муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №10» общеразвивающего вида города Новосибирска
г. Новосибирск, ул. Сухарная 76, тел. 204-64-15
e - mail: мсdou 10 @уandex.ru
«Дневник речи» как способ взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ»
|
Инновационный проект |
|
|
Власова Ирина Евгеньевна,
учитель-логопед,1 кв. категории
Новосибирск 2020
Оглавление
Краткая аннотация проекта…………………………………………………. 1
Описание учреждения (организации)………………………………………. 5
Постановка проблемы…………………………………………………………7
Цель и задачи проекта…………………………………………………………9
Обоснование актуальности проекта………………………………………… 10
Готовность к реализации проекта…………………………………………… 12
Этапы, содержание и методы реализации проекта…………………………. 14
Прогнозируемые конечные результаты деятельности………………………20
Практическая значимость результатов………………………………………. 21
Критерии и показатели эффективности реализации проекта………………. .23
Ресурсы (бюджет проекта) ……………………………………………… …. 25
Функционал участников проекта……………………………………………. 26
Перечень источников…………………………………………………………… 27
Краткая аннотация проекта
Одним из важнейших направлений модернизации современного образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. Развитие и воспитание личности согласно общественным запросам - первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения. По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО к наиболее значимым направлениям формирования перспективой системы образования можно отнести:
· повышение качества образования путём применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;
· обеспечение опережающего характера всей системы образования;
· обеспечение большей доступности образования для населения путём широкого использования возможностей обучения и самообразования с применением ИКТ;
В этом ключе поставлены и цели в «Стратегии развития системы образования Центрального округа города Новосибирска». Одной из них является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества. А также определены приоритетные направления, в которых ИК технологиям отведена центральная роль.
Данный проект направлен на модернизацию системы взаимодействия родителей и педагогов средствами информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в ДОУ №10
Продолжительность реализации проекта один год.
Срок реализации: сентябрь 2019- сентябрь 2020
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители (законные представители), воспитанники детского сада.
Цель проекта: создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно - образовательного процесса посредством внедрения апробируемой модели «дневника речи».
Задачи:
1. Оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с ОВЗ (нарушениями речи).
2.Обеспечить информационно-просветительскую поддержку родителей и привлечь их к сотрудничеству в вопросах речевого развития детей посредством (ИКТ).
3.Расширять и дополнять образовательный процесс информационно-коммуникативными технологиями в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
4. Создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство.
В ходе реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. Инновационный метод работы с внедрением информационных технологий в образовательный процесс.
2. Обновление форм взаимодействия детского сада с семьей.
3. Повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах создания условий речевого развития детей дошкольного возраста.
4. Расширение возможностей информационно-коммуникативной службы ДОУ, базы методических разработок по использованию информационных технологий в образовательном процессе.
5. Повышение готовности детского сада и семьи к решению актуальных проблем воспитания дошкольников.
Описание учреждения (организации)
Сведения о ДОО
Руководитель ДОО Режим работы учреждения: |
муниципальное казённое образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад общеразвивающего вида № 10» Статус: детский сад общеразвивающего вида № 10 «Радуга» Адрес сайта в сети интернет – ds-10.nios.ru Адрес электронной почт–mcdou 10@yandex.ru Учредители МКДОУ д\с № 10: Департамент образования мэрии города Новосибирска. Учредительные документы: -Лицензия на осуществление образовательной деятельности: Серия 54 ЛО1 № 0000491. Регистрационный № 8104 от 19.04.2013 года (бессрочно)
Заведующий МКДОУ д\с № 10 Лядова Галия Наильевна Понедельник-пятница с 07.00 до 19.00 Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни |
Кадры
Сведения о здании детского сада |
Образовательный процесс в МКДОУ осуществляют воспитатели, учителя – логопеды, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Значительное количество педагогов имеют высшую и первую квалификационную категорию. МКДОУ находиться в здании, построенном по типовому проекту. В детском саду имеется набор помещений: -14 групповых со спальными помещениями комнат, - музыкальный зал, физкультурный зал, - просторный холл на втором этаже, - 2 кабинета учителя – логопеда, кабинет педагога – психолога, - сенсорная комната, - кабинет информатики «Студия Знайка», - медицинский блок, методический кабинет, - исследовательская лаборатория, - творческая мастерская, детская библиотека. Кабинеты (заведующего, заместителя заведующего по АХР, бухгалтерии, медицинский, методический), пищеблок, прачечная, вспомогательные помещения.
