ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО

Руководства для учителя
docx
физическая культура
СCУЗ, ВУЗ
11.09.2019
В настоящее время перед образовательной системой правительством поставлена глобальная задача — создать единую государственную систему физкультурно-спортивного воспитания населения, основным элементом которой призван стать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК). Это некий кодекс, свод установок для обеспечения системного развития физической культуры и массового спорта в стране.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО.docx
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ВФСК ГТО, ВЫПОЛНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО Перед образовательной системой поставлена глобальная задача — создать единую государственную   систему   физкультурно­спортивного   воспитания   населения, основным   элементом   которой   призван   стать   Всероссийский   физкультурно­ спортивный комплекс (ВФСК). В 2010 году  в российских школах появился третий урок физкультуры в неделю. Но, как часто бывает, урок ввели, а условия для его проведения создать забыли. Многие  школы края попросту имеют 1 спортивный зал, не говоря уже о душевых, современном спортивном оборудовании. Уже   сейчас,   после   бума   рождаемости,   вызванного   введением   так   называемого материнского   капитала,   общеобразовательные   учреждения   оказались   не   готовы принять такое количество детей. В школах снова начали появляться вторая смена. Но   по   новым   федеральным   образовательным   стандартам   вторая   половина   дня должна быть отведена под внеурочную деятельность, в рамках которой, кстати, тоже есть физкультурно­оздоровительное направление. Получается, что не хватает не только кабинетов, но и единственного на всю школу спортзала   (при   условии,   что   он   вообще   есть).   Ведь   в   расписании   может   быть одновременно   3­4   урока   физкультуры   в   разных   классах,   а   это   порядка   100 учеников.   Разместиться   в   одном,   как   правило,   небольшом,   помещении   тяжело. Хорошо,   если   погода   позволяет   заниматься   во   дворе.   Но   и   наличием оборудованных спортивных площадок могут похвастаться далеко не все школы. Конечно,   замечательно,   что   правительство   обратило   внимание   на   физическую культуру   и   спорт   в   стране.   Но   пока   не   будет   решена   самая   важная   из   задач концепции — создание современной материально­технической базы, — остальные задачи решить будет невозможно или очень трудно. Да и недостаточная площадь спортивного зала еще не самая большая проблема. В концепцию ВФСК входит сдача нормативов по плаванию и стрельбе. А это, как нетрудно   догадаться,   требует   наличия   в   общеобразовательном   учреждении бассейна и тира. Где в нашем крае есть такие школы? Раз, два — и обчелся. Чтобы сдать норматив по плаванию, необходимо сначала научить плавать, а где учить? Но как организовать курсы по плаванию для юных горожан? В какое время им заниматься: во время, после уроков, или школа должна выделить определенный день в ущерб остальным предметам, потому что занятие может длиться всего час, но помимо этого нужно время на дорогу, переодевание и душ. Да и выдержит ли бассейн такой наплыв учеников? Особый   вопрос  —  стрелковый   тир.  Тиров  в  школах   нет,  необходимо   закупить оборудование   по   стрельбе,   а   где   его   хранить?    Мало   наличия   хорошо оборудованных   тиров,   необходимы   еще   и   стрелковое   оружие,   специалисты, которые   умеют   с   ним   обращаться   и   могут   научить   этому   детей.   Это,   помимо ответственности за детей, подразумевает очередную бумажную волокиту и отчеты, которыми и так загружены педагоги. Введи   в   школу   хоть   10   часов   физкультуры,   не   решить   вопрос   здоровья школьников,   если   для   этого   нет   хорошей   материальной   базы.   И   вообще,   надо посмотреть, какие дети приходят в школу, и, может, стоит обратить внимание на более раннее развитие ребенка? Разработанные   и   предложенные   образовательным   учреждениям   задания рассчитаны на здоровых детей (группа здоровья 1 и 2),а как же быть детям с подготовительной и специальной группой? Их сейчас насчитывается почти 70 % от общего количества детей?  Согласно   Положению   и   медицинским   показаниям   о   проведении   мероприятий ВФСК   ГТО   в   общеобразовательных   организациях     к   тестированию   допущены школьники первой  медицинской группы, т.