Проблема совершенствования специальной выносливости

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Высокий уровень результатов в беге на 400 метров у мужчин предъявляют определенное требование не только к оптимальному распределению тренировочных нагрузок в микроцикле, но и к совершенствованию их режимов (Волков Н.И.,1964, Дедковский С.М., 1972). На протяжении тренировочного года спортсмену приходится осваивать программу общей и специальной подготовки идущих длительное время параллельно и последовательно: укрепление отдельных мышечных групп, освоение отдельных элементов техники, развитие специальной выносливости и других физических качеств (Озолин Н.Г., 1959, Матвеев Л.П., 1964).
Иконка файла материала 252154.doc
1 « »2 Содержание Введение……………………………………………………………………………. 4 Глава I. Обзор литературы………………………………………………………... 5 1.1. Характеристика специальной выносливости  как ведущего двигательного  качества бегуна на 400 м ……………………………..………………………….. 1.2. Особенности построения тренировочного процесса в подготовительном периоде............................................................................................................... 1.3. Развитие специальной выносливости в условиях среднегорья………… 1.4. Анализ организации тренировочного процесса бегунов на 400 метров в годичном цикл……………………………………………………………………… 10 Глава   II.   Задачи,   методы   и   организация   исследования.   Характеристика 8 9 5 11 исследуемого контингента………………………………………………..…….. 2.1. Задачи исследования…………………………………………………............. 11 2.2. Методы исследования………………………………………………………... 11 2.3. Организация исследования……………………………………….….………. 12 2.4. Характеристика исследуемого контингента…………………….………….. 12 Глава   III.   Построение   физической   подготовки   высококвалифицированных бегунов на 400 м  в подготовительном периоде ……………….….…………. 13 3.1. Структура тренировочного процесса в подготовительном периоде …… 13 3.2.   Комплекс   специальных   физических   упражнений   в   подготовительном периоде…………….…...…………………………………………………………. 17 Глава IV. Результаты исследования…………………………………..…...……... 20 4.1. Математическая обработка полученных данных ………………….………. 20 Выводы………………………………………………………………………..……. 23 Практические рекомендации……………………………………………….…….. 24 Библиографический список………………………………………………………. 25 Приложения ………………………………………………………………………... 273  Введение Актуальность. Проблема совершенствования специальной выносливости по общепринятым представлениям одна из наиболее актуальных в легкой атлетике. Гладкий  бег   на 400  метров  относится   к  наиболее   трудным   дистанциям   легкой атлетики   и   предъявляет   исключительно   высокие   требования   к   организму спортсмена.   Достижение   высоких   спортивных   результатов   в   беге   на   400   м   в первую   очередь   зависит   от   высокого   уровня   развития   общей   и   специальной выносливости.  Высокий уровень результатов в беге на 400 метров у мужчин предъявляют определенное   требование   не   только   к   оптимальному   распределению тренировочных нагрузок в микроцикле, но и к совершенствованию их режимов (Волков Н.И.,1964, Дедковский С.М., 1972).  На   протяжении   тренировочного   года   спортсмену   приходится   осваивать программу   общей   и   специальной   подготовки   идущих   длительное   время параллельно и последовательно: укрепление отдельных мышечных групп, освоение отдельных   элементов   техники,   развитие   специальной   выносливости   и   других физических качеств (Озолин Н.Г., 1959, Матвеев Л.П., 1964).  Цель   исследования  –   разработать   комплекс   специальных   физических упражнений направленный на улучшение параметров специальной выносливости в подготовительном периоде. Гипотеза   исследования  предположительно   применение   разработанного комплекса   специальных   физических   упражнений   в   подготовительном   периоде способно   быстрее   и   более   полно     обеспечить   повышение   уровня   специальной выносливости   двигательные высококвалифицированных возможности     спортсменов,   что   позволит   им   эффективно   осуществлять   свою   тренировочную деятельность. Объект исследования – тренировочный процесс высококвалифицированных бегунов на 400 метров.4 Предмет   исследования  –   особенности   физической   подготовки высококвалифицированных бегунов на 400 метров в подготовительном периоде. Практическая   значимость  –   разработанный   комплекс   специальных физических   упражнений   будет   способствовать   полноценной   тренировочной   и соревновательной   деятельности   высококвалифицированных   бегунов   на   400 метров, повышению уровня специальной выносливости.  Теоретическая   значимость  –   использование   комплексов   специальных физических упражнений, методов организации учебно­тренировочного процесса и формирования оптимальных характеристик высококвалифицированных бегунов на 400 метров.5 Глава I. Обзор литературы 1.1. Характеристика специальной выносливости  как ведущего двигательного качества бегуна на 400 м  Специальная выносливость – это способность противостоять утомлению в условиях   специфической   соревновательной   деятельности   при   максимальной мобилизации   функциональных   возможностей   для   достижения   результата   в избранном   виде   спорта   (Чесноков   Н.Н.,   Никитушкин   В.Г.,   2010).   Развитие специальной выносливости в спринтерских упражнениях заключается в воспитании умения   сохранять   и   наращивать   мощность   усилий   по   ходу   соревнований,   при сохранении   высокой   техники   выполнения   упражнений   (Чесноков   Н.Н., Никитушкин В.