ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАРИАНТ МОДЕЛИ АКТУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ).
Оценка 4.9

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАРИАНТ МОДЕЛИ АКТУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ).

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитание +1
06.08.2023
ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАРИАНТ МОДЕЛИ АКТУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ).
Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность полученного образования. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование, развитие, совершенствование способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе. Таким образом, в современном учебно-воспитательном процессе можно обнаружить важное противоречие: между глобальными задачами формирования компетентного человека и отсутствием эффективных путей этой деятельности.
06.08.2023.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. Я.А. Коменского,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,

Лауреат премии им. К.Д. Ушинского,

Заслуженный деятель науки РФ

 

ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ВАРИАНТ МОДЕЛИ АКТУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ ПО ПЕДАГОГИКЕ)

2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

И

К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ

 

     Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. Поэтому возникает необходимость предпринять попытки найти конкретные способы деятельности, выработать те методы обучения и воспитания, которые бы обеспечили эффективность полученного образования.

     На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование, развитие, совершенствование способностей личности учащихся, особенно способности её к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе. Таким образом, в современном учебно-воспитательном процессе можно обнаружить важное противоречие: между глобальными задачами формирования компетентного человека и отсутствием эффективных путей этой деятельности.

     В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации», то есть выработки обязательных, последовательных элементов действий, которые при определённых условиях должны привести к прогнозируемому результату.

     Рассмотрим проблемно-модульную технологию обучения, которая является составной частью педагогической технологии личностного развития школьника.

     В чём же заключается практическая и научная актуальность данной технологии обучения?

1.                 В проблемно-модульной педагогической технологии обучения сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока.

2.                 Применение этой технологии полезно учителю постепенностью, что облегчает и детям работу на этапе её освоения. Проблемно-модульная педагогическая технология обучения позволяет избежать шока у учащихся, потому что постоянная рефлексия дает информацию учителю о состоянии учебного процесса.

3.                 Педагогическая технология проблемно-модульного обучения предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала.

4.                 Педагогическая технология проблемно-модульного обучения интегрировала многое из того, что накоплено в педагогической теории и практике. Так, идея активности ученика в процессе его чётких действий в определённой логике, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности - всё это влияние теории программированного обучения. С теорией развивающего обучения проблемно-модульную технологию обучения связывает идея ориентировочной основы деятельности - поэтапное формирование умственных действий. Из психологии взят рефлексивный метод.

5.                 Педагогическая технология проблемно-модульного обучения имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития.

     На чём же строится проблемно – модульная педагогическая технология обучения? Она объединяет в себе модульное и проблемное обучение.

     Модульное обучение это педагогическая технология обучения, сущность которой состоит в том, чтобы обучающийся мог самостоятельно работать с предложенной ему программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство; ставит своей целью обеспечение гибкости, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню его базовой подготовки. При модульном обучении педагог выполняет помимо формирующих и контролирующих функций ещё и функции консультанта и координатора. Использование принципа модульного обучения на практике позволяет строить учебный материал так, чтобы разделы не были независимы друг от друга, что дает возможность дополнять и создавать учебный материал, не нарушая единого содержания.

     В рамках структурирования форм, методов и содержания обучения необходимо выделить следующие понятия: проблемный модуль, проблемно-модульный блок и системно-модульная педагогическаятехнология.

     Проблемный модуль - определённый объём учебной информации необходимый для выполнения конкретной деятельности.

     Проблемно-модульный блок – единица проблемного модуля, содержание конкретного направления информации.

     Системно-модульная педагогическая технология - организация содержания образовательного процесса, состоящего из определённого набора проблемных модулей и его элементов.

     Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с проблемным модулем. Модульное обучение базируется на теории и практике формирования и развития умственных действий. Проблемный модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебно-познавательное содержание и педагогическая технология овладения им. Основой для формирования проблемных модулей случит рабочая программа учебно-познавательной дисциплины. Проблемный модуль часто совпадает с темой учебно-познавательной дисциплины или блоком взаимосвязанных учебно-познавательных тем. Однако, в отличие от учебно-познавательной темы, в проблемном модуле всё оценивается: задание, работа, посещение учащимися занятий, стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащихся.

