Департамент
образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы-интерната
_____________ Дузькряченко Л.Д.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «ДАЙ ЛАПУ, ДРУГ!»
Направление «Межпредметное»
Номинация «Долгосрочные проекты»
База реализации проекта: обучающиеся (8-18 лет) отделения слабослышащих детей (35 человек), родители, законные представители
Авторы:
Копылова Ольга Николаевна –
учитель биологии
высшей квалификационной категории;
Моисеева Раиса Ивановна –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Томск-2013/2020 г.
Оглавление
П/№ |
Содержание |
С. |
I. |
Постановка проблемы с указанием причин………………………… |
3 |
II. |
Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода………………………………………………………………… |
4 |
III. |
Актуальность исследовательской деятельности обусловлена следующим образом…………………………………………………… |
4 |
IV. |
Степень научной разработанности проблемы…………………….. |
5 |
V. |
Паспорт исследовательского проекта……………………………….. |
5 |
VI. |
Объект проектной деятельности…………………………………….. |
7 |
VII. |
Предмет проектной деятельности…………………………………… |
7 |
VIII. |
Главная цель…………………………………………………………. |
7 |
IX. |
Задачи проекта……………………………………………………….. |
7 |
X. |
Методологическая основа исследования………………………….. |
8 |
|
10.1. Гипотеза………………………………………………………… |
9 |
|
10.2. Основные принципы…………………………………………… |
9 |
XI. |
Ресурсы проекта………………………………………………………. |
10 |
XII. |
Основной механизм реализации проекта…………………………… |
11 |
XIII. |
Последовательный перечень этапов………………………………….. |
11 |
|
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный ………………. |
11 |
|
13.2. 2 этап – практико-ориентированный………………………….. |
12 |
|
13.3. 3 этап – итогово-аналитический……………………………….. |
12 |
XIV. |
Информационная схема проекта……………………………………… |
12 |
XV. |
Конечный продукт проекта – предполагаемый результат………… |
13 |
XVI. |
Критерии оценки эффективности реализации проекта……………… |
14 |
XVII. |
Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий …………………………….. |
15 |
XVIII. |
Итог (выводы, рефлексия)…………………………………………. |
15 |
XIX. |
Список использованной литературы, Интернет-источников …… |
17 |
XX. |
Приложение…………………………………………………………… |
19 |
«День, который Вы прожили,
не совершенен до тех пор,
пока Вы не сделали что-нибудь для кого-то,
кто никогда не сможет возместить Вам этот долг»
(Рут Шмельцер)
I. Постановка проблемы с указанием причин (важность проблемы)
Проблема бездомных животных была искусственно создана в России во второй половине 1990-х годов. За это время миллионы россиян подобрали бездомных животных на улицах городов, посёлков, деревень.
В развитых странах обитание домашних животных на улице недопустимо, так как это приводит к страданиям и смерти животных и считается максимальным садизмом по отношению к ним. Эта аксиома понятная всем здравомыслящим людям, понимающим, что жизнь бездомных животных полна страданий. Самое страшное – быть никому не нужным, лежать на обочине и корчиться от боли на глазах у прохожих.
В городе собакам и кошкам легко оказаться в беде: стать выброшенными хозяевами или просто потеряться. Животные попадают под колёса, становятся мишенями для догхантеров («охотники на собак»). Животные умирают от голода, холода и болезней. Проблема очень важна: она затрагивает нравственные начала общества. Объединение в мощное зоозащитное движение способно сдвинуть проблему в сторону человечности, ответственности, законности, сотрудничества.
Чуткое отношение к животным посредством эколого-нравственного воспитания в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит информационный, практико-ориентированный характер, формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания об отношении к животным, помощи, защите и поддержке братьев наших меньших.
Нам пришла идея о запуске проекта «Дай лапу, друг!» в рамках программы «2013 год – год охраны окружающей среды», целью которой является повышение экологической грамотности самых широких слоёв населения, и в первую очередь, учащихся образовательных учреждений разного уровня. Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что общение с животными благотворно влияет на человека. Прогулки с собакой избавляют от гиподинамии, поглаживание кошки успокаивает нервы. Появились целые методики занятий с животными-терапевтами и др.
