Продолжали летать и биться с врагом…
Мало кому известно, что без ног или рук, продолжали летать и биться с врагом более десятка летчиков. Наш рассказ – о героических летчиках морской авиации. Боевая традиция – никогда не сдаваться была заложена в авиации российского флота еще в годы Первой Мировой войны. Александр Николаевич Прокофьев-Северский стал авиатором в 1914 году, когда в Российском императорском флоте начали создавать авиагруппы для ведения морской разведки. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба, он получил тяжелейшие травмы, лишился правой ноги. Научившись ходить, а потом и летать на протезе, Прокофьев-Северский добился именного повеления Николая II и продолжил воевать с врагом в воздухе (на снимке А.Н. Прокофьев-Северский в кабине сконструированного им самолета — SEV-3M).
9 октября 1941 года Любимов был сбит в бою над Перекопским перешейком. Тяжело раненым совершил вынужденную посадку. Он лишился ступни левой ноги, правую с трудом удалось сохранить. Однако Любимов вернулся в строй и вскоре начал летал с протезом. С октября 1942 года - командир авиаполка, который вскоре стал гвардейским (11-й ГИАП ВВС ВМФ).
С октября 1943 года Любимов командовал 4-й истребительной авиадивизией ВВС Черноморского флота. За годы войны совершил 174 боевых вылета, сбил 6 самолётов противника лично и 2 в паре.
22 января 1944 года гвардии полковник Любимов был удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Любимов стал генерал-майором авиации и военным профессором.
Леонид Георгиевич Белоусов
Зимой 1938 года Белоусов в сложных метеоусловиях совершил на самолете И-16 вынужденную посадку. Самолет загорелся, летчик получил серьезные ожоги. Он перенёс множество пластических операций. В начале Великой Отечественной войны Белоусов - командир эскадрильи 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. В результате развившейся болезни обгоревших ног началась гангрена. В тыловом госпитале в Алма-Ате ему ампутировали сначала правую ногу (выше колена), а затем и левую ногу (под самое колено).
В 1944 году Белоусов добился возвращения в свой полк, к тому времени - 4-й гвардейский. В его составе совершал боевые вылеты на прикрытие кораблей и разведку. Гвардии майор Л. Г. Белоусов произвёл около 300 боевых вылетов. Летал на Ла-5, сбил 3 самолёта противника.
Герой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин. При аварии на И-16 в 1938 году сильно обгорел. Последствия аварии сказались в 1941 году — началась гангрена ранее обгоревших ног. Ноги ампутировали, причем правая нога была ампутирована выше колена. Но он хотел вернуться в строй. Удалось это только в 1944 году. До конца войны он успел сделать 40 боевых вылетов и сбить 3 самолета врага. Общее количество совершенных им боевых вылетов — 300.
Александр Грисенко. Участник Гражданской войны. С 1941 года — участник Великой Отечественной. Сначала командиром авиаполка, потом — авиадивизии. Участник Сталинградской битвы. В августе 1942 года тяжело ранен в воздушном бою. В госпитале ему ампутировали левую ногу ниже колена. Продолжил воевать, командуя истребительными дивизиями: сначала 23-й гвардейской, а потом 16-й гвардейской истребительной. Участвовал в боях, лично сбил 4 немецких самолета.
Безрукий пилот попал в Книгу рекордов Гиннесса
Всего без одной или без обеих ног в Красной армии воевали более десятка пилотов – Александр Грисенко, Иван Любимов, Илья Маликов, Леонид Белоусов и другие. А вот безруких пилотов во время Второй мировой оказалось всего лишь один – Иван Леонов.
В 1943 году во время выполнения аэрофотосъёмки позиций противника под Орлом самолёт лейтенанта Леонова был сбит. Сам пилот получил тяжелейшее ранение – снаряд раздробил ему плечевой сустав. В то время Леонову было всего 20 лет. Врачи спасли ему жизнь, но руку, плечевой сустав и лопатку им пришлось ампутировать. Оправившись от ран, Леонов сперва добился у командующего 1-й воздушной армией Михаила Громова разрешения остаться в войсках. Занимаясь штабной работой, он смастерил из лёгкого дюралюминия специальный протез, позволяющий ему управлять самолётом. Поначалу безрукому пилоту доверили перевозить почту на По-2, затем подключили к выполнению боевых задач. Иван Леонов провоевал до конца войны. В 1995 году Указом Бориса Ельцина ему было присвоено звание Героя России. Однако вскоре неожиданно выяснилось, что уже полвека, как Леонов является Героем Советского Союза – к Золотой Звезде его представили ещё в годы войны, но из-за ошибки госпитальных служащих лётчик был указан в документах как умерший от ран, и награда ушла в архив. Также за уникальную стойкость и непоколебимость имя Леонова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.
