«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
Оценка 4.9

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

Оценка 4.9
Лекции
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
10.11.2017
«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
В данной работе я представила сочинение на тему: «Проблемы понятийно-терминологического аппарата». В нем мы рассмотрим основные проблемы становления и использования понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии. Прежде всего, стоит уточнить, из чего состоят определения. Я буду рада, если вам поможет моя работа.
Проблемы понятийно-терминологического аппарата.docx
Эссе не тему: «Проблемы понятийно­терминологического аппарата» Каждая научная область с ее практическим применением этой науки  имеет систему понятий, выраженных определенными терминами. Этим они  отражают развитие науки. С каждым новым периодом развития любая наука, в том числе и  специальная психология, пополняется новыми понятиями и терминами по  мере открытия новых фактов и выявления ранее неизвестных  закономерностей. Некоторые термины остаются в научной дисциплине, а  некоторые десятилетиями завоевывают свое право на существование,  подвергаясь множественной критики научного сообщества. Рассмотрим основные проблемы становления и использования  понятийно­терминологического аппарата в специальной психологии. Прежде всего, стоит уточнить, из чего состоят определения. В каждом понятии различают содержание и объем. Содержание  выражается в совокупности существенных признаков понятия, а объем ­ в  совокупности объектов, которые мыслится в нем. В процессе становления понятия оно должно быть осмысленно, чтобы  потом его можно было подвести к понятиям вида, рода, отряда, семейства,  класса и т.д. Наконец, оно должно быть оформлено словесно. Причем, в этом­ то и заключается основная проблема – придумать термин таким образом,  чтобы он отражал суть явления или факта, был конкретным, кратким,  содержательным,  благозвучным. Если понятийное оформление явления не  состоялось, то, по мнению А. А. Фролова и Ю. Н. Фроловой, то дальнейшие  этапы познания этого явления в принципе невозможны.1 1 Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации  научного знания // Сибирский педагогический журнал. – 2010. ­ №3. – С.126­140 Эта проблема плавно переплывает в другую проблему, отражающую  сегодняшнюю тенденцию некоторых специалистов использовать  необоснованное введение новых терминов, не отражающих специфику  понятий. Например, вместо терминов «дети с недостатками развития» или  «дети с ограниченными возможностями» используются выражения  «проблемные дети», «дети с психофизическими особенностями» (как будто у  нормально развивающихся детей нет психофизических особенностей!).  Употребление подобных терминов недопустимо в научной литературе. Поиск правильно используемой терминологии в отношении детей с  ограниченными возможностями ведется уже вот уже ни одно десятилетие.  Это отражает суть третьей проблемы понятийно­терминологического  аппарата в специальной психологии. Началась она примерно с 20­х гг. прошлого века, когда детей с  недостатками развития называли термином  «ненормальные дети» (Г. И.  Россолимо, Г. Я. Трошина, А. Бине и А. Симона) или  «дефективные дети» (Л. С. Выготский и др.). В середине 30­х гг. его заменяет термин «аномальные  дети». И уже только в 70­е гг. начинает использоваться термин «дети с  нарушениями (недостатками) развития». Как видим, здесь имеет место использование так называемого  эвфемизма, т.е. замены «жестких» терминов «мягкими». Например, замена  термина «умственно отсталого» ребенка термином «исключительный  ребенок». С другой стороны, используя данный термин, появляется проблема  – не соответствия содержания данного понятия, т.к. «исключительный» может относиться и к умственно отсталому, и к одаренному ребенку. Поэтому происходит «загрязнение» термина «исключительный», потеря  его настоящего смысла. В международной практике такие дети называются   «лица с физическими и психическими недостатками» (применительно к  взрослым) и «дети с недостатками (нарушениями) развития». В данном случае дискурс по поводу правильного использования  терминов для людей с  ограниченными возможностями долго ведется из­за  отношения в обществе к таким людям. Если в советское время о  существовании таких лиц вообще старались умолчать, что сейчас такие люди  стали объектом государственной социальной политики. В СМИ много  поднимается проблем таких людей, соответственно, в специальной  психологии возникает острая необходимость к пересмотру данной  терминологии для правильного ее использования. В заключение стоит добавить, что терминология является одной из  составляющих методологии науки, и неправильное употребление терминов  будет влиять на понимание сущности деятельности психологов и педагогов в  этой области. Список использованной литературы Кузнецова Л. Проблемы специальной психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psy.1september.ru/1999/psy45­1.htm Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы  cпециальной психологии и специальной педагогики // Культурно­ историческая психология. ­ 2010. ­ № 1. ­ С. 50­55. Москвин В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного  русского языка. ­ М.: УРСС, 2010. – 264с. Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Понятийность как основа единства  интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический  журнал. – 2010. ­ №3. – С.126­140

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»

«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2017