"Продолжали летать и биться с врагом"
Оценка 4.8

"Продолжали летать и биться с врагом"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
docx
классное руководство
5 кл—11 кл
26.02.2023
"Продолжали летать и биться с врагом"
Мало кому известно, что без ног или рук, продолжали летать и биться с врагом более десятка летчиков. Наш рассказ – о героических летчиках морской авиации. Боевая традиция – никогда не сдаваться была заложена в авиации российского флота еще в годы Первой Мировой войны.
Продолжали летать и биться с врагом.docx

Продолжали летать и биться с врагом…А.Н. Прокофьев-Северский в кабине сконструированного им самолета — SEV-3M

Мало кому известно, что без ног или рук, продолжали летать и биться с врагом более десятка летчиков. Наш рассказ – о героических летчиках морской авиации. Боевая традиция – никогда не сдаваться была заложена в авиации российского флота еще в годы Первой Мировой войны. Александр Николаевич Прокофьев-Северский стал авиатором в 1914 году, когда в Российском императорском флоте начали создавать авиагруппы для ведения морской разведки. Летом 1915 года в его аэроплане сдетонировала бомба, он получил тяжелейшие травмы, лишился правой ноги. Научившись ходить, а потом и летать на протезе, Прокофьев-Северский добился именного повеления Николая II и продолжил воевать с врагом в воздухе (на снимке А.Н. Прокофьев-Северский в кабине сконструированного им самолета — SEV-3M).

И.С. Любимов9 октября 1941 года Любимов был сбит в бою над Перекопским перешейком. Тяжело раненым совершил вынужденную посадку. Он лишился ступни левой ноги, правую с трудом удалось сохранить. Однако Любимов вернулся в строй и вскоре начал летал с протезом. С октября 1942 года - командир авиаполка, который вскоре стал гвардейским (11-й ГИАП ВВС ВМФ).

С октября 1943 года Любимов командовал 4-й истребительной авиадивизией ВВС Черноморского флота. За годы войны совершил 174 боевых вылета, сбил 6 самолётов противника лично и 2 в паре.

22 января 1944 года гвардии полковник Любимов был удостоен звания Героя Советского Союза.

После войны Любимов стал генерал-майором авиации и военным профессором.

Леонид Георгиевич Белоусов

Л.Г. БелоусовЗимой 1938 года Белоусов в сложных метеоусловиях совершил на самолете И-16 вынужденную посадку. Самолет загорелся, летчик получил серьезные ожоги. Он перенёс множество пластических операций. В начале Великой Отечественной войны Белоусов - командир эскадрильи 13-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. В результате развившейся болезни обгоревших ног началась гангрена. В тыловом госпитале в Алма-Ате ему ампутировали сначала правую ногу (выше колена), а затем и левую ногу (под самое колено).

В 1944 году Белоусов добился возвращения в свой полк, к тому времени - 4-й гвардейский. В его составе совершал боевые вылеты на прикрытие кораблей и разведку. Гвардии майор Л. Г. Белоусов произвёл около 300 боевых вылетов. Летал на Ла-5, сбил 3 самолёта противника.

Герой Советского Союза Георгий Павлович КузьминГерой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин. При аварии на И-16 в 1938 году сильно обгорел. Последствия аварии сказались в 1941 году — началась гангрена ранее обгоревших ног. Ноги ампутировали, причем правая нога была ампутирована выше колена. Но он хотел вернуться в строй. Удалось это только в 1944 году. До конца войны он успел сделать 40 боевых вылетов и сбить 3 самолета врага. Общее количество совершенных им боевых вылетов — 300.

 

Александр Иванович ГрисенкоАлександр Грисенко. Участник Гражданской войны. С 1941 года — участник Великой Отечественной. Сначала командиром авиаполка, потом — авиадивизии. Участник Сталинградской битвы. В августе 1942 года тяжело ранен в воздушном бою. В госпитале ему ампутировали левую ногу ниже колена. Продолжил воевать, командуя истребительными дивизиями: сначала 23-й гвардейской, а потом 16-й гвардейской истребительной. Участвовал в боях, лично сбил 4 немецких самолета.  

Безрукий пилот попал в Книгу рекордов Гиннесса

Всего без одной или без обеих ног в Красной армии воевали более десятка пилотов – Александр Грисенко, Иван Любимов, Илья Маликов, Леонид Белоусов и другие. А вот безруких пилотов во время Второй мировой оказалось всего лишь один – Иван Леонов.