В ходе реализации проекта «Дай лапу, друг!» с сентября 2013 года, наше образовательное учреждение активно сотрудничает с томской зоозащитной организацией «Содружество», её представителями, волонтёрами, пропагандирующими бережное отношение к бездомным животным. Суть этого проекта – воспитать растущее поколение в духе гуманности к братьям нашим меньшим и ко всему окружающему миру.
II. Способность выявлять проблемы, требующие исследовательского подхода
Существующий подход – отстрел или усыпление безнадзорных животных – не является решением проблемы. Такая политика нерезультативна, так как не позволяет бороться с причиной проблемы появления бездомных животных в населённых пунктах. Данный метод ведёт к увеличению числа рождающихся щенков в одном помёте, приводит к постоянным миграциям.
Под отстрел попадают, в большинстве случаев, адекватные и прирученные собаки, не боящиеся подойти к человеку на расстояние выстрела и, следовательно, безопасные для населения. Собаки пугливые, агрессивные и потенциально опасные, имеют больше шансов выжить при отстреле, т.к. они не подойдут к человеку достаточно близко. При регулировании численности бездомных животных только таким способом решить проблему не удастся.
Приемлемый способ регулирования состоит в том, что бездомные животные отлавливаются, стерилизуется и после снятия швов выпускается в прежнее место обитания. Через несколько лет количество животных начнёт уменьшаться естественным образом.
Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам «Окружающий мир», «Основы безопасности жизнедеятельности», которые помогают детям, родителям, педагогам, волонтёрам в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.
В рамках проекта обучающиеся не только получают сведения о животных, об окружающей среде, но и занимаются трудовой деятельностью – мастерят скворечники, кормушки, тёплые постилки для кошек и собак, различные поделки, и а также участвуют в благотворительности – приобретают корм для животных питомника, пополняют финансовую копилку, подкармливают птиц и др.
III. Актуальность исследовательской деятельности обусловлена следующим образом.
Большинство людей не обращают внимания или делают вид, что не замечают, но эта проблема бездомных животных остаётся актуальной. Даже сами по себе уличные животные составляют множество проблем для человеческого общества. По пути домой многие не раз с опаской обходили стаи озлобленных собак. Правда, нельзя сказать, что озлобленность вызвана не обоснованной агрессией, в большинстве случаев это всего лишь ответная реакция на жестокое отношение людей к животным. Также нужно отметить проблему распространения опасных заболеваний, которые распространяются среди бесхозных животных и могут передаваться людям различными путями (при укусе – бешенство, при поглаживании – гельминтозы, лишаи и др.). Люди не задумываясь, избавляются от заведённых ими питомцев, пополняя тем самым и так многочисленную армию уличных животных.
Мир животных удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что-то новое, удивительное, необычное. Воспитание в детях осознания необходимости нравственного отношения к животным в целом, а к бездомным животным в частности, понимание ответственности человека за братьев наших меньших не менее важно, чем умение писать и читать.
IV. Степень научной разработанности проблемы
Долгое время организация совместной деятельности школьников и педагогов, которая охватывала как учебное, так внеучебное время, носила название «метода целевого акта». Только в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден употребил слово «проект», говоря об инновационных методах, а в 1911 году Бюро воспитания США узаконило термин «проект» применительно к образовательному процессу.
Научные основы современной образовательной политики в США были выработаны американским философом Дж. Дьюи ещё в конце ХIХ – начале ХХ столетия [5]. Основные тезисы его позиции: соединение обучения с производственным трудом; единство теории и практики в процессе обучения; постоянная связь школы с жизнью; построение преподавания на близком к интересам учащихся материале. Наибольший интерес, с точки зрения степени разработки исследуемой проблемы, представляют работы российских исследователей: Л.С. Выготского (1896-1934 гг.), А.Р. Лурии (1902-1977 гг.), А.Н. Леонтьева (1903-1979 гг.). Первые попытки раскрытия сущности проектной деятельности на общепсихологическом уровне предприняты в исследованиях К.Д. Ушинского (1824-1870 гг.), С.Л. Рубинштейна (1889-1960 гг.) и др. В настоящее время целесообразность и необходимость проектного обучения в России доказана. Важность проекта в жизнедеятельности детей с дефицитарным развитием (нарушениями слуха) весьма актуальна. Структура и содержание проекта представлены в таблице 1.
