Мастер-класс«Методы и приемы проблемного обучения»
Выполнил - Содиков Акбар Усманович
преподаватель Улугнарского
СХП колледжа Андижанской
области
Схема проблемного обучения
Учитель создает проблемную ситуацию, дает информацию, оказывает помощь.
Ученики осознают неизвестное, анализируют, организуют поиск решения (самостоятельно или с помощью учителя), находят выход.
Открывают новые знания.
Схема приема проблемного изложения знаний
Актуализация знаний
Постановка проблемы
Открытие детьми новых знаний
Первичное закрепление
Самостоятельная работа
Контроль и самоконтроль
Приемы создания проблемных ситуаций
«Подводящий диалог»: вспомни, выполни, раздели на группы, сравни, проанализируй, сделай вывод.
Ситуация с «затруднением»: противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учениками и невозможностью это сделать без сегодняшнего материала.
Мотивирующее пятно: «яркое пятно», интригующий материал в начале урока.
Применение полученных знаний в новой ситуации.
Столкновение разных точек зрения по одному вопросу.
Задачи
с недостаточными данными (восстанови определение, словообразовательную цепочку);
с избыточными данными (найди лишнее, подчеркни то, что относится к ..);
с заведомыми ошибками;
с ограничением во времени решения.
«Подводящий диалог»
Из данных слов выберите
профессионализмы и историзмы.
Мольберт, поветь, карета, вёдро, колорит, барин, лакей, палитра, бадог, сюртук, баской, оттенок, ботфорты, фон.
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но, как извечная трава,
Все ж пробиваются сквозь плиты.
Диалектные слова.
«Мотивирующее пятно»
Говорок наш вятский особенный: веселый, озорной.
В нем слова неожиданные, непохожие на другие – емкие, точные по смыслу и сути. Блеснут они внезапно, словно солнечный зайчик, отраженный от маленького зеркальца, сразу потеплеет на душе – и невольно улыбнешься: «Лико, девка-то эка вертиголова; лешак её в лесное болотцо заволок, дак она оттоль пулёй вымчала; видать, тамотка впотаях водяной её за голу пятку ушшыпнул».
Из книги Т.Копаневой
Столкновение разных точек зрения
Диалектизмы - это факты современного языка, находящиеся на его периферии.
Диалектизмы -это факты, ушедшие за границы языка
и, следовательно, выпавшие из его лексической системы.
Какое место занимают среди других групп слов диалектизмы?
Востребованы ли они в наше время?
Из школьного словаря диалектных слов
Дековаться – издеваться.
Хармовать –пренебрегать.
Загатно – много.
Вдвоеньку(-о) - вдвойне.
Сапоги наголец – без носка.
Рёлка – сухое место.
Переже меня – вперед меня.
Наускоре – в спешке.
Из школьного словаря диалектных слов
Испотачить – избаловать.
Сомустить – соблазнить, уговорить.
Ходко (ср.ст.-ходчее) – быстро.
Имям – им (Д.п).
Баралужина – лужа.
Гамазом – гурьбой.
Крыльца – лопатки, плечи.
Ссёт –сосёт.
Алябыш – маленький хлебец.
Дайте толкование словам
Гряздок
Губница
Жаравиха
Махлаки
Вареник
Комок
Грудки
Ошурки
Шаньги
Луковица с пером
Грибовница
Клюква
Морошка
Топленое молоко
Топленая сметана
Творог
Вытопленное сало
Ватрушки
Переведите предложения на современный русский язык.
Коровенников лонись за поскотиной много было, а ноне одни волбеницы растут.
В тюрик симянки-то насыпли, дак и жолубим дорогой-то.
Если не наускоре, да всем гамазом, дак за уповод сыспотя все и сделаем.
Дайте толкование словам
Палыснуть
Паут
Потка
Измаракаться
Разболокаться
Обабок
Гаркать
Баской
Вёдро
Птица
Сморщить лицо
Красивый
Звать
Овод
Ясная погода
Раздеваться
Подберезовик
Хлестнуть
Рассмотри таблицу, сделай выводы
Слова | Ученики | Родители |
Палыснуть | 2 | 8 |
Дайте толкование словам
Ада
Балесить
Бздануть
Вышовырять
Зеять
Изопреть
Крысать
Стювать
Пойдем
Разговаривать
Плеснуть
Достать
Сверкать, блестеть
Изгнить
Царапать
Успокаивать
Столкновение разных точек зрения
Диалектизмы - это факты современного языка, находящимися на его периферии.
Диалектизмы -это факты, ушедшие за границы языка
и, следовательно, выпавшие из его лексической системы.
Какое место занимают среди других групп слов диалектизмы?
Востребованы ли они в наше время?
Вывод: Изучение диалектных слов – изучение истории и языка родного края.
«…что было выражено словом, то было и в жизни, чего не было в жизни, для того не было и слова. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа».
Языковед 19 века И.И. Срезневский
Пример творческого задания.Рассказ с использованием диалектных слов.
- Гли-ко, Матвеевна, вёдро-то какое установилось.
- Да, баская погода. Лонись в эко-то время уж в обутках-то резиновых ходили.
- Солнышко сколь ятно светит, ветерок несиверной, теплый. Лопоть-то сколь быстро сохнет.
- Ты все стираешь. А нивину-то с огородца убрала ли? Назёму-то привез ли сын-то?
- Даве сноха приходила, дак помогла, все убрали, лычей скотине унесла. А назьму и весной привезём. Охота шанёг из свежей-то картошки испекчи. Внук-от шибко любит их.
- Надо, надо. Он, ишь, просужой какой у тебя парнишко, наведывает, помогает чо-нибудь.
- Ну, пошла я. Опосле приходи кино-то глядеть.
Дак уж приду. Мой-то телевизор не кажет вторую программу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.