Пробуждение
Оценка 4.7

Пробуждение

Оценка 4.7
docx
15.02.2020
Пробуждение
пробуждение.docx
Сон ребенка дошкольника.
Сон  является жизненно необходимой физиологической    потребностью организма. Большинство детей, которые пропускают дневной сон, эти потерянные часы ночью не восполняют. Кроме того, дневной сон -это время сна ребенка, которое является важной составляющей, необходимой для нормального развития детского организма. Наиболее полное удовлетворение этой потребности создает основу для хорошего самочувствия, бодрого настроения и устойчивой     работоспособности.                                               Природная потребность в дневном сне у взрослеющего ребенка неодинакова и зависит от активности малыша, от насыщенности его дня ,от того, в какое время ребенок ложится спать и встает. Дневной сон способствует снятию утренних стрессов и помогает начать вторую половину дня с новыми силами. Такой необходимый ребенку отдых играет позитивную роль в его обучении ,помогает ему усвоить информацию, которую он получил за день, и использовать эту информацию для решения конкретных задач. Он не только способствует восстановлению затраченной энергии, но и создает благоприятные предпосылки для правильного роста и своевременного развития малыша.                                                                                                                     Длительность суточного сна детей младшего возраста должна быть не менее 11,5-12 часов, старших дошкольников 10,5-11 часов .Если здоровый ребенок не спит днем или с трудом и длительное время не засыпает, прежде всего нужно посоветоваться с врачом ,а при необходимости организовать консультацию специалиста. При отсутствии у ребенка какой-либо патологии с ним нужно вести кропотливую педагогическую работу разъяснять , убеждать, приводить примеры, добиваться понимания значения сна .Надо помнить ,что привычка спать днем так же, как и другие навыки, формируется в процессе воспитания.                                                                                               Чаще всего не спят  или с трудом засыпают дети с  неустойчивой, неуравновешенной  нервной системой, однако именно эти дети больше всего нуждаются в полноценном сне. Не следует  осуждать ребенка за то, что он не может долго уснуть ,и тем более недопустимо применять по отношению к нему какие-либо дисциплинарные меры.
Нужно создавать благоприятные  условия для полноценного сна детей. Свежий   воздух является лучшим усыпляющим средством ,поэтому сон детей должен проходить в хорошо проветриваемом помещении. Если позволяют условия, то в теплый период года можно организовать сон детей на воздухе. Одежда для сна детей должна быть свободной, сшитой из мягкой хлопчатобумажной ткани, желательно без карманов и с наименьшим количеством пуговиц. Важно постоянно обращать внимание на то, чтобы дети во время сна не переохлаждались и не перегревались. На качество сна существенно влияет и поза ребенка. Педиатры считают, что лучше всего засыпать на правом боку или на спине. При таком положении внутренние органы испытывают наименьшее давление массы тела. Хорошему качеству сна ребенка способствует и удобная кровать, соответствующая росту ребенка. Ложе ее должно   иметь упругую поверхность, подушка должна быть небольшой 30С‡30 см                                                                                                                                                    Процесс укладывания - наиболее сложный момент в организации сна, имеющий большое значение для его нормального протекания Необходимо учитывать особенности ребенка, доброжелательно и одновременно настойчиво побуждать его лечь и как можно скорее заснуть. Это одно из условий, способствующих выработке привычки спать днем. В этот период особенно важна спокойная обстановка, которая создаст общий положительный настрой ребенка перед сном, а тишина будет способствовать глубокому сну. Во время детского сна недопустимы громкие разговоры взрослых, шум.                                                                                                   Считается хорошим показателем, когда ребенок засыпает в течении15- 20 минут. Если же время засыпания затягивается до 35-40 и более минут, то длительность сна окажется недостаточной и не обеспечит восстановление дееспособности необходимой для активного бодрствования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Значение бодрящей гимнастики для дошкольников.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка.                                                                                                                                       Отдых в течении дня ему просто необходим. Но как помочь проснуться ребенку в хорошем настроении и активно провести оставшийся день?         Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.                                               Что же такое бодрящая гимнастика? Это разминка после сна с использованием различных       упражнений, сюда включаются упражнения на формирование правильной осанки , на формирование свода стопы, на развитие мелкой моторики                                                                                     Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. Во время ее проведения целесообразно включать музыкальное сопровождение. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песни или спокойную приятную музыку.                                                                                                                          Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен увидеть ребенок после сна,  - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь. Бодрящую гимнастику следует проводить в любое время года, в течении 7-15 минут в зависимости от возраста детей.   Варианты бодрящей гимнастики    
 - разминка в постели и самомассаж
- гимнастика игрового характера                                                                                              - гимнастика с использованием тренажеров или спортивного                          комплекса                                                                                                                                        - пробежки по массажным дорожкам                                                                               - самостоятельная                                                                                                                     - лечебно – восстановительная                                                                                                  - музыкально-ритмическая
В течении года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.  Для детей младшего возраста особенно интересна гимнастика игрового характера, для детей старшего дошкольного возраста необходимо проводить комплексы бодрящей гимнастики с элементами точечного массажа и самомассажа.                                                                                 В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики В некоторые комплексы гимнастики включаются игры на снятие психоэмоционального напряжения или игры на умение чувствовать настроение ;            скороговорки и чистоговорки, формирующие четкое произношение, развивающие память детей
 Если дети выполняли гимнастику в постели ,то после этого целесообразно выполнить такие движения как : ходьба по кругу ,на пятках и носках медленный бег. На полу можно разложить разные массажные коврики.  Не сложно сделать  "Cенсорную тропу”  После проведения бодрящей гимнастики желательно проводить водные закаливающие процедуры (обливание ног, обтирание тела)
Примерные комплексы бодрящей гимнастики.
«Забавный Буратино».                                                                                                                 С элементами дыхательной гимнастики и точечного массажа.
                                                                                                                                                                              “Красивый лоб” И .п.- лежа на спине. Провести пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам. Повторить 5 раз, темп умеренный.
“Смеющиеся глаза”. И. п. - лежа на спине. Потереть ладошки друг о друга, приложить к глазам. Повторить 4 раза, каждый ребенок выполняет в инд.темпе.
“Рисуем брови”. И.п. – лежа на спине. Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить 4 раза, каждый ребенок выполняет в инд.темпе.
‘’Длинный нос”. И.п.- лежа на спине. Указательным пальцем энергично провести по крыльям носа. Повторить 4 раза, темп быстрый. В конце  упражнения показать какой  длинный нос у Буратино, слегка подергать себя за нос.
“Смешные уши”. И.п. – лежа на спине. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (20сек), каждый ребенок выполняет в инд.темпе.
“Покажем руки”. И.п. – лежа на спине. Похлопывание правой рукой по левой снизу вверх, затем  сверху вниз   (20сек) , темп умеренный
“Покажем ноги”. И.п. –лежа на животе, руки в стороны. Согнуть ноги в коленях и помахать ими в воздухе. Повторить 5 раз, темп умеренный.    
Дыхательное упражнение ''Ах!'' И.п. – сидя, ноги слегка раздвинуты, руки опущены.1-вдох.2-4-выдох. На выдохе произнести ах –х-х. Повторить 3 раза. Указание: вдох и выдох медленные.                                                                  
«Просыпающиеся котята»
(c элементами самомассажа, проводится в постели).
                                                                                                                             Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята                                                                       Кот решил котят учить                            Дети растирают правую руку
Как же лапки нужно мыть.                      левой от кончиков пальцев
Мы недалеко сидели,                               вверх     
Все движенья подглядели.
Лапку правую потрем,
А потом ее встряхнем.                            Трясут правой рукой.
Вот и левой лапке тоже                           Растирают левую руку правой . 
Правой лапкой мы поможем.                 Трясут левой рукой.
Ушко левое свое                                       Растирают уши снизу вверх и
Левой лапкой достаем,                             обратно до покраснения и ощу-
Правое не забываем,                                 щения тепла.
Левой лапкой умываем.
Проведем по шерстке лапкой,             Проводят пальцами обеих рук по
Будет лобик чистый, гладкий.             лбу от середины к вискам.
Дальше глазки закрываем,                   Гладят закрытые глаза от пере-               
Каждый гладим, умываем.                   носицы  к внешнему краю глаза.
Чистим носик осторожно.                    Указательным пальцем энергично                                                                   
                                                                 проводят по крыльям носа.
Грудку нам разгладить можно.             Гладят и постукивают по груди.
Вот и чистые котята,                               Руки и ноги поднимают вверх
Вот и выспались ребята!                         Выполняют хаотичные движения
 