Таблица 1.
V. Паспорт исследовательского проекта |
||
№ |
Структура |
Содержание |
1. |
Тема проекта |
«Дай лапу, друг!» |
2. |
Цель проекта |
Создание условий для воспитания у детей ответственного отношения к животным |
3. |
Задачи проекта |
Заботиться о домашних животных, оставшихся без хозяев; Владеть методами и приёмами по уходу за животными |
4. |
Активные участники проекта, возраст |
Обучающиеся младшего, среднего и старшего звена в количестве 35 человек от 8 до 18 лет |
5. |
Авторы проекта |
Копылова Ольга Николаевна – учитель биологии, Моисеева Раиса Ивановна – учитель начальных классов |
6. |
Волонтёры проекта |
С.А. Ракитина – председатель «Содружество», Макс Попов |
7. |
Заинтересованные участники проекта
|
Краева Ирина Тимофеевна – учитель технологии Фролова Наталья Степановна – заместитель директора по учебной работе, Карауш Ирина Сергеевна – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН |
8. |
Тип проекта по доминирующей деятельности |
Информационно-практический, чётко ориентированный на конечный результат |
9. |
Тип проекта по предметно-содержательной области |
Межпредметный в разных областях: основы безопасности жизнедеятельности, природоведение, развитие речи, трудовое обучение, предметно-практическое обучение, изобразительное искусство, чтение, развитие слухового восприятия, формирование произношения |
10. |
Тип проекта по характеру координации |
Со скрытой координацией (гибкий) |
11. |
По количеству участников |
Групповой (классный) |
12. |
По широте охвата содержания |
Обучающиеся и общество, обучающиеся и родители, обучающиеся и волонтёры, обучающиеся и педагоги, обучающиеся и врачи |
13. |
По времени проведения |
Продолжительный (с 01.09.2013 по 2020) долгосрочный |
14. |
По характеру контактов (степени охвата) |
Внутришкольный, региональный, международный. Последние два типа являются телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet и, следовательно, задействования средств современных компьютерных технологий |
15. |
Образовательная область |
Основы безопасности жизнедеятельности, ознакомление с окружающим миром, литературное чтение, развитие слухового восприятия, формирование произношения |
16. |
Учебный предмет |
Природоведение |
17. |
Методы, использованные в работе над проектом |
Сбор информации, беседы, исследование, наблюдение, сравнение, умозаключения, речевые высказывания, причинно-следственные связи, выводы |
18. |
Форма представления проекта |
Буклет, презентации: «Дай лапу, друг!», «Моё беспокойное хозяйство», «Мои любимые животные» и др. |
19. |
Образовательное учреждение, адрес |
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Томск, ул. Дзержинского, дом 19, 634041 |
20. |
Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта, Интернет-сайты |
Соц.сети
проекта: http://ourfriends.tomsk.ru/opekunstvo_nad_bezdomnymi_zhivotnymi/ http://ourfriends.tomsk.ru/Kak_pomoch/ |
21. |
Словарь исследователя (понятийный аппарат)
|
Животные, бездомные, милосердие, душевность, благоразумие, брошенные, ухаживать, благотворительность, жестокое отношение к животным, бережное отношение к животным, гуманное отношение к животным, приют для животных, собака – хищное млекопитающее животное домашняя собака безнадзорная собака бесхозная собака владелец собаки содержание собаки приют (питомник) для собак пункт временного содержания собак учётный знак домашних собак жетон на ошейнике |
VI. Объектом проектной деятельности является процесс формирования у обучающихся осознанного отношения к проблеме брошенных животных, совместной деятельности в процессе взаимодействия с педагогами, волонтёрами.
VII. Предметом исследования является совместная деятельность взрослых и обучающихся в процессе взаимодействия с животными приюта «Содружество» как средство воспитания бережного отношения к животным.
