Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения
Оценка 4.6

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
16.12.2017
Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения
Научная статья "Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения" адресована преподавателям русского языка и литературы раскрывает способы пополнения лексикона обучающихся на уроках русского языка и при организации самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время в соответствии с требованиями ФГОССтатья по русскому языку, содержит рекомендации для организации работы по расширению лексикона обучающихся
Пещерова О.В.-статья.docx
ГАПОУ «Городецкий Губернский колледж», г. Городец Проблема обогащения и активизации Пещерова О.В., словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения Обращение к проблеме обогащения и активизации словаря обучающихся не случайно, т.к., работая преподавателем, заметила, что многие обучающиеся испытывают трудности при пересказе, не умеют вести диалог, строить монолог, слабо отвечают на устных экзаменах. Лингводидактической   основой   методической   работы   по   обогащению словарного запаса обучающихся колледжа является  изучение раздела русского языка «Лексикология», располагающее большими возможностями в обогащении словаря обучающихся. Как правило, каждый из объектов изучения проходит 4 ступени работы:   обнаружение слова в тексте,   семантизация,   выполнение   ряда   упражнений   со   словами   данной   лексико­ семантической группы,   введение новых слов в текст, в свою речь, т.е. активизация словаря обучающихся. Можно предложить  следующие пути решения проблемы:  организация   наблюдения   за     происходящими   языковыми процессами, сбор лексического материала для создания микрословников для   организации   словарной   работы   на   уроках   и   для   использования   во внеурочной   деятельности   (Обучающиеся   группы   делятся   на микрогруппы,   которые   собирают   слова:   отражающие   сферу коммерции,   рынка;   общественно­политической   лексики;   лексику культурной   сферы,   искусства;   словарь   духовного,   церковно­ христианского   содержания;   факты,   свидетельствующие   о   порче языка.   Источниками   для   сбора   такого   материала   служат   газеты, журналы,   радио­,   телепередачи,   общение   с   окружающими   людьми, вывески,   объявления,   рекламные   тексты.   На   основе   материалов, собранных   в   течение   семестра,   проводится   итоговое   занятие   – конференция,   где   обучающиеся   по   группам   отчитываются   о проделанной работе.)  разнообразные  виды диктантов;   словарно­семантические  упражнения;  творческие   задания   (творческий   диктант   и   сочинение   по опорным   словам;   задание   “Объясни   разницу   паронимов”;   элементы театрализации (Например: 1)к нам в колледж приезжала иностранная делегация. Расскажите о приеме иностранных гостей, используя слова иноязычного   происхождения;   2)   телерепортаж   на   тему   «Имидж учителя  вчера, сегодня, завтра…»);   использование   эвристических  и  лексических   задач, лексических уравнений  ( палец – перст = лоб ­ ?; закат – рассвет = добродетель­ ?);   составление   паспорта   слова     ­  пример   паспорта     слова педагог:  1.Лексическое   значение   ­   лицо,   имеющее   специальную   подготовку   и занимающееся преподавательской деятельностью. 2. Историческая справка о происхождении слова: от греч. paidagogos­ воспитатель, наставник, но историческое название было иным: «педагог» ­ раб, сопровождающий ребенка в школу. 3.   Родственные   слова:  педагогика,  педагогический,   педагогичный, педагогичность, педагогично. 4. Синонимы: учитель, преподаватель. 5. «Дерево и педагог познаются по плоду», «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом» (Сенека), « Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо» ( В.Катажинский). 6. А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» 7.   Педагогом решила я стать неслучайно,        И, поверьте сердечно, это – вовсе не тайна: Мной задумано нужной для общества быть И детей­непосед в нашей школе учить.      Преподаватель, учитель – значений так много, И совсем нелегка вовсе жизнь педагога, Моя мама – учитель, я ею горжусь! И я постараюсь, успехов добьюсь!      Компетентность, коммуникабельность, Креативность, талантливость… Качества в колледже нужно развить, Чтоб идеальным учителем быть. Для   формирования   сознательного   подхода   к   выбору   слов   в   речи проводится работа по лексической деформации текста. Сущность такой работы сводится к тому, что сознательно искажаются стилевые особенности мастерски написанного текста, чтобы наглядно показать обучающимся, что представляет собой речевое мастерство, какую роль играет слово в создании стиля.  На   уроках   чаще   должна   звучать   живая   речь,   художественные   тексты, произведения собственного сочинения.    Необходимо развивать у обучающихся чувство   языка,   формировать   умения   в   области   связной   речи   и   умения употреблять слово, учитывая его смысловые, стилистические качества и законы сочетаемости   с   другими   словами.   Зависимость   норм   сочетаемости   от экспрессивно­эмоциональных, семантических свойств слова, от функционально­ стилевой   принадлежности   слова   –   всё   это   может   рассматриваться   при выполнении различных упражнений. Анализ речевого материала формирует у студентов вдумчивое отношение к речи, знакомит с критериями выбора слов. Обучающиеся  углубляют знания о признаках текста и о лексических средствах выражения межфразовых связей. Каковы же результаты такой работы? Видно, как расширяется кругозор обучающихся, обогащается их словарный запас, вырабатывается стремление к точному   употреблению   слов.   Они   приучаются   при   чтении   любого   текста отмечать слова, значение которых не знают. Известно, что сопоставление внешне сходных, но различных по значению языковых явлений способствует развитию мышления,   побуждает   интерес   к   познанию.   Приучаясь   мыслить,   говорить   и писать   самостоятельно,   обучающийся   постигает   бесконечное   множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.  В   результате   работы   над   подобными   заданиями   формируется   и совершенствуется не только лингвистическая компетенция и языковые навыки обучающихся,   их   языковое   чутье   и   интуиция,   но   и   умение   работать   со справочной литературой, а также пополняется словарный запас.

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения

Проблема обогащения и активизации словарного запаса обучающихся колледжа и пути ее решения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2017