Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.
Современная ситуация в государстве предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.
Приоритетной целью образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от педагога, а полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно очерчивать образовательную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой государства стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной реализации ГОС представляется подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам нового поколения, педагог должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.
Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.
Таким образом, изменения, происходящие в государстве, в обществе, предъявляют новые требования к современному педагогу. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.
Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:
- специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
- социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;
- личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
- индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
- интеллектуально-педагогическая компетентность;
- умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
- коммуникативная компетентность;
- значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
- информационная компетентность;
- объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
- рефлексивная компетентность;
- умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
В профессиональную компетентность педагога входят:
- предметная компетентность (знания в области специальности);
- надпредметная компетентность;
- профессиональная культура, личностные качества педагога.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
- работа в цикловых методических комиссиях, творческих группах;
- исследовательская деятельность;
- освоение современных педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- использование ИКТ.
Можно выделить основные этапы формирования профессиональной компетентности:
- самоанализ и осознание необходимости;
- планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
- самопроявление, анализ, самокорректировка.
Существует несколько основных направлений самообразования, которыми компетентный педагог может и должен следовать:
- профессиональное;
- психолого-педагогическое;
- методическое;
- эстетическое;
- в области ИКТ-технологий;
- в области здоровьесбережения;
- политическое;
- языковое.
Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это необходимые условия для формирования компетентности и авторитетности педагога.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием организации образования, что способствует развитию его профессионализма.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В организации образования должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования, и различные формы педагогического мониторинга, анкетирования, тестирования, собеседования и мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.
Итак, чтобы стать профессионально компетентным педагог должен глубоко знать свой предмет, владеть разнообразными методическими средствами и иметь основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».
Таким образом, содержание профессиональной компетентности педагога включает: педагогические способности, педагогическое мастерство, которое выражается в педагогической технике, реализации методов обучения и воспитания обучающихся, глубоких знаниях учащегося, учете тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организации методического обеспечения педагогической деятельности самим преподавателем и личностные качества, интересы и склонности педагога.
Компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности. Для современного педагога очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд педагога – это великолепный источник для безграничного творчества.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.