VIII. Главная цель: создание условий для развития познавательного опыта и практических навыков детей в процессе формирования начал экологической культуры, адекватного отношения ребёнка к живой природе, взаимодействия с бездомными животными.
IX. Задачи:
Образовательные:
мотивировать учебно-познавательную деятельность;
учить формулировать собственное мнение, уметь задавать вопросы;
определять цели, способы взаимодействия;
привлекать к проблеме защиты бездомных животных обучающихся, их родителей, педагогов;
организовывать собственную деятельность, фиксировать моменты наблюдения;
знакомить с элементарными методами и приёмами по уходу за животными;
работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
предвидеть возможности получения конкретного результата – облегчение жизнедеятельности бездомных животных;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату с помощью инструкции волонтёров, педагогов;
самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать результат собственной благотворительной деятельности;
обогащать практико-деятельностный опыт по взаимодействию с бездомными животными.
Воспитательные:
учить сознательно и творчески подходить к процессу исследования;
осуществлять рефлексию собственных действий.
воспитывать бережное отношение к животным, стойкое предотвращение жестокого обращения с животными;
прививать детям с нарушениями слуха гуманного отношения к бездомным животным;
формировать умение встать на защиту бездомных животных;
повышать уровень сознания, этического и гуманного отношения к животным.
Коррекционные:
развивать умение слушать и слышать, действовать в заданных условиях;
осознано и произвольно выказывать желание к взаимодействию с бездомными животными;
строить речевые сообщения в устной форме;
активизировать слуховое восприятие, мотивировать к обобщению предметно-практических действий в рамках проектной деятельности.
X. Методологическая основа исследования (обоснованность выбора использованных методов)
У детей с нарушениями слуха недостаточен объём знаний в области естественнонаучных представлений. Они затрудняются в установлении причинно-следственных взаимосвязях появления таких проблем как «бездомные, бесхозные животные». Поэтому при разработке проекта «Дай лапу, друг!» использовали метод коммуникации, организованного детского взаимодействия в индивидуальной и коллективной предметно-практической деятельности.
Метод исследования – наблюдения, взаимодействия с бездомными животными, позволяет обучающимся с особенностями в развитии реализовать заложенную в них программу поддержки, помощи братьям нашим меньшим, оказавшимся в трудной ситуации вполне доступным для них способом – через наблюдения, анализ, сравнение, обобщение.
Метод планирования включает цели, задачи, определяет результативность проекта, последовательность действий, корректировки.
Метод диагностического анкетирования: состоит из наблюдений, бесед, анализа продуктов творчества деятельности, экспертной оценки.
Опытно-экспериментальная работа с целью определения эффективности практической деятельности обучающихся в процессе поддержке и помощи животным, формирования личных жизненных компетенций.
Методы математической статистики, для обработки данных полученных при исследовании.
10.1. Гипотеза – при внедрении эффективных педагогических технологий – информационно-практико-ориентированного проекта в учебно-воспитательный процесс, неизбежна положительная динамика основных показателей образовательных и воспитательных результатов. Проектная деятельность поможет выяснить, что без участия, поддержки и помощи животным, их жизнь обречена на гибель.
10.2. Основные принципы проекта следуют:
Воспитанию бережного отношения к домашним животным. (Дети должны считать преступным выбрасывание животных на улицу, осознавать, если нет условий для содержания собак или кошек, то не стоит их заводить).
Формированию принципов благополучия животных:
• никто не имеет право причинять животному боли, страданий или ущерба;
• никто не имеет право оставлять животное без попечения, помощи;
• любой человек, содержащий домашнее животное должен нести ответственность за его здоровье и благополучие и должен обеспечить ему место для проживания, уход и заботу.
Применению принципа доступности, позволяющему легко проводить обучающие занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов в конкретных условиях образовательного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей образовательной деятельности с применением дистанционных технологий и сетевых средств обучения (интерактивных тестов, тренажеров удаленного доступа и др.).
Проект позволяет использовать принцип гибкости, который даёт возможность участникам образовательного процесса работать в подходящем для них темпе и в удобное время.
