Проблемы совместного досуга родителей и дошкольника

  • docx
  • 14.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала problemy_sovmestnogo_dosuga_roditeley_i_doshkolnika.docx

Проблемы совместного досуга родителей и дошкольника

 

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Цицерон

 

       Досуг это - совокупность  видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время  и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением,  играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом. 

 

В данной статье хочу рассказать вам о довольно острой проблеме совместного досуга родителей и ребенка дошкольного возраста. 

Традиционно в дошкольной педагогике досуг рассматривался как развлечение ребенка взрослым. Но это не совсем верное суждение. Досуг – это  неотъемлемая составляющая часть жизни человека. Свободное, незанятое, время. Это часть внерабочего времени, которая остается у человека (ребенка, в данном случае), после исполнения всех обязанностей и потребностей, таких как прогулка на свежем воздухе, обед, занятия в кружках и т.д.

 

В нынешнее время мы живем в сумасшедшем ритме, как взрослые, так и дети, и зачастую времени на досуговые различения у нас нет. Родители работают и на работе и дома, удаленно, дети посещают разные секции и кружки. Так же случается, что на организацию досуга просто нет средств. 

 

В век высоких технологий и интернета многие родители пренебрегают общением с ребенком. Часто слышаться фразы «Ты большой, иди поиграй сам», « Посмотри мультики, я устал» , « Возьми телефон, я готовлю, работаю» и т.д. Все это разрушает так необходимую ребенку детско-родительскую связь и отношения.  Дошкольник  все чаще начинает сидеть в интернете, мало общаться как со сверстниками, так и с родителями.  У ребенка формируется стойкое понятие, что родителя заняты и их не надо тревожить, отвлекать. И все проблемы он решает сам, так же как и ищет ответы на вопросы в интернете, которые могли дать родители.  Ведь проблемы у ребенка могут быть совершенно разные от сломанной игрушки, вплоть до травли в садике или школе. Ведь все это нарастает большим комом с самого детства и зачастую приводит к серьёзным проблемам в школьном и старшем возрастах.

 

Ребенок с самого рождения развивается и воспитывается в семье. Семья является первой социальной ячейкой, в которой ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому каждый из родителей должен с самого начала воспитания, давать своему ребенку то тепло и заботу, которые в дальнейшем бы оказала на него только лишь положительные качества. Каждая семья, а точнее оба родителя должны научиться правильно, организовать свой семейный досуг.

Семейный досуг - это время провождение, когда вся семья не просто собирается вместе, а все члены семьи активно участвуют в каком-либо действии. Целью семейного досуга является правильно организованное всестороннее развитие ребенка. Организованный семейный досуг, выполняет такие функции как:

Ø  оздоровительную - поддерживает физическое и духовное здоровье ребенка;

Ø  воспитательную - социализация подрастающего поколения, поддержание культурных ценностей общества;

Ø  духовную - развивает личность, духовно взаимообогащает, поддерживает дружеские отношения в семье;

Ø  творческую - развивает творческие взгляды на мир, подход ко всему с более интересной стороны;

Ø  трудовую - учит ребенка правильно трудится, готовит для дальнейшего достижения своих целей;

Ø  хозяйственно-бытовую - приручает к оказанию помощи своим родителям;

Ø  помощь восстановления семьи, восстановление и поддержание здоровье всех его членов, удовлетворение различных духовных потребностей.

 

Большинство детей дошкольного возраста не понимают значения слова досуг, и как он может способствовать их дальнейшему развитию. Все действия ребенка будут ориентированы на интересы родителей. Родители в свою очередь должны прислушиваться к тому, что говорит их ребенок. Если они будут учитывать лишь свои интересы, и не будут прислушиваться к ребенку, то в дальнейшем могут стать для него врагом. Многие говорят, что эти слова являются первым правилом в воспитании детей. Для того что бы ребенок всегда чувствовал привязанность и любовь родителей, им необходимо хотя бы один или два часа проводить вместе с детьми.

 

Для полноценного развития ребенка родители должны использовать различные интересные виды досуга в семье. Это поможет им понять своего ребенка и сблизиться с ним. В современном обществе досуг претерпел существенные изменения, как и по видам самого досуга, так и по содержанию.

Среди совместных форм досуга выделяют:

Ø  совместные прогулки - всегда доставляют удовольствия всем членам семьи, а особенно детям;

Ø  просмотр увлекательных передач, мультфильмов и д.т. - совместный просмотр и одновременно разговор с родителями во время просмотра, показывают, что родителям интересно мнение ребенка;

Ø  поход в кинотеатр, театр и на различные экскурсии - запомнится ребенку надолго, так как он одновременно учится вести себя воспитанно, и получать при этом удовольствие от просмотра чего-либо;

Ø  поездка на рыбалку или просто в лес за сбором грибов, ягод - заинтересовывают детей своей исключительностью, потому что это происходит редко, это возможность совместного семейного отдыха;

Ø  знакомство с новыми играми, когда одновременно идет умственное развитие, ребенок учится слушать своего рассказчика и доверять ему.

 

Было установлено, что когда дети играют со своими родителями, слушают музыку, смотрят телевизор, они проникаются чувством семейности и любви, чувствуют что они не одни, что с ними всегда кто-то рядом, что это положительно влияет на укрепление семейных отношений. 

 

 

Литература:

  1. Организация культурно - досуговой деятельности: учебник для студ. Учреждений высш, проф. образования/ И.М. Асанова, С.О. Дерябина, В.В. Игнатьева. - 2-ое изд., испр. и доп. - M.: Издательский центр «Академия». 2012.
  2. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности //Автореф. дисс. д-ра пед. наук. - M., 2005.
  3. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. -M.: Издательство МГУК, 2001.
  4. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века: Педагогика / Общая педагогика. Крулехт М.В., (издательство "Зебра") (Ульяновск), 2016.