Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте
Оценка 4.8

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
классное руководство
Взрослым
21.01.2018
Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте
Одна из актуальных проблем современного общества - формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.Одна из ведущих ключевых компетенций – социальная. Это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.
социальные компетенции.docx
Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте Одна из актуальных проблем современного общества ­ формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Мир наших детей не похож на мир предыдущих поколений. Будущее во многом   зависит   от   их   способности   понимать   и   воспринимать   новые концепции,   делать   правильный   выбор,   а   также   учиться   и   уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В   толковом   словаре   русского   языка   понятие   «компетентный» трактуется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой­либо области человек, обладающий компетенцией, т.е. правами и полномочиями. Термин «социальный»   понимается   как   общественный,   связанный   с   жизнью   и отношениями   людей   в   обществе.   Таким   образом,   лингвистически   понятие «социальная   компетентность»   определяется   как   знания   и   способности   в области общественных отношений. Одна из ведущих ключевых компетенций – социальная. Это способность личности понимать, принимать и выполнять различные социальные нормы и правила, играть разные социальные роли.  Раньше,   социальную   компетентность   воспитывали   наши   бабушки   и дедушки, читая книги.  Через художественные произведения дети понимали, что такое хорошо, а что плохо. В этих сказках столько доброго, хорошего. Столько   любви   и   заботы   к   своему   ближнему,   чего   нет   в   современных компьютерных играх. Как нужно вести себя с людьми и в обществе. А сейчас многие дети совсем ничего не знают и не умеют, грубят взрослым, ругаются, дерутся.  А   ведь   сейчас   их  «воспитывают»  средства   массовой   информации (компьютеры, телевизоры, сотовые телефоны)!  Проблема   формирования   социальной   компетенции   является   очень актуальной в младшем школьном возрасте. Современное общество сегодня ставит   перед   нами   задачу   воспитания   активного,   творческого   человека, умеющего   адаптироваться   в   быстроменяющемся   социуме   и   владеющего универсальными   способами   действия.   Запрос   на   решение   этой   задачи появляется   и в  Федеральных  государственных  образовательных  стандартах нового   поколения,   где   значительное   место   уделено   социальной компетентности,   которая   определяется   как   готовность   и   способность человека к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, синтез адаптированности и социальной мобильности. В   ФГОС   НОО   прописаны   требования   к   формированию   социальной компетенции, которые находят отражение в личностных результатах:  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том   числе   в   информационной   деятельности,   на   основе   представлений   о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  ­ развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;  И метапредметных результатах:  ­   готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог;   готовность   признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  ­ определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный   контроль   в   совместной   деятельности,   адекватно   оценивать собственное поведение и поведение окружающих;   ­   готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учета интересов сторон и сотрудничества. Таким   образом,   следует   отметить,   значительную   роль   в   развитии ребенка играет школа. Важно, чтобы именно здесь сложился психологически необходимый ребенку институт, где он мог бы разносторонне развиваться, учился бы открыто выражать свои мысли и чувства. С   поступлением   в   школу   ребенок   проходит   несколько   социальных ситуаций развития. Если до школы центром социальной ситуации развития ребенка были родители, то для школьника начальной школы (7­10 лет) таким центром становится учитель. Роль взрослого почти не меняется, но учитель становится   авторитетнее   родителей.   Учащиеся   усваивают   элементарные правила   делового   общения.   Навыки   межличностного   общения   у   младших школьников,   как   правило,   развиты   недостаточно.   Есть   дети   с   пониженной социальной   активностью,   склонные   к   одиночеству,   ­   они   любят   читать, собирать   марки   и   т.д.   Часть   детей   в   своих   отношениях   со   сверстниками используют не слишком удачные социальные стратегии. Ученикам начальных классов   свойственны   четыре   типа   подобного   поведения:   подлиза,   клоун, псевдовзрослый и хулиган. Учителя   и   ученики   должны   совместно   идти   к   усвоению   знаний. Наиболее эффективно это позволяет сделать диалог. Он позволяет ученикам быть   активными   добытчиками   знаний,   а   не   просто   потребителями.   Кроме того, эта форма коммуникации побуждает школьников отстаивать свою точку зрения по проблеме, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога. Младшим   школьникам   очень   нравится   перевоплощаться.   Поэтому   в обучении   незаменимы   такие   методы,   как   сюжетно­ролевая   игра   и драматизация, которые служат основой формирования диалоговых отношений на уроке. Способность  самостоятельно мыслить, добывать  и применять   знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в группах – все эти умения формируются через организацию   проектной   деятельности.   Это   одна   из   альтернативных   форм ведения   образовательного   процесса,   которая   также   формирует   умение работать в коллективе, воспитывает чувство ответственности за принимаемое решение.   А   ответственность   является   основой   для   развития   социальной компетентности.   Одной   из   основ   успешности   формирования   социальной компетентности является дифференциация образовательного процесса, т. е. учёт   индивидуальных   особенностей   учащихся.   