В 1943 году во время выполнения аэрофотосъёмки позиций противника под Орлом самолёт лейтенанта Леонова был сбит. Сам пилот получил тяжелейшее ранение – снаряд раздробил ему плечевой сустав. В то время Леонову было всего 20 лет. Врачи спасли ему жизнь, но руку, плечевой сустав и лопатку им пришлось ампутировать. Оправившись от ран, Леонов сперва добился у командующего 1-й воздушной армией Михаила Громова разрешения остаться в войсках. Занимаясь штабной работой, он смастерил из лёгкого дюралюминия специальный протез, позволяющий ему управлять самолётом. Поначалу безрукому пилоту доверили перевозить почту на По-2, затем подключили к выполнению боевых задач. Иван Леонов провоевал до конца войны. В 1995 году Указом Бориса Ельцина ему было присвоено звание Героя России. Однако вскоре неожиданно выяснилось, что уже полвека, как Леонов является Героем Советского Союза – к Золотой Звезде его представили ещё в годы войны, но из-за ошибки госпитальных служащих лётчик был указан в документах как умерший от ран, и награда ушла в архив. Также за уникальную стойкость и непоколебимость имя Леонова занесено в Книгу рекордов Гиннесса.

 

Фашисты вырвали лётчику глаз

То, что безруких пилотов история знает не в пример меньше, чем лётчиков без ног, вполне понятно – управлять самолётом без руки значительно сложнее. Однако представить, чтобы за штурвалом истребителя сидел почти слепой человек, и вовсе невозможно. Тем не менее бывало и такое.

Кадровый офицер Евгений Азаров воевал в авиации с первого дня войны. В 1943 году после тяжёлого ранения у него резко упало зрение, в результате медики решили отправить его в тыл. Обманув врачей, Азаров смог получить заключение о своей годности к службе. Но одно дело – бумага, а другое – настоящий бой. Глазами Азарова, ставшего к тому времени командиром эскадрильи, стал его ведомый. Заметив самолёт противника, он наводил на него истребитель Азарова, затем оттягивался назад и прикрывал командиру хвост. Таким образом до конца войны Азаров сбил 15 немецких самолётов, заслужив звание Героя Советского Союза.

А вот младшему лейтенанту Ивану Драченко отсутствие глаза компенсировали злость и желание отомстить врагу. Летом 1943-го его Ил-2 был сбит, потерявший сознание лётчик попал в плен. В ходе пыток садисты из фельджандармерии вырвали Драченко глаз, после чего отправили  в лагерь. По пути пилот смог сбежать, добрался до своих и после лечения снова сел за штурвал штурмовика. Совершив 150 боевых вылетов, Иван Драченко отомстил фашистам с лихвой.

 

 

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-01/thumbs/1453667152_sorokin.jpg

https://topwar.ru/uploads/posts/2016-01/thumbs/1453667067_2-sorokin.jpg


https://topwar.ru/uploads/posts/2016-01/thumbs/1453690691_1453667110_malikov_kursant_1940-god.jpgМаликов Илья Антонович

29 июня 1942 года. Этот день стал в военной судьбе Ильи Маликова переломным. Согласно официальным документам, в это день он получил очередное боевое задание и вылетел на бомбометание противника в районе Ржевского плацдарма. На боевом курсе прямым попаданием зенитного снаряда у Ильи была перебита правая нога выше колена. Но он держал курс до тех пор, пока штурман не сбросил бомбы на цель. Превозмогая боль в ноге, Илья повёл самолёт домой, перетянул через линию фронта, произвёл посадку с убранным шасси на своей территории и сразу же потерял сознание. Только исключительное самообладание, непреклонная сила воли Ильи Маликова спасли жизнь экипажу, а его самолёт был восстановлен через несколько дней. Но в это время Маликова везли в госпиталь, где ему ампутировали правую ногу. После выздоровления, с протезом на правой ноге, он возвратился в полк с единственной просьбой: допустить его вновь к лётной работе на боевом самолёте ПЕ-2.
Он лишился ноги, но смог вернуться в строй и уничтожить живую и материальную силу противнику, долетев до Берлина на освоенном им новом самолёте ПЕ-2, совершив в конечном итоге 86 боевых вылетов. Он стал Героем Советского Союза.
https://topwar.ru/uploads/posts/2016-01/thumbs/1453690762_1453668333_krasnikov-3.jpegАлексей Маресьев. Летал на Як-1, был сбит в бою 5 апреля 1942 года над Демянским котлом. При падении был сильно травмирован, долго полз к людям, сильно обморозил разбитые ноги, началась газовая гангрена. Обе ноги были ампутированы в районе голени. После лечения летчик сумел пройти медкомиссию и вернуться на фронт. За 86 успешно совершённых боевых вылета, из них 22 с пикирования, несмотря на протез, за мужество, отвагу и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, за мастерство и умение бить врага, достоин звания Героя Советского Союза».

