Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Оценка 4.7

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык
Взрослым
13.12.2017
Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
диссеминация.docx
Диссеминация опыта  «Продуктивные задания на уроках русского языка и литературы». ­ Добрый день, уважаемые коллеги!  Наша школа в Благовещенском районе одна из тех школ, где реализация  ФГОС ООО началась с 5 класса в 2013г. Мы прошли курсы повышения  квалификации, но понимание, что такое ФГОС пришло только в практической работе.  Значительную помощь в работе учителю могут оказать разработчики ОС  «Школа 2100». Вам всем известны проблемы современного образования.  Менять нужно многое, чтобы решить эти задачи. ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной парадигмы  (цели): вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося  на основе освоения способов деятельности. Анализируя основные виды творческой деятельности можно увидеть, что при  ее регулярной реализации у человека развиваются качества быстроты  ориентировки в меняющихся ситуациях, способности видеть проблему и не  бояться ее новизны, своеобразия и плодотворности мышления,  изобретательности, интуиции и т.п. Спрос на эти качества довольно велик в  настоящее время и очевидно будет повышаться в будущем. Методы обучения делят по доминирующим средствам на словесные,  наглядные и практические. Затем их группируют, а эта группировка зависит  от существенных дидактических задач, на:  1. методы приобретения новых знаний;  2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.           Эту классификацию обычно дополняют способами закрепления  осваиваемого материала и способами самостоятельного труда учащихся. Все  разнообразие способов обучения делят на три центральные группы:  1. методы организации и осуществления учебно­познавательной  деятельности;  2. методы стимулирования и мотивации учебно­познавательной  деятельности;  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно­ познавательной деятельности.   Самой наилучшей представляется группирование способов учебы, в  которой за основные принципы берется характер учебно­познавательной  деятельности (либо метод усвоения) учащихся в изучении ими усваиваемого  материала. Данная классификация охватывает пять способов: 1. объяснительно­иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);  2. репродуктивный;  3. проблемного изложения;  4. частично­поисковый (либо эвристический);  5. исследовательский.           Указанные способы разбивают на две группы:  1. репродуктивную (1 и 2 способы), при которой учащийся изучает готовые  сведения и воспроизводит уже знакомые ему методы деятельности; 2. продуктивную (4 и 5 способы)­ различаются тем, что учащийся добывает  субъективно новые сведения, с помощью творческой деятельности. Сегодня становятся всё более востребованными результаты обучения,  которые заключаются не в конкретных знаниях, а в умении учиться.  Федеральный государственный образовательный стандарт поставил в качестве главных результатов не предметные, а метапредметные – универсальные  учебные действия. А тут уж не обойтись без продуктивных заданий. В отличие от многих других систем, в Образовательной системе «Школа  2100» большое внимание уделяется продуктивным творческим заданиям. Педагогу необходимо: регулярно задавать детям вопросы типа: «Где в жизни  вам пригодятся эти знания и умения?»; систематически включать в урок  компетентностные задачи; использовать на этапе обобщения изученного  материала интегрированные задачи; предусматривать работу над учебными  проектами; применять творческие продуктивные задания как средство  развития речи школьников. Творческие работы служат эффективным средством воспитания, возбуждают  эмоции, приучают детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое,  развивают наблюдательность; требуют самостоятельности школьника,  активности, увлеченности, внесения индивидуального в текст; способствуют  становлению личности учащегося. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин выделяют характерные черты творческой  деятельности: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;  умение видеть новую проблему в знакомой ситуации; умение видеть новую  функцию объекта; самостоятельное комбинирование известных способов  деятельности в новый; способность видеть структуру объекта; альтернативное мышление; создание нового продукта. Репродуктивные задания – это задания, результат выполнения  которых (ответ на вопрос) содержится в учебнике в готовом, легко  воспроизводимом виде. Они помогут получить предметные знания и  умения. Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых (ответ на вопрос) не содержится в учебнике в готовом, легко  воспроизводимом виде, в тексте и иллюстрациях есть подсказки, помогающие их выполнить. Они часто проверяют, сможет ли ученик  в жизни воспользоваться полученными знаниями, и поэтому они, как  правило, более интересные. Помните, как у Соловейчика ­  «учение с увлечением»! Какие задания можно считать продуктивными?  Примерная классификация продуктивных заданий 1. Выделение главного в мини­тексте по заданному основанию важности и формулирование суждения. 2. Поиск и отбор информации в полноценном тексте и любом источнике информации по заданному основанию. 3. Построение умозаключений – обобщений­выводов. 4. Доказательство, в т.ч. подведение под понятие. 5. Определение причин и следствий. 6. Группировка по заданному основанию. 7. Сравнение по указанным критериям. 8. Формулирование определения понятия по тексту. 9. Классификация (группировка с иерархией). 10. Анализ явления и формулирование обобщения­вывода. 11. Определение своей аргументированной оценки, отношения к… 12. Определение личных качеств, черт характера человека по его  поступкам. Творческие задания на основе иллюстративного материала. Инсценирование Создание нового продукта (не только сочинения и изложения) Задания на поиск закономерностей ПЗ делятся на устные и письменные.   К устным продуктивным заданиям  можно отнести следующие задания: ­задай вопросы по теме урока ­сформулируй тему урока, главную мысль, пункты плана урока ­придумай научно­популярное название уроку ­объясни тему урока младшим детям как можно проще с примерами   Письменные продуктивные задания: ­запиши слова на новое изучаемое правило, ­составление опорного сигнала (символа, схемы, таблицы, словаря опорных  слов по данной теме), ­ придумать метафоры, загадки, стихотворение по теме, ­ раскрой тему урока в форме сказки и т.д. Особое место среди продуктивных заданий занимает творческий  диктант. С.П. Редозубов и Н.С. Поздняков рассматривают под творческим  диктантом такой вид упражнения, при котором учащиеся составляют и  записывают предложения с данными словами. А.В. Текучев  ­ разнообразные упражнения творческого характера. Т.А. Ладыженская  относит к творческим диктантам «такой вид упражнений, при котором  учащиеся вставляют в диктуемый учителем текст слова или  словосочетания определённой грамматической категории или заменяют в  диктуемом тексте определённые слова или словосочетания другими,  близкими по значению грамматическими категориями». Работа над творческими заданиями будет способствовать формированию у  школьников в первую очередь познавательных универсальных учебных  действий сравнения, анализа и синтеза, аналогии, обобщения, умения ставить  и решать проблемы, выбирать наиболее эффективные способы решения задач  в зависимости от конкретных условий, осознанно и правильно строить речевое высказывание, способности к смысловому чтению. Не бойтесь делать то, чего не знаете: Дилетант строил Ковчег, а профессионалы ­ «Титаник» …. 1. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/obshchepedagogicheskie­ tekhnologii/2012/06/05/ispolzovanie­produktivnykh­metodov 2. Филиппова Л.В. Творческие и продуктивные задания на уроках  русского языка в начальной школе // Культура и образование. – Декабрь 2014. ­ № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik­ rzi.ru/2014/12/2658 (дата обращения: 21.12.2014). 3. Ладыженская Т. А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет  обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. институтов  по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.» – М.: Просвещение, 1986.– 127 с. 4. http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/chtenie/2013/06/15/tekhnologiya­ produktivnogo­chteniya 5.  Вебинар "Продуктивные задания как ресурс достижения  метапредметных и личностных результатов учащихся начальной и  основной школы в Образовательной системе “Школа 2100”" 6. Презентация Вахрушева АА.

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры

Продуктивные задания в практике преподавания рус.яз. и лит-ры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017