     Проблемный модуль, как учебный элемент, состоит из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель;

- список необходимого оборудования, инструментов и материалов;

- список смежных учебных элементов;

- собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями;

- практические занятия, необходимые для отработки необходимых навыков, относящиеся к данному учебному элементу;

- контрольная (проверочная) работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе.

     Состав проблемного модуля:

1) целевой план действий;

2) банк информации;

3) методическое руководство по достижению дидактических целей.

     Содержание модульного обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указания на объём знания, но и на уровень усвоения этого знания.

     Теперь рассмотрим педагогическую технологию проблемного обучения.

     Педагогическая технология проблемного обучения основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

В современной теории и практике проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологическую и педагогическую.

     Педагогическая создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

     Создание психолого-педагогической проблемной ситуации сугубо индивидуально.

     Проблемные ситуации классифицируются следующим образом:

·                   По содержанию неизвестного.

·                   По уровню проблемности.

·                   По виду рассогласования информации.

·                   По методическим особенностям.

     Образовательный процесс следует организовать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникла постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

     Для реализации проблемной педагогической технологии обучения необходимы:

·                   отбор самых актуальных, сущностных задач;

·                   определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

·                   построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

·                   личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребёнка;

     Педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает как один из источников информации.

     Такой подход к обучению можно выразить следующим образом: изменение взаимодействия педагога, учащихся и содержания образования при переходе от традиционного обучения к инновационному.

     Таким образом, проблемно – модульная педагогическая технология обучения предполагает следующую  организацию учебного процесса:

Ø    прежде всего, это формирование взаимосвязанной системы уроков различных типов и видов, применяемых учителем при изучении целостных тем предмета. Создаётся целая проблемно-модульная программа, компонентами которой являются дидактическая цель и совокупность модулей данной программы.

     Структура проблемно-модульной программы:

     Учителем при составлении тематического планирования составляется технологическая карта:

 

Стержне-

вые линии

Ведущие знания

Второсте-пенные знания

Сопутствую-щее повторение

Трудноус-ваемые темы

Внутрипред-метные связи

Межпредмет-ные связи

 

 

 

 

 

 

 

 

     Одним из вариантов может быть такая система учебных занятий по отдельной теме: мотивационные уроки, уроки разбора нового материала, уроки фронтальной проработки материала целостной темы, уроки индивидуальной проработки материала, уроки систематизации и обобщения, контрольно-корректировочные уроки.

     Рассмотрим указанные выше виды уроков.

1. Мотивационные уроки (уроки-фестивали, уроки-выставки) предназначены для создания многосторонней мотивации изучения темы.

Урок организуется так. За неделю до его проведения о нём сообщается, а для проведения самого занятия назначаются 5 - 6 «экскурсоводов» из наиболее подготовленных учащихся. Каждому «экскурсоводу» учитель выделяет какой-то один аспект изучаемой темы и помогает его представить, ярко и образно рассказать о нём, отыскав нужный материал.

     Класс делится на число «бригад», равное числу «экскурсоводов», и каждая «бригада» посещает каждого «экскурсовода», получая при этом краткую информацию по учебной теме, которую предстоит изучать. На это отводится 30 минут. В оставшееся время педагог даёт краткий обзор о том, с чем только что познакомились учащиеся. На дом они получают задание - кратко записать то, что им показалось интересным и что бы им хотелось узнать подробнее. Такая форма урока учит самостоятельности высказываний, помогает свободно вести себя среди людей, достигая в общении поставленных целей, положительно влияет на психологический климат группы, создаёт творческую атмосферу.

2. Уроки разбора нового материала целостной учебной темы (уроки-лекции и уроки самостоятельного познания). Учитель должен уметь на таких занятиях прочитать лекцию, в которой предстоит показать логику явлений, законов, теорий, историю их открытия. От учителя потребуется здесь высокое организаторское мастерство, грамотное использование научной терминологии. Ему предстоит, и ставить проблемы, и организовывать их разрешение. При прослушивании лекции учащиеся не делают записей. Главное для них - задать вопросы, подвергнуть анализу сложные места, выяснить все нюансы материала, овладеть новой информацией с возможностью свободно его воспроизвести.

