Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Комплект интерактивных заданий, направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Камышлов, 2020
Комплект интерактивных заданий, направленных на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста / сост. Дмитриева О.Н., – – Камышлов: ГАПОУ СПО СО «Камышловский педагогический колледж», 2020,
Руководитель: Шаркова Елена Валерьевна, преподаватель
Комплект содержит интерактивные игры по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста, при организации непосредственно образовательной деятельности в ДОО.
Данный сборник предназначен для многоцелевого использования: воспитателями детского сада при организации непосредственной образовательной области «Познавательная активность» студентами педагогического колледжа специальности 44.02.01 Дошкольного образования для прохождения «Преддипломной практики». Представленный материал будет полезен воспитателям и педагогов детских садов, родителям дошкольников.
Лаконичность и системность изложения материала упрощают процесс запоминания, выделение ключевых вопросов помогает акцентировать внимание на главном, подобранные задания помогут развить познавательную активность у детей старшего дошкольного возраста.
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2020
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Раздел 1 Формирование элементарных математических представлений…..7
Раздел 2 Формирование экологических представлений……………………..11
Раздел 3 Развитие речи………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………20
Пояснительная записка
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются.
Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать,
но нужно принимать меры к тому,
чтобы всегда у них было что делать».
Я.Коменский
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
Г. И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.
К стадиям познавательной активности относят: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности. Такое понимание познавательной активности дошкольников предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Так, использование в деятельности интерактивных технологий способствует активизации самостоятельного овладения детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (Информационно-коммуникационных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные задания могут стать помощником в организации познавательной активности. Одним из ведущих направлений применения интерактивного задания является исследовательская и познавательная деятельность ребенка. Главным преимуществом интерактивных заданий является наглядность-инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными заданиями самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.
В связи с этим, нами был разработан комплект интерактивных заданий, направленный на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Созданный нами комплект интерактивных заданий имеет следующую структуру: титульный лист, аннотацию, пояснительную записку, разделы заданий, список литературы.
Содержание интерактивного комплекта создано по дидактическим единицам формирования элементарных математических представлений, формирование экологических представлений и развитие речи. В каждом разделе задания по любопытству, по любознательности, по познавательному интересу, по воображению.
Созданный комплект интерактивных заданий, способствует развитию познавательной активности дошкольников при организации совместной деятельности воспитателя и обучающихся ДОО. Задания разработаны в соответствии с классификацией интерактивных инструментов доски SMART Board.
Задания имеют репродуктивный, конструктивный и творческий характер. Воспитатель может реализовывать образовательные, развивающие, воспитательные задачи образовательного процесса, а также предложить родителям часто болеющих детей совместно с детьми выполнить задания и отправить воспитателю на проверку. У части воспитателей остается проблема по разработке интерактивных заданий. Для этого созданы обучающиеся мини-видео сюжеты «Анимация», «Волшебное перо», «Лупа», «Напиши от руки», «Труба», «Утилита множественного клонирования» для создания заданий в соответствии с классификацией по названию инструментов доски SMART Board.
Интерактивные задания, направленные на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
№ |
Задание |
Педагогическая цель |
Интерактивное задание |
Эталон решения интерактивного задания |
|
|
Формирование элементарных математических представлений |
||||
1 |
Рассмотри домик. Засели всех жильцов в свои квартиры. Определи, какую цифру нужно прибавить к предложенной слева/справа, чтобы получились числа 9 и 7. |
Познакомить с порядковым счетом в пределах 10
|
|
|
|
2 |
Рассмотри порядок геометрических фигур в первых рядах. Определи какие фигуры спрятались в закрытых ячейках. |
учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного анализатора. |
|
|
|
3 |
Рассмотри картинку. Перенеси каждую фигуру слева направо, проводя маркером по линии. Большую фигуру слева – нарисуй справа уменьшенную, маленькую фигуру - увеличенную |
учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного анализатора. |
|
|
|
4 |
Рассмотри цифры и соедини их линией по порядку от 1 до 10 |
совершенствовать умение считать в прямом порядке (в пределах 10). |
|
|
|
5 |
Рассмотри картинку. В каком доме живет Маша? Проложи путь Маши до дома опираясь на схему в правом нижнем углу. |
учить ориентироваться на ограниченной территории. |
|
|
|
6 |
Рассмотри картинку. Кто находится около волка? Кто справа от лисы? Кто между волком и медведем? Кто находится выше зайца? |
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), слева – справа, над – под). учить |
|
|
|
7 |
Дети с родителями предлагают вам поучаствовать в разрисовании плаката бабушке на день рождение. Необходимо нарисовать торт в центре, 3 шарика в верхнем левом углу, цветы в нижнем правом углу, сердце в верхнем правом углу, солнце в нижнем левом углу. |
учить ориентироваться на плоскости (справа – слева, вверху – внизу, посередине, в углу). |
|
|
|
8 |
Отгадай загадку и собери из геометрических фигур отгадку. |
развивать представление детей о геометрических фигурах (круг, прямоугольник).