е. практически здоровые дети. Лица, относящиеся к подготовительной медицинской группе, к выполнению нормативов ВФСК ГТО допускаются после дополнительного медицинского осмотра. Однако в какой   момент   и   в   каком   объеме   должен   выполняться  дополнительный медицинский осмотр, четко не прописано.  Для   школьников   подготовительной   медицинской   группы   не   разработан укороченный перечень тестов и испытаний. В результате мероприятия ВФСК ГТО в школах России массовыми быть не могут, так как численность лиц   первой  и подготовительной медицинских групп, допущенных к сдаче нормативов комплекса ГТО не превысит30­40% от списочного состава класса, школы, региона. Тест «поднимание туловища из положения лежа на спине за 1 мин» должен быть исключен по медицинским показаниям из числа тестов ВФСК ГТО и заменен на аналогичный   тест,   выполняемый   в   течение   30   сек   (разрешенный   для образовательных организаций). Именно   на   учителей   физической   культуры   и   школьную   администрацию   легла сложная задача – качественно готовить школьников образовательной организации к   официальным   мероприятиям   по   сдаче   нормативов   комплекса   ГТО   в специализированных Центрах тестирования. Вместе с тем учителя физической культуры столкнулись с серьезными проблемами при практическом проведении мероприятий нового комплекса ГТО.  1. Отсутствует   юридически   оформленная   схема   взаимодействия общеобразовательных   школ   с   вышестоящими   организациями   при   проведении мероприятий  ВФСК   ГТО,   система   финансирования  мероприятий  ВФСК   ГТО, научно­методическая,   информационная,   медико­биологическая,   инвентарная формы поддержки.  Не введены на официальном уровне дополнения в должностную инструкцию 2. учителя   физкультуры   в   разделе   «Должностные   обязанности»   в   соответствии   с новым функционалом преподавателей физического воспитания при осуществлении круглогодичных   мероприятий   по   подготовке   обучающихся   к   сдаче   нормативов ВФСК ГТО. 3. Не проработаны вопросы включения комплексных мероприятий ВФСК ГТО в структуру требования ФГОС в предметной области «Физическая культура» и нормативно­правовой базы системы оценки качества физкультурного образования, структуры   и   критериев   оценки   усвоения   знаний,   умений   и   связанных   с   ними компетенций в связи с внедрением  ВФСК ГТО в деятельность образовательных организаций. Ориентиры   комплекса   ГТО   для   системы   образования   весьма   спорны, 4. поскольку   акцент   делается   не   на   образовательные   достижения   ученика,   а   на спортивные.     Целевые   показатели   успешности   проведения   мероприятий  ВФСК ГТО – значкисты ГТО. Это следует не только из конечного результата участия в сдаче тестов ГТО, заменяющего  оценку  по предмету знаком отличия ГТО. Даже документы   региональных   и   федеральных   форм   статистической   отчетности     не содержат   ни   единого   показателя­индикатора   образовательных   достижений обучающихся или школьной организации. 5. Отсутствуют   инструкции   и   разъяснения   по   проведению   процедур страхования   здоровья   участников,   экспертизы   и   возмещения   ущерба   при возможных   в   процессе   сдаче   нормативов   ВФСК   ГТО   травмах   и   несчастных случаях.  Не   освещены   вопросы   соблюдения   Конвенции   о   правах   ребенка   при 6. осуществлении  мероприятий  ВФСК ГТО в образовательных организациях, пути решения   проблем   и   оформления   мотивированного   отказа   родителей   и   (или) обучающихся от участия в сдаче нормативов ВФСК ГТО. Без решения данных вопросов практически нет никаких оснований предъявлять к учителям   физкультуры   новые   повышенные   требования   по   обеспечению качественной подготовки школьников к сдаче тестов комплекса ГТО.  В   то   же   время,   эти   вопросы   лежат   за   границами   правового   поля   системы образования, в виду того, что программа комплекса ГТО – спортивная программа. Сдача тестов имеет все атрибуты спортивного состязания: действие происходит в официальной,   спортивной   обстановке,   оценивается   судейской   бригадой, присутствует медперсонал, имеются протоколы и наградные знаки отличия ГТО и пр. Остаются вопросы по реализации ВФСК ГТО:  1. Как   будет   реализовываться   ВФСК   ГТО,  в   рамках   основной   программы   или внеурочной деятельности?  2.  Кто и как из медицинских работников будет допускать к сдаче норм ГТО? 3.  Где награды???  4.   И   как   же   нам   заинтересовать   родителей   наших   школьников.   Большая   часть родителей зрители, а не участники нашего движения «Мы выбираем ГТО!».  