Принцип модульности, позволяющий родителям и педагогам использовать необходимые для них сетевые образовательные программы (или отдельные составляющие образовательных программ) для применения индивидуальных обучающих маршрутов по взаимодействию с животными.
Принцип оперативности и объективности оценивания достижений воспитанников, учитывающий зоны актуального и ближайшего развития, структуру дефекта и образовательные возможности каждого ребёнка.
У детей будут сформированы элементарные знания культура по оказанию помощи бездомным животным, по уходу за животными в домашних условиях.
XI. Ресурсы проекта.
Для реализации данного проекта используются следующие ресурсы.
Научно-методические:
оснащение обучающихся рекомендациями, методическими пособиями по сопровождению и уходу за бездомными животными;
оценка результативности реализации проекта, его механизмов, критериев и показателей на развитие ребёнка.
Кадровые:
С.А. Ракитина – председатель организации «Содружество» - консультант;
О.Н. Копылова – учитель биологии – консультант;
Н.С. Фролова – завуч по учебной работе;
Т.П. Мурина – председатель методического объединения МО;
Р.И. Моисеева – учитель начальных классов, педагог-психолог;
И.Т. Краева – учитель технологии высшей квалификационной категории;
И.С. Карауш – врач-педиатр, психотерапевт, специалист НИИ психического здоровья СО РАМН;
Волонтёры - Макс Попов
Нормативно-правовые:
ü ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЖИВОТНЫХ
ü ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНВЕНЦИЯ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ КОМНАТНЫХ ЖИВОТНЫХ (ВЫДЕРЖКИ)
ü КАК СОСТАВИТЬ ЖАЛОБУ О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ?
ü СТАТЬЯ 245 УК РФ - О ЖЕСТОКОМ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ
ü НАХОДКА ЖИВОТНОГО ПО ГК РФ
ü ЗАКОН ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 26.12.09 №295-ОЗ "КОДЕКС ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" (ГЛАВА 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ)
ü ПОЛОЖЕНИЕ "О ПРАВИЛАХ СОДЕРЖАНИЯ СОБАК И КОШЕК В ГОРОДЕ ТОМСКЕ" (в ред. решений Томской городской Думы от 20.10.1999 N 174, от 31.05.2004 N 653, решения Думы г. Томска от 26.07.2005 N 997)
ü ЗАКОН О СОДЕРЖАНИИ СОБАК И КОШЕК В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ (Принят постановлением Государственной Думы Томской области от 29.07.2010 N 3451)
Информационные:
http://ourfriends.tomsk.ru/
http://priut-info.ru/tomsk/sodruzhestvo
школьный методический ресурсный отдел, библиотека;
ресурсы сети Интернет;
художественная, методическая, научно-популярная литература;
ресурсы РЦРО, ТОИПКРО, ГНМЦ, ЦДО г. Томска;
формирование банка данных по реализации проекта;
информирование школьной общественности о ходе проведения проектно- организационной деятельности, мониторинговых мероприятий.
Материально-технические:
проект реализуется на базе школы-интерната, оснащённого в соответствии с современными требованиями (компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер);
изготовление наглядного, речевого, предметно-практического материала.
Финансовые:
финансовое обеспечение работы проекта осуществляется за счёт благотворительных средств со стороны родителей, законных представителей, частично администрацией школы-интерната, педагогов, гостей школы
XII. Основной механизм реализации проекта:
Особенность проекта «Дай лапу, друг!» в том, что весь материал доступен на школьном сайте в On-line режиме, постоянно пополняется новыми материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию педагогов образовательной организации, волонтёров.
В ходе реализации проекта организуются мероприятия.
ü Акции: «Мы в ответе за тех, кого приручили», сопровождающие благотворительностью, выпуском «листовок», где привлечено внимание к проблеме бездомных животных.
ü Поиск хозяев для бездомных животных.
ü Организация бесед, праздничных мероприятий и развлечений для детей, их родителей, педагогов с последующей отчётностью.
ü Организация совместных мероприятий для воспитанников, их родителей и педагогов образовательной организации с сотрудниками и питомцами приюта «Содружество».
