Проект "Билет в Детство"
Оценка 5

Проект "Билет в Детство"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитание +1
Детсад
31.12.2022
Проект "Билет в Детство"
Проект Билет в Детство.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»

 

 

 

 

 

 

Проект

«В гости к детям. Билет в Детство»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Жданова В.А.

 

 

 

 

 

г. Рязань, 2022

 «Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

В.А. Сухомлинский

 

Актуальность проекта

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие,  построенное  на  принципе  взаимопроникновения  двух  социальных институтов, а не принципе параллельности. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОО.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с  семьей  для  обеспечения  полноценного  развития  личности  ребенка».

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный

подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической

грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и

реформирования системы дошкольного образования. Поэтому нами предложена оптимизированная форма работы с родителями, когда они становятся прямыми участниками образовательного процесса вместе с педагогами, что повышает их заинтересованность и в какой-то мере ответственность за те знания, которые получают дети вне стен дома. Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и

образовательных  учреждений,  а  именно  –  сотрудничества,  взаимодействия  и доверительности.

Поэтому мы взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что у детей и родителей появилась возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОУ. Опыт одних, боле не занятых родителей, будет использоваться всеми детьми группы, что позволит значительно расширить их познавательный интерес в разных сферах деятельности.

Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться

результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное

участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

·         во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения

функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.

Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;

·         во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский

сад, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

Проектная часть

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад № 25» г. Рязань формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.

Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях

дошкольного учреждения.

Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада присмотра и оздоровления

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Участники реализации проекта:

·         педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и

учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;

·         родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в

совместных мероприятиях, проводят для детей группы тематический мастер-класс, обмениваются опытом семейного воспитания;

·         дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:

·         установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить

усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;

·         активизировать и обогатить воспитательных умений родителей, поддержать

их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать

педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.

Задачи проекта:

·         Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по

организации работы с семьей.

·         Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную

среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами группы № 8 «Солнышко».

·         Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и

внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.

·         Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного

отношения к воспитанию детей.

·         Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс

методов:

·         изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

·         целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;

·         индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами

ДОУ;

·         анкетирование;

·         интервьюирование;

·         изучение детских работ;

·         анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

·         Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью

положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;

·         Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много

аспектной специфики каждой семьи;

·         Вариативность содержания форм, методов образования родителей;

·         Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и

детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно

сопровождались соответствующими действиями другого;

·         Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее

педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования);

·         Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм

взаимодействия с родителями.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы

Риски:

·         трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно

из проблемных семей.

Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:

·         повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах

воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

·         формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с

педагогическим коллективом, а также участию в образовательном процессе;

·         установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и

обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.

Критерии оценки эффективности реализации проекта.

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

·         изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю

ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;

·         рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому

просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

·         проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной

деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;

·         положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников

в МБДОУ «Детский сад № 25» г. Рязань.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь 2021 г.)

Цель: сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

Задачи:

·         разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;

·         изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с

родителями в соответствии с требованиями ФГОС;

·         анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

·         формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов,

волнующих родителей, по воспитанию детей;

·         подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический (сентябрь - декабрь 2022 г.)

Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС.

Задачи:

·         педагогическая  поддержка  родителей  (лекции,  тренинги,  дискуссии, 

открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);

·         педагогическое  образование  родителей (творческие  и исследовательские

проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);

·         совместная деятельность детей и родителей (детско-родительские встречи,

конкурсы, досуги) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

3 этап – аналитический (май 2022 г.)

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».

Планируются продукты проекта: методические разработки, проектная папка.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности воспитателей группы № 8 может использоваться другими воспитателями ДОУ.

Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта

1 этап – подготовительный (сентябрь 2022 г.)

Задачи

Мероприятие

Ответственные

1

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Анкетирование родителей «Изучение потребностей и

интересов родителей (законных представителей) в вопросах

сотрудничества с детским садом»

Воспитатели, родители

2

Подготовка нормативной базы для реализации проекта

Изучение специальной тематической литературы

Воспитатели

3

Обучение новым формам по работе с родителями

Проведение семинара "Учимся общаться с родителями" 

Психолог

4

Рассмотрение перспектив работы в рамках программы воспитания детей

Консультация «Дети поколения альфа»

Методист, психолог

5

Выявить «пробелы» в знаниях родителей в вопросах воспитания детей, изучить вопросы для эффективной помощи

Разработка памяток "Шпаргалки для родителей", организация частной группы в ВК «Детство»

Воспитатели

 

 

2 этап – практический (сентябрь - декабрь 2022 г.)

Месяц

Мероприятие

Ответственные

октябрь

Мастер-класс для детей «Сборка стула».

 

Воспитатели, родители

 

Консультации для родителей «Эта нелёгкая адаптация», «Что ест ваш ребёнок».

 

Воспитатели

 

«Снятие тревожности у ребёнка».

 

Психолог

ноябрь

Консультации для родителей «Самостоятельность ребёнка», «Говорим ребёнку правду».

 

Воспитатели

 

Мастер-класс для детей «Пальчиковый театр. Пчёлки».

 

Воспитатели, родители

 

«Базовые эмоции ребёнка».

 

Психолог

декабрь

Консультации для родителей «Стрессовые ситуации», «Форма одежды для занятий физкультурой».

 

Воспитатели

 

Мастер-класс для детей «Аппликация. Дед Мороз».

 

Воспитатели, родители

 

Видео-лекция для родителей «Половое воспитание дошкольников».

 

Психолог

 

 

 

 

 

 

 

3 этап – аналитический (декабрь 2022 г.)

Задачи

Мероприятие

Ответственные

1

Сбор, обработка и обобщение практических

материалов, соотнесение поставленных и

прогнозируемых результатов

 

Круглый стол «Наши успехи».

Воспитатели, психолог

2

Представление результатов реализации проекта

 

Семинар для ДОУ.

Воспитатели, психолог

3

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках

 

Общее родительское собрание.

Психолог, воспитатели, родители

4

Определение перспектив деятельности ДОУ в

рамках сотрудничества с родителями.

 

Рассмотрение результатов

реализации проекта на

итоговом педагогическом

совете.

 

Методист, психолог, воспитатели

5

Обобщение опыта работы

 

Создание папки по итогам

реализации проекта.

 

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

1.     Доронова   Т.Н.   Взаимодействие   дошкольного   учреждения   с   родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114

2.    Зверева   О.Л.,   Кротова   Т.В.   Общение   педагога   с   родителями   в   ДОУ. Методический  аспект.  [Текст]//  О.Л.  Зверева,  Т.В.  Кротова,  М.:  Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.

3.     Как  оформить  уголок  для  родителей  в  детском  саду  [Электронный  ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu

 4.     Оформляем  родительский  уголок:  новые  формы  и  подходы  [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502

5.     Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105

6.     Современные     формы     работы     с     родителями     [Электронный     ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii

7.     Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: «  Аркти», 2005, С. 221.

8. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с.

10. Психолого-педагогический  словарь  для  учителей  и  руководителей

общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г.

11.   Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.

12.  Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.

13.  Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества

Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей

Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

ДОУ; · анкетирование; · интервьюирование; · изучение детских работ; · анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта

ДОУ; · анкетирование; · интервьюирование; · изучение детских работ; · анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям: · изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям: · изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства

Месяц Мероприятие Ответственные октябрь

Месяц Мероприятие Ответственные октябрь

Задачи Мероприятие

Задачи Мероприятие

Использованные источники 1.

Использованные источники 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2022