Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности
Оценка 4.7

Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности

Оценка 4.7
docx
02.10.2024
Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности
Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.docx

Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности.

Современная ситуация в государстве предъявляет новые требования к качеству образования, которое рассматривается как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Приоритетной целью образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от педагога, а полноценное формирование и развитие способностей обучающегося самостоятельно очерчивать образовательную проблему, формулировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться. Перед образовательной системой государства стоит непростая задача: формирование мобильной самореализующей личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.

Следует отметить, что наиболее уязвимой стороной реализации ГОС представляется подготовка педагога, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций. Работая по стандартам нового поколения, педагог должен осуществить переход от традиционных технологий к технологиям развивающего, личностно ориентированного обучения, использовать технологии уровневой дифференциации, обучения на основе компетентностного подхода, «учебных ситуаций», проектной и исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные технологии, интерактивные методы и активные формы обучения.

Современные технологии образования не являются единственным средством реформирования образования. Главным стратегическим и технологическим ресурсом всегда был и остаётся именно педагог, от профессионализма, нравственных ценностей, интеллекта которого зависит качество образования.

 Таким образом, изменения, происходящие в государстве, в обществе, предъявляют новые требования к современному педагогу. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Профессионально компетентным можно назвать педагога, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании.

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности:

-            специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

-            социальная компетентность – владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда;

-            личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

-            индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование. 

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

-           интеллектуально-педагогическая компетентность;

-           умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

-           коммуникативная компетентность;

-           значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;

-           информационная компетентность;

-           объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

-           рефлексивная компетентность;

-           умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

В профессиональную компетентность педагога входят:

 - предметная компетентность (знания в области специальности);

 - надпредметная компетентность;

 - профессиональная культура, личностные качества педагога.

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

-           работа в цикловых методических комиссиях, творческих группах;

-           исследовательская деятельность;

-           освоение современных педагогических технологий;

-           различные формы педагогической поддержки;

-           активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

-           обобщение собственного педагогического опыта;

-           использование ИКТ.

Можно выделить основные этапы формирования профессиональной компетентности:

-           самоанализ и осознание необходимости;

-           планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

-           самопроявление, анализ, самокорректировка.

Существует несколько основных направлений самообразования, которыми компетентный педагог может и должен следовать:

  - профессиональное;

  - психолого-педагогическое;

  - методическое;

  - эстетическое;

  - в области ИКТ-технологий;

  - в области здоровьесбережения;

  - политическое;

  - языковое.

Профессиональное самовоспитание, самообразование и самовыражение – это необходимые условия для формирования компетентности и авторитетности педагога.

 Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием организации образования, что способствует развитию его профессионализма.        

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В организации образования должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования, и различные формы педагогического мониторинга, анкетирования, тестирования, собеседования и мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений.

Итак, чтобы стать профессионально компетентным педагог должен глубоко знать свой предмет, владеть разнообразными методическими средствами и иметь основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование. Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

Таким образом, содержание профессиональной компетентности педагога включает: педагогические способности, педагогическое мастерство, которое выражается в педагогической технике, реализации методов обучения и воспитания обучающихся, глубоких знаниях учащегося, учете тех изменений, которые с ним происходят под влиянием воспитательной работы, организации методического обеспечения педагогической деятельности самим преподавателем и личностные качества, интересы и склонности педагога.

Компетентность педагога - это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

 Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост педагога невозможен без самообразовательной потребности. Для современного педагога очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд педагога – это великолепный источник для безграничного творчества.


 

Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности

Проблема профессиональной компетентности современного учителя как условие его эффективности

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности: - специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;…

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности: - специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;…

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности

Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.10.2024