 
                                                 Прятки                       
(с элементами дыхательной гимнастики проводится в постели).
 Птичка села на окошко, во дворе мяучит кошка -
Разбудить решили нас. Все! Окончен тихий час!
Звучит спокойная музыка. Дети лежат поверх одеял.                                                     Наши сонные ладошки просыпались понемножку,                                                                Ритмично сгибать и разгибать пальцы рук .                                                                                                                                                                                                                                                                        В прятки весело играли - пальцы в кулачок сжимали.                                           Вот так , вот так делаем зарядку !                                                                                                           Вот так, вот так мы играем в прятки!
Ритмично сгибать и разгибают пальцы.                                                                                                                                                     Пальчики на наших ножках знают в парке все дорожки.                                                                       Проверяют – где там пятки ,и играют с нами в прятки.                                        Разгибать пальцы ног
Вот так , вот так делаем зарядку
Вот так, вот так мы играем в прятки!
Мы почти уже проснулись, наши ручки потянулись ,                                                             Поднимают руки и                                                                                                                                                                 помахали над простынкой, дружно спрятались за спинку    машут перед                                                                                                                        собой прячут за спинку
Вот так, вот так мы играем в прятки!                                                                                                                      Вот так , вот так делаем зарядку!                                                                                                      Сцепим ручки мы в замочек у себя над головой.                                             Руки за головой                                                                                                                                       Правый , левый локоточек мы сведем перед собой.                                                        Сводят и разводят локти.                                                                                                   Вот так, вот так  делаем зарядку !
Вот так, вот так мы играем в прятки!
Не хотят коленки спать, им давно пора вставать.                                                    Сгибают и разгибают   ноги в коленях .                                                                                                                                                                                     Мы коленки выставляли ,быстро ножки выпрямляли.                                                              Вот так, вот так делаем зарядку !                                                                                                              Вот так, вот так мы играем в прятки!                                                                                           Наши ротики –молчок, тренируем язычок                                                                                 Быстро выбрасывают язык вперед, затем втягивают .
Его спрячем и покажем.                                                                                                 ''Добрый день!'’- мы звонко скажем.                                                                                                                                        Будем глубоко дышать, с шумом воздух выдувать.                                                        Через нос набирают с шумом воздух,                                                                                                  задерживают дыхание на 1-2-сек.                                                                                Наши носики проснулись, мы друг другу улыбнулись!                                                      С шумом выдыхают  на звук (ууууу), выдох удлинен.
Комплекс гимнастики после дневного сна.