|
Безопасность ДОО |
В ДОО установлена автоматическая пожарная сигнализация, кнопка тревожной сигнализации, домофон, установлены камеры видеонаблюдения. |
Постановка проблемы
Обеспечение большей доступности образования для населения путём широкого использования возможностей обучения и самообразования с применением ИКТ, по мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО относится к наиболее значимым направлениям формирования перспективной системы образования.
Семья и дошкольное учреждение на определённом этапе составляют для ребёнка основную воспитательно - образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья и детский сад по-своему передают ребёнку социальный опыт. И только в сочетании друг с другом они создают условия для вхождения маленького человека в большой мир.
МКДОУ № 10 – часть социума, представляет собой динамическую систему, отражающую социальный заказ общества и тенденций его развития. Поэтому решение вопроса взаимодействия с семьёй требует новых подходов, ДОУ необходим поиск современных продуктивных форм в этом направлении.
В своей практике, в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ (нарушениями речи), я наблюдала за многими родителями, как они следуют советам логопеда по выполнению домашних заданий с ребёнком, отрабатывая речевой материал. Опираясь на свои наблюдения, выделила несколько групп родителей. (см. приложение 1) Современные родители грамотные, широко осведомлённые. Они хотят видеть информацию конкретно, сжато, в современном дизайне и с использованием современных ресурсов.
В результате анкетирования по вопросам повышения компетенции родителей в выполнении рекомендаций логопеда дома, выяснилось, что их всё чаще удивляет тот факт, что логопед просит завести тетрадь для выполнения заданий, и просит еженедельно брать эту тетрадь домой, что в суете дней не всегда получается. Практически каждый из них хотел в первую очередь что-то доступное, интересное, запоминающееся, мобильное что «всегда под рукой», отвечающее интересам современных детей. И чтобы это напрямую оказывало влияние на результативность работы, и в полной мере был организован индивидуальный подход. И для того, чтобы, максимально эффективно проводить просветительскую работу в системе логопед-ребёнок-родитель, и обеспечить включенность родителей (законных представителей) в управление качеством образования детей, возникла необходимость, детально изучить в каком виде участники образовательного процесса предпочитают получать информацию логопедического характера. Поэтому возникла необходимость изучить родительскую позицию в данной области. В связи с этим, актуальным стал поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия. Создание условий, которые помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой. Условий, которые максимально стимулировали бы родителей к активной помощи детям с речевыми нарушениями.
Цель и задачи проекта
Цель проекта: создание современной образовательной среды для обеспечения качества воспитательно - образовательного процесса посредством внедрения апробируемой модели «дневника речи».
Задачи:
1. Оказать квалифицированную коррекционную помощь детям с ОВЗ (нарушениями речи).
2.Обеспечить информационно-просветительскую поддержку родителей и привлечь их к сотрудничеству в вопросах речевого развития детей посредством (ИКТ).
3.Расширять и дополнять образовательный процесс информационно-коммуникативными технологиями в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
4. Создать условия для взаимодействия семьи и детского сада через единое информационное пространство.
Обоснование актуальности проекта
Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у нас нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века. Развитие сетевых технологий, дает импульс к развитию новых областей исследования. Изучение психологических и педагогических аспектов взаимодействия человека и компьютера, а также поиск эффективных методов применения информационных технологий в образовании приобретают особую актуальность и значимость.
Сегодня в центре внимания образовательных учреждений – дети, их интересы. Ребенок должен активно включаться в процесс обучения и перестать быть объектом воздействия. Возможности для реализации этой важной задачи заложены в использовании ИКТ уже на ступени дошкольного образования.
Внедрение «дневника речи» в учебный процесс позволяет не только модернизировать его, повышать эффективность, мотивировать дошкольников, но и дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей.
Поиском и анализом способов внедрения информационных и коммуникационных технологий в педагогическую науку и сферу образования занимаются как ученые, психологи, педагоги, методисты, специалисты в области информатики и вычислительной техники, так и практико - ориентированные работники системы образования (Б.С. Гершунский, В.Г. Житомирский, Ю.А. Кузнецов, М.П., и др.). Все исследователи данного вопроса говорят о том, что инновационные технологии становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов.
