ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
физическая культура
Взрослым
11.09.2019
В настоящее время перед образовательной системой правительством поставлена глобальная задача — создать единую государственную систему физкультурно-спортивного воспитания населения, основным элементом которой призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК). Это некий кодекс, свод установок для обеспечения системного развития физической культуры и массового спорта в стране.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО.docx
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
ВФСК ГТО, ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ НОРМАТИВОВ
КОМПЛЕКСА ГТО
Перед образовательной системой поставлена глобальная задача — создать единую
государственную систему физкультурноспортивного воспитания населения,
основным элементом которой призван стать Всероссийский физкультурно
спортивный комплекс (ВФСК).
В 2010 году в российских школах появился третий урок физкультуры в неделю.
Но, как часто бывает, урок ввели, а условия для его проведения создать забыли.
Многие школы края попросту имеют 1 спортивный зал, не говоря уже о душевых,
современном спортивном оборудовании.
Уже сейчас, после бума рождаемости, вызванного введением так называемого
материнского капитала, общеобразовательные учреждения оказались не готовы
принять такое количество детей. В школах снова начали появляться вторая смена.
Но по новым федеральным образовательным стандартам вторая половина дня
должна быть отведена под внеурочную деятельность, в рамках которой, кстати,
тоже есть физкультурнооздоровительное направление.
Получается, что не хватает не только кабинетов, но и единственного на всю школу
спортзала (при условии, что он вообще есть). Ведь в расписании может быть
одновременно 34 урока физкультуры в разных классах, а это порядка 100
учеников. Разместиться в одном, как правило, небольшом, помещении тяжело.
Хорошо, если погода позволяет заниматься во дворе. Но и наличием
оборудованных спортивных площадок могут похвастаться далеко не все школы.
Конечно, замечательно, что правительство обратило внимание на физическую
культуру и спорт в стране. Но пока не будет решена самая важная из задач
концепции — создание современной материальнотехнической базы, — остальные
задачи решить будет невозможно или очень трудно.
Да и недостаточная площадь спортивного зала еще не самая большая проблема. В
концепцию ВФСК входит сдача нормативов по плаванию и стрельбе. А это, как
нетрудно догадаться, требует наличия в общеобразовательном учреждении
бассейна и тира. Где в нашем крае есть такие школы? Раз, два — и обчелся. Чтобы сдать норматив по плаванию, необходимо сначала научить плавать, а где
учить? Но как организовать курсы по плаванию для юных горожан? В какое время
им заниматься: во время, после уроков, или школа должна выделить определенный
день в ущерб остальным предметам, потому что занятие может длиться всего час,
но помимо этого нужно время на дорогу, переодевание и душ. Да и выдержит ли
бассейн такой наплыв учеников?
Особый вопрос — стрелковый тир. Тиров в школах нет, необходимо закупить
оборудование по стрельбе, а где его хранить? Мало наличия хорошо
оборудованных тиров, необходимы еще и стрелковое оружие, специалисты,
которые умеют с ним обращаться и могут научить этому детей. Это, помимо
ответственности за детей, подразумевает очередную бумажную волокиту и отчеты,
которыми и так загружены педагоги.
Введи в школу хоть 10 часов физкультуры, не решить вопрос здоровья
школьников, если для этого нет хорошей материальной базы. И вообще, надо
посмотреть, какие дети приходят в школу, и, может, стоит обратить внимание на
более раннее развитие ребенка?
Разработанные и предложенные образовательным учреждениям задания
рассчитаны на здоровых детей (группа здоровья 1 и 2),а как же быть детям с
подготовительной и специальной группой? Их сейчас насчитывается почти 70 % от
общего количества детей?
Согласно Положению и медицинским показаниям о проведении мероприятий
ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях к тестированию допущены
школьники первой медицинской группы, т.е. практически здоровые дети. Лица,
относящиеся к подготовительной медицинской группе, к выполнению нормативов
ВФСК ГТО допускаются после дополнительного медицинского осмотра. Однако в
какой момент и в каком объеме должен выполняться дополнительный
медицинский осмотр, четко не прописано.
Для школьников подготовительной медицинской группы не разработан
укороченный перечень тестов и испытаний. В результате мероприятия ВФСК ГТО
в школах России массовыми быть не могут, так как численность лиц первой и
подготовительной медицинских групп, допущенных к сдаче нормативов комплекса ГТО не превысит3040% от списочного состава класса, школы, региона.
Тест «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» должен быть
исключен по медицинским показаниям из числа тестов ВФСК ГТО и заменен на
аналогичный тест, выполняемый в течение 30 сек (разрешенный для
образовательных организаций).
Именно на учителей физической культуры и школьную администрацию легла
сложная задача – качественно готовить школьников образовательной организации
к официальным мероприятиям по сдаче нормативов комплекса ГТО в
специализированных Центрах тестирования.
Вместе с тем учителя физической культуры столкнулись с серьезными проблемами
при практическом проведении мероприятий нового комплекса ГТО.
1.
Отсутствует юридически оформленная схема взаимодействия
общеобразовательных школ с вышестоящими организациями при проведении
мероприятий ВФСК ГТО, система финансирования мероприятий ВФСК ГТО,
научнометодическая, информационная, медикобиологическая, инвентарная
формы поддержки.
Не введены на официальном уровне дополнения в должностную инструкцию
2.
учителя физкультуры в разделе «Должностные обязанности» в соответствии с
новым функционалом преподавателей физического воспитания при осуществлении
круглогодичных мероприятий по подготовке обучающихся к сдаче нормативов
ВФСК ГТО.
3.