 Цель. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, создавать условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков, в профилактике нарушений осанки, плоскостопия.

Воспитывать положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения  после сна.

Упражнять в ходьбе со свободными, естественными движениями рук, правильно координируя работу ног и рук. Учить выполнять движения в общем для всех темпе.

Материал: рифлёные резиновые коврики, рифлёная доска, кубики,
воздушный шарик, дорожки со шнурами, верёвка для подлезания.
               
Методика. Воспитатель с солнышком в руках или в костюме солнышка будит детей, касаясь каждого из них «лучиком», поглаживая по плечу, по голове.

- Потягунушки, потягунушки,                           Дети потягиваются,
А в ножки ходунушки,                                        вытягивают   ноги
А в ручки хватунушки,                                       и руки до упора,
А в роток говорок,                                               расслабляют
А в головку разумок.                                           мышцы.  
(повторить это движение на левом, а затем на правом боку)

-Наши ножки проснулись,                                  Лечь ровно и
Встрепенулись, потянулись,                              поочерёдно поднимать
И в колене не согнулись,                                    и опускать ноги,
И ещё раз потянулись,                                        стараясь вытянуть носок,
Потянулись, отдохнули.                                     не сгибая ноги в коленях.

-Наши ручки проснулись.                                   Поднять руки вверх
-Где ладошки? Тут?                                             и перебирать поочерёдно
-Тут!                                                                       пальцами, сначала
-На ладошках пруд?                                             медленно, а затем
-Пруд.                                                                    ускоряя темп,
-Палец большой – гусь молодой.                       закончить упражнение
Указательный поймал,                                        сжатием пальцев в кулак
Средний гуся ощипал.                                         и сильным раскрытием
Этот палец суп варил,                                          кисти.
Самый меньший – печь топил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда в живот… Вот!
         -Давайте с вами хорошенько разбудим наши ножки.
Вытяните носки стоп, согните стопу, потяните к себе пальчики и нарисуйте
ими кружочки. Молодцы! Отдохните. И ещё раз!       (повторить 3-5 раз)
         -А теперь разбудим колени: похлопайте по ним, согните ноги в
коленях, придерживая бёдра, сделайте круговые движения коленом левой
ноги, а теперь правой. Молодцы, ребята!                     (повторить 3-5 раз)
         -Присаживайтесь в кроватках, будем будить головку.
Медленно опустите голову, постарайтесь достать подбородком грудь,
так же медленно отведите голову назад, а теперь наклоните влево, вправо
и нарисуйте кружок головой.                                          (повторить 3-5 раз)
         -Теперь разбудим глазки. Садитесь в кроватках поудобнее, сильно
зажмурьте глаза, теперь широко откройте, посмотрите вверх, вниз, влево,
вправо и опять зажмурьте сильно.                                  (повторить 3-5 раз)
         -Сейчас разбудим ротик. Сделайте глубокий вдох, а выдыхая –
помычите «м», но рот не открывайте.                             (повторить 3-5 раз)
-Сделайте глубокий вдох и выталкивайте воздух через нос короткими
толчками, а рот не открывайте.                                        (повторить 3-5 раз)
         -Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам. (дети встают
с кроватей и ходят по дорожкам, рифлёным коврикам)
                                      Наши  детки  на  полу 
                                      Ножками   затопали.
                                      Ходят  детки  ножками,
                                     Новыми   сапожками.
                                      Посмотрите,  хороши
                                      Наши  детки – малыши!
                                      Топа-топа-топа-топ,
                                      Топа-топа-топа-стоп!
-На пути узенький мостик, осторожно, не оступитесь!
                                                                 (ходьба между двух шнуров)
-Переступаем кочки, поднимайте выше ноги, чтобы не споткнуться.
                                                                  (перешагивание через кубики )
-Шар воздушный прилетел, подуйте, чтобы он не упал.
                                                                  (вдох через нос, выдох –
                                                                  через сомкнутые губы)
-Опять зашагали наши ножки по разным дорожкам.
                                                                  (ходьба по ребристым
                                                                  дорожкам и коврикам)
-Зашагали ножки, топ-топ-топ,
Прямо по дорожке, топ-топ-топ,
Топают сапожки, топ-топ-топ,
Это наши ножки, топ-топ-топ.
Ну-ка, веселее, топ-топ-топ,
Вот как мы умеем, топ-топ-топ!
-Повстречался нам на дороге медведь. Как он шёл, покажите.
                                      (встать на «четыре лапы», опираясь на пол полной
                                      поверхностью ладони и ступни, и тихонько
                                      передвигаться в таком положении)
-А вот и лисичка-сестричка крадётся.
                                      (ходьба на носках, передавая повадки лисы)
-А это мышки вылезают из своих норок, прогибают спинки.
                                      (подлезание под верёвку)
-Вот и зайка прискакал.
                                      (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)
-Поскакал зайка умываться после сна. А наши детки тоже будут умывать
водичкой своё личико.
                                      Водичка, водичка,
                                      Умой моё личико,
                                      Чтобы глазки блестели,
                                      Чтобы щёчки краснели,
                                      Чтоб смеялся роток,
                                      Чтоб кусался зубок.
(дети умываются, одеваются, причёсываются, моют руки и садятся).