Проведение серии регулярных предметно-практических занятий по изготовлению подстилок, лежаков для обитателей приюта «Содружество».
XIII. Последовательный перечень этапов с их кратким содержанием и указанием времени, необходимого на их реализацию
13.1. 1 этап – организационно-подготовительный
Задачи. Выявление в процессе опроса и анкетирования потенциальных участников проекта (обучающихся, их родителей, законных представителей), их желание участвовать в проекте.
Согласование с администрацией школы-интерната, консультантами о совместной деятельности в процессе проектной деятельности, получение одобрения.
Разработка плана мероприятий: сбор средств, благотворительность, предметно-практическая деятельность, беседы, наблюдение, работа с литературой, речевыми карточками и др.
13.2. 2 этап – практико-ориентированный
Задачи.
Организация предметно-практической мероприятий в рамках внеурочно-тематического планирования: просмотр видео, работа в школьной библиотеке с энциклопедией, литературой, сбор материалов для изготовления лежанок, подстилок и др.
Обучение и закрепление приёмов по уходу за животными, поддержанию их здоровья, что для этого необходимо?
Организация фотосъёмок во время реализации проекта. Ответственные: Горкольцев Сергей, Ширякова Евгения.
13.3. 3 этап – итогово-аналитический
Задачи. Подготовка публикации по итогам реализации этапов проекта.
Написание статьи в научный журнал ISSN 2307-5902 «Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы». http://xn--80adjnibthssp.xn--p1ai/2014-03-23-12-41-07
Составление отчёта по итогам мероприятий проектной деятельности, медиапрезентации по результатам совместной благотворительной деятельности, буклет, слайд-шоу и др.
Награждение активных участников проекта «Дай лапу, друг!» Дипломами, Благодарственными письмами, Благодарностями.
XIV. Информационная схема проекта разбита на пять блоков:
1 блок «Работа с родителями»:
ü Информация на стенде
ü Консультации
ü Тематические родительские собрания
ü Привлечение родителей к изготовлению листовок и брошюр
ü Распространение листовок и брошюр
ü Проведение праздника «Дай лапу, друг»
ü Совместное, организованное посещение приюта для бездомных животных.
ü Показ слайд шоу
ü Сбор корма и медикаментов для приюта «Содружество»
2 блок «Работа с детьми»:
ü Показ тематических мультимедийных презентаций, составленных педагогами, обучающимися, волонтёрами
ü Совместное с родителями посещения приюта для бездомных животных
ü Проведение праздника «Дай лапу, друг!»
ü Проведение праздника «День защиты животных»
ü Беседы
ü Изобразительная деятельность (рисование)
ü Конструирование, аппликация, лепка
ü Изготовление игрушек для бездомных животных
ü Изготовление книжек малышек о бездомных животных для дошкольников
ü Изготовление подстилок и лежанок для бездомных животных
3 блок «Работа с педагогами»:
ü Информационный стенд для педагогов
ü Консультации волонтёров, работников организации «Содружество»
ü Проведение круглых столов
ü Посещение приютов для животных
ü Сбор корма и медикаментов для приюта
ü Просмотр мультимедийных презентаций
ü Помощь в организации и проведении праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных»
ü Распространение листовок и брошюр
4 блок «Сотрудничество с приютом «Содружество» для животных»:
ü Совместное посещение приюта для животных (дети, родители педагоги)
ü Оказание посильной помощи приюту (выгул животных, чистка клеток животных, доставка кормов и медикаментов для животных и др.)
ü Совместное проведение праздников: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных»
ü Приглашение приюта в гости в образовательную организацию
5 блок «Трансляция проекта через Интернет, СМИ»:
ü Статьи в газету, научные сборники
ü Мультимедийные консультации
ü Выпуск буклетов
ü Выпуск пригласительных билетов на выставки кошек и собак
ü Приглашение на праздники: «Дай лапу, друг!», «День доброты», «День защиты животных»
ü Размещение бесед, занятий, совместных мероприятий на образовательных сайтах: www.zavuch.ru/, https://infourok.ru/, www.uchportal.ru/, https://ps.1september.ru/ и др.