Вопросов больше, чем ответов! Меня как учителя физической культуры в школе не оставляет равнодушным тот  факт, что комплекс ГТО стал инструментом реализации целей и задач по  привлечению школьников к занятиям физической культурой и спортом, к ведению  здорового образа жизни.  ВФСК   ГТО   действительно   направлен   не   только   на   улучшение   здоровья   и патриотизма детей, но и на важность роли родителей в направлении формирования и сохранения здоровья ребенка, его физической подготовленности, физического и психического развития. Речь идет об активном взаимодействии семьи и школы. С помощью родителей, стратегическая цель комплекса ГТО – попытка привить школьникам   привычку   к  здоровому  образу   жизни   и  массовому   спорту  –  будет достигнута. Комплекс   ГТО,   ФГОС —   это   те механизмы,   которые   должны   способствовать развитию у детей осознанной необходимости здорового образа жизни, учитывая особенности здоровья каждого ребенка. Именно учитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающегося во время образовательного процесса (Закон об образовании). Очень многое зависит от того насколько грамотно организованы дети на уроке, какие требования к дисциплине предъявляет учитель, как организован сам урок. Организационные мероприятия по внедрению комплекса ГТО  1. Формирование в школе рабочей группы по внедрению комплекса ГТО.   Формирование   и   утверждение   комиссии   по   внедрению   физкультурно­ 2. спортивного комплекса ГТО.  Формирование   базы   данных   обучающихся   школы   для   сдачи   нормативов 3. комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)   Утверждение   графика   проведения   мероприятий   по   подготовке   и   сдаче 4. нормативов комплекса ГТО в школе.  Создание   на   официальном   сайте   школы   страницы   Всероссийского 5. физкультурно ­ спортивного комплекса ГТО. В общеобразовательную программу общего образования внести комплекс  6. мер и приемов, направленных на подготовку и сдачу норм ГТО.   Организация проведения стартового тестирования своих воспитанников по 7. всем видам испытаний. При   таком   подходе   образовательные   учреждения   будут   выполнять   роль «предварительного   фильтра»   и   работа   Центров   тестирования   будет   выстроена более системно,  сотрудникам не придется тратить лишнее время на тестирование заведомо не подготовленных граждан.  Разработать   меры   поощрения   педагогов   и   родителей,   осуществляющих 8. деятельность по подготовке и принятию нормативов Комплекса ГТО. В заключении мы хотели бы подчеркнуть важность включения системы ВФСК ГТО в   структуру   требований   ФГОС   в   предметной   области   «Физическая   культура». Только в этом случае  становится возможным формирование нормативной основы физического воспитания молодого поколения в стране, нормативно­правовой базы системы   оценки   качества   физкультурного   образования,   структуры   и   критериев оценки усвоения знаний, умений и связанных с ними компетенций. Это особо актуально потому, что в настоящее время в системе образования страны новым ФГОС нормативы физической подготовленности обучающихся практически упразднены.   Нормативы   заменены   на   «планируемые   результаты   физкультурной деятельности школьников». Парадокс! Ведь специалисты физического воспитания прекрасно   понимают,   что   без   привязки   к   принятым   в   мировой   практике нормативам   физической   подготовленности,   невозможно   ни   планировать,   ни достигать результатов.  В этой связи значимым бы явилось и то, что с интеграцией ВФСК ГТО в структуру календарно­тематического   планирования   школы   по   физическому   воспитанию появилась   бы   возможность   у   учителей   физкультуры   награждать   достойных учеников   по   итогам   учебного   года  знаком   отличия  ГТО,   хотя   бы   на   уровне бронзового.   Главное   –   не   создавать   у   школьников   спортивного   ажиотажа,   а принимать нормативы так, как это было всегда на уроках физической культуры: обычная оценка за бег, за прыжок, за метание. Оценка того, что школьник умеет сейчас и без надрыва, а не спортивный азарт призового места. Это, по нашему мнению, существенно увеличит процент школьников, посещающих уроки физкультуры и желающих получить серебряный или золотой знаки отличия в Центре тестирования. В тоже время это существенно повысит статус и престиж преподавателя перед лицом общественности.
скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Олимпиада-аукцион для вас и ваших учеников с мгновенными наградами.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)