствует постепенному знакомству двух сторон. Последнее родительское собрание в 4 классе следует проводить совместно с будущим классным руководителем и учителями-предметниками, где родителей можно познакомить с требованиями, предъявляемыми в основной школе, с психологическими особенностями подросткового возраста, дать рекомендации. В целом внедрение данной модели в учебный процесс способствует стабилизации качественных показателей при переходе учащихся в основную школу и как следствие — рост уровня удовлетворённости школьной жизнью и успешной адаптации выпускников начальной школы в пятых классах. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Проблемы преемственности продолжают волновать руководителей школ, управление образования, учителей среднего и начального звена, родителей выпускников начальной школы. Решение вопросов преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса.

Необходимо помнить - несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых условиях, что в конечном итоге может даже неблагоприятно отразиться на его здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проблема преемственности начального и общего образования

Проблема преемственности начального и общего образования

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и…

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и…

Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка

Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах, что вызывает стресс у каждого ребенка

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького»…

Резкие изменения условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького»…

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя: «Ты не успел, значит, не сделал»

Любой учитель понимает, что инертный, медлительный ребенок не должен слышать приговор учителя: «Ты не успел, значит, не сделал»

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения

Преемственность предполагает плавный переход на среднюю ступень обучения

Учителям, выпустившим 4 классы, необходимо постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата…

Учителям, выпустившим 4 классы, необходимо постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками, с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата…

Необходимо помнить - несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых…

Необходимо помнить - несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребёнка в новых…
Скачать файл