Комплекс гимнастики после дневного сна.

1. «Потягивание».

И.п. – из позиции «лежа на спине» в кровати.

1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а левая рука – вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а-а».

2. Правая нога тянется пяточкой вперед по кровати, а правая рука – вверх, вдоль туловища – вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».

3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по кровати, обе руки – вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

 

2. Профилактика плоскостопия.

И.п. – стоя возле кровати.

1. «Сокращение» стоп.

2. Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

3. Собирание с пола мелких предметов (ткани) пальцами ног.

4. Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

5. Приседание на носки.

Хождение босиком по ребристой доске.

 

3. Массаж рук.

1. «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой руки, словно по стиральной доске.

4. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

 

4. Профилактика нарушений осанки, дыхательная гимнастика.

Физкультминутка «Стрекоза».

И.п. – стоя между кроватями.

Вот такая стрекоза,

(встать на носки, руки вверх через стороны)

Как горошины, глаза.

(соединить указательный и большой пальцы обеих рук в круг,

приставить к глазам («очки»), повороты в стороны)

А сама, как вертолет,

 

(вращения предплечьями назад-вперед с полуповоротом

Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

И на травушке – роса,

(присед)

И на кустиках роса.

(наклоны вперед, прогнувшись)

Мы ладошки отряхнули,

(хлопки перед собой, руки поочередно вверх-вниз)

Улетела стрекоза.

(мелкие частые движения кистями, руки в стороны)

Попрыгунья испугалась,

Только песенка осталась.

(руки за голову, наклоны влево-вправо, ладони

сложить рупором и «петь»: «Д-з-з-з, д-з-з-з, з-з»).

 

5. Водные процедуры.

 

 Комплекс гимнастики после дневного сна

1. Потягивание.

 

1. И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередно поднимать правую (левую) руку вверх, тянуться, опустить; то же самое поочередно левой рукой, правой и левой ногой. Затем поднять одновременно руки и ноги, потянуться, опустить.

 

2. «Отдыхаем».

И.п. – лежа на животе с опорой на локти, ладонями аккуратно поддерживать подбородок. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленях. Пов. 3-4 р.

 

3. Самомассаж головы («помоем голову»).

И.п. – сидя на корточках. Педагог дает указания, дети имитируют движения: «Включите воду в душе. Потрогайте… Ой, горячая! Добавьте холодной воды, намочите волосы, налейте шампунь в ладошку, намыливайте волосы, хорошенько мойте голову со всех сторон… Нет, сзади совсем не промыли. Теперь хорошо! Смывайте пену, снова со всех сторон. У Саши на висках осталась пена. Теперь все чисто, выключайте воду. Берите полотенце и осторожно промокните волосы. Возьмите расческу и хорошенько расчешите волосы. Не нажимайте гребнем слишком сильно, а то поцарапаете кожу головы. Какие вы красивые!»

 

4. Профилактика плоскостопия.

Корригирующая ходьба («отправляемся в лес») в чередовании с обычной ходьбой: на носках («лисичка»), на пятках («на траве роса, не замочите ноги»), на внешней стороне стопы («медведь»), с высоким подниманием колена («лось»), в полуприсяде («ежик»), по корригирующим дорожкам («пройдем босиком и по камешкам, и по веточкам, и по шишечкам»).