Цвета военного неба крылья безногого аса

З.А. СорокинЗахар Сорокин в годы Великой Отечественной войны был летчиком 72-го смешанного авиаполка ВВС Северного флота. 25 октября 1941 года, также за полгода до Маресьева, он совершил в воздушном бою таран, повредив свой самолёт, который упал в тундре. Шесть суток Сорокин полз по снегу, получив сильнейшее обморожение. В госпитале ему ампутировали обе ступни. Освоив протезы, летчик написал письмо наркому ВМФ СССР и в порядке исключения был возвращен в свою часть, где продолжил летать, обеспечивая охрану морских караванов. Сбил более 10 вражеских самолетов. Был награжден советскими боевыми орденами и медалями, а также орденом Британской империи V класса. 19 августа 1944 года гвардии капитану Сорокину было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны он продолжал служить в авиации Черноморского флота.

 

Сбитый "мессер"

80 лет подвигу Захара Сорокина

«Мы сразу попали в густой слой облаков, -- вспоминает Сорокин тот день. (Он вылетел по тревоге на пару со своим другом Дмитрием Соколовым.) -- Наши самолёты стали пробиваться вверх. Четыре тысячи метров, пять тысяч, шесть… Прошли облака. И тут неожиданно на фоне тёмно-синих туч появились контуры четырёх вражеских самолётов. Это были «Мессершмитты-110» - «мессеры», как их называли».

Сорокин отдал приказ об атаке и повёл самолёт на головную машину… Секунда – и чёрный корпус оказался в рамке оптического прицела. Захар дал длинную пулемётную очередь по мотору и кабине лётчика… Пылающий бомбардировщик завалился на крыло и стал уходить к земле, волоча за собой шлейф дыма. 

Пока Соколов вёл бой со вторым, Сорокин атаковал третьего… Патронов больше нет!.. Неожиданно из-за облаков вынырнул четвёртый «Мессершмитт». Захар не успел развернуть самолёт: он услышал, как пули хлестнули по крылу и кабине. В тот же момент Сорокин почувствовал тупой удар в бедро. «Ранен! Боеприпасов нет. Что делать?..»

Из боя лётчик не вышел, а повёл самолёт наперерез фашисту… Удар! Истребитель отбросило в сторону, а «мессер» с обрубленным хвостом камнем пошёл вниз. Но и самолёт Захара был повреждён: он вдруг забрал влево, а потом рывком сорвался в штопор. Под крыльями мелькали заснеженные сопки… Наконец, в извилистом ущелье показалось небольшое замёрзшее озеро. Захар выключил зажигание и перекрыл краны бензобаков, чтобы самолёт не загорелся при посадке. В последний момент решил сесть, не выпуская шасси… Когда самолёт замер на льду, в кабину ворвался горячий пар из повреждённого радиатора… Лётчик откинул колпак кабины и сразу услышал рокот мотора: на бреющем полёте над ним пронёсся самолёт друга. Когда пурга стихла, Сорокин попытался покинуть кабину, однако это было непросто: раненая нога нестерпимо болела. Вдруг лётчик услышал собачий лай: огромный дог нёсся к кабине… Захар инстинктивно захлопнул колпак. И вовремя! Через стекло на него смотрела свирепая клыкастая морда. Это была одна из служебных собак, которых немецкие асы брали с собой на боевые вылеты.

Сорокин понял, что где-то приземлился немецкий самолёт… Лётчик осторожно приподнял колпак и выстрелил… Лай затих.

«Но где же хозяин?». Захар оглянулся: у подножия сопки, зарывшись левой плоскостью в снег, лежал тёмный корпус «Мессершмитта». Это был тот самый «мессер», который Сорокин сбил в начале боя. В эту же секунду раздался выстрел… К истребителю Сорокина двигалась неуклюжая фигура в лётном комбинезоне. Захар выскочил из кабины и, укрывшись за крылом, дважды выстрелил в гитлеровца… Колючий снег обжигал лицо, боль в бедре понемногу утихала.

«Далеко ли до наших позиций? Да и пройдёшь ли туда по глубокому снегу?» - эти вопросы вихрем кружились в голове раненого лётчика.