Основная идея - использование виртуального «дневника речи» в образовательной деятельности в ДОУ выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка, и является одним из доступных, эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения, позволяет повысить продуктивность учебно-воспитательного процесса. Таким образом, «дневник речи» должен стать дополнительным средством целостного образовательного процесса, значительно повышающими его эффективность и максимально способствующими всестороннему развитию интеллектуальной, эмоциональной и личностной детей младшего школьного возраста.
Готовность к реализации проекта
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад №10 общеразвивающего вида» основан в 2012году. Это типовое двухэтажное здание. Функционирует 14 групп и 2 группы кратковременного пребывания, фактическое количество детей составляет 445.
Функциональные помещения:
· музыкальный зал;
· спортивный зал;
· медицинский кабинет;
· методический кабинет;
· изо - студия;
· кабинет учителя – логопеда-2;
· кабинет педагога - психолога;
· студия «Знайка»;
· холл с интерактивным оборудованием;
· сенсорная комната;
· библиотека;
· картинная галерея;
Материально-технические ресурсы – исходный компонент ресурсного обеспечения реализации образовательной программы. В дошкольном учреждении имеются компьютеры (9шт.), ноутбуки (11шт.), принтеры (5шт.), многофункциональные печатные устройства (3шт.), музыкальный центр (17 шт.),
интерактивная доска SmartBoard (2шт.), акустическая система (1шт.), ЖК- телевизор (3шт.), фотоаппарат (1шт.), мультимедийные проекторы (4шт.), интерактивный стол SmartBoard (1шт.), портативная документ камера (1шт.), песочный планшет (2шт.), планшет ASUS (10шт.), планшет DIGMA (2шт.), магнитная доска (12шт.), система мониторинга и оценки качества знаний VOTIUM (1шт.), МКДОУ оснащено электронной почтой, имеются программы для бухгалтерии. Территория МКДОУ оснащена системой видеонаблюдения.
Имеющиеся материально-технические средства помогают в организации образовательного процесса.
Преимущества нашего Учреждения:
· молодой мобильный педагогический коллектив;
· активная позиция каждого члена коллектива, в том числе руководителя ДОУ;
· поддержание интереса и желание участвовать в инновационной деятельности ДОУ;
Таким образом, выше сказанное является основанием для реализации проекта «Дневник речи» как способ взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Данный проект рассчитан на 1 учебный год. В основе находится использование виртуального «дневника речи» для повышения уровня информационного обмена среди участников образовательного процесса. Широкий спектр возможностей использования приложения позволяет повысить уровень коммуникативных умений, влияющих на результативность обучения.
Внедрение виртуального дневника в единообразную информационно-образовательную среду позволяет педагогам и родителям с высокой скоростью обмениваться информацией, а также познавать новые методы обучения.
«Дневник речи» – мобильное приложение, которое всегда «под рукой» позволяющее родителям:
1.Заносить данные и отслеживайте динамику развития речи.
2. Распечатывать статистику по речи и
достижениям, показывать специалистам от педиатра до невролога для составления
полной объективной картины развития ребенка. Контролировать задержки развития.
3. 98
видео с артикуляционной гимнастикой. Для самоконтроля выполнения упражнений.
4. Заносить свои упражнения и задания специалистов для
занятий.
Контролировать
их выполнение и наблюдать за динамикой.
5. Записывайте все достижения ребенка в одном месте.
Все
события сохранятся в хронологическом порядке.
6. Снимать видео-достижения!
От
первого произнесенного «агу» до стишка на утреннике в детском саду.
7. Экспортировать данные на компьютер и вносить
их в альбомы детей и медицинские карты.