 

5. Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «У меня спина прямая».

И.п. – узкая стойка, руки за спину, сплетены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь

(наклон вперед):

Выпрямляюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь

(действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два

(повороты туловища)!

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу

(ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два

(повороты туловища)!

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать

(действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямешенька спина

(наклоны туловища)!

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два

(повороты туловища)!

 

6. Дыхательно-звуковая гимнастика «Полет на луну».

При выполнении упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

«Запускаем двигатель». И.п. – стойка ноги врозь, руки перед грудью, сжаты в кулаки. Вдох – и.п.; выдох – вращать согнутые руки (одна вокруг другой) на уровне груди; при этом на одном вдохе произносить: «Р-р-р-р». Повторить 4-6 раз.

 

7. Водные процедуры.

 

Комплекс гимнастики после дневного сна.

 

1. Гимнастика пробуждения в постели.

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Сожмите пальцами в кулаки.

4. Согните руки в локтях и, подняв их над головой, соедините в замок.

5. Хорошо потянитесь всем телом, вызывая искусственный зевок.

6. Опустите руки.

7. Разотрите ладони до появления тепла.

8. «Умойте» лицо, шею теплыми ладонями.

 

9. Потяните правую ногу пяткой, носок на себя.

10. Потяните левую ногу пяткой, носок на себя.

11. Потяните две ноги вместе.

12. Прогнитесь.

13. Сели.

14. Соедините руки в замок и потянитесь, вывернув ладони вверх.

15. Мысленно пожелайте всем родным, близким, друзьям здоровья, добра и радости, хорошего настроения.

 

2. Профилактика плоскостопия. Солевое закаливание.

 

Ходьба босиком по солевым дорожкам чередуя с ходьбой по «дорожкам здоровья».

 

3. Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Мы проверили осанку».

 

И.п. – стойка руки на пояс или за спину.

Мы проверили осанку

(ходьба на носках на месте)

И свели лопатки.

Мы ходили на носках,

А потом на пятках

(ходьба на пятках).

Мы идем, как все ребята

(ходьба на месте),

И как мишка косолапый

(ходьба на внешнем своде стопы).

Потом быстрее мы пойдем

(бег на месте)

И после к бегу перейдем.

(ходьба на месте)

 

4. Дыхательная гимнастика.

 

1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»

2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.

3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.

4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.

Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

 

5.Водные процедуры.

Комплекс гимнастики после дневного сна.

1. Потягивание.

 

2. Игра «Зима и лето» (напряжение и расслабление мышц).

И.п. – лежа на спине. На сигнал «Зима!» дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывая, что им тепло. Повторить несколько раз.

 

3. Самомассаж ладоней.

И.п. – сидя на постели, ноги скрестно. Быстро растирать свои ладони до появления тепла. Затем теплыми ладонями «умыть» лицо. Повторить 3-4 раза.

 

4. Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по корригирующим дорожкам («закаляемся и гуляем босиком по заснеженным дорожкам»).

 

5. Профилактика нарушений осанки.

Физкультминутка «Веселая физкультура».

 

И.п. – стоя между кроватями.

Состязание, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки

(ходьба с резкими движениями рук в стороны),

Для чего нужна зарядка?

(встать на носки, руки вверх – потянуться)

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

(присесть – встать, держать осанку)

И весь день не уставать!

(наклон назад – выпрямиться)

Если кто-то от зарядки

(бег с высоким подниманием бедра, держать осанку)

Убегает без оглядки –

Он не станет нипочем

Настоящим силачом!

(повороты туловища направо – налево)

 

6. Дыхательно-звуковая гимнастика.

 

«Новый год». При выполнении всех упражнений вдох делается через нос, рот закрыт.

 

«Бьют часы 12 раз». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок. Вдох – и.п.; выдох – наклониться в сторону, сказать: «Бом!». Повторить12 раз.

«Дует Дед Мороз». И.п. – сидя на корточках, ладони сложить «трубочкой» вокруг рта.

Вдох – и.п.; на выдохе протяжно сказать: «У-у-у-у-у». Повторить 6-8 раз.

 

7. Водные процедуры.

 

Комплекс гимнастики после дневного сна

 

1. Гимнастика в постели.

 

1. Спокойно сделайте вдох, выдох – полным дыханием.

2. Пошевелите пальцами рук и ног.

3. Соединить ладони и потереть до нагрева. Одну ладонь о другую поперек.

4. Слегка подергайте кончик носа.

5. Указательными пальцами массировать ноздри.

6. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».

7. Сделать вдох, на выдохе произнести звук «м-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.

8. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

 

2. Профилактика плоскостопия.

Корригирующая ходьба по резиновому коврику с шипами. И.п. – стоя между кроватями. Ходьба на месте; перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку; приседание на носки; «велосипед» (нажимаем поочередно на педали). Каждое упражнение повторять по 10 раз.