     Наряду с уроками-лекциями на этом этапе применяются уроки самостоятельного познания. Они проходят так. Учащиеся на предыдущем занятии получают материалы предстоящего урока, с которыми они работают по такому плану:

  вычленить смысл нового;

  определить главные мысли;

  записать то, что оказалось непонятным.

     На самом уроке по желанию 2 - 3 учащихся делают сообщения по полученной информации, остальные задают вопросы. Затем учитель обобщает сведения, подготовленные учащимися, отвечает на их вопросы, обращая внимание на то, что было упущено и чем предстоит заниматься на следующих занятиях. Две эти формы уроков дополняют друг друга. Если на лекциях приходится разрешать учебные проблемы, поставленные педагогом, то на уроках самостоятельного познания вырабатывается умение самостоятельно добывать новую информацию, вскрывать противоречия между уже известными сведениями.

3.      Уроки фронтальной проработки темы.

На этих уроках предлагается детальная проработка отдельных вопросов темы, имеющих самостоятельное значение. Формами таких уроков чаще всего служат беседа, рассказ; урок может проводиться как поиск и т.п., а учащиеся работают индивидуально и парами. Учитель при изложении нового материала использует разнообразные демонстрации, обращается к различным учебникам и пособиям.

4. Уроки индивидуальной проработки темы.

Эти уроки обращены к индивидуальному, глубинному осмыслению знаний, которые превращаются в умения и навыки. Особая ценность таких уроков – это то, что учащиеся выясняют на них все непонятные вопросы темы. Типичные формы подобных уроков - семинары, практикумы, уроки лабораторных и мини-лабораторных работ, решения задач, машинного и безмашинного контроля и т.п.

     Заметим, что уроки индивидуальной проработки материала наиболее трудны для обучающихся, ведь здесь преобладает их самостоятельная деятельность, что требует индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, грамотного использования личностных потенциалов каждого.

5. Уроки систематизации и обобщения учебной темы.

Целью их является итоговое повторение целостной учебной темы, но не механическое, а системное. Наряду с этим важно раскрыть многостороннюю взаимосвязь фундаментальных и профессионально-прикладных знаний. Вот почему показ потенциального вклада знаний по учебной теме в предстоящую профессию, а в профессиональной школе - в осваиваемые виды профессий является обязательной обобщающей стороной при её итоговом осмыслении. Наиболее привлекательны для подобных занятий урок-симпозиум и интегративный урок.

6. Контрольно-корректировочные уроки служат выявлению того, насколько достигнуты цели изучения темы, и внесению корректив в случае её недостаточной проработки. Контрольно-корректировочный тип уроков предполагает такие занятия, как урок - тематический зачёт, урок достижений, корректировочный урок, урок тестирования и др. Урок - тематический зачёт проводится так. Из наиболее подготовленных учащихся учитель назначает ассистентов. Остальные делятся на группы по 3 - 4 человека. Каждая группа сдаёт зачёт одному из ассистентов. Учитель в это время обходит все группы и наблюдает, как сдаются зачёты. Сдавшие зачёт выполняют задания на повторение. Важный мотивирующий момент: ассистенты сами выставляют оценки (отметки). Некоторым разрешается оценка собственной деятельности по овладению материалом. Если самооценка оказывается выше оценки педагога, то учитель предлагает «защитить» свою позицию, что предполагает и впредь более самокритичное отношение к оценке своих знаний. Подобная практика при оценке достижений учащихся оправдывает себя психологически, поскольку делает отношения «учитель - ученик» более демократичными.

     Применение элементов педагогической технологии проблемно-модульного обучения возможно в рамках одного урока

     Для учащихся составляется технологическая карта по схеме:

 

№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Советы учителя

 

Модуль II. Тема: «Гигиена дыхания»

 

УЭ-0

Интегрирующая цель:в результате работы над учебными элементами вы должны:

систематизировать знания о регуляции дыхания и о механизме вдоха и выдоха;

обосновать правила гигиены дыхания;

проверить знания по теме «Дыхание».

