Проблемы образования в СПО
Оценка 4.7

Проблемы образования в СПО

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
01.11.2018
Проблемы образования в СПО
Данная статья повествует о наболевшем: актуальных проблемах современного образования в системе среднего профессионального образования. в статье описываются актуальные проблемы профессионального образования и предлагаются пути и способы их решения. Данную статью могут использовать преподаватели для докладов на педсоветах.Также приводится список литературы, которую можно просмотреть по данной проблеме.
Проблемы образования в СПО.docx
преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей ГБПОУ «Государственный агротехнический колледж»  с. Селина Ольга Вячеславна, Московское Актуальные проблемы современного профессионального образования Профессиональное   образование   в   России   является   исторически   системой   подготовки   кадров   работников   для   всех   видов сложившейся   производства, Специалисты этого уровня составляют около трети занятого населения страны.   отраслей   социальной   сферы,   сервисной   деятельности. Сегодня среднее профессиональное образование располагает громадным педагогическим и материально­техническим потенциалом. В то же время, новые условия   жизни   общества,   в   частности,   формирование   рыночной   экономики, требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, усиления значимости среднего профессионального образования во всех сферах жизни общества. Однако   современному   профессиональному   образованию   присущ   ряд актуальных проблем, которые охватывают весь воспитательно­образовательный процесс в новых социально – экономических условиях. Решение этих проблем будет способствовать повышению качества подготовки рабочих кадров и роста престижа рабочей профессии. Актуальной   проблемой   профессионального   образования   сегодня становится   недостаточный   интерес   обучающихся   к   среднему профессиональному образованию ­ в современном российском обществе потерян престиж рабочей профессии. Наиболее   конкурентоспособными   и   мобильными   в   условиях   рыночной экономики   становятся   высококвалифицированные   работники,   у   которых сформирована   устойчивая   мотивация   на   развитие   личностного   потенциала   и высокопроизводительный труд. Такого работника надо еще воспитать и обучить. С   точки   зрения   педагогов,     соответствующий   потребностям   современного общества работник должен иметь свой собственный взгляд на происходящее в профессиональной сфере; проявлять готовность к творчеству и быть способным перейти   к   активному   восприятию   нового.   Это   и   станет   алгоритмом профессионального самосовершенствования. Не   менее   актуальной   проблемой   является   слабое   финансирование материально­технической   базы   организаций   профессионального   образования, оборудование   мастерских   уже   многие   годы   не   соответствует   новейшим технологиям, используемым на производстве, что влияет на снижение уровня профессионализма обучающихся. В настоящее время отсутствует оперативная и унифицированная методика анализа рынка труда, позволяющая планировать объём и профиль подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Основными   требованиями   и   направлениями   развития   социального партнерства   в   сотрудничестве   с   организациями   сегодня   являются   такие,  как уточнение перечня образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, и определение степени их востребованности на рынке труда. Для этого необходим качественный мониторинг рынка труда на основе современных методов исследования и его применимость в практической деятельности. Также при   определении   требований   к   квалификации   и   качеству   подготовки специалистов   необходимо   участие   работодателя   с   перспективой ориентирования   не   на   узкопрофильные   требования,   а   с   учетом   новейших технологий и отрасли.  Еще   одна   из   немаловажных   проблем   –   оснащение   образовательных учреждений   учебной   литературой.   В   своей   работе   я   использую   учебники,   лишь   отчасти   помогают рекомендуемые   ФИРО.   Данные   учебники   обучающимся   систематизировать   и   обобщить   полученные   знания   в   рамках учебной дисциплины или профессионального модуля. Если говорить конкретно о   требованиях   ФГОС  по   специальности   19.02.10   Технология   продукции общественного   питания,   необходимо   отметить,   что   одним   из   результатов освоения   профессиональной   образовательной   программы   должны   стать коммуникативные компетенции.  При этом большинство учебников, в том числе, рекомендованных ФИРО, не обеспечивают выполнения этого требования; в них   необходимый  для   освоения   общих   и не   содержатся   весь   материал,   профессиональных компетенций, а также соответствующий    требований ФГОС к знаниям, умениям, практическому опыту обучающихся. Нет учебных пособий,   формировать справочников,   использование     которых   позволило   бы   коммуникативные учебные действия. Требования – новые, а учебники старые. Поэтому приходится рассчитывать не на учебники, а как в большинстве случаев, на свой опыт работы. При формировании ОК и ПК я использую различные формы и методы работы.   