«Дневник речи»- виртуальная образовательная среда, позволяющая:
· реализовывать интерактивное общение по направлению образовательной области «речевое развитие»;
· систематизировать, хранить и обмениваться необходимой учебной информацией;
· своевременно предоставлять консультации по возникающим вопросам развития речи;
· осуществлять тьютерскую поддержку педагогам и родителям, в реализации индивидуально-образовательного маршрута детям с ОВЗ
Способом организации, передачи и хранения информации было выбрано бесплатное мобильное приложение, которое предлагает простой, безопасный и надёжный обмен сообщениями и звонками удовлетворенность участников образовательного процесса, отвечающее следующим требованиям:
· доступность: для этого достаточно иметь доступ к мобильному телефону, планшету, компьютеру;
· мобильность: распространённость интернета сделала возможным использование приложения без привязки к ДОО и месту проживания;
· гибкость обслуживания;
· технологичность: доступная пользователю информация, с целью приобретения участниками проекта знаний;
· надёжность: дублирование, копирование информации
Реализация проекта предполагает работу в трёх этапах:
1.Подготовительный этап: планирование, разработка и подготовка документов;
2.Основной этап: осуществление запланированных мероприятий;
3.Заключительный этап: подведение итогов, анализ и оценка.
1 этап
разработка нормативно - правовой базы;
разработка структуры внедрения использования «дневника речи» в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.
2 этап
апробирование и внедрение приложения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
подготовка родителей к новой образовательной практике;
выстраивание сотрудничества с родителями, через «дневник речи»;
обновление и обогащение информационно- образовательной среды ДОУ;
совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.
3 этап
анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
обобщение опыта работы среди педагогов с учётом полученных результатов.
Подготовительный этап
Мероприятия |
Ответственные и исполнители
|
Сроки
|
Ожидаемые конечные результаты
|
Изучение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования |
Учитель-логопед |
Сентябрь 2019 |
Повышение профессиональной компетенции |
Анализ состояния готовности участников образовательного процесса к внедрению педагогических инноваций. |
Учитель-логопед |
Сентябрь 2019 |
Анализ готовности участников образовательного процесса к внедрению «дневника речи». |
Определение проблемы, на решение которой будет направлен инновационный проект; целевой аудитории проекта; названия, цели и содержания инновационного проекта |
Учитель-логопед |
Сентябрь 2019 |
Постановка целей, задач, проблемы. Приобретение готовности к разработке проекта |
Проведение анализа кадровых, организационных, программно-методических, материально-технических, финансово-экономических, информационных ресурсов.
|
Учитель-логопед
|
Сентябрь 2019
|
Анализ ресурсного обеспечения проекта в ОУ
|
Разработать мониторинг эффективности в реализации проекта
|
Учитель-логопед
|
Сентябрь 2019
|
Разработка критериев на основе поставленных задач проекта
|
Предварительный мониторинг в изучении уровня компетенции участников образовательного процесса.
|
Учитель-логопед |
Сентябрь 2019 |
Включение «дневника речи» в календарный план, работа с родителями. |
Основной этап
Внедрение виртуального «дневника речи» в образовательный процесс
|
Учитель-логопед
|
Сентябрь 2019-октябрь 2019
|
Создание информационно-образовательной среды
|
Проведение консультаций, родительских собраний по использованию мобильного приложения вне ДОУ |
Учитель-логопед
|
Ноябрь 2019
|
Апробация в практике
|
Создание единой группы общения WhatsApp |
Учитель-логопед
|
Сентябрь 2019 |
Информационная осведомлённость родителей |
Создание и своевременное ведение страницы в общей сети в Instagram. |
Учитель-логопед
|
Сентябрь 2019 |
Прямая и обратная связь всех участников образовательного процесса |
Круглый стол, обмен опытом «Использование МКТ в повышение компетенции участников образовательного процесса » |
Педагогический коллектив, представители родительского комитета. |
запланирован апрель 2019 |
Анализ проделанной работы, выявление слабых мест проекта. |
Заключительный этап
Итоговый мониторинг всех участников проекта
|
Учитель-логопед
|
запланирован Сентябрь 2020 |
Сравнительный анализ результатов
|
Анализ эффективности использования проектного метода в деятельности ДОУ с внедрением «дневника речи»
|
Учитель-логопед
|
запланирован Май 2020
|
Итоговая справка
|
Выявление трудностей, возникших при реализации инновационной деятельности |
Учитель-логопед
|
Сентябрь 2020 |
Корректировка содержания, разработка алгоритма действий на следующий период
|
Консультации: «консультативно- методическая поддержка педагогов и родителей в области новых педагогических и компьютерных технологий»
