Проект "Белоствольная красавица"
Оценка 4.8

Проект "Белоствольная красавица"

Оценка 4.8
docx
16.11.2021
Проект "Белоствольная красавица"
проект белоствольная красавица.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 166»

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткосрочный проект "Белоствольная красавица" в старшей группе.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Григорьева О.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Иваново 2021 г.

                                                                      
Пояснительнаязаписка:
Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы поведения в местах отдыха, оставляют мусор, включают громко музыку, вырезают надписи на стволах деревьев, обижают бездомных животных.
Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны и восстановления. Формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Как развивать любовь к природе и стремление её защищать? Чтобы ответить на эти важные вопросы и появился проект «Белоствольная красавица».
Проект позволит детям больше узнать, почему береза является символом России. А так же для чего нужно охранять и беречь природу.

Тип проекта: социально – познавательный, краткосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, их родители, воспитатели.

Цель проекта: формировать начало экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном.
2. Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.
3. Знакомить со стихами, песнями, загадками о берёзе.
4. Развивать у детей познавательную активность.
5. Активизировать и обогащать словарь.
6. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Ожидаемый результат:
Сформированное представление у детей: о берёзе, как почитаемом дереве на Руси, о том в каких красках, образах, мелодиях воплощается берёза; о взаимосвязях берёзы с живой и неживой природой; о пользе деревьев и берёзы в частности.

Список литературы:

Николаева С.В. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми средней и старшей групп дт. Сада: кН. Дл воспитателей дт. Сада. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 223 с.

Прохорова Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. -72 с.

Подготовительный этап:
- составление перспективного плана работы по проведению проекта;
- подбор детской и методической литературы, иллюстрации, репродукций картин, стихотворений, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
- создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей к реализации проекта.

Основной этап:

Познавательное развитие:
1. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
3. Беседа «
Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
4. Легенды и мифы о березе.
5. Проблемная ситуация «Откуда берется березовый сок?»
6. Исследование коры, бересты, листьев под лупой.
7.Презентация «Береза, как символ России»;

Речевое развитие:
1. Чтение загадок, пословиц, поговорок, стихотворений о березе.
2. Подбор и выставка художественной литературы о березе.

3. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю березку русскую...» и повторение стихотворения С. Есенина «Белая береза».
4. Чтение: С. Воронин «Моя береза», Е. Тимошенко «Елочки-метелочки»; К. Паустовского «Подарок»»; Л.И. Горошкина «Берёзка»; Н.И. Птухина «Ода берёзе»; Л.М. Смирнова «Берёзка голову склоня...»; Л.Н. Сурнина «Песнь берёзе»; Г.Н. Рахимова «Три Берёзки под окном».
5. Речевые игры «Как еще можно назвать березу», «Закончи фразу», «Соберем дерево».
6. Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Люблю березку русскую», «Березовая роща», «Белая береза» (использование различных техник).
Физическое развитие.
Подвижные игры «Кто быстрее соберет березовые листочки (почки) », «Беги к березе».
Взаимодействие с родителями.
1.
Воскресные наблюдения «Красавица берёзка».

2. Фотоальбом  «Люблю березу белую».

Развивающая предметно – пространственная среда по теме проекта: 

Дидактические игры «Узнай дерево», «С какого дерева листок»

Выводы:
1. Дети проявляют большой интерес к природе. Дети имеют поверхностные знания о пользе деревьев, о взаимосвязях их с живой и неживой природой.

Приложение 1.
Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»
Программное содержание. Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?
Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?»
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой»
Программное содержание. Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Приложение 2.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Люблю березку русскую»
Программное содержание: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».
Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется рисование "Люблю березку русскую"




 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166»

Пояснительнаязаписка: Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства

Пояснительнаязаписка: Любовь к природе - это чувство, которое включает в себя эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства

Проблемная ситуация «Откуда берется березовый сок?» 6

Проблемная ситуация «Откуда берется березовый сок?» 6

На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают…

На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают…

Ход занятия Загадка: Стоит

Ход занятия Загадка: Стоит
Скачать файл