…Снова выстрелы! Один, другой, третий! Захар упал в снег и бросил взгляд туда, где лежал «мессер»… Перебегая от валуна к валуну, к нему приближался второй немец. Перестрелка продолжалась до тех пор, пока гитлеровец не израсходовал последний патрон. Тогда он поднялся из-за гранитного валуна и на ломаном русском крикнул:

- Русс, сдавайс! Рус, не уйдёшь!

В доказательство серьёзности своих намерений немецкий лётчик вытащил нож. Сорокин выстрелил в фашиста, но пистолет дал осечку… "В тот же миг гитлеровец бросился на меня, - вспоминает Захар. – Я почувствовал острую боль. Финка полоснула по лицу… Пришёл в себя от недостатка воздуха. Волосатые пальцы врага сдавили горло. Напрягая все силы, рванул гитлеровца за руки. Дышать стало легче. Ещё рывок – и фашист отлетел в сторону…

Какое-то мгновение мы оба лежали на снегу, обессиленные борьбой. Потом одновременно вскочили. Фашист поскользнулся и я, изловчившись, ударил его ногой. Он закричал и во весь рост растянулся на льду. Тут я вспомнил о пистолете и оглянулся: шагах в трёх от меня лежал нож и мой «ТТ». Схватив пистолет, я выбросил патрон, давший осечку, и выстрелил в грудь гитлеровца. Всё!..»

 

БОГАТЫРЬ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ

                                                   Елена Ткач

Шла война – важны победы, у Сорокина их пять, и десять уже на счету,

И снова бой, сражение в небе, друг в опасности -  Я ему помогу!

Медлить нельзя, Захар идет на таран, хвост винтом отсекает врагу,

Оба покинули небесный океан, бой продолжали уже на снегу…

 

Ножевое и пулевое – два ранения, аптечку в самолете своем нашел,

Успокоил немного кровотечение, определил ориентир и пошел…

70 километров, по морозу пути, нечеловеческих усилий и воли,

Чтоб победить, и до наших дойти, никому не пожелаешь выпавшей доли.

 

Затем ампутация ступней ног, борьба чтобы выжить, и на ноги встать,

Больница, протезы, почти целый год, поставлена цель – я должен летать!

И снова учёба, и снова полеты, на самолете с ручным управлением,

Наконец, он в атаке, строчат пулеметы, Сорокин ведёт боевое сражение.

 

И вот, он уже вожак ратных дел, штурман летного состава части,

Своих авиаторов поддержать умел, грудью защищая дарил им счастье.

О нём говорили – Это наш Захар, он богатырь из нашей жизни,

Жить для людей его небесный дар, он преданно служит своей Отчизне.


 

Скачано с www.znanio.ru

Продолжали летать и биться с врагом…

Продолжали летать и биться с врагом…

Любимов был сбит в бою над Перекопским перешейком

Любимов был сбит в бою над Перекопским перешейком

Леонид Георгиевич Белоусов Зимой 1938 года

Леонид Георгиевич Белоусов Зимой 1938 года

Герой Советского Союза Георгий

Герой Советского Союза Георгий

Безрукий пилот попал в Книгу рекордов

Безрукий пилот попал в Книгу рекордов

Фашисты вырвали лётчику глаз

Фашисты вырвали лётчику глаз

"Продолжали летать и биться с врагом"

"Продолжали летать и биться с врагом"

"Продолжали летать и биться с врагом"

"Продолжали летать и биться с врагом"

Маликов Илья Антонович 29 июня 1942 года

Маликов Илья Антонович 29 июня 1942 года

Алексей Маресьев. Летал на Як-1, был сбит в бою 5 апреля 1942 года над

Алексей Маресьев. Летал на Як-1, был сбит в бою 5 апреля 1942 года над

Захар Сорокин в годы Великой Отечественной войны был летчиком 72-го смешанного авиаполка

Захар Сорокин в годы Великой Отечественной войны был летчиком 72-го смешанного авиаполка

Захара Сорокина « Мы сразу попали в густой слой облаков, -- вспоминает

Захара Сорокина « Мы сразу попали в густой слой облаков, -- вспоминает

В тот же момент Сорокин почувствовал тупой удар в бедро

В тот же момент Сорокин почувствовал тупой удар в бедро

К истребителю Сорокина двигалась неуклюжая фигура в лётном комбинезоне

К истребителю Сорокина двигалась неуклюжая фигура в лётном комбинезоне

БОГАТЫРЬ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ

БОГАТЫРЬ ИЗ НАШЕЙ ЖИЗНИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2023