|
Учитель-логопед
|
Сентябрь-май |
Внедрение новых технологий в практику работы других ДОУ |
Прогнозируемые конечные результаты деятельности
В ходе реализации данного проекта мы планируем получить следующие результаты:
1. Инновационный режим работы с внедрением информационных технологий в образовательный процесс;
2. Наличие методической разработки по использованию «дневника речи» в образовательном процессе для развития коммуникативных способностей участников образовательного процесса в системе «педагог-ребёнок-родитель»;
3. Удовлетворенность всех участников образовательного процесса;
4. Наличие системы оценки степени эффективности работы по реализации проекта;
5. Повышение компетентности участников образовательного процесса, соответствующей современным требованиям;
6.Наличие «дневника речи» каждого ребёнка для организации совместной деятельности, как в основной образовательной деятельности, так и дома;
7.Проект инновационной деятельности «Дневник речи» как способ взаимодействия педагогов и родителей в процессе сопровождения детей с ОВЗ как обобщение педагогического опыта;
8.Атмосфера сотрудничества с родителями;
Эффект проекта в долгосрочной перспективе:
Я могу предположить, что использование «дневника речи» в ДОУ № 10 даст возможность доступа к информационному источнику и послужит инструментом совместной деятельности, направленным на получение конкретного результата, что будет являться главным условием реализации индивидуально-образовательного маршрута.
Практическая значимость результатов
Практическая значимость результата внедрения виртуального дневника состоит в том, что оно может быть использовано дошкольниками для повышения образовательного уровня, педагогами и родителями ДОУ для объяснения упражнений и проведения занимательных уроков по развитию речи дома. Он может служить примером эффективного использования инновационной деятельности.
Возможности эффективного использования педагогами:
· постоянное взаимодействии с детьми;
· расширение использования мобильных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
· увеличение восприятия за счет увеличения количества вспомогательного материала;
· делать поправки, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог-родитель;
· при наличии единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
Возможности использование «дневника речи» детьми:
· обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
· позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний; (Интерактивное обучение)
· одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
· при использовании видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
· можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо в повседневной жизни (например, воспроизведение стихотворения с утренника)
· использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
· занятия с использованием мобильного речевого дневника побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
· высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
· дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
Внедрение «дневника речи» в организацию совместной практической работы с родителями ДОУ № 10, является неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога и родителя.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта
Эффективность реализации проекта оценивалась удовлетворенностью участников образовательного процесса. Об использовании «дневника речи» родителями в организации совместной деятельности с ребёнком можно судить по наличию у участников проекта виртуального приложения. Данное направление позволяет организовать информационно-просветительскую, практическую деятельность по развитию коммуникативных способностей у детей с ОВЗ и открывает новые возможности использования современных информационных технологий.
Оценка проекта будет осуществляться по направлениям:
· Качество проводимых мероприятий;
· Количество участников в инновационной деятельности;
· Промежуточная оценка;
· Итоговая оценка;
Востребованность «дневника речи» будет оцениваться методом обратной связи с родителями (консультации, изучение мнений по предложенной теме, WhatsApp, Instagram).
Количественная оценка будет проводиться по количеству участников единой группы общения WhatsApp.
Промежуточная оценка состоит из:
· Анкетирование родителей (уровень информатизации, информационного пространства и актуальности виртуальной работы); в Приложении 2 Итоговая оценка: (планируется)
· мониторинг образовательной деятельности в области «Речевое развитие» на предмет использования виртуального «дневника речи»;
· анализ информационно-образовательной среды в совместной деятельности;
· результаты инновационной деятельности в использовании мобильного приложения в воспитательно - образовательном процессе.