Например,   процесс   организации   самостоятельной   внеаудиторной   позволяет   создать   условия   для   осуществления работы   обучающихся   деятельности   обучающегося,   при   реализации   которой     он   сам   продумывает материал, анализирует, обобщает его, проверяет свои выводы. Также подбираю систему   заданий,   в   ходе   выполнения   которых   обучающиеся   анализируют ситуацию, высказывают предположения, выслушивают другие варианты решения проблемы или задачи, находят верный ответ и подводят итоги. Использую и технологию   сотрудничества,   которая   тоже   формирует   коммуникативные универсальные   учебные   действия:   распределение   работы   в   бригаде   при выполнении практического задания, выполнение на учебном занятии  заданий в составе   малой   группы,   организация   анализа   и   взаимопроверки   результатов выполненной  работы при решении ситуационных задач.  Существующая   система   образования,   ориентированная   на   западный уровень,   на   мой   взгляд,   не   соответствует   современным   потребностям отечественной   экономики:   основу   профессиональной   среды   во   всех цивилизованных странах составляют именно технические специалисты. Не все,  даже самые передовые зарубежные технологии, которые сегодня пытаются   внедрять   в   нашу   экономическую   действительность,   соответствуют российской   ментальности.   Это   относится   и   к   системе   отечественного образования. Однако некоторые методики, например, подготовки и проведения тренингов   и   деловых   игр,   использования   мультимедийных   средств   обучения,   способствуют   повышению   качества   профессионального безусловно,   образования всех уровней. Тем преподавательским кадрам, которые обладают лишь теоретическими познаниями в преподаваемых ими учебных дисциплинах и профессиональных   модулях,   необходимо   максимально   освоить   новые   формы обучения,   которые   являются   действенным   инструментом   приобретения практических профессиональных навыков. Очень хорошо, что в России принят профессиональный   стандарт   «Педагог   профессионального   обучения, профессионального   образования   и   дополнительного   профессионального   педагогических образования»,   который   предусматривает   переподготовку   кадров,  отвечающих   за  освоение   обучающимися   профессионального  учебного цикла,   внедрение   которого   потребует   дополнительного   профессионального образования по профилю педагогической деятельности. Безусловно,     для   системы   профессионального   образования   было   бы идеальным,   когда   элементы   профессиональной   образовательной   программы преподаёт   практик.  Но   такое   встречается   сегодня   не  часто.  Основная   масса преподавателей   не   имеет   опыта   работы   в   условиях   производства   и   хочется надеяться,   что   эти   недостатки   удастся   искоренить   посредством   организации производственных   стажировок   в   соответствии   с   требованиями   ФГОС.   А   у производственных   специалистов   в   нынешних   экономических   условиях практически   нет   времени   на   педагогическую   деятельность.   Особенно   это касается  частных предприятий, где  эту работу никто не оплатит, а зачастую и не захочет создать условия для  ее выполнения. Образовательные учреждения же не   имеют   возможности   предложить     таким   специалистам   достойную   оплату, способную возместить потери за использованное рабочее время. Существующие почасовые   ставки   оплаты   труда   в   учебных   заведениях   для   практикующих специалистов являются коммерчески непривлекательными. Тем не менее, эта ситуация имеет положительную тенденцию, поскольку сегодня   всё   больше   предприятий,   особенно   крупных,   заинтересованы   в качественном образовании тех, кто придет на производство в ближайшее время. Работодатели   готовы   вкладывать   средства   в   образование   и   повышение квалификации собственных кадров. Многие крупные предприятия  хотят иметь специалистов, отвечающих   требованиям самих предприятий. Но единичные случаи не решают общей проблемы качества образования. Основу любой развитой экономики составляют малые и средние предприятия. Именно   они   создают   основную   массу   рабочих   мест,   а   им   не   по   средствам содержать   собственные   учебные   заведения.   И   современное   трудовое законодательство в нашей стране не способствует защите прав работодателей во взаимоотношениях с наёмными работниками с точки зрения возврата вложенных инвестиций. По сути, работодатель, вложивший средства в профессиональную подготовку   своих   кадров,  не   застрахован   от   их   потери   –  работник   в   любой момент может уволиться по собственному желанию, даже подписав договор об отработке вложенных в его обучение средств.  Адекватно судить о качестве образования и оценивать его могут только работодатели.   