Учитель математики высшей квалификационной категории МКОУ СОШ №2
Лобанова Людмила Викторовна.
Проблемно ориентированный анализ проведения ВПР по математике.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.10.2017 №1025 «О проведении мониторинга качества образования», письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 17.01.2018 №05-11 «Всероссийские проверочные работы - 2018» во всех школах страны были проведены ВПР.
Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это комплексный проект в области оценки качества образования, направленный на развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации, мониторинг введения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, единых стандартизированных подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся.
Указанные цели достигаются за счет проведения ВПР в единое время по единым комплектам заданий, а также за счет использования единых для всей страны критериев оценивания.
Участие школы в ВПР 2018 году в 4 и 5 классах является обязательным. В 6 и 11 классах – по решению школы.
Цель Всероссийских проверочных работ (далее ВПР) – обеспечение единства
образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
ВПР не является государственной итоговой аттестацией. ВПР – это итоговые
контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предметам.
Таким образом, ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в т.ч. уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями, а также оценку личностных результатов обучения.
Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания соответствующего предмета в школе.
ВПР представляют собой контрольные работы, которые проводятся в общеобразовательных организациях по завершении обучения в каждом классе. Это итоговые контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов. Их организация предусматривает единое расписание, использование единых текстов заданий и единых критериев оценивания.
В апреле-мае 2018 года ВПР проводились для учащихся 4-х, 5-х, 6-х и 11 классов. ВПР являются самой массовой оценочной процедурой в системе образования: с момента их введения в 2015 году российские школьники написали более 33 миллионов проверочных работ. В 2018 году ВПР проводили более 40,5 тысяч школ из всех регионов России, участие в них приняли почти 5 миллионов школьников.
Около 3 тысяч школ вошли в перечень образовательных организаций, в которых по результатам статистического анализа выполнения Всероссийских проверочных работ (ВПР) 2018 года были выявлены признаки необъективности полученных результатов. Перечень таких образовательных организаций опубликован на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).
Комплексный анализ собранных данных ВПР проводится Рособрнадзором второй год подряд. В прошлом году анализ выявил свыше 3 тысяч школ с необъективными результатами. Почти 850 образовательных организаций показывают необъективные результаты ВПР на протяжении двух лет – в 2017 и в 2018 году.
«К этим школам будет пристальное внимание, и мы надеемся, что таких школ станет меньше в следующем году», - заявил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов на Байкальском образовательном форуме «Качество образования: диалог с обществом».
При анализе были отмечены образовательные организации, в которых результат выполнения ВПР оказался заметно выше среднего результата по региону. При этом школа не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов, и полученные результаты не подтверждаются высокими баллами ЕГЭ у выпускников. Также анализировались средние проценты выполнения каждого задания учащимися: если в школе простые задания делают хуже, чем в среднем по региону, а сложные лучше, то это может свидетельствовать, что школьникам помогали справиться с более сложными заданиями.
Что касается всероссийских проверочных работ в Новосибирской области, в этом году они прошли в 4 и 5 классах во всех школах. Четвероклассники из 935 школ выполняли работу по русскому языку, математике, окружающему миру, пятиклассники из 920 школ приняли участие в ВПР по русскому языку, математике, истории и биологии. В апробации ВПР в 6 классах приняли участие 891 школа (95%), в 11 классах – 504 школы (70%).
По сравнению с результатами 2017 года, результаты четвероклассников и пятиклассников в 2018 году оказались ниже. Доля четвероклассников, справившихся с ВПР по русскому языку, составила 93%, по математике – 97%, с окружающим миром – 99%. Доля пятиклассников, справившихся с ВПР по русскому языку, составила 81%, по математике –82%, по биологии – 96,5%, по истории – 92%.
По словам С. В. Федорчука, возможной причиной снижения результатов может являться планомерная работа по объективному проведению ВПР в регионе: «При проведении ВПР весной 2018 года были запланированы и реализованы мероприятия по обеспечению объективности – разъяснительная работа со специалистами муниципалитетов, с руководителями образовательных организаций. В 191 школу, где выявлены признаки необъективности результатов оценочных процедур 2017 года, направлены подготовленные наблюдатели из числа представителей министерства, специалисты муниципальных органов управления образованием, представители общественных организаций и родительской общественности. В школах, которые являются пунктами проведения основного государственного экзамена, было организовано видеонаблюдение».
Цель ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной
подготовки обучающихся класса в соответствии с требованиями ФГОС, определить меры по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных
и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности
универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными
понятиями.
Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.
Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное
самоопределение.
Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция,
саморегуляция.
Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение
необходимой информации; структурирование знаний; осознанное
и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.
Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ключевыми особенностями ВПР являются:
– соответствие ФГОС;
– соответствие отечественным традициям преподавания учебных предметов;
– учет национально-культурной и языковой специфики многонационального российского
общества;
– отбор для контроля наиболее значимых аспектов подготовки как с точки
зрения использования результатов обучения в повседневной жизни, так
и с точки зрения продолжения образования;
– использование ряда заданий из открытого банка Национальных
исследований качества образования (НИКО);
– использование только заданий открытого типа.
Структура варианта проверочной работы в 5 классе по математике:
Работа содержит 14 заданий.
В заданиях 1–5, 7, 8, 11, 12 (пункт 1), 13 необходимо записать только
ответ.
В задании 12 (пункт 2) нужно изобразить требуемые элементы рисунка.
В заданиях 6, 9, 10, 14 требуется записать решение и ответ.
В нашей школе, как и во всех, проводились ВПР, были сделаны анализы работ, выводы и мероприятия по совершенствованию умений и повышению
результативности работы:
1. Спланировала коррекционную работу по устранению выявленных пробелов: организовывала сопутствующее повторение на уроках, использовала индивидуальные тренировочные упражнения для слабоуспевающих учащихся;
2. С целью совершенствования вычислительных навыков различных арифметических действий использовала тренинговые задания для формирования устойчивых навыков решения заданий;
3. Повторно рассмотрела алгоритм деления многозначного числа на многозначное;
4. Совершенствовала умения находить процент от числа, число по его проценту;
Усиливала работы по формированию УУД применять изученные понятия,
результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин;
5. Глубокое и тщательное изучение трудных для понимания учащихся тем математики;
6. Вела работу с одарёнными детьми – решение задач повышенной трудности, где требуется проводить логические обоснования, доказательство математических утверждений находить процентное отношение двух чисел; находить процентное снижение или процентное повышение величины;
7. Своевременно информировала родителей о результатах ВПР, текущих
образовательных достижениях учащихся.
Общие рекомендации:
1. Проводить текущий и промежуточный контроль УУД учащихся с целью
определения «проблемных» моментов, корректировки знаний учащихся.
2. Систематизировать работу по подготовке учащихся к ВПР с целью повышения качества их выполнения (подтверждения текущей успеваемостью учащихся).
3. Проводить индивидуальные и групповые консультации по подготовке к ВПР
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.