Ресурсы (бюджет проекта)
№ |
ресурсы |
имеющиеся |
необходимые
|
ответственные |
1. |
Оплата мобильной связи |
|
300\мес. |
За счёт личного бюджета родителей |
2. |
Оплата приложения после 7 дней использования пробной подписки |
|
99\мес. |
За счёт личного бюджета родителей |
Функционал участников проекта
Власова Ирина Евгеньевна –учитель-логопед первой квалификационной категории МКДОУ д\с № 10 общеразвивающего вида.
|
Мотивировала детей и родителей к «новой» будущей деятельности; Внедрила в практику работы с родителями виртуальный «дневник речи»; Организовала различные виды деятельности;
|
Родители (законные представители)
|
Организовывали различные виды деятельности детей с нарушениями речи, используя мобильное приложение «дневник речи» |
Педагоги ДОУ
|
Помогли в организации проектной деятельности, взаимодействовали с родителями и детьми. |
Перечень источников
1. Приложение в Google Play, разработчик Бабкин Дмитрий Юрьевич, ОГРН 319774600230012. Перейти на веб-сайт support@dnevnikrechi.r
2. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
3. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
4. Мазурчук Н.И. Инновационные образовательные теории и технологии / УрГПУ. – Екатеринбург, 2008. – 165 с.
5. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2012.
6. Габдулина З.М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7лет. Волгоград, 2010.
7. Комарова Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании. Москва, 2011.
8. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. СПБ: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013.
9. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник / П. И. Пидкасистый. – М., 2006. – 608 с.
10.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРА-М, 2001. – 672 с.
Приложение 1
Приложение 2
Анкетирование родителей логопедической группы
Составители: учителя-логопеды МКДОУ №10. Иванова Л. В, Власова И. Е.
Уважаемые родители!
Просим Вас принять участие в опросе по теме:
Пожалуйста, отметьте вариант ответа, совпадающий с Вашей точкой зрения.
1. Знакомы ли Вы с речевым заключением Вашего ребенка?
А) Нет.
Б) Частично.
В) Знаком (а), изучил (а) большое количество литературы.
2. Как сильно Вас беспокоит речевое развитие Вашего ребенка?
А) Нет причины волноваться.
Б) Волнение есть, но я думаю, что речь придет в норму за период посещения логопедической группы.
В) Думаю, что проблема с речью будет и в школе.
3. Какие мероприятия, по - вашему мнению, необходимо проводить для улучшения речевого развития Вашего ребенка?
А) Логопедические занятия.
Б) Выполнение рекомендаций невролога и психиатра.
В) Занятия с ребенком дома, закрепление полученных навыков.
Г) Все варианты ответов.
4. Какова, по-Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над преодолением речевого недоразвития?
А) Достаточно занятий с воспитателем и логопедом.
Б) Родители иногда должны заниматься с детьми.
В) Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов.
5. Часто ли вы забываете тетрадь с рекомендациями логопеда в ДОУ?
А) не забываю
Б) забываю в детском саду постоянно
В) не могу закрепить с ребёнком полученные навыки, долго ищем тетрадь
Г) Редко оставляем в автомобиле, у бабушки, в гостях
6. Каких результатов от логопедических занятий вы ожидаете на конец учебного года?
А) Норма речи.
Б) Значительное улучшение речи.
В) Незначительное улучшение речи.
7. Посещал ли Ваш ребенок занятия с логопедом ранее?
8.Какие формы взаимодействия по выполнению домашних заданий с ребёнком вы считаете более результативными?
A) тетрадь с заданиями В) предложенный учителем –логопедом
Б ) мы не выполняем рекомендации
«дневник речи»
Результаты анкетирования родителей МКДОУ № 10
Метод исследования: анкетирование.
Дата исследования: 20 сентября 2019г.
Количество исследуемых: 14 человек.
№ Вопросы анкеты кол-во анкетируемых %
1. Знакомы ли Вы с речевым заключением Вашего ребенка?
А) Нет -
Б) Частично. 9/ 64
В) Знаком (а), изучил (а) большое количество литературы. 5 /36
2. Как сильно Вас беспокоит речевое развитие Вашего ребенка?
А) Нет причины волноваться -
Б) Волнение есть, но я думаю, что речь
придет в норму за период посещения логопедической группы. 6/ 43
В) Думаю, что проблема с речью будет и в школе. 8/ 57
3. Какие мероприятия, по-Вашему мнению, необходимо проводить для улучшения речевого развития Вашего ребенка?
А) Логопедические занятия -
Б) Выполнение рекомендаций невролога и психиатра -
В) Занятия с ребенком дома, закрепление полученных навыков -
Г) Все варианты ответов. 14/ 100
4. Какова, по-Вашему мнению, степень участия семьи, родителей в работе над преодолением речевого недоразвития?