 

УЭ-1

Цель: систематизировать знания о механизме вдоха и выдоха.

I. Прочитайте по учебнику материал:

1. О дыхательных движениях (с. 106 — 107).

2. О жизненной емкости легких (с. 107).

II. Рассмотрите и изучите рис. 78 на с. 107 учебника.

III. Обсудите в группе вопрос:

«В течение своей жизни человек непроизвольно каждые 4 — 5 сек.

совершает дыхательное движение. Каков его механизм?»

IV. Примите участие в обсуждении этого вопроса в классе.

Работайте

самостоятельно,

устно

Работайте

в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

УЭ-2  ,

Цель: систематизировать знания о регуляции дыхания. I. Пользуясь текстом § 4, подготовьте устный ответ на вопрос: как осуществляется регуляция функций организма?

II. Пользуясь текстом § 9 и записями в тетради по теме «Головной

мозг», вспомните, где располагается дыхательный центр.

III. На рис. 21, с. 36 учебника, найдите место

 

 

Работайте

самостоятельно,

устно

Работайте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

расположения дыхательного центра.

IV. Прочитайте материал о дыхательных рефлексах (с. 109 учебника).

V. Запишите в тетради дату, тему: «Дыхательные рефлексы» и

определения: а) что такое кашель, б) чихание.

VI. Повторите материал о газообмене (с. 107 — 109 и рис. 79 на с. 108).

VII. Обсудите в группе вопросы:

1. Каков механизм нервной регуляции дыхания?

в группе

 

     Из всего вышесказанного можно сделать вывод: проблемно-модульный подход связывает познание, преподавание и учение, дидактически адаптирует концепции инженерии знаний, а технология применения модулей на стадии закрепления и контроля позволяет избежать фрагментарности усвоения. Данная педагогическая технология обучения успешно сочетается с традиционным методом.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.                 Андреев В.И. Педагогика высшей школы: Инновационно- прогностический курс. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 500 с.

2.                 Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. – 1970. - № 1. – С. 19 – 54.

3.                 Атанов Г.А. Деятельностный подход в обучении. – Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. – 160 с.

4.                 Арстранов М.Ж. Проблемное обучение в учебном процессе вуза / М.Ж. Арстранов, М.Г. Гарунов, Ш.С. Хайдаров. – Алма-Ата: Мектеп, 1979. – 79 с.

5.                 Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высш. шк., 1980. 368 с.

6.                 Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. – М.: Знание, 1987.- 80 с.

7.                 Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. – М.: Педагогика, 1977. – 254 с.

8.                 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М.: Педагогика, 1982. – 192 с.

9.                 Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 т. – М., 1948. – Т.1. – С. 126.

10.            Беспалько В.П. Основы теорий педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. 204 с.

11.            Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Ин-т профессионал. образования РАО, 1995. – 336 с.

12.            Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. – 1951. - № 36. – С. 3 – 28.

13.            Васильева Т.В. Модули самообразования //Вестн. высш. шк. – 1988. - № 6. – С. 86 – 87.

14.            Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа // Вопр. психологии. 1957. - 6. С. 58 59.

15.            Гессен С.И. Общие основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995. – 400 с.

16.            Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 496 с.

17.            Каган В.М., Ламм В.Я. От схемы к знаниям. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 102 с.

18.            Кант И. Критика чистого разума. – Петроград, 1915. – С.64 – 65.

19.            Кант И. Соч.: в 6 т. – М., 1964. – Т. 2. – С. 280 – 281.

20.            Кара-Мурза С.С. Манипуляция сознанием. – Новосибирск: Издат. дом «Историческое наследие Сибири», 2007. – 176 с.

21.            Ковалёв В.И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Наука, 1988. – 193 с.

22.            Копнин П.В. Логические основы науки. – Киев: Наукова думка, 1988. – 283 с.