XV. Конечный продукт проекта – предполагаемый результат
К концу проектной деятельности обучающиеся будут знать:
смысловое значение основных терминов, определяющих статусное положение бездомных животных;
причины и следствия появления бесхозных животных на улицах города, других населённых пунктов;
как оказать помощь, защиту и поддержку бездомным животным-братьям нашим меньшим.
К концу исследования обучающиеся будут уметь:
изготавливать элементарные предметы, облегчающие содержание бездомных животных;
выполнять требования по уходу за больными, брошенными животными;
анализировать, делать выводы, умозаключения на основе коммуникаций с педагогами, волонтёрами, родителями;
К концу исследования обучающиеся закрепят:
опыт практико-ориентированной деятельности по оказанию помощи;
словарь, включающий определённые термины (в соответствии с особенностями речевого развития);
влияние тепла, заботы, сочувствия, душевности, милосердия на состояние здоровья животных в условиях приюта;
познавательную активность, желание быть участниками школьных и внешкольных мероприятий по сопровождению, оказанию посильной помощи бездомным животным;
позиции милосердного и ответственного отношения к животным.
XVI. Критерии оценки эффективности реализации проекта
Самостоятельность работы над проектом – выше среднего.
Актуальность и значимость темы – соответствует возрасту и требованиям адаптированной программы НОО для детей с ОВЗ.
Оригинальность решения проблемы – соответствует ФГОС НОО ОВЗ.
Упорство, целеустремлённость, интерес – достаточно высокий.
Раскрытие содержания проекта на презентации – достаточно полное.
Использование средств наглядности, технических средств – в полном объёме.
Таблица 3.
Критерии оценки |
Само оценка |
Оценка педагога |
Оценка волонтёров |
Оценка родителей |
|
1. Достигнутый результат 15 б. |
8 |
10 |
7 |
8 |
|
2. Оформление проекта 15 б. |
11 |
10 |
8 |
11 |
|
Защита проекта 15 б. |
3. Представление |
3 |
4 |
5 |
4 |
4. Ответы на вопросы |
6 |
7 |
5 |
8 |
|
Процесс проектирования 10 баллов по каждому параметру |
5.Интеллектуальная активность |
2 |
1 |
2 |
1 |
6. Творчество |
2 |
1 |
2 |
1 |
|
7. Практическая деятельность |
3 |
4 |
3 |
3 |
|
8. Умение работать в команде |
3 |
4 |
4 |
5 |
|
ИТОГО |
38 |
41 |
36 |
40 |
|
Среднеарифметическая величина |
155 |
||||
Более 100 баллов – «5»; от 85 до 100 баллов – «4»; от 50 до 85 баллов – «3»; |
|||||
менее 50 баллов – «2» |
Оценка – отлично |
XVII. Прогноз возможных негативных последствий, способы коррекции, компенсации негативных последствий
В ходе реализации проекта возможны:
Таблица 4.
№ п/п |
Возможные негативные последствия |
Пути преодоления негативных последствий |
1. |
Пассивность и созерцательность некоторых родителей, детей к новой системе деятельности |
Организация лекций, консультаций, организация семинаров для родителей, экскурсий, презентаций для детей |
2. |
Инертность и бездействие некоторых родителей по отношению к изменению образа жизни ребёнка и в целом семьи |
Мотивация на активность, организация конкурсов творческих работ, чаепитий, проведение круглых столов для родителей |
3. |
Слабое усвоение детьми речевого материала, имеющего значение природоведческого направления (смысла) |
Анализ речевого материала на соответствие детскому пониманию, при необходимости адаптация речевого и языкового материала |
4. |
Отсутствие возможности у некоторых родителей заниматься с детьми (проживают в отдалённых территориях Томской области) |
Привлечение к оказанию помощи со стороны волонтёров, педагога-психолога, социального педагога, воспитателей, библиотекаря, школьного врача |
XVIII. Итог (выводы, рефлексия)
Стоит подвести итог, а именно сделать выводы. Проект «Дай лапу, друг!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех участников проекта. Приятно смотреть созданные ими презентации, слушать, читать сочинения о том, как ребята пишут о любимых питомцах – кошках, собаках, других домашних животных. С каким желанием учат и декламируют со сцены стихи о животных, о бережном к ним отношении. Ребята знают не только породы собак, много различных кличек четвероногих друзей, но и как оказывать помощь бездомным животным.