Фашисты вырвали лётчику глаз
То, что безруких пилотов история знает не в пример меньше, чем лётчиков без ног, вполне понятно – управлять самолётом без руки значительно сложнее. Однако представить, чтобы за штурвалом истребителя сидел почти слепой человек, и вовсе невозможно. Тем не менее бывало и такое.
Кадровый офицер Евгений Азаров воевал в авиации с первого дня войны. В 1943 году после тяжёлого ранения у него резко упало зрение, в результате медики решили отправить его в тыл. Обманув врачей, Азаров смог получить заключение о своей годности к службе. Но одно дело – бумага, а другое – настоящий бой. Глазами Азарова, ставшего к тому времени командиром эскадрильи, стал его ведомый. Заметив самолёт противника, он наводил на него истребитель Азарова, затем оттягивался назад и прикрывал командиру хвост. Таким образом до конца войны Азаров сбил 15 немецких самолётов, заслужив звание Героя Советского Союза.
А вот младшему лейтенанту Ивану Драченко отсутствие глаза компенсировали злость и желание отомстить врагу. Летом 1943-го его Ил-2 был сбит, потерявший сознание лётчик попал в плен. В ходе пыток садисты из фельджандармерии вырвали Драченко глаз, после чего отправили в лагерь. По пути пилот смог сбежать, добрался до своих и после лечения снова сел за штурвал штурмовика. Совершив 150 боевых вылетов, Иван Драченко отомстил фашистам с лихвой.
Маликов Илья Антонович
29 июня 1942 года. Этот день стал в военной судьбе Ильи Маликова
переломным. Согласно официальным документам, в это день он получил очередное
боевое задание и вылетел на бомбометание противника в районе Ржевского
плацдарма. На боевом курсе прямым попаданием зенитного снаряда у Ильи была
перебита правая нога выше колена. Но он держал курс до тех пор, пока штурман не
сбросил бомбы на цель. Превозмогая боль в ноге, Илья повёл самолёт домой,
перетянул через линию фронта, произвёл посадку с убранным шасси на своей
территории и сразу же потерял сознание. Только исключительное самообладание,
непреклонная сила воли Ильи Маликова спасли жизнь экипажу, а его самолёт был
восстановлен через несколько дней. Но в это время Маликова везли в госпиталь,
где ему ампутировали правую ногу. После выздоровления, с протезом на правой
ноге, он возвратился в полк с единственной просьбой: допустить его вновь к
лётной работе на боевом самолёте ПЕ-2.
Он лишился ноги, но смог вернуться в строй и уничтожить живую и материальную
силу противнику, долетев до Берлина на освоенном им новом самолёте ПЕ-2,
совершив в конечном итоге 86 боевых вылетов. Он стал Героем Советского Союза. Алексей Маресьев. Летал
на Як-1, был сбит в бою 5 апреля 1942 года над Демянским котлом. При
падении был сильно травмирован, долго полз к людям, сильно обморозил разбитые
ноги, началась газовая гангрена. Обе ноги были ампутированы в районе голени.
После лечения летчик сумел пройти медкомиссию и вернуться на фронт. За 86 успешно
совершённых боевых вылета, из них 22 с пикирования, несмотря на протез, за
мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими
захватчиками, за мастерство и умение бить врага, достоин звания Героя
Советского Союза».
Цвета военного неба крылья безногого аса
Захар Сорокин в годы Великой Отечественной войны был летчиком 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. 25 октября 1941 года, также за полгода до Маресьева, он совершил в воздушном бою таран, повредив свой самолёт, который упал в тундре. Шесть суток Сорокин полз по снегу, получив сильнейшее обморожение. В госпитале ему ампутировали обе ступни. Освоив протезы, летчик написал письмо наркому ВМФ СССР и в порядке исключения был возвращен в свою часть, где продолжил летать, обеспечивая охрану морских караванов. Сбил более 10 вражеских самолетов. Был награжден советскими боевыми орденами и медалями, а также орденом Британской империи V класса. 19 августа 1944 года гвардии капитану Сорокину было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он продолжал служить в авиации Черноморского флота.
80 лет подвигу Захара Сорокина
«Мы сразу попали в густой слой облаков, -- вспоминает Сорокин тот день. (Он вылетел по тревоге на пару со своим другом Дмитрием Соколовым.) -- Наши самолёты стали пробиваться вверх. Четыре тысячи метров, пять тысяч, шесть… Прошли облака. И тут неожиданно на фоне тёмно-синих туч появились контуры четырёх вражеских самолётов. Это были «Мессершмитты-110» - «мессеры», как их называли».
Сорокин отдал приказ об атаке и повёл самолёт на головную машину… Секунда – и чёрный корпус оказался в рамке оптического прицела. Захар дал длинную пулемётную очередь по мотору и кабине лётчика… Пылающий бомбардировщик завалился на крыло и стал уходить к земле, волоча за собой шлейф дыма.
