ОГБОУ « Шацкая школа-интернат»
Руководитель проекта
Шаркова В.Н
Участники проекта
учащиеся 4 класса
Глава1. Что такое кукла,
Начиная свою исследовательскую работу, мы в первую очередь задали себе вопрос: «Что же такое кукла?»
Куклы известны человечеству с древних времён. Она не рождается сама: её создает человек. Кукле давали самые разнообразные определения. Обратимся к словарям.
КУ́КЛА – предмет (фигура) в виде человека или животного, сделанный из ткани, бумаги, дерева, фарфора, пластика и других материалов».
Ожегов С.И. дает такое определение: «Ку́кла — фигура, воспроизводящая человека в полный рост.
Слово «кукла» используется и в переносном смысле. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Даля: «Кукла: — щеголеватая, но глупая и бездушная женщина».
По мнению других учёных (археологов, искусствоведов, историков)- это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой.
Наше русское слово «кукла» произошло от греческого «κοῦκλα», которое в свою очередь берёт начало в латинском «cucullus», что значит «куколь, капюшон, накидка».
Глава 2. Русский народный костюм.
Мы решили, что кукла должна быть изготовлена в соответствии с традициями Рязанского края либо одета в народный костюм той местности, где проживаем.
Поэтому задались вопросом: а что представлял костюм Рязанской области? Для этого мы отправились в Шацкий историко-культурный центр, где узнали, как одевались наши прабабушки.
Костюм, созданный рязанскими мастерицами, многослоен и красочен. Он состоял из рубахи, понёвы и кички. Женская рубаха была длиннее мужской, ее подол опускался почти до ступней. Чтобы рубаха не мешала при ходьбе, ее подбирали в талии поясом, так что верхняя часть одежды свисала поверх нее. Пояс считался обязательной частью одежды. Его ткали, плели или вязали из цветной шерсти, а концы украшали кисточками. Ворот, рукава и подол отделывались богатой вышивкой. Поверх рубахи носили понёвы — самые древние юбки из домотканой шерстяной материи. Ткань для понёв могла быть полосатой или клетчатой, разных расцветок. Важной частью женского костюма был головной убор — сорока, кичка, рога. Голову повязывали платком поверх кички. В моде была и рогатая кика с очень высокими рожками.
Отличительной чертой рязанского костюма является особый вид верхней одежды, который надевают поверх рубахи, — «насов» из шерстяной домашней материи закладного ткачества с ткаными геометрическими узорами плодородия. Красный распашной «шушпан» — разновидность этой одежды. Рязанский костюм массивный, широкий.
Костюм Шацкого уезда Рязанской области состоял из рубахи, сарафана, поневы, навершника, шушпана.
До середины 19 века в Шацком уезде бытовал распашной косоклинный сарафан. В народе такой сарафан называли - « клиник», « сукман»,« китайка». Два передних полотнища по центру соединялись декоративной застежкой из пуговиц и петель. Шили сарафан из 3-х прямых полотнищ и косых клиньев между ними. Во второй половине 19 века на смену косоклинному сарафану пришел «прямой сарафан» (прямой, московский)- сшитый из 4-6 полотнищ, собранный в верхней части на обшивку, с лямками. Одевался сарафан поверх рубахи. Рубаха была с поликами – с прямоугольными или трапецевидными вставками. Понева состояла из четырех полотнищ: три из шерстяной или полушерстяной ткани) сшивались вместе, верхний край собирался на гашнике, а четвертое полотнище (легкая нешерстяная ткань) - «прошва» - соединяла три основных. Такая понева называлась «глухая».
Навершник- глухая наплечная одежда был сшит из белого холста, либо из домотканого сукна. В Шацком районе он назывался – «насовчик», «нагрудник».
Глава3. На выставке в музее села Желанное Шацкого района.
Так получилось, что в это же время, когда мы работали над проектом, в нашем районе в Желанновском музее работала персональная выставка сотрудника этого заведения Людмилы Ивановны Мертешовой.
Людмила Ивановна вспоминает, что когда в 2011 году в музее проходила выставка русского народного костюма Сергея Глебушкина, то ей настолько понравились эти наряды , что захотелось создать эти костюмы в миниатюре. А манекенами стали старые советские куклы. Оказалось, что поневы и сарафаны им к лицу.
Всего на выставке представлено 45 костюмов, бытовавших в регионах от Урала до Черного моря, и все можно рассмотреть в мельчайших подробностях. Но шире всего представлены наряды Рязанской губернии.
Есть у Людмилы Ивановны и свой собственный костюм, сшитый по старинным образцам: « Я ни в чем так себя комфортно не чувству, как в старинном шацком костюме. Каждый день бы его носила!»
Мертешова Людмила Ивановна и ее куклы.
Глава 4 Изготовление тряпичной куклы
Вдохновившись историей кукол, мы решили сами создать подобные игрушки. Для начала выбрали образ тряпичной куклы Колокольчик. Нам понравилось, что эта куколка веселая, задорная, приносит в дом добрые вести и сохраняет хорошее настроение. Еще эта куколка помогает хорошо учиться, оберегает полезные знания.
Арина А. решила познакомить с этой куклой-игрушкой первоклассников и провести с ними мастер-класс.
А Екатерина Г. сшила куклу и нарядила ее в костюм Шацкого района. Кстати, он берет свое начало от мордовского народного костюма.
Затем Эвелина К. принесла куклу, которую нашла в деревне у бабушки и мы решили ее одеть в наряд села Борки Шацкого района. Вот такая «Борковская Дуняша» у нас получилась.
С этой куклой мы принимали участие в региональной социальной акции « Счастье вокруг нас», которая проходила в виде проекта «Народная кукла», проводимая ГКУ РО "Центром-психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" г. Рязани. По итогам творческого социального проекта "Народная кукла" была создана интерактивная выставка с работами призеров, наша кукла также среди них.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.