Оценивая   ребёнка,   нужно сравнивать   его   не   с   другими   детьми,   а   прежде   всего   с   ним   самим «вчерашним». Реализация дифференцированного подхода осуществляется при такой организации работы, где учащийся сам определяет себе объём и степень трудности задания. В результате положительные эмоции внушают уверенность в   своих   силах,   мотивируют   на   выполнение   нового   задания,   происходит осознание   уровня   своих   знаний   и   умений,   понимание   необходимости совершенствования своего образовательного уровня.   динамической   паузы, Важнейшей проблемой социализации современного обучения является сохранение   здоровья   учащихся.   Непременным   условием   каждого   урока является   наличие   физкультурной   паузы,   где   проводятся   упражнения   на тренировку разных групп мышц, профилактика нарушений зрения. С целью укрепления здоровья проводятся также следующие мероприятия: проведение подвижных   игр   на   переменах,   организация обязательного   питания,   посещение   фитобара,   тренажёрного   зала,   беседы   о здоровом образе жизни, участие в спортивных соревнованиях. Практически во всех   образовательных   учреждениях   спортивные   игры   включены   в   учебные программы. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе. Соревновательное   противоборство   в   игре   происходит   по   установленным правилам   с   использованием   присущих   только   конкретной   игре соревновательных   действий   —   приемов   игры   (техники).   Поэтому   при проведении   уроков   физической   культуры   учащиеся   наиболее   включены   в занятия при организации и проведении спортивных игр, изучении их правил. Практика   показывает,   что   игра   —   это   сильнейшее   средство   социализации учащихся.   Принимая   установки   учителя   на   игру   как   более   опытного   и знающего человека, дети прислушиваются к словам старших, не отвергают их мнение и советы. Желание лучше проявить себя в игре мотивирует учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они переносят и в другие виды деятельности. В неформальном общении младшие школьники передают эти   умения   друг   другу.   В   игре   постоянно   происходит   моделирование ситуации,   когда   при   ограниченном   времени   и   постоянно   изменяющихся условиях возникает необходимость оценить ситуацию, выбрать необходимое Вырабатывается   психологическая   стойкость: действие.   умение контролировать   свои   эмоции,   выслушивать   и   правильно   воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес. Внеурочная   деятельность   –   неотъемлемая   часть   работы   по формированию   социальной   компетенции   личности   младшего   школьника. Следует   отметить   такие     формы деятельности   как   посещение   кружков   и секций   по   интересам,   проведение   экскурсий,   проведение   классных   часов, организация   праздников,   посещение   факультативных   занятий,   участие   в проектной   деятельности,   посещение   школьной   и   городской   библиотек, участие   в   предметных   олимпиадах,   участие   в   конкурсах   на   различных уровнях,   организация   классного   самоуправления,   профориентационная работа, участие в акциях милосердия. Всю,   полученную   в   школе,   информацию   ребёнок   обязательно «пропускает через призму» взаимоотношений в семье. Поэтому обязательным условием   положительного   результата   по   формированию   социальной компетенции является систематическое взаимодействие, а не одностороннее предъявление   претензий   и   замечаний.   При   проведении   родительских собраний,     индивидуальных   беседах,   родительских   чтениях   необходимо рассказывать о возрастных особенностях учащихся, адаптационных моментах на разных этапах обучения, о возможных трудностях и путях их преодоления, об   организационных,  режимных   моментах   и   т.  д.  Использовать   различного рода   диагностику   (анкеты,   тесты).   Родители,   в   свою   очередь,   должны помогать   в  подготовке   и   проведении   праздников,  походов,   организовывать экскурсии, профориентационные беседы с детьми.  Развитие   социальных   компетенций   ­   процесс,   который   «не заканчивается однажды по причине их окончательной сформированности, он не   прерывается   в   течение   всей   жизни   человека,   так   как   в   сферу   его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению». Поэтому в процессе обучения используются следующие методические средства:   мотивация   учебной   деятельности,   создание   ситуации   успеха, создание   обстановки,   вызывающей   положительные   эмоции,   организация положительных эмоций в общении «учитель ­ ученик ­ учитель», организация самоанализа. Работу по формированию социальной компетенции необходимо вести в сотрудничестве с социально ­ психологической службой школы. Совместно с психологом   и   социальным   педагогом   проводить   индивидуальные   беседы   с детьми и родителями, диагностику, родительские собрания. В начале каждого учебного года составляется социальный паспорт класса. Формирование   социальной   компетентности   ученика   требует постоянного самосовершенствования и социализации учителя.  Способы реализации профессиональной позиции: ­ участие в конкурсах профессионального мастерства на разных уровнях; ­ открытые уроки; ­ участие в разработке критериев оценки деятельности учителей; ­ выступление на методическом объединении учителей начальных классов; ­ выступление на методическом объединении классных руководителей; ­ выступление на педагогическом Совете; ­ организация и пополнение странички на школьном сайте; ­ участие в издательстве школьных печатных сборников; ­ использование в образовательном процессе компьютерных технологий; ­ взаимодействие с родителями. Работа  в  направлении  социализации  личности  младшего  школьника   в перспективе обеспечит благоприятное прохождение адаптационного периода при   переходе   учащихся   начальных   классов   в   среднее   звено,   успешность   и возможность самореализации в дальнейшем периоде обучения.

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте

Проблемы формирования социальных компетенций в младшем школьном возрасте
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018