Г. – 2010). Это связано с экономизацией в расходе энергии. Так, у высококвалифицированных   спортсменов   при   выполнении   специфических упражнений   расход   энергии   примерно   на   20   %   меньше,   чем   у   разрядников (Воробьев   А.Н.).   Специальная   выносливость   спринтеров   сводится   не   только   к поддержанию скорости бега и мощности отталкивания, а также к стабильности техники   на   протяжении   всего   соревнования.   Это   требует   использования интенсивных тренировочных средств в значительных объемах.  С энергетической точки зрения специальная спринтеров во всем диапазоне дистанции   обусловлена   мощностью   и   емкостью   анаэробных   источников энергообеспечения.   Повышение   анаэробных   алактатных   возможностей осуществляется   за   счет   увеличения   количества   в   мышцах   АТФ   и   КрФ, обеспечивающих   двигательный   акт.   Это   происходит   под   влиянием   повторной работы (продолжительностью от 5 до 10 секунд), выполняемой с максимальной скоростью при достаточных для восстановления интервалах отдыха. Повышение возможностей   алактатного   механизма   энергообеспечения   у   спринтеров, обеспечивающего поддержание высокой скорости бега, связанно с преодолением отрезков со скоростью 90­100% от максимальной, продолжительностью от 10 до6 20   секунд   в   интервальном   режиме   с   паузами   отдыха,   обеспечивающими восстановление   организма.   Совершенствование   гликолитических   анаэробных возможностей   связанно   с   использованием   отрезков   продолжительностью   20­90 секунд   с   интенсивностью   85­95%   от   максимальной   скорости   на   используемом отрезке   как   с   укороченными   интервалами   отдыха,   так   и   с   обеспечивающими необходимое восстановление в паузе отдыха (ЧСС до 120­130 уд. /мин) (Чесноков Н.Н., Никитушкин В.Г. – 2010). Во всех видах спорта двигательные качества – сила, быстрота, выносливость, гибкость,   ловкость   –   составляют   важную   предпосылку   для   достижения выдающихся   спортивных   результатов.   Эти   основные   двигательные   качества выступают по преимуществу в комплексной форме как специальная выносливость (Озолин   Н.Г.   –   1966,   Харре   Д.–   1971).   Двигательные   качества   в   спортивных занятиях   должны   совершенствоваться   в   многосторонней   комплексной взаимосвязи, а не обособленно (Бартеньев Л. – 1971). Тренировка должна быть комплексной, а комплекс – быть индивидуальным. Комплексный   метод   выгоден   тем,   что   спортсмен,   в   недельном   цикле тренировки чаще встречается с упражнениями на скоростную выносливость, чем в раздельном методе (Шолих М. – 1968). Стратегическим   направлением   воспитания   специфической   выносливости спортсменов,   является   построение   специального   фундамента   подготовленности (Н.Г.Озолин, 1970).  В   результате   изучения   литературных   источников   о   комплексном   и избирательном   воспитании   качеств   можно   сделать   следующие   заключения: двигательные   качества   в   спортивных   занятиях   должны   развиваться   в многосторонней   комплексной   взаимосвязи,   а   не   обособленно.   Комплексные качества  скоростная выносливость, являются  специфическими  разновидностями специальной выносливости.  Зачастую в основной части тренировки используется лишь повторный метод,7 когда   пробежки   выполняются   после   минутного   перерыва,   или   интегрального (комплексного) метода, причем интенсивность нагрузки не регулируется и степень функциональной   нагрузки   определяется   лишь   видом   тренировки   и   иногда самочувствием   спортсмена.   заранее   запланированные восстановительные  процедуры  не  используются.  В результате  развивается   лишь   Специальные   же, общая,   а   не   скоростная   выносливость,   соответствующая   специфике   бега   на средние и длинные дистанции. Многие авторы признают высокую эффективность интервального метода в развитии скоростной выносливости, но некоторая его «жесткость» ограничивает его применения в тренировке юношей. При этом мы предполагаем, что применение этого метода в сочетании со строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью и в конце интервалов отдыха, а также в сочетании с комплексом средств по восстановлению спортивной   работоспособности,   повысит   уровень   развития   специальной выносливости бегунов. Эффективность   развития   скоростной   выносливости   обуславливается физиолого­биохимической основой (Н.И.Волков, 1964) [29]. Молочная   кислота   является   одной   из   важнейший   причин   появления усталости. Еще в 20­х ­  30­х годах XX века началась дискуссия по этому вопросу. Между   скоростью   восстановления   сил  после   тонической   стимуляции   мышц   и содержанием молочной кислоты в мышцах была обнаружена прямая зависимость. С   1936   (Бэнг)   по   1975   (Карлсон)   проведение   различных   исследований показало, что накопление  молочной кислоты  прямо или косвенно влияет  на снижение мышечной силы. При активных занятиях спортом скорость образования молочной   кислоты   в  мышцах   в  результате   анаэробного   обмена   веществ   может увеличиться в 30 раз [3]. Результаты  настоящего   исследования   подтвердили, что   при   экстремальных   нагрузках,   которые  испытывают   спортсмены,   резко увеличивается  содержание молочной кислоты и заметно  снижается мышечная8 сила,   которая   восстанавливается   по   мере   уменьшения   содержания  молочной кислоты. Ионы водорода заставляют снижаться уровень РН в клетках мышц и крови и таким образом приводят к (1) промежуточному потреблению фосфагена, снижению   содержания   аденозина   трифосфата,   который   ведет   к   снижению мышечной   силы;   (2)   снижению   выработки   фосфофруктокиназы,   снижению анаэробного обмена веществ; (3) воздействию иона кальция на сокращение мышц; (4)   воздействию   на   ионный   баланс   внутриклеточного   и   межклеточного пространства, снижению мышечной силы [4]. 