Проблемы непрерывного образования
Оценка 4.9

Проблемы непрерывного образования

Оценка 4.9
Лекции +2
docx
другое
Взрослым
25.11.2020
Проблемы непрерывного образования
Эта статья является результатом аналитического изучения теоретических материалов , предложенных автору на дистанционных курсах повышения квалификации. В ней автор раскрывает выявленные проблемы непрерывного образования.
Проблемы непрерывного образования.docx

Проблемы непрерывного образования

 

    Непрерывное образование (англ. lifelong learning) — это процесс

роста образовательного (общего и профессионального) потенциала

личности в течение всей жизни на основе  использования системы         государственных и общественных институтов и в соответствии с потребностями личности и общества,  обеспечивающих максимальное развитие способностей человека. Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека как субъекта деятельности и общения на всем протяжении его жизни. Целью непрерывного образования является развитие личности как в различные периоды ее жизни: созревания, расцвета, стабилизации жизненных сил и способностей, так и в периоды инволюции организма, когда на первый план выдвигается задача компенсации утрачиваемых функций и возможностей

Первоначально непрерывное образование связывалось с обучением взрослых людей и трактовалось как компенсаторное: оно устраняло недостатки образования или давало возможность освоить нечто новое, чего не было в период их обучения. Эту роль непрерывное образование не утратило и сейчас. Как и прежде, существуют формы обучения (заочное, вечернее, дистанционное), которые позволяют получить высшее профессиональное образование людям работающим. Идея заочного обучения («по почте») пришла в голову англичанам более 100 лет назад, когда заселявшим отдаленные владения подданным Британской короны была предоставлена возможность получить образование. Позднее такую форму по достоинству оценили жители провинциальных городков, удаленных от крупных центров. В Советском Союзе заочное и вечернее обучение позволило быстро вывести страну на уровень полного среднего образования, а затем частично решить проблему высшего образования для жителей сельской местности и отдаленных районов. Позже приоритетным стало повышение квалификации специалистов в тех областях, где знания особенно стремительно обновлялись. Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации. Менялось не только содержание образования для взрослых, но и его формы. В середине 1960-х гг. некоторые американские инженерные колледжи начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов работникам ближайших корпораций. Эти программы оказались настолько успешными, что стали прецедентом «распространения высококачественного образования» для студентов из разных городов. Появилась возможность передачи телевизионных курсов через спутники по всей территории США, в Европу, Австралию, Китай. Началась эра дистанционного образования.

В 1970-х гг. возникла идея непрерывного образования для каждого, независимо от возраста и профессии. Изменилась цель образования: не компенсаторное,  не повышение квалификации, а дающее человеку возможность приспособиться к жизни в постоянно меняющихся условиях. Лозунг «образование на всю жизнь» заменяется новым — «образование через всю жизнь».

Сегодня непрерывное образование трактуется как единая система государственных и общественных образовательных учреждений, которая обеспечивает организационное, содержательное единство и преемственность всех уровней образования. Решение задач воспитания и обучения, политехнической и профессиональной подготовки человека должно, с одной стороны, учитывать актуальные и перспективные общественные потребности, с другой стороны — удовлетворять стремление человека к самообразованию, всестороннему и гармоничному развитию на протяжении всей жизни.

Непрерывное образование сегодня характеризуется рядом признаков.

    Во-первых, оно охватывает весь процесс жизни человека. По данным мировых источников, только 4% трудоспособного населения планеты трудится по первоначально приобретенной профессии.

   Во-вторых, обучение не ограничено местожительством. Современная система дистанционного образования позволяет учиться независимо от того, где проживает человек.

    В-третьих, непрерывное образование предполагает наличие системы открытого образования — новой модели образования, исходящей из открытости мира, процессов познания и образования человека.

   В-четвертых, в непрерывном образовании реализуется принцип самообразования, согласно которому ученик реально является субъектом учебного процесса.  Широкий доступ к образовательным ресурсам (интернет, электронные издания, статьи, вебинары и т.п.) позволяют обучающимся самостоятельно получать определенные профессиональные знания. Поэтому традиционная форма обучения становится не актуальной

       Однако, очевидно, что на современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. На первый план выходит проблема обеспечения преемственности образовательных программ разных уровней. Необходимо четко понимать какие качества обучающегося (качественная характеристика) и какой уровень знаний (количественная характеристика) необходимы для перехода с текущего на следующий уровень и т. д.

       Одной  из  актуальных проблем непрерывного образования является еще и то, что повышенные требования в профессиональной деятельности предъявляются не только к обучающимся,  как к потребителям образовательных услуг, но и к преподавателям системы среднего,  профессионального и высшего образования как к специалистам, реализующим эти услуги.

      Для государства и общества непрерывное образование становится ведущей сферой социальной политики по обеспечению благоприятных условий общего и профессионального развития человека, механизмом воспроизводства профессионального и культурного потенциала, условием развития общественного производства. То есть, каждому человеку необходимо «непрерывно» обучаться и развиваться на протяжении всей жизни для сохранения и повышения своей конкурентоспособности, для раскрытия собственного потенциала и постоянного роста как личности.
    Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой, когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о высшем образовании, становится важным условием жизнеобеспечения, социальной адаптации личности. Это еще одно серьезное препятствие на пути становления непрерывного образования как принципа жизни современного человека. И для преодоления его необходимо изменить понимание конкурентоспособности,  перенаправить его в сторону «развития с целью развития».
     Постоянная актуализация знаний, полученных в результате образования, вызвана потребностью решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи. А возникновение различных форм организованного послевузовского образования, например, такого социального института, как повышение квалификации (частично роль «второй школы» взяли на себя средства массовой информации, прежде всего Интернет), различные виды и способы неформального параллельного образования и самообразования призваны в определенной мере лишь компенсировать недостатки сложившейся ситуации. Сегодня ситуация усугубляется также неумением обеспечить целостность и актуальность образовательных программ. Состав дисциплин в рамках той или иной специальности, последовательность их освоения и, главное, содержательная часть часто далеки от тех требований к специалистам, которые выдвигаются сегодня на рынке труда. Это вызвано отсутствием необходимой материальной базы вузов, нежеланием педагогов «старой школы» развиваться и корректировать образовательные программы дисциплин, опираясь на новые достижения и тенденции мировой науки..   Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы:

1.     Непрерывное образование — проблема, вызванная к жизни современным научно-техническим развитием мира;

2.     непрерывное образование является основной педагогической проблемой современного этапа мирового развития;

3.     Сущность непрерывного образования следует понимать как пожизненный процесс, цель которого — всестороннее развитие человека, его биологического, социального и духовного потенциала, но прежде всего постоянное профессиональное самообразование, вызванное необходимостью обновлять устаревающие знания и умения, полученные во время обучения.

4.     То есть, непрерывное образование как своеобразный ответ на технологический прогресс, поставивший труд человека в состояние функциональной безграмотности, должно стать сегодня новым способом образовательной деятельности, обеспечивающим опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, но опирающихся на социокультурную сферу.


 


 

Проблемы непрерывного образования

Проблемы непрерывного образования

Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации

Появились курсы, факультеты и институты повышения квалификации

Во-вторых, обучение не ограничено местожительством

Во-вторых, обучение не ограничено местожительством

Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой , когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о…

Конечно, такая форма мышления это результат искажения ценностных ориентаций, следствие разрыва между образованием и культурой , когда получение любой ценой высшего образования, точнее диплома о…

Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы: 1

Рассмотренные проблемы и сущность непрерывного образования позволили сделать следующие выводы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.11.2020