|
|
|
|
|
Формирование экологических представлений |
||||
9 |
Нажми на звуковой значок. Послушай и отгадай, к какой картинке подходит звук. |
формирование умения различать звучание звуков, развитие слуховой памяти. |
|
||
10 |
Тает снежок Ожил лужок. День прибывает Когда это бывает? |
продолжать обучать отгадыванию загадок. |
|
|
|
11 |
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге. В небе жаворонка трель, В гости к нам пришла …
|
продолжать обучать отгадыванию загадок. |
|
|
|
12 |
Пробивается в апреле, Все поля зазеленели! Покрывает как ковром Поле, луг и даже двор! |
продолжать обучать отгадыванию загадок. |
|
|
|
13 |
Рассмотри картинки. Соедини стрелкой сезонный труд людей со временем года. |
дать детям элементарные представления о времени года.
|
|
|
|
14 |
Рассмотри картинку. Назови части тела сверху в низ и животное, которому оно принадлежит. |
развивать умение образовывать притяжательные прилагательные |
|
|
|
14 |
Рассмотри картинки. Перетащи в ячейки те, которые указывают на признак весны. |
дать детям элементарные представления о времени года.
|
|
|
|
16 |
Рассмотри картинки. Перенеси в ячейку слева только то, что создано природой. |
дать детям элементарные представления о времени года.
|
|
|
|
17 |
Рассмотри геометрические фигуры. Дорисуй их так, что бы получился предмет/животное живой природы. |
учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Развивать творческое воображение. |
|
|
|
18 |
Рассмотри облака. На что они похожи? Дорисуй. |
учить детей создавать образы на основе схематического изображения. Развивать творческое воображение. |
|
|
|
Развитие речи |
|||||
19 |
Рассмотри картинки. Определи сколько слогов в каждом слове, соедини картинку с подходящей схемой. |
совершенствование навыков звукобуквенного анализа. |
|
|
|
20 |
Рассмотри картинки. Назови персонажей из сказок и в каких сказках они встречаются. Перемести добрых героев сказок в левую ячейку, а злых – в праву. Объясни свой выбор |
Расширение словарного запаса, развитие связной речи, творческого мышления, наблюдательности. |
|
|
|
21 |
Рассмотри картинки. Произнеси слово в слух и определи, в какой части слова находится звук (л) – в начале, середине или в конце. Соедини картинки со схемой. |
совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). |
|
|
|
22 |
Рассмотри картинки. Обведи синим цветом картинки, которые начинаются на согласный звук, красным цветом те, которые начинаются на гласный звук. |
совершенствование навыков звукового анализа |
|
|
|
23 |
Рассмотри картинки. На какие звуки они начинаются? Соедини линией те картинки, которые начинаются на один и тот же звук. |
совершенствование навыков звукового анализа. |
|
|
|
24 |
Рассмотри картинки? К какой русской народной сказке они относятся? Расставь иллюстрации в правильной последовательности. Расскажи сказку. |
совершенствование навыков разложения составления и рассказов. |
|
|
|
25 |
Рассмотри картинки. Составь интересный рассказ из всех или некоторых предложенных иллюстраций. |
совершенствование навыков составления и рассказывания предложений. |
|
|
|
26 |
(Дети заранее разделены на две команды.) Необходимо придумать как можно больше слов с двумя слогами. За правильный ответ перемещаете звездочку в корзину. |
совершенствование навыков составления и чтения слов. |
|
|
|
Список литературы
1. Ахметжанова О. Л. Формирование субъективной познавательной позиции старших дошкольников через использование интерактивного стола и интерактивной доски // Дошкольная педагогика. 2017. № 1.
2. Васильева М., Шильцина В., Корнева О. Интерактивная доска в работе с дошкольниками старшего возраста // Дошкольное воспитание. 2015. № 2.
3. Виноградова Н. А., Микляева Н.В. Интерактивная развивающая среда детского сада». Учеб. пособие. М. : ТЦ Сфера 2004.
4. Колесникова Е.В., Программа «Математические ступени» М.,2007.
5. Комарова, Т. Информационо-коммуникационные технологии в дошкольном образовании / Т. Комарова, И. Комарова, А. Туликов. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6. Микерина, A.C. Интеграция образовательных областей как средство познавательного развития детей дошкольного возраста / A.C. Микерина // Актуальные проблемы дошкольного образования: содержание и организация образовательного процесса в ДОУ: материалы XI Международной научно-практической конференции. ~ Челябинск. М.: ЗАО «Цицеро». (Челябинск, 19-20 апреля. 2018 г.). Челябинск, 2018.
7. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования, решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15).
8. Рабочая программа освоения детьми 7-го года жизни основной общеобразовательной программы образовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности.
9. СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
10.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.