1.2. Особенности построения тренировочного процесса  в подготовительном периоде Подготовительный   период   является   основой   тренировочного   процесса,  на его   долю   приходиться   почти   75%   объемов   нагрузки,   по   длительности   он составляет  2/3  года.  Существует   два   основных   варианта   построения   годичного тренировочного цикла, и соответственно, диапазона подготовительного периода. В первом варианте год состоит из сдвоенного цикла: осенне­зимнего ­ около 5   месяцев,   и   весенне­летнего   ­   6  месяцев,   а   также   переходного   периода   ­   3­4 недели.   осенне­зимний   цикл   делится   на   этапы   В   свою   очередь, общеподготовительный   и   специально­подготовительный.   В   этот   цикл   входит   и соревновательный   период.   Весенне­летний   цикл   также   включает общеподготовительный и специально­подготовительный этапы, а также периоды подводящих и основных соревнований. Значимость   данного   варианта   заключается   в   том,   что   участие   во многочисленных   состязаниях   года   улучшает   подготовленность   легкоатлетов   и позволяет более качественно и регулярно контролировать учебно­тренировочный процесс.  Для   спортсменов,   достигших   предельно   высоких   для   себя   результатов   и перешагнувших возрастную зону оптимальных возможностей, может быть принят9 второй   вариант  годичного   построения   тренировки,   который   состоит   из нескольких (до четырех) коротких циклов по 3­4 месяца каждый. Особенностью этого варианта является участие спортсмена во многих соревнованиях в течение года   с   поддерживающими   (иногда   развивающими)   тренировками   и   активным отдыхом между ними, а главной особенностью является волнообразное изменение тренировочных и соревновательных нагрузок на протяжении года. Для каждого характерны свои  особенности: на общеподготовительном этап происходит постепенное накопление  необходимого объема физических кондиций, повышение   уровня   функциональной   готовности   организма   к   предстоящему соревновательному периоду. На   специально­подготовительном   этапе   преимущественно   используются методы и средства специальной подготовки, предназначенные для формирования специальной   выносливости,   локальных   силовых   способностей,   развитие   уровня функциональных параметров. Специальная выносливость играет ведущую роль в формировании   структуры   специально­подготовительного   периода.   Для   этого используются   разнообразные   динамические   и  статические     упражнения,  подбор которых в большой степени зависит от индивидуальных показателей спортсмена. Специально   подготовительные   упражнения   представляют   собой   элементы соревновательных действий, которым придается характер направленных нагрузок. Эти   упражнения   должны   подбираться   таким   образом,   чтобы   по   структуре движения   или   характеру   развиваемых   усилий   они   приближались   к   реальной спортивной деятельности. Тренировочные формы соревновательных упражнений – бег   на   соревновательную   дистанцию   по   одному   и   в   забеге,   старты   с   виража, забегание   на   вираж,     также   используются   в   качестве   средств   специальной подготовки.  1.3  Развитие  специальной выносливости в условиях среднегорья10 В   научном   плане   наиболее   обширный   материал   по   изучению   проблемы среднегорья   накоплен   у   бегунов   на   средние   и   длинные   дистанции,   а   также   у скороходов []. После проведения тренировок на высоте 1600 ­ 2400 м большинство исследователей   зафиксировали   повышение   спортивных   результатов   в   условиях равнины. . Максимальная работоспособность достигалась к 12­15 дню и сохранялась продолжительное   время.   Успешное   использование   условий   среднегорья   в спортивной практике во многом зависит от правильного построения тренировки в первые дни после приезда в горы, получившей в спортивной литературе название "острой",   или   "аварийной",   акклиматизации.   Большое   число   исследований позволило довольно четко представить картину процесса "острой" акклиматизации как фазы, в которой значительно активизируется деятельность систем организма, связанных   с   кислородно­транспортной   функцией,   в   ответ   на   гипоксический   и гипоканический факторы [].  В   то   же   время   определенные   изменения   наблюдаются   в   различных функциональных  системах  организма,  что  отражено  в табл.  Тренировка  в  фазе "острой"   акклиматизации   ­   ключевой   момент   использования   среднегорья   в подготовке высококвалифицированных спортсменов.  В   индивидуальные   тренировочные   планы   многих   ведущих   отечественных бегунов на  400 м  стоят  сборы  в  г.  Кисловодске,  в среднегорье  европейских   и азиатских стран. Причем прохождение данных сборов предусматривается как в осеннем, так и в весеннем подготовительном периодах. 1.4 Анализ организации тренировочного процесса бегунов на 400 метров в годичном цикле Было   отмечено,   что   в   начале   годичного   цикла   (сентябрь   –   октябрь)   в большом   объеме   преимущественно   используются   тренировочные   нагрузки аэробной   и   смешанной   направленности,   средства   общефизической   подготовки.11 Далее, в ноябре – декабре , в большом объеме используются средства скоростно – силовой подготовки в сочетании с беговой нагрузкой преимущественно смешанной направленности.   На   специально   –   подготовительном   этапе,   конец   декабря   – январь,   преимущественно   используются   тренировочные   нагрузки   анаэробной направленности.   