Не проработаны вопросы включения комплексных мероприятий ВФСК ГТО
в структуру требования ФГОС в предметной области «Физическая культура» и
нормативноправовой базы системы оценки качества физкультурного образования,
структуры и критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними
компетенций в связи с внедрением ВФСК ГТО в деятельность образовательных
организаций.
Ориентиры комплекса ГТО для системы образования весьма спорны,
4.
поскольку акцент делается не на образовательные достижения ученика, а на
спортивные. Целевые показатели успешности проведения мероприятий ВФСК ГТО – значкисты ГТО. Это следует не только из конечного результата участия в
сдаче тестов ГТО, заменяющего оценку по предмету знаком отличия ГТО. Даже
документы региональных и федеральных форм статистической отчетности не
содержат ни единого показателяиндикатора образовательных достижений
обучающихся или школьной организации.
5.
Отсутствуют инструкции и разъяснения по проведению процедур
страхования здоровья участников, экспертизы и возмещения ущерба при
возможных в процессе сдаче нормативов ВФСК ГТО травмах и несчастных
случаях.
Не освещены вопросы соблюдения Конвенции о правах ребенка при
6.
осуществлении мероприятий ВФСК ГТО в образовательных организациях, пути
решения проблем и оформления мотивированного отказа родителей и (или)
обучающихся от участия в сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Без решения данных вопросов практически нет никаких оснований предъявлять к
учителям физкультуры новые повышенные требования по обеспечению
качественной подготовки школьников к сдаче тестов комплекса ГТО.
В то же время, эти вопросы лежат за границами правового поля системы
образования, в виду того, что программа комплекса ГТО – спортивная программа.
Сдача тестов имеет все атрибуты спортивного состязания: действие происходит в
официальной, спортивной обстановке, оценивается судейской бригадой,
присутствует медперсонал, имеются протоколы и наградные знаки отличия ГТО и
пр.
Остаются вопросы по реализации ВФСК ГТО:
1. Как будет реализовываться ВФСК ГТО, в рамках основной программы или
внеурочной деятельности?
2. Кто и как из медицинских работников будет допускать к сдаче норм ГТО?
3. Где награды???
4. И как же нам заинтересовать родителей наших школьников. Большая часть
родителей зрители, а не участники нашего движения «Мы выбираем ГТО!».
Вопросов больше, чем ответов! Меня как учителя физической культуры в школе не оставляет равнодушным тот
факт, что комплекс ГТО стал инструментом реализации целей и задач по
привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, к ведению
здорового образа жизни.
ВФСК ГТО действительно направлен не только на улучшение здоровья и
патриотизма детей, но и на важность роли родителей в направлении формирования
и сохранения здоровья ребенка, его физической подготовленности, физического и
психического развития. Речь идет об активном взаимодействии семьи и школы.
С помощью родителей, стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить
школьникам привычку к здоровому образу жизни и массовому спорту – будет
достигнута.
Комплекс ГТО, ФГОС — это те механизмы, которые должны способствовать
развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая
особенности здоровья каждого ребенка.
Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время
образовательного процесса (Закон об образовании). Очень многое зависит от того
насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине
предъявляет учитель, как организован сам урок.
Организационные мероприятия по внедрению комплекса ГТО
1.
Формирование в школе рабочей группы по внедрению комплекса ГТО.
Формирование и утверждение комиссии по внедрению физкультурно
2.
спортивного комплекса ГТО.
Формирование базы данных обучающихся школы для сдачи нормативов
3.
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Утверждение графика проведения мероприятий по подготовке и сдаче
4.
нормативов комплекса ГТО в школе.
Создание на официальном сайте школы страницы Всероссийского
5.
физкультурно спортивного комплекса ГТО. В общеобразовательную программу общего образования внести комплекс
6.
мер и приемов, направленных на подготовку и сдачу норм ГТО.
Организация проведения стартового тестирования своих воспитанников по
7.
всем видам испытаний.
При таком подходе образовательные учреждения будут выполнять роль
«предварительного фильтра» и работа Центров тестирования будет выстроена
более системно, сотрудникам не придется тратить лишнее время на тестирование
заведомо не подготовленных граждан.
Разработать меры поощрения педагогов и родителей, осуществляющих
8.
деятельность по подготовке и принятию нормативов Комплекса ГТО.
В заключении мы хотели бы подчеркнуть важность включения системы ВФСК ГТО
в структуру требований ФГОС в предметной области «Физическая культура».
Только в этом случае становится возможным формирование нормативной основы
физического воспитания молодого поколения в стране, нормативноправовой базы
системы оценки качества физкультурного образования, структуры и критериев
оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций.
Это особо актуально потому, что в настоящее время в системе образования страны
новым ФГОС нормативы физической подготовленности обучающихся практически
упразднены. Нормативы заменены на «планируемые результаты физкультурной
деятельности школьников». Парадокс! Ведь специалисты физического воспитания
прекрасно понимают, что без привязки к принятым в мировой практике
нормативам физической подготовленности, невозможно ни планировать, ни
достигать результатов.
В этой связи значимым бы явилось и то, что с интеграцией ВФСК ГТО в структуру
календарнотематического планирования школы по физическому воспитанию
появилась бы возможность у учителей физкультуры награждать достойных
учеников по итогам учебного года знаком отличия ГТО, хотя бы на уровне
бронзового. Главное – не создавать у школьников спортивного ажиотажа, а
принимать нормативы так, как это было всегда на уроках физической культуры:
обычная оценка за бег, за прыжок, за метание. Оценка того, что школьник умеет
сейчас и без надрыва, а не спортивный азарт призового места. Это, по нашему мнению, существенно увеличит процент школьников, посещающих
уроки физкультуры и желающих получить серебряный или золотой знаки отличия
в Центре тестирования. В тоже время это существенно повысит статус и престиж
преподавателя перед лицом общественности.
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.