 

3. Профилактика нарушений осанки.

Ходьба с плоской игрушкой лежащей на голове, руки на поясе, спина прямая. Пройти, не уронив игрушку.

 

4. Массаж головы.

Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы со сдвиганием кожи.

 

5. Динамичная дыхательная гимнастика.

1. Руки с напряжением вытянуть вперед, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.

 

2. Руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук.

3. Круговые вращения головой на два счета вдох, на четыре, шесть и восемь – выдох.

4. Вдох – голову с напряжением повернуть к правому плечу, на выдохе голову медленно перевести к левому плечу. Повторить 3-4 раза и наклонить голову вниз, чтобы расслабить мышцы шеи.

5. Вдох – голову с напряжением закинуть назад, выдох – наклонить вниз, расслабиться. Повторить упражнения, произнося при наклоне поочередно гласные звуки (а), (о), (у).

 

6. Водные процедуры.

Комплекс гимнастики после дневного сна

 

1. Гимнастика в постели.

1. Потягивание. И.п. – лежа на спине. Упражнение имитирует потягивание кошки: потянуться руками, ногами, наискосок рука-нога.

2. «Велосипед». И.п. – лежа на спине. Имитировать езду на велосипеде, стопами описывая круги. (20 сек.)

3. «Калачик». И.п. – лежа на спине. Подтянуть голову и бедра к груди («калачик») стараясь оставаться в этом положении как можно дольше (20 сек.)

 

2. Зарядка для глаз.

 

1. «Часики». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо.

На раз – глаза вправо, на два – и.п., на три – глаза влево, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.

2. И.п. то же. На раз – глаза вверх, на два – и.п., на три – глаза вниз, на четыре – и.п. Повторить 8-10 раз.

3. И.п. тоже. Выполняем круговые движения глазами слева направо и наоборот. Повторить по 3-4 раза в каждую сторону.

4. «Жмурки». И.п. то же. На раз – глаза закрыли, на два – и.п., на три – подмигнули одним глазом, на четыре – другим глазом. Повторить 8-10 раз.

 

3. Профилактика нарушений осанки.

 

1.И.п. – стоя, ноги вместе. Одна рука вверху, другая внизу. На раз – соединить руки сзади; на два, три, четыре, пять – держать, не расцепляя; на шесть – и.п. Тоже самое с другой руки. Повторить 6-8 раз.

2. И.п. – стоя, ноги вместе, руки на поясе. На раз – поднять согнутую ногу, на два – ногу выпрямить вперёд, руки развести в стороны, на три – ногу и руки сложить, на четыре – ногу опустить. Повторить 6-8 раз. (Выдерживать паузу,)

3. «Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку.

 

4 .Профилактика плоскостопия.

Ходьба босиком по «комбинированной дорожке». (чередование канатной дорожки, ребристой доски, дорожки из мешочков с речными камушками, резинового коврика с шипами).

 

5. Дыхательная гимнастика.

1. Надуваем 3-4 раза воздушный шарик. Конкурс между детьми «У кого шарик больше?»

2. Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторить 10-12 раз.

3. Глубокий вдох с задержкой дыхания и медленный выдохом.

4. Вдох через нос и интенсивный выдох через рот. При выдохе можно предложить детям сдуть с ладони перышко или кусочек бумаги, устроить соревнования.

Каждое упражнение повторить 10-12 раз.

 

6. Водные процедуры.

 

Комплекс «бодрящей» гимнастики после дневного сна.

1. И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.

2. И.п.: лёжа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.

3. И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох (через нос).

4. И.п.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.                                                                                      5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - выдох.6. И.п.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.                                                                                                                                       

 

Комплекс «бодрящей» гимнастики после дневного сна.

 

Цель. Продолжать работу по укреплению здоровья детей, создавать условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков, в профилактике нарушений осанки, плоскостопия. Воспитывать положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.                                                                                  Упражнять в ходьбе со свободными, естественными движениями рук, правильно координируя работу ног и рук. Учить выполнять движения в общем для всех темпе.                                                                                                     Материал: рифлёные резиновые коврики, рифлёная доска, кубики, воздушный шарик, дорожки со шнурами, верёвка для подлезания.                   Методика проведения. Воспитатель с солнышком в руках или в костюме солнышка будит детей, касаясь каждого из них «лучиком», поглаживая по плечу, по голове. Т                                                                                                                                   - Потягунушки, потягунушки, Дети потягиваются,

А в ножки ходунушки, вытягивают ноги

А в ручки хватунушки, и руки до упора,

А в роток говорок, расслабляют

А в головку разумок. мышцы.

(повторить это движение на левом, а затем на правом боку)

-Наши ножки проснулись, Лечь ровно и

Встрепенулись, потянулись, поочерёдно поднимать

И в колене не согнулись, и опускать ноги,

И ещё раз потянулись, стараясь вытянуть носок,

Потянулись, отдохнули. не сгибая ноги в коленях.