Те, к кому на предприятия сегодня приходят и завтра придут молодые квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена. Весьма   актуальным   мне   видится   сегодня   привлечение   к   реализации образовательного   процесса   руководителей   профильных   предприятий   и   заключение   договоров   о   совместной   образовательной организаций, деятельности.   Вот и федеральный закон РФ «Об образовании» ­ своеобразная «конституция»     российского   образования   –   не   просто   так   рассматривает работодателя   в   качестве   участника   отношений   в   сфере   образования.   Ведь   в конечном итоге должны быть определены пути интеграции профессионального образовательного  процесса  в процесс производственный. Это ­ сложная задача, и она требует взвешенного подхода к ее решению со всех сторон. Сегодня уже используются подобные методы работы. Необходимо, чтобы они стали нормой и были подкреплены соответствующими нормативными   введением   всевозможных   преференций   для   работодателей, актами,   процесса принимающих   активное   участие   в   развитии   и   насыщении   профессионального   образования   практическими   занятиями   с   применением современного высокотехнологичного оборудования.  Важно   обеспечивать   эффективное   и   результативное   выполнение   такого требования   ФГОС,   как   привлечение   в   качестве   внешних   экспертов представителей   профильных   предприятий   и   организаций   к   промежуточной аттестации   обучающихся   по   учебным   дисциплинам   и   профессиональным модулям, к проведению государственной итоговой аттестации.  Уверена,   что   когда­нибудь   наступит   время   разработки   и   внедрения системы государственного поощрения предприятий, участвующих в программах,   обучающихся   с   гарантированным обеспечивающих   последующим трудоустройством. Вот тогда – по результатам трудоустройства   оплату   подготовки   выпускников   ­   мы   сможем   практически   определить,   какие   образовательные программы и какие образовательные учреждения востребованы работодателем, отвечают   современным   экономическим   рыночным   требованиям   и, следовательно, имеют право на существование. В этом направлении также важен мониторинг отзывов обучающихся об   преподавателях,   но   в   государственных образовательном   учреждении   и   образовательных   учреждениях   подобная   практика   отсутствует.   Между   тем, именно   такой   подход   к   выпуску   специалистов   поможет   образовательным учреждениям   сохранить   свой   профессиональный   имидж   на   образовательном рынке и не выпускать «псевдоспециалистов». Очень   остро   сегодня   стоит     проблема   повышения   квалификации работающих   специалистов.   Всем   известно,   что   при   нынешнем   научно­ техническом прогрессе моральное устаревание стремительно во всех областях. Работник, не повышающий регулярно свою квалификацию, через полгода ­ год рискует её потерять полностью. Эта проблема особенно актуальна для  системы среднего   профессионального   образования.   Большинство   образовательных учреждений,   особенно   государственных,   готовящих       специалистов   среднего звена,   просто   не   владеют   современной   информационно­технической   базой   и даже не имеют её в своём арсенале. Как в такой ситуации можно обеспечить   многих качественную   подготовку   профессиональных   образовательных   организаций,   получив   долгожданный   специалистов?   Выпускники     заканчивать   ещё диплом   по   выбранной   ими   специальности,   вынуждены   несколько   профильных   коммерческих   курсов,   чтобы   овладеть   современными техническими производственными средствами. Действующие профессиональные образовательные программы в большинстве случаев не учитывают современных производственных требований, а продолжают базироваться на фундаментальных науках прошлого уже века. Коммерческие учебные заведения в этом отношении находятся в более выигрышной   ситуации.   Самофинансирование   позволяет   быстро   и   гибко реагировать на потребности профессионального рынка при грамотном подходе к   Государственные организации   самого   образовательного   процесса. образовательные   учреждения,   связанные   бюджетным   финансированием   и бюрократической   системой,   подобной   свободы   и   гибкости   не   имеют,   и существенно отстают от требований практики и современного производства.  Резюмируя изложенное, хочется отметить, что наступил следующий этап реформирования   отечественной   системы   профессионального   образования   ­ переход   к   качественно   новому   подходу   к   профессиональной   подготовке квалифицированных   рабочих   и   специалистов,   способных   грамотно   и эффективно   работать   в   современных   рыночных   экономических   условиях   на предприятиях различных форм собственности. Список литературы: 1. Аванесов   В.   Куда   ведут   реформы   образования   //   Народное образование. 2001. № 5. С. 26 – 32. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. ­ М.: Издательский центр «Академия», 2000. ­ 192 с.   3. Дёмин   В.   М.   Доступность,   качество   и   эффективность   –   основа образовательной политики России // Специалист. 2002. № 1. С. 2 – 5.

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО

Проблемы образования в СПО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018