Диссеминация опыта
«Продуктивные задания на уроках русского языка и литературы».
Добрый день, уважаемые коллеги!
Наша школа в Благовещенском районе одна из тех школ, где реализация
ФГОС ООО началась с 5 класса в 2013г. Мы прошли курсы повышения
квалификации, но понимание, что такое ФГОС пришло только в практической
работе.
Значительную помощь в работе учителю могут оказать разработчики ОС
«Школа 2100».
Вам всем известны проблемы современного образования.
Менять нужно многое, чтобы решить эти задачи.
ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы
(цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося
на основе освоения способов деятельности.
Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при
ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты
ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не
бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления,
изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в
настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Методы обучения делят по доминирующим средствам на словесные,
наглядные и практические. Затем их группируют, а эта группировка зависит
от существенных дидактических задач, на:
1. методы приобретения новых знаний;
2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Эту классификацию обычно дополняют способами закрепления
осваиваемого материала и способами самостоятельного труда учащихся. Все
разнообразие способов обучения делят на три центральные группы:
1. методы организации и осуществления учебнопознавательной
деятельности;
2. методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной
деятельности;
3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно
познавательной деятельности.
Самой наилучшей представляется группирование способов учебы, в
которой за основные принципы берется характер учебнопознавательной
деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении ими усваиваемого
материала. Данная классификация охватывает пять способов:
1. объяснительноиллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т.
п.);
2. репродуктивный;
3. проблемного изложения;
4. частичнопоисковый (либо эвристический);
5. исследовательский.
Указанные способы разбивают на две группы:
1. репродуктивную (1 и 2 способы), при которой учащийся изучает готовые
сведения и воспроизводит уже знакомые ему методы деятельности; 2. продуктивную (4 и 5 способы) различаются тем, что учащийся добывает
субъективно новые сведения, с помощью творческой деятельности.
Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения,
которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться.
Федеральный государственный образовательный стандарт поставил в качестве
главных результатов не предметные, а метапредметные – универсальные
учебные действия. А тут уж не обойтись без продуктивных заданий.
В отличие от многих других систем, в Образовательной системе «Школа
2100» большое внимание уделяется продуктивным творческим заданиям.
Педагогу необходимо: регулярно задавать детям вопросы типа: «Где в жизни
вам пригодятся эти знания и умения?»; систематически включать в урок
компетентностные задачи; использовать на этапе обобщения изученного
материала интегрированные задачи; предусматривать работу над учебными
проектами; применять творческие продуктивные задания как средство
развития речи школьников.
Творческие работы служат эффективным средством воспитания, возбуждают
эмоции, приучают детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое,
развивают наблюдательность; требуют самостоятельности школьника,
активности, увлеченности, внесения индивидуального в текст; способствуют
становлению личности учащегося.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют характерные черты творческой
деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
умение видеть новую проблему в знакомой ситуации; умение видеть новую
функцию объекта; самостоятельное комбинирование известных способов
деятельности в новый; способность видеть структуру объекта; альтернативное
мышление; создание нового продукта.
Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения
которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко
воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и
умения.
Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых
(ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко
воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик
в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как
правило, более интересные.
Помните, как у Соловейчика «учение с увлечением»!
Какие задания можно считать продуктивными?
Примерная классификация продуктивных заданий
1. Выделение главного в минитексте по заданному
основанию важности и формулирование суждения.
2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом
источнике информации по заданному основанию.
3. Построение умозаключений – обобщенийвыводов.
4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие.
5. Определение причин и следствий.
6. Группировка по заданному основанию.
7. Сравнение по указанным критериям.
8. Формулирование определения понятия по тексту.
9. Классификация (группировка с иерархией).
10. Анализ явления и формулирование обобщениявывода.
11. Определение своей аргументированной оценки,
отношения к…
12. Определение личных качеств, черт характера человека по его
поступкам.
Творческие задания на основе иллюстративного материала.
Инсценирование Создание нового продукта (не только сочинения и изложения)
Задания на поиск закономерностей
ПЗ делятся на устные и письменные.
К устным продуктивным заданиям можно отнести следующие задания:
задай вопросы по теме урока
сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока
придумай научнопопулярное название уроку
объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами
Письменные продуктивные задания:
запиши слова на новое изучаемое правило,
составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных
слов по данной теме),
придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме,
раскрой тему урока в форме сказки и т.д.
Особое место среди продуктивных заданий занимает творческий
диктант. С.П. Редозубов и Н.С. Поздняков рассматривают под творческим
диктантом такой вид упражнения, при котором учащиеся составляют и
записывают предложения с данными словами. А.В. Текучев
разнообразные упражнения творческого характера. Т.А. Ладыженская
относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором
учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или
словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в
диктуемом тексте определённые слова или словосочетания другими,
близкими по значению грамматическими категориями». Работа над творческими заданиями будет способствовать формированию у
школьников в первую очередь познавательных универсальных учебных
действий сравнения, анализа и синтеза, аналогии, обобщения, умения ставить
и решать проблемы, выбирать наиболее эффективные способы решения задач
в зависимости от конкретных условий, осознанно и правильно строить речевое
высказывание, способности к смысловому чтению.
Не бойтесь делать то, чего не знаете:
Дилетант строил Ковчег, а профессионалы «Титаник» ….
1. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/obshchepedagogicheskie
tekhnologii/2012/06/05/ispolzovanieproduktivnykhmetodov
2. Филиппова Л.В. Творческие и продуктивные задания на уроках
русского языка в начальной школе // Культура и образование. – Декабрь
2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik
rzi.ru/2014/12/2658 (дата обращения: 21.12.2014).
3. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет
обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов
по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1986.– 127 с.
4. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/chtenie/2013/06/15/tekhnologiya
produktivnogochteniya
5.
Вебинар "Продуктивные задания как ресурс достижения
метапредметных и личностных результатов учащихся начальной и
основной школы в Образовательной системе “Школа 2100”"
6. Презентация Вахрушева АА.
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.