Проблема тревожности обучающихся в современной школе

  • Повышение квалификации
  • pptx
  • 12.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тревожность - распространённый психологический феномен нашего времени, который является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. К школьным стрессам относятся патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах; конфликтами между учащимися негативным воздействием учителей; неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся.
Иконка файла материала школьная тревожность.pptx

Проблема тревожности обучающихся в современной школе

Тревожность

распространённый психологический феномен нашего времени, который является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в содержание других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.

По данным Всемирной организации здравоохранения

Школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором


дезадаптация

К школьным стрессам относятся патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные

неблагополучным психологическим климатом в классах;
конфликтами между учащимися
негативным воздействием учителей;
неправильно организованной
системой проверки и оценки знаний учащихся.

Тревожность

переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности.

Доктор психологических наук,
профессор
Анна Михайловна Прихожан

черта личности или темперамента

эмоциональное
состояние

Тревожность

высокотревожные личности

Поступление ребенка в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования – внутренней позиции школьника.

Эмоциональное неблагополучие:

ожидание постоянного неуспеха в школе;
плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников;
боязнь школы, нежелание её посещать.

Школьная тревожность – это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка.

Детей с различными формами школьной тревожности в первых классах в настоящее время до 30–35%.

«Школьная фобия»

обозначает крайнюю форму страха перед посещением школы.
Она может и не сопровождаться телесными симптомами, но без медицинской помощи в таком случае обойтись трудно.

Особенности тревожных детей

Психолог и ребенок фото

пути преодоления школьной тревожности

Учитель

для ребенка наиболее значимая и вместе с тем наиболее травмирующая фигура.

Адаптация в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми

Не выделяйте детей при обсуждении неудач класса.
При объяснении д/з или перед контрольной работой старайтесь говорить спокойным голосом, не запугивайте их предстоящей
работой.
- Напоминайте детям, что этот материал они проходили и хорошо в нем ориентируются.
- Побуждайте таких учеников к
концентрации внимания.

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми

- Предложите записать это предложение (слово, пример) на черновике, не задумываясь и полагаясь на интуицию.
Не используйте таких словосочетаний как «не бойся», «не волнуйся».
- Если ребенок уже получил низкий балл, ему нужно в индивидуальном порядке спокойно сказать «Если ты будешь стараться, то сможешь исправить и достичь хорошего результата».

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми

При выставлении отметок, уточняйте, что это оценка их знаний, а не личности в целом.
Не стоит критиковать за плохие отметки. Их лучше приободрить.
Если вы заметили, что ребенок боится именно Вас, то при обращении к нему спокойно улыбнитесь.
Не сравнивайте такого ученика с другими детьми.

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми

- Создавайте ситуации успеха.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
- Обучайте самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе.
- Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.

Рекомендации учителям при работе с тревожными детьми

- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
- Помогите ему найти дело по душе, где он мог бы проявить свои способности и не чувствовал себя ущемленным.

Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право.
Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно.
Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным.

Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность

- В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе.
- Через игру покажите возможные решения той или иной проблемы.
- Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям.
- Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках.

Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность

- Делитесь своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени.
- Старайтесь в любой ситуации искать плюсы.
- Научите ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.
- Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями или неудачами.

Рекомендации для родителей тревожных детей: как помочь ребенку преодолеть тревожность

- Учите ребенка расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции.
- Помогайте ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове.

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети,
а оптимизм – защита от тревожности.