В   зимнем   соревновательном   периоде   бегуны   на   400   метров выступают на дистанции от 60 до 800 метров. Во втором подготовительном периоде (весенне – летнем) описанная выше схема   организации   скоростно   –   силовой   и   беговой   подготовки   сохраняется.   В летнем   соревновательном   сезоне   дистанция   400   метров   является   основной соревновательной дистанцией.12 Глава II. Задачи, методы и организация исследования. Характеристика исследуемого контингента 2.1. Задачи исследования 1.   Проанализировать   эффективность   применяемых   в   настоящее   время   в тренировочном   процессе   высококвалифицированных   бегунов   на   400   метров физических упражнений, направленных на развитие специальной выносливости. 2.   Разработать   комплекс   специальных   физических   упражнений   для улучшения   показателей   специальной   выносливости   высококвалифицированных бегунов на 400 метров в подготовительном периоде. 3. Реализовать его в практической тренировочной деятельности и провести сравнительный анализ. 2.2. Методы исследования 1) изучение литературы на данную тему и ее анализ 2) педагогическое наблюдение 3) педагогический эксперимент, в который вошли разработка и применение на   практике   разработанного   комплекса   специальных   физических   упражнений, анализ и обработка полученных данных 4)   двигательные   тесты   (определение   скоростных   и   скоростно­силовых показателей,   определение   выносливости):   спринтерский   бег   на   различные дистанции, прыжок в длину с места, гимнастическая «складка» с касанием руками стоп, махи вперед вверх. 5) методы математической статистики Значение t­критерия Стьюдента вычисляли по следующим формулам:      Где M1,M2 ­ средние арифметические, σ1,σ2 ­ стандартные  отклонения, а N1,N2 ­ размеры выборок.  Количество степеней свободы рассчитывается как     Критическое значение t­критерия при а = 0,05 и v = 14 находили в таблице.13 Степень   достоверности   находили   по   таблице    t  критерия   Стьюдента:   по результатам проведенного исследования по использованию программы, t критерий Стьюдента   составил   0,85,   что   определило   высокую   степень   достоверности выбранного метода. 2.3. Организация исследования Исследование проводилось в период с 2013 года по 2015 год в СШОР по легкой атлетике «Юность Москвы» (г.Москва). Для исследования был выбран подготовительный период, этап специальной подготовки. Комплекс   специальных   физических   упражнений   был   составлен   с   учетом квалификации и результатами функциональных проб.  Тренировочные занятия в обеих группах проходили согласно плану. Контрольная   группа   осуществляла   тренировочные   занятия   по   обычной схеме, в экспериментальной группе использовалась разработанная нами методика.  2.4. Характеристика исследуемого контингента В эксперименте принимали участие юноши 16­22 лет, имеющие спортивный разряд   кандидат   в   мастера   спорта   и   звание   Мастер   спорта   России, специализирующиеся в спринтерском беге на дистанции 200 м и 400 м. Экспериментальная группа включала 15 юношей Контрольная группа включала 13 юношей.  В экспериментальной группе применялся комплекс специальных физических упражнений направленный на развитие специальной выносливости. В него входили комплексы беговых упражнений, упражнения в растягивании, силовые упражнения с отягощением, упражнения на совершенствование взрывной силы и бег невысокой интенсивности.  Все   упражнения   подбирались   исходя   из   индивидуальных   особенностейспортсменов, степени их функциональных возможностей. 1415 Глава III. Построение физической подготовки высококвалифицированных бегунов на 400 м  в подготовительном периоде 3.1. Структура тренировочного процесса в подготовительном периоде Тренировочные занятия проводились в первые три недели один раз в день, продолжительностью   полтора   часа,   в   последующие   недели   –   два   раза   в   день, длительностью от полутора до двух с половиной часов (табл. 1). На тренировочных занятиях   применялись   упражнения     на   укрепление   и   развитие   мышц   задней поверхности   бедра,   повышающих   эластические   свойства   мышечной   ткани. Большое   внимание   уделялось   разминке   и   упражнениям   на   растягивание   и расслабление.  На   первых   трех   неделях   количество   скоростных   и   скоростно­силовых упражнений составляло 20­25% от общего объема нагрузки, на 4­6 неделе – 30­ 35%, на 7­9 – 40­50%.  С ростом тренированности нагрузку следует постепенно увеличивать за счет количества   повторений,   а   не   за   счет   увеличения   интенсивности.   Величина нагрузки, количество подходов, либо повторений в одной серии  определяются в каждом случае индивидуально в зависимости от физических и функциональных возможностей спортсмена. Интервалы отдыха между сериями должны быть для  восстановления после предыдущей нагрузки. В качестве активного отдыха в паузах могут применяться упражнения на расслабление.  В этом случае расслабление мышц осуществляется несколько иначе, чем при применении   бега   трусцой,     более   быстро,   полно   и   после   предварительного   их напряжения.  Эти упражнения полезны не только для снятия мышечного напряжения, но и способствуют   развитию   так   называемого   "чувства   расслабления",   что,   в   свою очередь,   дает   возможность   спортсмену   ощущать   даже   малейшее   появление16 напряжения,   научиться   контролировать   расслабление   мышц.   Они   должны сочетаться   с   дыхательными   упражнениями,   которые   рефлекторным   путем способствуют совершенствованию мышечного расслабления.  Принцип изометрической силовой тренировки в этот период заключается в активном напряжении тренируемой мышцы или группы мышц и поддерживании этого напряжения в течение определенного времени.  