Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
физическая культура +1
Взрослым
15.01.2017
Целью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального района. В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Оценить состояние развития спорта в современной сельской школе.
2. Определить перспективные направления развития спортивной работы в сельской школе.
3.Провести анализ состояния материально-технической базы сельской школыЦелью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального района.
Торопова О.А..docx
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной
деятельности в современной сельской школе.
Торопова Ольга Анатольевна, учитель физической культуры высшей
категории МКОУ Заречной СОШ, руководитель РМО учителей
физической культуры Заволжского муниципального района, E
mail:olga1972toropova@bk.ru
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в
Российской Федерации на 2006–2015 годы» так определяет роль спорта в
современном обществе: «…Роль спорта становится не только все более
заметным социальным, но и политическим фактором в современном мире.
Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой,
состояние здоровья населения и успехи на международных состязаниях
являются бесспорным оказательством жизнеспособности и духовной силы
любой нации, а также ее военной и политической мощи. Однако в последнее
десятилетие изза недостатка финансовых ресурсов и внимания со стороны
государства этот некогда колоссальный потенциал во многом был утерян».
Одним из основных программных мероприятий, связанных с развитием
массового спорта является развитие физической культуры и спорта в
образовательных учреждениях [2]. Из основных направлений модернизации
системы физического воспитания, определенных в Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020
года, являются [3]:
• модернизация физического воспитания и развитие спорта в
образовательных учреждениях;
• совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий
для всех категорий обучающихся.
Целью моего исследования стала оценка состояния спортивной работы в
сельских общеобразовательных организациях Заволжского муниципального
района. В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Оценить состояние развития спорта в современной сельской школе. 2. Определить перспективные направления развития спортивной работы в
сельской школе.
3.Провести анализ состояния материальнотехнической базы сельской школы
В последние годы в Заволжском муниципальном районе сформирована
система спортивных мероприятий для обучающихся общеобразовательных
организаций, основу которой составляют мероприятия, проводимые
Департаментом спорта и туризма Ивановской области, Департаментом
образования Ивановской области, отделом образования Заволжского
муниципального района, отделом по вопросам культуры и спорта
Заволжского муниципального района, МАУ ДЮСШ города Заволжска (см.
табл.).
Школьный
уровень
Муниципальны
й уровень
Региональный
уровень
ноябрь
Гимнастика Олимпиада
Период
учебног
о года
сентябр
ь
Раздел
программы
по
физической
культуре
Легкая
атлетика
октябрь Спортивные
игры
декабрь Баскетбол
Лыжная
подготовка
январь
волейбо
л
февраль Лыжная
подготовка,
волейбол
Волейбол,
баскетбол
Волейбол,
март
апрель
кросс, прием
нормативов
ВФСК ГТО,
пробег
Проект
«Мини
футбол в
школу»
по ФК, прием
нормативов
ВФСК ГТО
Проект
«КЭС
баскет»
Лыжные
гонки
Волейбол
кросс, легкая
атлетика,
прием
нормативов
ВФСК ГТО
Проект «Мини
футбол в
школу»
Олимпиада по
ФК,
прием
нормативов
ВФСК ГТО
Проект «КЭС
баскет»
легкая атлетика
Проект «Мини
футбол в школу»
Настольный
теннис
Проект «Мини
футбол в школу»
Проект «КЭС
баскет»
Проект «КЭС
баскет»
Волейбол,
лыжные гонки
Лыжные гонки
Баскетбол
Баскетбол
Волейбол
Легкоатлетич Легкоатлетичес Легкоатлетическо май
баскетбол,
прием
нормативов
ВФСК ГТО
Легкая
атлетика ,
русская
лапта
еское
многоборье,
президентски
е состязания
Фестиваль
ВФСК ГТО,
лапта
кое
многоборье,
президентские
состязания
Фестиваль
ВФСК ГТО,
эстафета
е многоборье,
президентские
состязания
Фестиваль ВФСК
ГТО
Все перечисленные спортивные мероприятия позволяют участвовать в них
командам как городских, так и сельских школ, а в отдельных спортивных
мероприятиях (эстафетные пробеги, «Шиповка юных», «Президентские
состязания», «Президентские спортивные игры») сельские школьные команды
выступают в отдельной группе, что существенно повышает возможности
сельских команд успешно выступить и повысить мотивацию у школьников к
участию в данных соревнованиях [1].
Еще одним позитивным моментом сформированной системы
соревновательной деятельности является возможность сочетания ее с
учебной и внеучебной работой по физическому воспитанию, проводимой в
общеобразовательной школе [4]. То есть возможность планирования
школьных соревнований по окончании соответствующего раздела программы
по физическому воспитанию с дальнейшим участием школьных команд в
районных и областных соревнованиях (см. табл.).