23.            Кудрюмова И.А. О математических подходах к записи учебного материала // Математика в школе. – 1983. - № 3. – С. 25 – 30.

24.            Куписевич Ч. Основы общей дидактики: пер. с польск. – М.: Высш. шк., 1986. 377 с.

25.            Ленин В.И. Два приёма споров и борьбы //Полн.собр.соч. – Т. 24. – С. 166 – 168.

26.            Ленин В.И. О государстве // Полн. собр. соч. – Т. 39.

27.            Ленин В.И. Спорные вопросы // Полн. собр. Соч. – Т. 23. – С. 65 – 90.

28.            Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.: Педагогика, 1981. – 181 с.

29.            Марев И. Методологические основы дидактики. – М.: Педагогика, 1987. – 224 с.

30.            Маркс К., Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы // Соч. – 2-е изд. – Т. 20. – С. 544; Т. 23. – С. 25.

31.            Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.

32.            Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.

33.            Минский М. Фраймы для представления знаний. – М.: Энергия, 1979. – 150 с.

34. Павлов А.К. Академические записки: Избранное (Часть I): Публикация / . - 144 с.

35. Павлов А.К. Адаптивно-развивающая педагогическая технология проблемно-модульного обучения учащихся в средней общеобразовательной школе//adaptivno-razvivayushaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-problemno-modulnogo-obucheniya-uchashihsya-v-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkole-nauchno-metodicheskaya-statya-po-pedagogike-2813978.html

36. Павлов А.К. Адаптивно-развивающий проблемно модульный урок как актуальная научно-практическая педагогическая проблема: Научно-методическое пособие по педагогике / https://znanio.ru/media/adaptivno-razvivayushij-problemno-modulnyj-urok-kak-aktualnaya-nauchno-prakticheskaya-pedagogicheskaya-problema-nauchno-metodicheskoe-posobie-po-pedagogike-2818341.html

37. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

38. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

39. Павлов А.К. Научно-методологические и научно-методические основы базовой инновационной адаптивной модели организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической технологии проблемно-модульного обучения в изучении общественных наук на примере истории // osnovy-bazovoj-innovacionnoj-adaptivnoj-modeli-organizacii-i-osushestvleniya-uchebno-poznavatelnogo-processa-v-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obuc- nauchnaya-statya-2790285.html

40. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

41. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

42. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

43. Павлов А.К. Общедидактический принцип проблемно-модульности в педагогической технологии проблемно-модульного обучения: Тенденции и перспективы развития

44. Павлов А.К. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по педагогической технологии проблемно-модульного обучения //

45. Павлов А.К. Педагогические особенности реализации универсальной базовой инновационной адаптивной модели проблемно-модульного обучения //https://znanio.ru/media/pedagogicheskie-osobennosti-realizacii-universalnoj-bazovoj-innovacionnoj-adaptivnoj-modeli-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodicheskaya-praktiko-orientirovannaya-statya- 2791142.html

46. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

47. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

48. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

49. Павлов А.К.  Педагогическая технология на уроках истории и обществознания средствами проблемного диалога: Из опыта работы //

50. Павлов А.К. Педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения и её творческий потенциал в преподавании общественных учебно-познавательных дисциплин в средней школе // https://znanio.ru/media/pedagogicheskaya-tehnologiya-razvivayushego-problemno-modulnogo-obucheniya-i-eyo-tvorcheskij-potencial-v-prepodavanii-obshestvennyh-uchebno-poznavatelnyh-disciplin-v-srednej-shkole-nauchno-metodicheskaya-statya-2809711.html

51. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

52. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

53. Павлов А.К. Применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в практической работе средней общеобразовательной школы //https://znanio.ru/media/primenenie-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-v-prakticheskoj-rabote-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoly-nauchno-metodicheskaya-statya-2798420.html

54. Павлов А.К. Проектно-творческая (Исследовательская) деятельность обучающихся как средство реализации педагогической технологии проблемно-модульного обучения // https://znanio.ru/media/proektno-tvorcheskaya-issledovatelskaya-deyatelnost-obuchayushihsya-kak-sredstvo-realizacii-pedagogicheskoj-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-nauchno-metodologicheskaya-metodicheskaya-statya-2785021.html

55. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

56. Павлов А.К. Теория и практика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология: Практико-ориентированная монография по педагогике /https://znanio.ru/media/teoriya-i-praktika-adaptivno-razvivayushego-problemno-modulnogo-obucheniya-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-praktiko-orientirovannaya-monografiya-po-pedagogike-2813977.html. – 211 с.