Рациональное   чередование   силовых   упражнений   динамического   и статического характера позволяет избегать резких болевых ощущений в мышцах и суставах,   нередко   возникающих   при   применении   в   значительном   объеме   одних только силовых упражнений динамического характера [33]. Для достижения главной цели работы, нами была разработана комплексная программа (табл. 1.) в экспериментальной группе. Спортсмены контрольной группы тренировались согласно своим планам, с большим количеством соревновательных упражнений и упражнений со штангой, резиновым жгутом и разнообразными прыжковыми упражнениями.Распределение по дням комплекса специальных физических упражнений в экспериментальной группе в 17 Таблица 1. подготовительном периоде  Недели День 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ОФП СФП Пн. СКФУ  СКФУ     СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ СКФУ СКФУ  СКФУ   СК3ФУ     №1 №1 №1 Вт СКФУ  СКФУ     СКФУ  №2 №2 №2 Ср. СКФУ  СКФУ      СКФУ  №2 СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ  №3 СКФУ  №2 СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ  №3 СКФУ  №2 СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ  №3 СКФУ  №3 СКФУ  №2 СКФУ  №1 СКФУ  №2 СКФУ  №3 СКФУ №2 СКФУ №1 СКФУ №2 СКФУ №3 СКФУ №2 СКФУ №1 СКФУ №2 СКФУ №3 СКФУ  №1 СКФУ  №2 СКФУ  №1 СКФУ  №3 СКФУ   №1 СКФУ   №2 СКФУ   №1 СКФУ   №3 СКФУ     №1 СКФУ     №3 СКФУ     №2 СКФУ     №1 №3 №3 №2 №2 №2 №3 №3 №3 №2 №2 №2 Чт. отдых отдых отдых отдых отдых отдых отдых отдых отдых отдых отдых отдых Пт. СКФУ  СКФУ     СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ СКФУ СКФУ  СКФУ   СКФУ     №2 №1 №2 №2 №2 №2 №2 №2 №2 №3 №1 №318 СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ  СКФУ СКФУ СКФУ  СКФУ   СКФУ   Суб СКФУ  СКФУ     СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ  №1 СКФУ №1 СКФУ №1 СКФУ  №3 отдых Вс №3 отдых №3 отдых №3 отдых №3 отдых №3 отдых №3 отдых №3 отдых №3 отдых №3 отдых №2 СКФУ  №3 отдых №1 СКФУ   №3 отдых Примечание: На 1­3 неделе тренировочные занятия проводились раз в день, на последующих 1­2 раза в день, согласно индивидуальному тренировочному плану19 3.2. Комплекс специальных физических упражнений в подготовительном периоде Специальные   физические   упражнения   применялись   в   комплексе лечебно­восстановительных тренировок. Данные упражнения объединялись в группы по интенсивности и совокупности воздействия на организм бегунов.  Было выделено 3 группы специальных физических упражнений: 1   группа:   упражнения   на   месте   (преимущественно   направлены   на совершенствование гибкости и эластических свойств мышц) 2   группа:   специальные   беговые   упражнения   и   собственно   бег (преимущественно направлены на совершенствование быстроты движений) 3   группа:   упражнения,   преимущественно   направленные   на восстановление  В первую группу входят следующие специальные упражнения: 1. «Барьерный   шаг»   на   обе   ноги,  маховая   нога   прямая,   носок   на себя, толчковая нога на 90 град., носок на себя 2. 3. Гимнастическая складка, носки на себя, колени не сгибать. Наклон из положения стоя на одной ноге к ноге, зафиксированной на опоре (стопа на себя, следить за тем, чтобы нога была прямая). 4. Продольный   и   поперечный   шпагат   (первые   три   недели   ­ полушпагат) Выпады   вперед   с   максимально   прямой   задней   ногой,   спина 5. прямая 6. Махи   вперед,   назад   и   в   стороны   (в   опорном   и   безопорном положении) Все упражнения выполнялись 10­20 раз. Во вторую группу входили следующие упражнения: А. Упражнения в ходьбе Упражнения   в   ходьбе   с   преодолением   барьеров   высотой   76   ­84   см20 (ходьба в один шаг, боком, через один барьер ­ мельница), имитация атаки на барьер и отталкивания толчковой ногой. Б. Специальные беговые упражнения  Перекаты на стопе    Бег с высоким подниманием бедра, акцент на вынос бедра вперед Многоскоки (бег прыжками, не использовался в первые 3 недели) Прыжки   правым   и   левым   боком,   руки   произвольно,   акцент   на рабоу разгибателей коленного сустава В. Бег   Пробегание коротких отрезков20­30 м Пробегание отрезков по 40­60 м Бег на 100 м, 150 м, 200 м, 250 м  В третью группу входили следующие упражнения:   Ходьба с высоким подниманием бедра, и перекатом на стопе, 20 м Ходьба выпадами (первые три недели не глубокие), спина прямая, руки на поясе, 20 м  Медленные   выпрыгивания   из   положения   «полуприсед»,   руки произвольно, акцент на отталкивание стопой, 10­20 раз  Медленные   полуприседания,   с   акцентом   на   прямое   положение спины и угол сгибания в коленях, 10­20 раз  Нашагивание   на   опору   с   подъемом   на   носок   опорной   ноги   и удержание на стопе попеременно на каждую ногу, 10­20 раз  Подскоки на стопе, акцент на отталкивание стопой, 20­60 раз На 7­ой неделе занятий были добавлены прыжки с тумбочки вверх с отскоком, скачки на одной ноге вперед. При этом внимательно отслеживалась реакция   спортсменов   –   малейший   дискомфорт   или   болевые   ощущения,   и данные упражнения временно удалялись из тренировочного плана.21 Дозирование   нагрузки   определялось   на   основе   двигательных   тестов, проведенных   перед   началом   тренировочных   занятий.  