Пока Соколов вёл бой со вторым, Сорокин атаковал третьего… Патронов больше нет!.. Неожиданно из-за облаков вынырнул четвёртый «Мессершмитт». Захар не успел развернуть самолёт: он услышал, как пули хлестнули по крылу и кабине. В тот же момент Сорокин почувствовал тупой удар в бедро. «Ранен! Боеприпасов нет. Что делать?..»
Из боя лётчик не вышел, а повёл самолёт наперерез фашисту… Удар! Истребитель отбросило в сторону, а «мессер» с обрубленным хвостом камнем пошёл вниз. Но и самолёт Захара был повреждён: он вдруг забрал влево, а потом рывком сорвался в штопор. Под крыльями мелькали заснеженные сопки… Наконец, в извилистом ущелье показалось небольшое замёрзшее озеро. Захар выключил зажигание и перекрыл краны бензобаков, чтобы самолёт не загорелся при посадке. В последний момент решил сесть, не выпуская шасси… Когда самолёт замер на льду, в кабину ворвался горячий пар из повреждённого радиатора… Лётчик откинул колпак кабины и сразу услышал рокот мотора: на бреющем полёте над ним пронёсся самолёт друга. Когда пурга стихла, Сорокин попытался покинуть кабину, однако это было непросто: раненая нога нестерпимо болела. Вдруг лётчик услышал собачий лай: огромный дог нёсся к кабине… Захар инстинктивно захлопнул колпак. И вовремя! Через стекло на него смотрела свирепая клыкастая морда. Это была одна из служебных собак, которых немецкие асы брали с собой на боевые вылеты.
Сорокин понял, что где-то приземлился немецкий самолёт… Лётчик осторожно приподнял колпак и выстрелил… Лай затих.
«Но где же хозяин?». Захар оглянулся: у подножия сопки, зарывшись левой плоскостью в снег, лежал тёмный корпус «Мессершмитта». Это был тот самый «мессер», который Сорокин сбил в начале боя. В эту же секунду раздался выстрел… К истребителю Сорокина двигалась неуклюжая фигура в лётном комбинезоне. Захар выскочил из кабины и, укрывшись за крылом, дважды выстрелил в гитлеровца… Колючий снег обжигал лицо, боль в бедре понемногу утихала.
«Далеко ли до наших позиций? Да и пройдёшь ли туда по глубокому снегу?» - эти вопросы вихрем кружились в голове раненого лётчика.
…Снова выстрелы! Один, другой, третий! Захар упал в снег и бросил взгляд туда, где лежал «мессер»… Перебегая от валуна к валуну, к нему приближался второй немец. Перестрелка продолжалась до тех пор, пока гитлеровец не израсходовал последний патрон. Тогда он поднялся из-за гранитного валуна и на ломаном русском крикнул:
- Русс, сдавайс! Рус, не уйдёшь!
В доказательство серьёзности своих намерений немецкий лётчик вытащил нож. Сорокин выстрелил в фашиста, но пистолет дал осечку… "В тот же миг гитлеровец бросился на меня, - вспоминает Захар. – Я почувствовал острую боль. Финка полоснула по лицу… Пришёл в себя от недостатка воздуха. Волосатые пальцы врага сдавили горло. Напрягая все силы, рванул гитлеровца за руки. Дышать стало легче. Ещё рывок – и фашист отлетел в сторону…
Какое-то мгновение мы оба лежали на снегу, обессиленные борьбой. Потом одновременно вскочили. Фашист поскользнулся и я, изловчившись, ударил его ногой. Он закричал и во весь рост растянулся на льду. Тут я вспомнил о пистолете и оглянулся: шагах в трёх от меня лежал нож и мой «ТТ». Схватив пистолет, я выбросил патрон, давший осечку, и выстрелил в грудь гитлеровца. Всё!..»
БОГАТЫРЬ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Елена Ткач
Шла война – важны победы, у Сорокина их пять, и десять уже на счету,
И снова бой, сражение в небе, друг в опасности - Я ему помогу!
Медлить нельзя, Захар идет на таран, хвост винтом отсекает врагу,
Оба покинули небесный океан, бой продолжали уже на снегу…
Ножевое и пулевое – два ранения, аптечку в самолете своем нашел,
Успокоил немного кровотечение, определил ориентир и пошел…
70 километров, по морозу пути, нечеловеческих усилий и воли,
Чтоб победить, и до наших дойти, никому не пожелаешь выпавшей доли.
Затем ампутация ступней ног, борьба чтобы выжить, и на ноги встать,
Больница, протезы, почти целый год, поставлена цель – я должен летать!
И снова учёба, и снова полеты, на самолете с ручным управлением,
Наконец, он в атаке, строчат пулеметы, Сорокин ведёт боевое сражение.
И вот, он уже вожак ратных дел, штурман летного состава части,
Своих авиаторов поддержать умел, грудью защищая дарил им счастье.
О нём говорили – Это наш Захар, он богатырь из нашей жизни,
Жить для людей его небесный дар, он преданно служит своей Отчизне.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.