Параллельно с проведением спортивных соревнований в районе активно
развивается творческое направление в спорте. Так, на сегодня стали
популярными всероссийские конкурсы, проведение которых начинается со
школьного и муниципального этапов и дает возможность
привлечь к спорту учащихся с невысокими спортивными достижениями:
• Всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»
• Всероссийский конкурс на лучшее общеобразовательное учреждение,
развивающее физическую культуру и спорт,
• Фестивали ВФСК ГТО
Для анализа состояния спортивной деятельности в сельских школах мною
было проведено исследование в 2015–2016 учебном году в Заволжском
муниципальном районе. На 1 сентября 2015 года в нашем районе насчитывалось 6 сельских общеобразовательных школ с общим количеством
более 350 учащихся.
Показателями оценки состояния спортивной работы в сельской школе стали:
1. Количество школьных соревнований и число участников в них.
2. Количество спортивных секций и занимающихся в них.
3. Число соревнований районного уровня и участников в них.
4. Участие школьных команд в областных соревнованиях.
5. Уровень мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
По первому показателю можно отметить, что количество школьных
соревнований в сельских школах Заволжского района достаточно велико (1–3
соревнования в четверть). В течение учебного года соревнования проводятся
для всех возрастных групп учащихся по35 видам спорта с охватом до 50–
60% учащихся школы.
Количество спортивных секций также достаточно для сельских школ и
составляет 3–5 секций по наиболее популярным видам спорта, которые
традиционны для сельской местности (баскетбол, легкая атлетика, волейбол и
др.), с охватом 20–50% учащихся школы. По третьему показателю можно
отметить, что состояние удовлетворительное. Проводится значительное
количество соревнований для сельских школьников – 7–8 в год. Участвуют в
них от 10 до 35% учащихся школ. Существуют и проблемы:
• в соревнованиях для сельских школьников предполагается участие в
основном только учащихся старших классов;
• нет четкого календаря соревнований на учебный год;
• организация соревнований оставляет желать лучшего (низкое качество
судейства, отсутствие торжественности, отчетности и др.);
• соревнования всегда проводятся в районном центре, и учащихся некоторых
школ не могут добраться к месту соревнований ввиду отсутствия транспорта,
а также понятия командирования команд (все расходы за счет детей).
Четвертый показатель – участие в областных соревнованиях также
немаловажен с точки зрения мотивации к занятиям спорта и показателя развития спорта в школе, но доступ к таким соревнованиям имеют
преимущественно городские школы, т.е. система отбора учащихся
сельских школ просто отсутствует.
Пятый показатель – мотивация к занятиям физкультурой и спортом
показывает, что большинство (75–90%) учащихся имеет желание заниматься
спортом. И основным мотивом здесь являются:
• В младших классах – желание участвовать в соревнованиях и побеждать.
• В средних классах – желание участвовать в соревнованиях, как
школьных, так и за сборную школы, а также быть физически развитым, сдать
нормативы ВФСК ГТО
• В старших классах – желание укрепить здоровье, быть физически развитым
и быть лидером в классе, школе, сдать нормативы ВФСК ГТО
Наблюдается четкая тенденция к снижению мотивации к систематическим
занятиям физической культурой и спортом к старшим классам (с 95% в
младших до 58% в старших). Опрос учителей физкультуры, анализ
нормативноправовой документации показали, что развитие спорта в
современной школе должно иметь системный характер и предполагать не
только развитие спортивной базы школы и увеличение количества школьных
секций, создание условий для реализации спортивных возможностей для
детей различного возрастных групп по отдельным видам спорта. Примером
тому могут служить общероссийские проекты «Минифутбол в школу»,
«Школьная баскетбольная лига “КЭСбаскет”», создающие условия и
возможности участия для команд, в том числе и сельских образовательных
учреждений. Необходимо в дальнейшем развивать такие проекты и по другим
видам спорта.
Следует учитывать также возможность финансирования спортивных команд
для участия в соревнованиях районного и областного уровня, необходимо
отдельно развивать систему соревнований для сельских школьников, так
как они не всегда могут конкурировать с городскими школьниками и у них
нет возможности реализации своих спортивных достижений на более высоком
уровне.
Таким образом, состояние развития спорта в современной сельской школе
можно назвать удовлетворительным. Учащиеся городских школ имеют лучшие условия в сравнении с сельскими школьниками для реализации своих
спортивных возможностей.
Уровень мотивации учащихся сельских школ к занятиям спортом достаточно
высокий, но имеет стойкую тенденцию к снижению от младших к старшим
классам.
Литература
1. Оринчук А.Н. Проблемы и перспективы развития спорта в современной
сельской школе // Сборник
материалов международной научно-практ. конф. «Молодые ученые – науке о
физической культуре и спорте».
Череповец: Череповецкий государственный университет, 2012. С. 154–155.
2. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации
на период до 2020 года
(текст).
3. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта
в Российской Федерации
на 2006 – 2015 годы» (текст).
4. Чичикин В.Т. Организационно-методическое обеспечение физического
воспитания учащихся в об-
щеобразовательном учреждении: методическое пособие. Н.Новгород: НИРО.
2010. 311 с.
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Проблемы и перспективы развития спорта во внеурочной деятельности в современной сельской школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.