Это   были   следующие измерения:   наклоны   вперед   и   назад,   поднимание   согнутой   и   прямой   ноги вверх,   отведение   ее   в   сторону,   полуприседания,   маховые   движения. Применение   специальных   упражнений   можно   рассмотреть   на   примере семидневного   микроцикла   третьей   недели   этапа   специальной   физической подготовки в подготовительном периоде: Понедельник   –   15   00   –   17   00     тренировка   на   основе   специальных беговых упражнений, ОРУ и упражнений на растягивание, махи Вторник   –   15   00   –   17   00   тренировка   упражнения   с   преодолением барьеров,   пробегание   отрезков   100­250   м   3­4   раза,   упражнения   на растягивание, медленные полуприседания Среда – 15 00 – 17 00 тренировка – специальные беговые упражнения, пробегание коротких отрезков 20­30 м 5­7 раз, упражнения в растягивании, идеомоторная тренировка Четверг – отдых Пятница   –   15   00   –   17   00   тренировка   ­   упражнения   в   ходьбе   через барьеры,   выпадами,   упражнения   на   укрепление   мышц   задней   поверхности бедра. Суббота – 10 00 – 12 00 тренировка – специальные беговые упражнения, пробегание 150­250 м 4 раза Воскресенье – отдых. В начале и в конце каждой недели оценивалось состояние спортсмена, выполнялись двигательные тесты   (табл. 5), позволявшие проанализировать текущее состояние спортсменов и возможность изменить тренировочный план. В конце восьмой недели стало возможным добавить количество повторений в таких   упражнениях   как   пробегание   коротких   отрезков   20­30   м,   40­60   м, подскоки   на   стопе,   полуприседания   и   выпрыгивания   из   положения22 полуприсед.   Было   увеличено   количество   серий   в   ряде   упражнений   на растягивание и в ходьбе через барьеры, выпадами.23 Глава IV. Результаты исследования 4.1. Результаты применения комплексной методики   Применение     в   экспериментальной   группе   комплекса   специальных физических   упражнений   позволило   в   значительной   степени   улучшить   ряд физических показателей (табл. 3) и функциональных  параметров (табл. 4). Обычная     методика     также   способствовала   улучшению   функционального состояния   спортсменов,   однако   в   ряде   случаев   по   своей   эффективности уступила   примененной   нами   программе,   что   видно   на   сопоставлении показателей контрольной и экспериментальной групп (табл. 5). Таблица 3 Динамика показателей функционального состояния организма и физической работоспособности в контрольной и экспериментальной группах  № Показатели Начальные результаты Окончательные результаты 1 САД   исходное, 115­130 мм. Рт. Ст. КГ 2013 2015 ЭГ 115­130 КГ 115­130 ЭГ 110­120 2 ДАД   исходное, 75­85 80­90 75­85 75­85 мм. Рт. Ст. 3 Пульс, уд/мин 4 Достижение максимальной нагрузки, PWC170 63­75 1000 кгм/мин 167 Вт 67­73 1000 кгм/мин 167 Вт 60­69 1150 кгм/мин 192 ВТ 60­71 1300 кгм/мин 233 ВТ Из   представленных   данных,   видно,   что   при   начале   исследования исходные показатели в обеих группах близки, после проведения эксперимента данные   показатели   в   экспериментальной   группе   повысились   в   большей степени, чем в контрольной.24 Таблица 4 Динамика показателей физической работоспособности в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента, Х ср. № Показатели Начальные результаты Окончательные 1 Бег 600 м х 4 р (в серии)  2 Бег 400 м, с 3 Бег 200 м, с 4 10­й   прыжок   с места, м 2013 ЭГ 1,34,9 50,2 22,9 30,40 КГ 1,34,7 50,1 22,8 30,60 результаты, 2015 ЭГ КГ 1,33,5 49,8 22,3 30,90 1,33,2 49,5 22,0 31,20 Как   видно   из   таблиц,   применение   разработанного   комплекса специальных   упражнений   позволяет   более   полно   развивать   физические показатели и уровень функциональных возможностей спортсменов. В   данном     исследовании   на   основе   двигательных   тестов   проводился постоянный мониторинг изменения состояния спортсменов.  Были выбраны пять основных упражнений, входящих в тренировочные планы всех спортсменов, давно им знакомых и результаты в которых были зафиксированы   до   внедрения   разработанного   комплекса   специальных упражнений.  Тесты   проводились   с   периодичностью   один   раз   в   три   недели (Табл. 5.). Таблица 5. Результаты тестирования в экспериментальной и контрольной группах  до и после , Х ср. № Показатели Исходные результаты Конечные результаты 1 Бег 100 м 2 Многоскоки, 100м, пр. 3 Бег 300 м 4 Бег 500 м КГ 12,1 32 38,5 1,05,6 ЭГ 12,1 33 38,6 1,05,7 КГ 12,0 30 37,1 1,04,3 ЭГ 11,9 30 36,9 1,03,925 5 Тест Купера, м 3,250 3,300 3,350 3,400 Прирост результатов в экспериментальной группе в среднем составил 6,0% . Это в значительной мере сказалось на улучшении результатов как на тренировочных занятиях, так и на соревнованиях.  Помимо   собственно   улучшения   результатов,   увеличились   показатели аэробной и анаэробной производительности, выведение молочной кислоты из мышц   стало   проходить   быстрее,   что   отразилось   на   общей   и   специальной выносливости.  Повышение   экономичности   работы   сердца   в   совокупности   с улучшившимся   венозным   оттоком   позволило   восстанавливаться   после тренировок более полно, обеспечивая лучшую врабатываемость в следующие тренировочные циклы.26 Выводы 1.   В   решении   первой   задачи   были   исследованы   различные   варианты применения и виды физических упражнений в подготовительном периоде в тренировочном процессе высококвалифицированных бегунов на 400 метров, проведен   их   анализ   и   систематизация,   произведена   оценка   применяемых комплексов специальных физических упражнений. 2.   Был   разработан   комплекс   специальных   физических   упражнений, учитывающий особенности динамики физического состояния спортсменов в   обеспечивающий   успешную   реализацию подготовительном   периоде, спортивной формы. 3.   Реализованный   на   практике     комплекс   специальных   физических упражнений, позволил выявить в экспериментальной группе бегунов на 400 метров улучшение ряда параметров специальной выносливости, в том числе наблюдалось более длительное удержание максимального темпа бега  и длины шагов   на   финишной   прямой,     более   экономичные   движения   по   ходу   всей дистанции.27 Практические рекомендации 1.   