МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 25»
Проект
«В гости к детям. Билет в Детство»
Составитель: Жданова В.А.
г. Рязань, 2022
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОО.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный
подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической
грамотности семьи. Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и
реформирования системы дошкольного образования. Поэтому нами предложена оптимизированная форма работы с родителями, когда они становятся прямыми участниками образовательного процесса вместе с педагогами, что повышает их заинтересованность и в какой-то мере ответственность за те знания, которые получают дети вне стен дома. Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и
образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Поэтому мы взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовали работу с семьей так, что у детей и родителей появилась возможность для дополнительного эмоционального общения в стенах ДОУ. Опыт одних, боле не занятых родителей, будет использоваться всеми детьми группы, что позволит значительно расширить их познавательный интерес в разных сферах деятельности.
Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться
результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное
участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.
Проблемы:
· во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения
функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения.
Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
· во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский
сад, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду, непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка. Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
Считаем, что положительный результат, может быть, достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Проектная часть
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад № 25» г. Рязань формы работы с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства в контексте ФГОС.
Объект проектной деятельности: педагогическое сопровождение семьи в условиях
дошкольного учреждения.
Предмет проектной деятельности: инновационные формы работы с семьей в условиях детского сада присмотра и оздоровления
Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Участники реализации проекта:
· педагоги и специалисты ДОУ – взаимодействуют с родителями и
учреждениями образования и культуры в рамках социального партнерства;
· родители – повышают педагогическую компетентность, участвуют в
совместных мероприятиях, проводят для детей группы тематический мастер-класс, обмениваются опытом семейного воспитания;
· дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Гипотеза: совместная инновационная работа по воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:
· установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить
усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;
· активизировать и обогатить воспитательных умений родителей, поддержать
их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Если правильно организовать взаимодействие семьи и детского сада, формировать
педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания детей, то можно добиться повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:
Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с родителями.
Задачи проекта:
· Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по
организации работы с семьей.
· Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную
среду общения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами группы № 8 «Солнышко».
· Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и
внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.
· Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного
отношения к воспитанию детей.
· Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
Для решения поставленных задач может быть использован следующий комплекс
методов:
· изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
· целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;
· индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами
ДОУ;
· анкетирование;
· интервьюирование;
· изучение детских работ;
· анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.
Принципы взаимодействия детского сада и семьи:
· Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью
положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;
· Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много
аспектной специфики каждой семьи;
· Вариативность содержания форм, методов образования родителей;
· Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и
детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно
сопровождались соответствующими действиями другого;
· Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее
педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального самосовершенствования);
· Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм
взаимодействия с родителями.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы
Риски:
· трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно
из проблемных семей.
Предполагаемый результат: создание единого образовательного пространства в рамках социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:
· повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах
воспитания и развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
· формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с
педагогическим коллективом, а также участию в образовательном процессе;
· установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и
обучения дошкольников между детским садом, семьей и школой.
Критерии оценки эффективности реализации проекта.
Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:
· изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю
ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;
· рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому
просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;
· проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями педагогической литературы, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности;
· положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников
в МБДОУ «Детский сад № 25» г. Рязань.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (сентябрь 2021 г.)
Цель: сбор, анализ и структурирование информации о разработке моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
Задачи:
· разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;
· изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с
родителями в соответствии с требованиями ФГОС;
· анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;
· формирование «Почты доверия» для выявления актуальных вопросов,
волнующих родителей, по воспитанию детей;
· подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.
2 этап – практический (сентябрь - декабрь 2022 г.)
Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС.
Задачи:
· педагогическая поддержка родителей (лекции, тренинги, дискуссии,
открытая непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);
· педагогическое образование родителей (творческие и исследовательские
проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);
· совместная деятельность детей и родителей (детско-родительские встречи,
конкурсы, досуги) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.
3 этап – аналитический (май 2022 г.)
Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.
Третий этап направлен на анализ, обобщение и распространение опыта, способствующего осуществлению активного взаимодействия субъектов образовательного процесса «педагоги-родители-дети».
Планируются продукты проекта: методические разработки, проектная папка.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности воспитателей группы № 8 может использоваться другими воспитателями ДОУ.
Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта
1 этап – подготовительный (сентябрь 2022 г.)
№ |
Задачи |
Мероприятие |
Ответственные |
1 |
Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе |
Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом» |
Воспитатели, родители |
2 |
Подготовка нормативной базы для реализации проекта |
Изучение специальной тематической литературы |
Воспитатели |
3 |
Обучение новым формам по работе с родителями |
Проведение семинара "Учимся общаться с родителями" |
Психолог |
4 |
Рассмотрение перспектив работы в рамках программы воспитания детей |
Консультация «Дети поколения альфа» |
Методист, психолог |
5 |
Выявить «пробелы» в знаниях родителей в вопросах воспитания детей, изучить вопросы для эффективной помощи |
Разработка памяток "Шпаргалки для родителей", организация частной группы в ВК «Детство» |
Воспитатели |
2 этап – практический (сентябрь - декабрь 2022 г.)
Месяц |
Мероприятие |
Ответственные |
октябрь |
Мастер-класс для детей «Сборка стула».
|
Воспитатели, родители |
|
Консультации для родителей «Эта нелёгкая адаптация», «Что ест ваш ребёнок».
|
Воспитатели |
|
«Снятие тревожности у ребёнка».
|
Психолог |
ноябрь |
Консультации для родителей «Самостоятельность ребёнка», «Говорим ребёнку правду».
|
Воспитатели |
|
Мастер-класс для детей «Пальчиковый театр. Пчёлки».
|
Воспитатели, родители |
|
«Базовые эмоции ребёнка».
|
Психолог |
декабрь |
Консультации для родителей «Стрессовые ситуации», «Форма одежды для занятий физкультурой».
|
Воспитатели |
|
Мастер-класс для детей «Аппликация. Дед Мороз».
|
Воспитатели, родители |
|
Видео-лекция для родителей «Половое воспитание дошкольников».
|
Психолог |
3 этап – аналитический (декабрь 2022 г.)
№ |
Задачи |
Мероприятие |
Ответственные |
1 |
Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов
|
Круглый стол «Наши успехи». |
Воспитатели, психолог |
2 |
Представление результатов реализации проекта
|
Семинар для ДОУ. |
Воспитатели, психолог |
3 |
Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках
|
Общее родительское собрание. |
Психолог, воспитатели, родители |
4 |
Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.
|
Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете.
|
Методист, психолог, воспитатели |
5 |
Обобщение опыта работы
|
Создание папки по итогам реализации проекта.
|
Воспитатели |
Использованные источники
1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]// Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. [Текст]// О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005, С. 89.
3. Как оформить уголок для родителей в детском саду [Электронный ресурс]// http://www.kakprosto.ru/kak-33939-kak-oformit-ugolok-dlya-roditeley-v-detskom-sadu
4. Оформляем родительский уголок: новые формы и подходы [Электронный ресурс]// http://dob.1september.ru/articlef.php?ID=200700502
5. Современные подходы к сотрудничеству детского сада и семьи [Электронный ресурс] //http://tmntpk.ucoz.ru/publ/robota_s_roditeljami/formy_raboty_s roditeljami/sovremennye_podkhody_k_sotrudnichestvu_detskogo_sada_i_semi/50-1-0-105
6. Современные формы работы с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112-sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii
7. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. [Текст]// О.В. Солодянкина, М.: « Аркти», 2005, С. 221.
8. Полат Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.
9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2004. – 94с.
10. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998г.
11. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.
12. Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.75.
13. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2006. С.80. 3-е изд.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.