В данной работе я представила сочинение на тему: «Проблемы понятийно-терминологического аппарата». В нем мы рассмотрим основные проблемы становления и использования понятийно-терминологического аппарата в специальной психологии.
Прежде всего, стоит уточнить, из чего состоят определения. Я буду рада, если вам поможет моя работа.
Проблемы понятийно-терминологического аппарата.docx
Эссе не тему:
«Проблемы понятийнотерминологического аппарата»
Каждая научная область с ее практическим применением этой науки
имеет систему понятий, выраженных определенными терминами. Этим они
отражают развитие науки.
С каждым новым периодом развития любая наука, в том числе и
специальная психология, пополняется новыми понятиями и терминами по
мере открытия новых фактов и выявления ранее неизвестных
закономерностей. Некоторые термины остаются в научной дисциплине, а
некоторые десятилетиями завоевывают свое право на существование,
подвергаясь множественной критики научного сообщества.
Рассмотрим основные проблемы становления и использования
понятийнотерминологического аппарата в специальной психологии.
Прежде всего, стоит уточнить, из чего состоят определения.
В каждом понятии различают содержание и объем. Содержание
выражается в совокупности существенных признаков понятия, а объем в
совокупности объектов, которые мыслится в нем.
В процессе становления понятия оно должно быть осмысленно, чтобы
потом его можно было подвести к понятиям вида, рода, отряда, семейства,
класса и т.д. Наконец, оно должно быть оформлено словесно. Причем, в этом
то и заключается основная проблема – придумать термин таким образом,
чтобы он отражал суть явления или факта, был конкретным, кратким,
содержательным, благозвучным. Если понятийное оформление явления не
состоялось, то, по мнению А. А. Фролова и Ю. Н. Фроловой, то дальнейшие
этапы познания этого явления в принципе невозможны.1
1 Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Понятийность как основа единства интеграции и дифференциации
научного знания // Сибирский педагогический журнал. – 2010. №3. – С.126140 Эта проблема плавно переплывает в другую проблему, отражающую
сегодняшнюю тенденцию некоторых специалистов использовать
необоснованное введение новых терминов, не отражающих специфику
понятий. Например, вместо терминов «дети с недостатками развития» или
«дети с ограниченными возможностями» используются выражения
«проблемные дети», «дети с психофизическими особенностями» (как будто у
нормально развивающихся детей нет психофизических особенностей!).
Употребление подобных терминов недопустимо в научной литературе.
Поиск правильно используемой терминологии в отношении детей с
ограниченными возможностями ведется уже вот уже ни одно десятилетие.
Это отражает суть третьей проблемы понятийнотерминологического
аппарата в специальной психологии.
Началась она примерно с 20х гг. прошлого века, когда детей с
недостатками развития называли термином «ненормальные дети» (Г. И.
Россолимо, Г. Я. Трошина, А. Бине и А. Симона) или «дефективные дети» (Л.
С. Выготский и др.). В середине 30х гг. его заменяет термин «аномальные
дети». И уже только в 70е гг. начинает использоваться термин «дети с
нарушениями (недостатками) развития».
Как видим, здесь имеет место использование так называемого
эвфемизма, т.е. замены «жестких» терминов «мягкими». Например, замена
термина «умственно отсталого» ребенка термином «исключительный
ребенок». С другой стороны, используя данный термин, появляется проблема
– не соответствия содержания данного понятия, т.к. «исключительный» может
относиться и к умственно отсталому, и к одаренному ребенку.
Поэтому происходит «загрязнение» термина «исключительный», потеря
его настоящего смысла. В международной практике такие дети называются
«лица с физическими и психическими недостатками» (применительно к
взрослым) и «дети с недостатками (нарушениями) развития». В данном случае дискурс по поводу правильного использования
терминов для людей с ограниченными возможностями долго ведется изза
отношения в обществе к таким людям. Если в советское время о
существовании таких лиц вообще старались умолчать, что сейчас такие люди
стали объектом государственной социальной политики. В СМИ много
поднимается проблем таких людей, соответственно, в специальной
психологии возникает острая необходимость к пересмотру данной
терминологии для правильного ее использования.
В заключение стоит добавить, что терминология является одной из
составляющих методологии науки, и неправильное употребление терминов
будет влиять на понимание сущности деятельности психологов и педагогов в
этой области.
Список использованной литературы
Кузнецова Л. Проблемы специальной психологии [Электронный ресурс].
– Режим доступа: http://psy.1september.ru/1999/psy451.htm
Лубовский В.И., Валявко С.М. Терминологические проблемы
cпециальной психологии и специальной педагогики // Культурно
историческая психология. 2010. № 1. С. 5055.
Москвин В.П. Эвфемизмы в лексической системе современного
русского языка. М.: УРСС, 2010. – 264с.
Фролов А.А., Фролова Ю.Н. Понятийность как основа единства
интеграции и дифференциации научного знания // Сибирский педагогический
журнал. – 2010. №3. – С.126140
«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
«Проблемы понятийно-терминологического аппарата»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.