-Наши ручки проснулись. Поднять руки вверх

-Где ладошки? Тут? и перебирать поочерёдно

-Тут! пальцами, сначала

-На ладошках пруд? медленно, а затем

-Пруд. ускоряя темп,

-Палец большой – гусь молодой. закончить упражнение

Указательный поймал, сжатием пальцев в кулак

Средний гуся ощипал. и сильным раскрытием

Этот палец суп варил, кисти.

Самый меньший – печь топил.

Полетел гусь в рот,

А оттуда в живот… Вот!

 -Давайте с вами хорошенько разбудим наши ножки.

Вытяните носки стоп, согните стопу, потяните к себе пальчики и нарисуйте

ими кружочки. Молодцы! Отдохните. И ещё раз! (повторить 3-5 раз)

 -А теперь разбудим колени: похлопайте по ним, согните ноги в

коленях, придерживая бёдра, сделайте круговые движения коленом левой

ноги, а теперь правой. Молодцы, ребята! (повторить 3-5 раз)

 -Присаживайтесь в кроватках, будем будить головку.

Медленно опустите голову, постарайтесь достать подбородком грудь,

так же медленно отведите голову назад, а теперь наклоните влево, вправо

и нарисуйте кружок головой. (повторить 3-5 раз)

 -Теперь разбудим глазки. Садитесь в кроватках поудобнее, сильно

зажмурьте глаза, теперь широко откройте, посмотрите вверх, вниз, влево,

вправо и опять зажмурьте сильно. (повторить 3-5 раз)

 -Сейчас разбудим ротик. Сделайте глубокий вдох, а выдыхая –

помычите «м», но рот не открывайте. (повторить 3-5 раз)

-Сделайте глубокий вдох и выталкивайте воздух через нос короткими

толчками, а рот не открывайте. (повторить 3-5 раз)

 -Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам. (дети встают

с кроватей и ходят по дорожкам, рифлёным коврикам)

 Наши детки на полу

 Ножками затопали.

 Ходят детки ножками,

 Новыми сапожками.

 Посмотрите, хороши

 Наши детки – малыши!

 Топа-топа-топа-топ,

 Топа-топа-топа-стоп!

-На пути узенький мостик, осторожно, не оступитесь!

 (ходьба между двух шнуров)

-Переступаем кочки, поднимайте выше ноги, чтобы не споткнуться.

 (перешагивание через кубики )

-Шар воздушный прилетел, подуйте, чтобы он не упал.

 (вдох через нос, выдох –

 через сомкнутые губы)

-Опять зашагали наши ножки по разным дорожкам.

 (ходьба по ребристым

 дорожкам и коврикам)

-Зашагали ножки, топ-топ-топ,

Прямо по дорожке, топ-топ-топ,

Топают сапожки, топ-топ-топ,

Это наши ножки, топ-топ-топ.

Ну-ка, веселее, топ-топ-топ,

Вот как мы умеем, топ-топ-топ!

-Повстречался нам на дороге медведь. Как он шёл, покажите.

 (встать на «четыре лапы», опираясь на пол полной

 поверхностью ладони и ступни, и тихонько

 передвигаться в таком положении)

-А вот и лисичка-сестричка крадётся.

 (ходьба на носках, передавая повадки лисы)

-А это мышки вылезают из своих норок, прогибают спинки.

 (подлезание под верёвку)

-Вот и зайка прискакал.

 (прыжки на двух ногах с продвижением вперёд)

-Поскакал зайка умываться после сна. А наши детки тоже будут умывать

водичкой своё личико.

 Водичка, водичка,

 Умой моё личико,

 Чтобы глазки блестели,

 Чтобы щёчки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

 Чтоб кусался зубок.

(дети умываются, одеваются, причёсываются, моют руки и садятся кушать).

 

Упражнения для пробуждения.

Работа мышц спины, шеи.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, нагнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Имитировать движения в соответствии со словами. В кроватке.

***                                                                                                                                                   Упражнение на развитие мышц рук.

Моем шею, моем уши,

(Сидя в кроватке ладонями тереть шею и уши)

Вытираем их посуше.

(Имитировать растирание полотенцем)

Чистота всего дороже.

(Грозить пальцем)

Мы и зубы чистим тоже

(Имитировать движением чистку зубов вправо-влево)

Порошком, порошком.

(Сложить пальцы в щепоть и «посыпать» правой рукой и левой рукой по очереди)

Раз, два, три – зубы щеткой чище три.

(Три хлопка в ладоши. Имитировать движения чистки зубов в направлении сверху-вниз).

***

Улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей. Укрепление мышц брюшного пресса.

Ручками как роботы

Тоже поработаем.

Раз, два, три, четыре,

Мы считаем по четыре.

Махи руками круговыми движениями плеч. Стоя.

 

 

«Велосипед».

Улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей. Укрепление мышц брюшного пресса.