Применение   разработанного   комплекса   специальных   физических упражнений в тренировочной практике высококвалифицированных бегунов на 400   м   позволяет   в   значительной   мере   улучшить   уровень   специальной выносливости и скоростно­силовой подготовки, обеспечивая в должной мере готовность   функциональных   систем   и   опорно­двигательного   аппарата   к соревновательному периоду.  2.   Комплекс   специальных   упражнений   способствует   более   скорому вхождению   спортсменов   в   оптимальный   тренировочный   режим,   и   создает необходимую базу для соревновательной деятельности.  3.   Применение   данной   программы   эффективно   для     спортсменов, специализирующихся в беге на короткие дистанции .  4. При правильном сочетании специальных упражнений будет получен эффективный   способ   улучшения   состояния   спортсменов,   что   позволит укрепить   мотивацию   к   тренировочной   деятельности   и   достичь   высоких результатов.28 Библиографический список 1. Легкая   атлетика   :   учеб.   для   студентов   вузов,   обучающихся   по направлению "Физ. культура" и специальности "Физ. культура и спорт" : рек. УМО   по   образованию   в   обл.   физ.   культуры   и   спорта   /   под   ред.   Н.Н. Чеснокова, В.Г. Никитушкина. ­ М.: Физ. культура, 2010. ­ 440 с.: ил. 2. Платонов   В.   Н.   Система   подготовки   спортсменов   в   олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение.­ Киев, Олимпийская литература.­ 2008.­ 810 с. 3. Правила соревнований по лёгкой атлетике на 2012­2013 гг.­ ИААФ.­  229 с. 4. Гутиерес­Давила, М. Биомеханический анализ толкание ядра на 12­м чемпионате мира ИААФ в помещении / Гутиерес­Давила Х., Рохас Х., Кампос М., Гамес Х., Энкарнасьон А. // Лёгкая атлетика.­ 2012.­ С. 17­24. 5. Бондарчук, А. П. Периодизация спортивной тренировки / Бондарчук А. П. – Киев, Олимпийская литература, 2005. – 304 с. 6. Вовк, С.И. Специальная физическая подготовка бегуний на короткие дистанции на этапе спортивного совершенствования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.­ М., ГЦОЛИФК, 1997. ­ 21 с. 7. Зеличенок, В. Б. Будущее молодёжной лёгкой атлетики / Зеличенок В. Б., перевод Озолина Э.З.­ М.: Олимпия­пресс, Терра­спорт, 2004.­ 80 с. 8. Куканов   Ю. Особенности тренировки в среднегорье / Куканов Ю. // Лёгкая атлетика. – 2005.­ № 1. – С. 10­12. 9. Маслаков,   В.   М.   Эстафетный   бег:   история,   техника,   обучение, тренировка   /   Маслаков   В.   М.,   Врублевский   Е.   П.,   Мирзоев   О.   М.­   М.: Олимпия, 2009.­ 166 с. 10.Мирзоев,   О.   М.   Восстановительные   средства   в  системе   подготовки спортсменов / Мирзоев О. М.­ М.: Физкультура и спорт, Спортакадемпресс, 2005.­ 220 с.29 11.Озолин, Э. С.  Спринтерский бег / Озолин Э. С. ­  М.: Человек, 2010. ­ 176 с.    12.Павлова О. И. Система тренировки Виктора Пушкина / Павлова О. И., Камардина О. Н.­ М.: Олимпия­пресс, Терра­спорт, 2005.­ 96 с. 13.Писака, А. Управление тренировочным процессом / Писака А.­ Лёгкая атлетика.­ 2011.­ № 3­4.­ С.14­18. 14.Попов   В.   Б.   Система   специальных   упражнений   в   подготовке легкоатлетов / Попов В. Б.. ­ М.: Терра­спорт, 2006.­ 217 с. 15.Попов, В. Б. Прыжок в длину Многолетняя подготовка / Попов В. Б.­ Терра­Спорт. 2001.­ 156 с. 16.Селуянов,   В.   Н.   Подготовка   бегуна   на   средние   дистанции   :   учеб. пособие:   рек.   Моск.   регион.   центром   развития   легкой   атлетики   ИААФ   / Селуянов В. Н. ­ М.: Дивизион, 2007. ­ 112 с.: ил. 17.Степанова, М. Барьерный бег на 400 м с барьерами: на дистанции – женщины / М. Степанова, В. Степанов. – М.: Олимпия­пресс, Терра­спорт, 2002.­ 176 с.  18.Суслов, Ф.П. Подготовка спортсменов в горных условиях / Суслов Ф.П., Гиппенрейтер Е. Б.­ М.: Олимпия Пресс, 2000. ­ 176 с. 19.Тер­Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд / Тер­Ованесян И. А. ­ М.: Терра­Спорт,  2000. ­ 128 с. 20.Травин, Ю. Г. Научно­методические основы спортивной тренировки в легкоатлетических видах выносливости: Учеб. пособие для слушателей ВШТ, фак. повышения квалификации и студентов акад. / Травин Ю.Г.; РГАФК. ­ М., 1995. – 85 с. 21.Томпсон,   П.   Дж.Л.   Введение   в   теорию   тренировки.   Официальное руководство ИААФ по обучению лёгкой атлетике.­ М.: 2010 г.­ 218 с. 22.Тюпа,   В.В.   Биомеханические   основы   техники   спортивной   ходьбы   и бега / Тюпа В. В., Аракелян Е. Е., Примаков Ю. Н.­ М.: Олимпия, 2009.­ 64 с.30 ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 ЧЕМПИОНАТ г. МОСКВЫ ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ в помещении Москва, ЛФК ЦСКА, 07­08 февраля 2015г. 07.02.2015г. Мужчины Финальные забеги 19.05 ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ 400м Место ­ Фамилия, имя ­  Дата ­ Команда  ­ Результат ­  Разряд  ­ Тренер 1 Морозов Валентин 17.04.88 ЦСП по л/а 47,56 мс Маслаков В.М., Ерченко Е.П. 2  Хасанов   Дмитрий  02.06.95  ГБУ   ЦСП   ЛУЧ­Самбо70(Черемушки)  47,70  мс   Федорива Л.В., Захаров П.А. 3 Холопов Ярослав 20.08.89 ЦСП по л/а 47,86 мс Телятников М.М.,Бусаров В.М. 4 Евсюков Евгений 22.04.89 СШОР по л/а МГФСО 48,00 мс Голубенко Ю.И.Никитин А.Н. 5 Скоробогатько Александр 07.08.94 ЦСП по л/а­ЮМ 48,25 мс Зеленцова Т.П. 6 Еремин Максим 19.03.92 СШОР по л/а МГФСО 48,38 мс Голубенко Ю.И. 7  Колесниченко   Вячеслав  01.02.90  СШОР   по   л/а   МГФСО  48,53  мс   Чемерисов Н.Ф.Мурованный Ю.И. 8 Тягачёв Александр 04.12.94 Самбо 70 "Черемушки" 48,96 кмс Гореловы Н.Б.,В.Н. 9 Коваль Павел 20.04.95 Юность Москвы 49,19 кмс Филатова Г.Н.Шабанов Г.К 10 Шерепа Дмитрий 09.02.91 Ю.М.­Знаменские 49,24 кмс Лиман В.П.,Логинова Н.