А) Достаточно занятий с воспитателем и логопедом -
Б) Родители иногда должны заниматься с детьми -
В) Родители должны принимать деятельное участие в этой работе, выполняя рекомендации специалистов. 14 /100
5. Часто ли вы забываете тетрадь с рекомендациями логопеда в ДОУ?
А) Да. 10/ 87
Б) Нет. 4 /13
6. Посещал ли Ваш ребенок занятия с логопедом ранее?
А) Да. 5\ 36
Б) Нет. 9\ 64
7. Каких результатов от логопедических занятий Вы ожидаете на конец учебного года?
А) Норма речи. 5/ 36
Б) Значительное улучшение речи. 8/ 57
В) Незначительное улучшение речи. 1 /7
8.Какие формы взаимодействия по выполнению домашних заданий с ребёнком вы считаете более результативными?
А) тетрадь с заданиями 3\10 В) предложенный учителем –логопедом
«дневник речи» 11\90
Б) мы не выполняем рекомендации 0
Анализ анкетирования родителей
Во второй половине сентября 2019 учебного года было проведено анкетирование родителей логопедической группы. В анкетировании участвовало 14 родителей. Анкета состояла из 7 вопросов.
Анкетирование показало, что большее количество родителей лишь частично знакомы с речевым заключением своего ребенка. Так ответили 9 родителей (64%). 5 (36%) родителей владеют информацией о речевом заключении своего ребенка.
Результаты второго вопроса показали, что 6 родителей (43%) обеспокоены речевым развитием своего ребенка, но считают его преодолимым за время посещения логопедической группы. 8 родителей (57%) считают, что проблема с речью будет и в школе.
Третий вопрос помог нам выяснить, что все родители понимают значимость всех мероприятий, проводимых по преодолению речевого дефекта.
В четвертом вопросе мы выяснили, что все родители считают своим долгом принимать деятельное участие в работе над речевым недоразвитием своего ребенка, выполняя рекомендации специалистов.
В своих анкетах, отвечая на пятый вопрос, 10 родителей (87%) ответили, что забывают, теряют тетрадь взаимодействия с логопедом. Остальные 4 родителей (13%)отмечают, что редко, но всё же забывают тетрадь в гостях, в автомобиле.
По результатам шестого вопроса мы выяснили, что 5 детей (36%) до зачисления в логопедическую группу посещали занятия с логопедом, а 9 детей (64%) не посещали.
На седьмой вопрос родители отвечали по-разному: 5 родителей (36%)ожидают в результате логопедической работы за год, что речь ребенка придет в норму; 8 (57%) родителей ожидают значительные улучшения речи; 1 родитель (7%) ожидает незначительные улучшения речи.
Таким образом, делая вывод, можно сказать, что родители недостаточно широко осведомлены о речевых нарушениях своих детей, но готовы принимать активное участие в коррекционном процессе. Родители нуждаются в консультациях и рекомендациях специалистов.
На восьмой вопрос родители ответили
11 родителей (90%)ответили, что использование «дневника речи» считают более удобным, мобильным и результативным способом взаимодействия в системе «педагог-ребёнок-родитель» и 3 (10%) предпочитают получать материал для закрепления речевых навыков дома - в тетрадях.
АНКЕТА
для родителей по информационным компьютерным технологиям
Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?
· считаю возможным их использование в детском саду;
· их использование должно быть ограничено;
· не должны использоваться.
2. Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?
· смотрит видеоролики, слушает аудио-сказки;
· играет;
· занимается по специальным детским развивающим программам;
· ребенку не разрешаем пользоваться компьютером.
3. Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?
· Да;
· Нет;
· Стараюсь, но не всегда получается. Редко...
4. С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?
· компьютерные игры развивают у ребенка быстроту реакции, мелкую моторику рук, визуальное восприятие объектов, память и внимание, логическое мышление, зрительно-моторную координацию... (речь идет об играх, которые имеют возрастную рекомендацию);
· ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий;
· нет положительных моментов в использовании компьютера.
5. Что Вы про себя могли сказать...
· Нахожу для себя и своего ребенка интересные ресурсы Интернета;
· Активный пользователь Интернет;
· Нет компьютера дома.
6. Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?
1. да; 2. нет, первый раз слышу про сайт.
Приложение 3
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.