А теперь ложись на плед.

Ноги – твой велосипед!

Ты их кверху поднимай

И крути скорей давай.

Упражнение «велосипед». Лежа в кроватке.

***

 Работа мышц пресса.

Снова мы на спинку ляжем,

 Будем загорать на пляже.

 Станем медленно вставать,

 Чтобы дельфинам помахать!

Ложимся в кроватку, затем со словами стихотворения медленно поднимаемся.

***

Укрепление мышц шеи.

«Часы».

Наклоны в сторону. Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так;

Тик – так, тик – так,

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик- так, тик –так,

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так.

Встаем на коврик. Наклоны головы то к одному, то к другому плечу. Раскачивание в такт маятника.

***

Приседания.

Приседаем, приседаем

Наши ножки развиваем.

Вот грибок подрос немножко,

Быстро вниз – и

Снова, крошка!

Приседания. На коврике.

***

Работа мышц спины, брюшного пресса.

Дружно помогаем маме -

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре,

Потянулись, наклонились.

Хорошо мы потрудились!

Имитировать движения в соответствии со словами в стихотворении. На коврике.

***

Укрепление мышц нижних конечностей, брюшного пресса.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Кто высоко так шагал -

Не споткнулся, не упал.

Поднимаем высоко ножки. На коврике.

Потягушеньки.

Потягушеньки моей душеньке.
Тянем ноженьки, тянем рученьки. Потягивание вверх, стопы приподнимаются на носки.
Сон, скорей уходи, сила, приходи.
Напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях.
Улыбнись, глазок, хоть один разок.
Улыбка - мимическое движение.

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература.

 

1. «Физкультурные сказки или как подарить детям радость движения»                                  Н.Н. Ефименко, РАНОК – 2004г.

 2.«Исследовательская деятельность дошкольников  в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни»  Шацких С. В., детский сад N 73 «Мишутка» – Центр развития ребёнка, город Старый Оскол - 2011.

3.«Детский массаж

 массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет»

Красикова И. С. Издательство:  Корона-Принт

2003г.

4.«Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет». Прохорова Г.  Айрис-Пресс -2006г.

5.  «Игры, которые лечат» - для детей от 3 до 5 лет. А.С. Галанов.              «Москва» 2005 год.                                                                                                                                      

6.   «Игры, которые лечат» - для детей от 5 до 7 лет. А.С. Галанов.              «Москва» 2005 год.                                                                                                                                                

7. «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Л.И. Пензулаева. «Москва» 2002 год.                                                                                                   


 

Сон ребенка дошкольника. Сон является жизненно необходимой физиологической потребностью организма

Сон ребенка дошкольника. Сон является жизненно необходимой физиологической потребностью организма

Нужно создавать благоприятные условия для полноценного сна детей

Нужно создавать благоприятные условия для полноценного сна детей

Значение бодрящей гимнастики для дошкольников

Значение бодрящей гимнастики для дошкольников

Если дети выполняли гимнастику в постели ,то после этого целесообразно выполнить такие движения как : ходьба по кругу ,на пятках и носках медленный бег

Если дети выполняли гимнастику в постели ,то после этого целесообразно выполнить такие движения как : ходьба по кругу ,на пятках и носках медленный бег

Все движенья подглядели. Лапку правую потрем,

Все движенья подглядели. Лапку правую потрем,

Вот так, вот так мы играем в прятки!

Вот так, вот так мы играем в прятки!

А в головку разумок. мышцы

А в головку разумок. мышцы

Ножками затопали.

Ножками затопали.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб смеялся роток,

Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

Влево, вправо, назад, вперед. налево-направо; наклоны в стороны)

Профилактика нарушений осанки.

Профилактика нарушений осанки.

Потяните правую ногу пяткой, носок на себя

Потяните правую ногу пяткой, носок на себя

Водные процедуры. Комплекс гимнастики после дневного сна

Водные процедуры. Комплекс гимнастики после дневного сна

Бьют часы 12 раз». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок

Бьют часы 12 раз». И.п. – стоя, ноги врозь, руки вверх, сцеплены в замок

Руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук

Руки с напряжением вытянуть в стороны, поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук

Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку

Походи». Ходьба на месте 1-2 мин, сохраняя правильную осанку

Материал: рифлёные резиновые коврики, рифлёная доска, кубики, воздушный шарик, дорожки со шнурами, верёвка для подлезания

Материал: рифлёные резиновые коврики, рифлёная доска, кубики, воздушный шарик, дорожки со шнурами, верёвка для подлезания

Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам

Все проснулись детки и пошли гулять по дорожкам

Упражнения для пробуждения.

Упражнения для пробуждения.

Велосипед». Улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей

Велосипед». Улучшение кровообращения верхних и нижних конечностей

Приседания. На коврике. ***

Приседания. На коврике. ***

Рекомендуемая литература. 1

Рекомендуемая литература. 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2020