С. 11  Мишин Константин  01.01.95  Юность Москвы  49,60  кмс Таганская Т.М.  Литовченко И.Е. 12 Кузнецов Алексей 16.04.88 СШОР по л/а МГФСО 49,66 кмс Афанасьев И.М. 13 Шипулин Юрий 02.05.93 СШОР по л/а МГФСО 49,90 кмс Голубенко Ю.И. Лиман В.П. 14 Салахутдинов Владислав 16.03.97 ЦСП по л/а 50,06 кмс Зеленцова Т.П., Четин Л.Е. 15 Тихонов __________Александр 15.06.91 Роо луч 50,08 кмс Федорива Л.В., . 16 Ледовской Виталий 24.07.95 СШОР по л/а МГФСО 50,17 кмс Голубенко Ю.И. 17 Иваненко Владислав 02.05.95 СШОР­44 50,23 кмс Ревун Е.Н.,Ревун В.Д. 17 Магауянов Азамат 09.03.93 СШОР по л/а МГФСО 50,23 кмс Голубенко Ю.И. 19 Шульга Кирилл 26.08.94 СДЮШОР ЦСКА 50,30 кмс Вдовин.,Полоницкий. 20 Муратов Сергей 05.06.89 СШОР по л/а МГФСО 50,60 кмс Богатырев Т.М.Трушин Ю.В. 21 Голиков Алексей 15.07.1986 МГТУ им. Н. Э. Баумана 50,78 1 Потапова Т.М. 22 Аксенов Егор 10.09.1986 МГТУ им. Н. Э. Баумана 50,84 1 Толстой Е. В. 23 Сатунц Раферти 31.01.96 СШОР по л/а МГФСО 51,28 1 Голубенко Ю.И.Бизиков М.М. 24 Уваров Роман 06.10.87 СДЮШОР ЦСКА 51,34 1 Изюмова В.В МайоровВ.В 25 Новиков Никита 15.11.87 ФСГМ 51,41 1 Крошкин Б.Ю. 26 Курицын Иван 04.07.94 СШОР 24 51,42 1 Терехова Н.В. 27 Завгородний Герман 05.10.96 РОО КСК ЛУЧ 51,44 1 Куканов ЮС 28 Синенков Кирилл 29.08.98 Ю.М.­Знаменские 51,50 1 ФоменковЮ.Н. 29 Пришлов Анатолий 10.12.92 СШОР по л/а МГФСО 51,53 1 Голубенко Ю.И. 30 Белоусов Тимофей 06.02.94 СШОР 24 51,93 1 Кореннов В.А.31 Рубцов Артем 30.05.98 СШОР по л/а МГФСО 52,05 1 Голубенко Ю.И.Томилов И.Н. 3132 среди юниоров и юниорок до 23 лет Первенство Москвы 27-28 января 2015 года Приложение 2 ЛФК ЦСКА БЕГ 400 м Финал 27.01 19.05 Место ­ Фамилия, имя ­  Дата ­ Команда  ­ Результат ­  Разряд  ­ Тренер 1 Хасанов Дмитрий 02.06.95 мс ЦСП "Луч" Самбо­ 70 48,10 мс Федорива ЛВ 2 Миронов Олег 05.03.93 МС ЦСП по л/а 48,49 мс Зеленцова Т.П., Горбунова Т.А. 3 Скоробогатько Александр 07.08.94 МС ЦСП по л/а 48,49 мс Зеленцова Т.П., Чижова Г.Д., Муханев А.В. 4 Коваль Павел 20.04.95 кмс Юность Москвы 48,55 мс Филатова Г.Н.Шабанов Г.К 5 Агафонов Павел 28.08.95 МС Юность Москвы 48,69 кмс Бурлаков О.П. Кравцова К.О. 6 Тягачев Александр 04.12.94 кмс Самбо 70 "Черемушки" 48,89 кмс Гореловы Н.Б.В.Н. 7 Иваненко Владислав 02.05.95 кмс СШОР­44 49,33 кмс Ревун В.Д. 8 Мишин Константин 01.01.95 кмс Юность Москвы 49,86 кмс Таганская Т.М. Литовченко И.Е. 9 Евсеенков Никита 01.03.95 кмс СДЮШОР ЦСКА 50,11 кмс Вдовин М,В Полоницкий А.Е. Алиев Г. 10 Шипулин Юрий 02.05.93 1 СШОР по л/а МГФСО 50,13 кмс Голубенко Ю.И. Лиман В.П. 11 Магауянов Азамат 09.03.93 кмс СШОР по л/а МГФСО 50,15 кмс Голубенко Ю.И. 12 Ледовской Виталий 24.07.95 кмс СШОР по л/а МГФСО 50,27 кмс Голубенко Ю.И. 13 Бобырь Михаил 20.11.97 кмс СШОР по л/а МГФСО 50,28 кмс Голубенко Ю.И.Кудашкина З.К.Беликов Ю.Б. 13 Логинов Иван 19.06.97 КМС Юность Москвы 50,28 кмс Бурлаков О.П. Кравцова К.О. 15 Медведев Максим 12.01.95 1 СШОР по л/а МГФСО 50,45 кмс Трушин Ю.В. 16 Оришев Альберт 06.12.95 кмс Ю.М.­Знаменские 50,57 кмс Лиман В.П.,Логинова Н.С. 17 Салахутдинов Владислав 16.03.97 КМС ЦСП по л/а 50,64 кмс Зеленцова Т.П. 18 Шарипов Руслан 12.07.93 1р Ю.М.­Знаменские 50,87 1 Лемеш С.И., Л.А. 19 Сатунц Раферти 31.01.96 кмс СШОР по л/а МГФСО 51,09 1 Голубенко Ю.И.Бизиков М.М. 20 Лытнев Валерий 22.01.94 1р Ю.М.­Знаменские 51,13 1 Подъяловская ИБ., Чубенко П.В.Приложение 3 33 Кубок Москвы Рождественский кубок 11 января 2015 года ОЦ им. бр. Знаменских БЕГ 300 м Финал 19.05 Место ­ Фамилия, имя ­  Дата ­ Команда  ­ Результат ­  Разряд  ­ Тренер 1 Колесниченко Вячеслав 01.02.90 мсмк СШОР по л/а МГФСО  34,38  кмс Чемерисов Н.Ф.Мурованный Ю.И. 2 Смирнов Роман 02.09.84 мсмк ГБУ ЦСП ЛУЧ ЦСКА 34,55 кмс Михеева ВВ, Ортина ОА 3 Евсюков Евгений 22.04.89 кмс СШОР по л/а МГФСО 34,88 1 Голубенко Ю.И.,Никитин А.Н. 4 Агафонов Павел 28.08.95 МС Юность Москвы 34,97 1 Бурлаков О.П. Кравцова К.О. 5 Ожгибесов Илья 10.07.92 мс СШОР­44 35,01 1 Калашникова О.Ю. 6 Кацай Владислав 18.03.96 КМС Юность Москвы 35,22 1 Бурлаков О.П. Кравцова К.О. 7 Калашник Иван 22.06.1997. 1 СДЮШОР ЦСКА 35,71 1 Михеева В.В. 8 Новиков Антон 22.08.94 КМС СШОР 24 36,01 1 Ревун Д.Д. 9 Кузнецов Алексей 16.04.88 мс СШОР по л/а МГФСО 36,09 1 Афанасьев И.М. 10 Иваненко Владислав 02.05.95 кмс СШОР­44 36,14 1 Ревун Е.Н.,Ревун В.Д. 10   Бобырь   Михаил   20.11.97   кмс   СШОР   по   л/а   МГФСО  36,14  1   Голубенко Ю.И.Кудашкина З.К.Беликов Ю.Б. 12 Слободанюк Илья 22.08.92 кмс СШОР по л/а МГФСО 36,24 1 Богатырева Т.М. 13 Ледовской Виталий 24.07.95 кмс СШОР по л/а МГФСО 36,41 1 ГолубенкоЮ.И. 14 Аксенов Егор 10.09.1986 КМС МГТУ им. Н. Э. Баумана 36,55 1 Толстой Е. В. 15   Сатунц   Раферти   31.01.96   кмс   СШОР   по   л/а   МГФСО  36,65  1   Голубенко Ю.И.Бизиков М.М. 16 Леликов Кирилл 13.01.94 кмс СШОР по л/а МГФСО 36,71 1 Яковлев Н.Ф.Овчинник И.В.34 17 Гапонов Иван 29.03.95 КМС СШОР 24 36,82 1 Ревун Д.Д. 18 Стойкович Неманя 10.08.95 1 СШОР­44 37,04 1 Ревун Е.Н.,Ревун В.Д. 19 Куксин Евгений 12.04.90 кмс СДЮШОР ЦСКА 37,09 1 Оськин С.Ю. 20 Степанов Дмитрий 19.07.1994. 1 СДЮШОР ЦСКА 37,10 1 Филатовы М.И., Е.А. 21 Воронцов  Дмитрий 21.05.1997. кмс  СДЮШОР  ЦСКА  37,14  1 Полоницкий Е.А.  , Вдовин М.В., Красков В.Н. Исполнитель выпускной квалификационной работы:                                                           Кулешов Я.В. Научный руководитель:                                                      Морозов А.П. Заведующий кафедрой: доктор педагогических наук, профессор                                                                                       Чесноков Н.Н. Дата защиты: «__________» _______________________ 20__ год Оценка за работу _________________ Председатель Государственной Аттестационной Комиссии                   _____________________________35