57. Павлов А.К. Технология адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения в современной педагогике средней общеобразовательной школы: общедидактический практико-ориентированный аспект: Научно-методическая практико-ориентированная разработка / https://fond21veka.ru/publication/19/41/470161/ Серия С №470161 21 января 2023г. – 34 с.

58. Павлов А.К. Элементы технологии проблемно-модульного обучения в педагогическом опыте // https://znanio.ru/media/elementy-tehnologii-problemno-modulnogo-obucheniya-v-pedagogicheskom-opyte- nauchno-metodicheskaya-statya-2790278.html

59. Павлов И.П. Избранные труды. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.

60. Павлов И.П. Полн. собр. трудов. – М.-Л., 1936. – Т. 2.

61. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

62. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1984. 344 с.

63. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.: Просвещение, 1987. – 223 с.

64. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.

65. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. – М., 1993.

66. Шаталов        В.Ф.  Точка         опоры.       Организационные основы экспериментальных исследований. М., 1990. 48 с.

67. Шаталов В.Ф. Учиться победно // Огонёк. 1981. - 28. С. 12 14.

68. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. – Вильнюс: Минвуз Лат. ССР, 1988. – 55 с.

69. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас: «Швиеса», 1989. 271 с.

70. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения //Сов. педагогика. – 1990. - № 1. – С.55 – 60.

71. Huczynski A. Enciclopedia of Management development Methode. England: Aldersnot, Hant, Published by Gower Publishing Company, 1983 – 339 р.

 

 

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

Павлов Александр Константинович, - генеральный директор

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации», то есть выработки обязательных, последовательных элементов действий,…

В связи с этим предъявляются новые требования к системе организации и проведения учебно-воспитательного процесса, предпринимаются попытки его «технологизации», то есть выработки обязательных, последовательных элементов действий,…

Из психологии взят рефлексивный метод

Из психологии взят рефлексивный метод

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с проблемным модулем

Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с определённой долей помощи) достигает конкретных целей учения в процессе работы с проблемным модулем

Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указания на объём знания, но и на уровень усвоения этого знания

Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указания на объём знания, но и на уровень усвоения этого знания

Педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает…

Педагог становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся; их взаимодействие с учебным материалом, друг с другом и с учителем строится как учебно-познавательное, в котором учитель выступает…

Рассмотрим указанные выше виды уроков

Рассмотрим указанные выше виды уроков

Наряду с уроками-лекциями на этом этапе применяются уроки самостоятельного познания

Наряду с уроками-лекциями на этом этапе применяются уроки самостоятельного познания

Заметим, что уроки индивидуальной проработки материала наиболее трудны для обучающихся, ведь здесь преобладает их самостоятельная деятельность, что требует индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, грамотного использования личностных…

Заметим, что уроки индивидуальной проработки материала наиболее трудны для обучающихся, ведь здесь преобладает их самостоятельная деятельность, что требует индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, грамотного использования личностных…

Применение элементов педагогической технологии проблемно-модульного обучения возможно в рамках одного урока

Применение элементов педагогической технологии проблемно-модульного обучения возможно в рамках одного урока

IV . Прочитайте материал о дыхательных рефлексах (с

IV . Прочитайте материал о дыхательных рефлексах (с

М.: Педагогика, 1977. – 254 с. 2

М.: Педагогика, 1977. – 254 с. 2

Павлов А.К. Теория и практика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология:

Павлов А.К. Теория и практика адаптивно-развивающего проблемно-модульного обучения как педагогическая технология:

Шаталов В.Ф. Точка опоры

Шаталов В.Ф. Точка опоры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2023