С уверенностью можно утверждать, все участники проекта усваивают на опыте главное правило – собака никогда не предаст хозяина, она проявляет верность и преданность к человеку. Ни одно животное не испытывает к человеку такой привязанности и всепрощающей любви, как собака.
Работа над проектом активизирует познавательный интерес учащихся, побуждает ребят к бережному отношению к животным, уходу за ними и оказанию посильной помощи. Участники проекта продолжают действовать в рамках деятельности, продолжают искать дополнительную информацию по данному проектному направлению, активно взаимодействуют с «Содружеством», оказывают посильную помощь.
Всем участникам проекта было предложено ответить на вопросы рефлексии: «Моё участие в проекте: «Дай лапу, друг!» (35 человек)
1. Тебе нравится участвовать в проекте?
2. Какие задания для тебя интересные?
3. Какие задания для тебя трудные?
4. Какие задания для тебя простые?
5. Ты активный участник проекта?
6. Ты получаешь задания во время проведения проекта?
7. Чему ты научился во время проекта?
8. Назови свои успехи и достижения в проекте.
9. Ты много интересного узнал во время проекта?
10. Где могут пригодиться тебе эти знания?
11. Ты хочешь и дальше участвовать в проекте?
12. Ты готов поделиться своими знаниями с другими ребятами?
Диаграмма 1
XIX. Список использованной литературы, Интернет-источников
1. Ада Горбачева. Собачьи радости. Независимая газета (23 марта 2007).
2. Алина Меледина. Собачий бюджет (рус.) // Вести. — Москва: 28 октября 2009.
3. Брэд Круз О собаках московского метрополитена (рус.) // Русская служба Би-би-си. — Москва: 27 июля 2009.
4. Вагнер Б.Б., Захарова Н.Ю. Животные Родного края. М.: " Лицей", 2003.-56 страниц
5. Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир» как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы. Лекции 1 – 8. М., Просвещение, 1982.
6. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.
7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты. - М. : ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
8. Денисенкова Н.Н. Герменевтика современной образовательной политики //Власть. – 2009. – № 1. – С. 101-104.
9. Инна Измерова, Николай Морозов РАЗГОРАЕТСЯ ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И СОБАКАМИ (рус.) // Известия науки. — Москва: 08 февраля 2010.
10. Коноплева Л. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. — Мн.: НИО, 2003. — 232 с.
11. Ларин С. Комплексная программа сокращения численности бездомных животных в городе Челябинск. - Челябинск, 2006. - 31 с.
12. Материалы исследований по программе сокращения численности БЖ в Институте Проблем Экологии и Эволюции имени А.Н. Северцова по поручению мэрии Москвы (“Московская программа стерилизации”).
13. Начальная школа: Естествознание: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2006. – 256 с. (Я иду на урок).
14. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарёва З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. СПб, 1996.
15. Опыт зарубежных стран в решении проблемы бездомных животных (собак и кошек) http://www.gelion-dogs.kiev.ua/kinologiya/zakon/909-opyt-zarubezhnyx-stran-v-reshenii-problemy.html.
16. Поярков А.Д. Исторический (биографический) метод описания социальной организации и поведения бродячих собак // Методы исследования в экологии и этологии. Пущино. - 1986. - С. 179-200.
17. Поярков А.Д. Стратегия контроля и регуляции численности бродячих собак в городских условиях // Экология, поведение и управление популяциями волка. М.: 1989. С. 130-139.
18. Проблема бродячих животных (рус.) // NEWSmsk.com. — Москва: 26 мая 2009.
19. Проектный метод в деятельности образовательного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.- 96 с.
20. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. — М , 1971.
21. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в школе. //Обруч. - 2002.- № 6.- С. 7-9.
22. Рябов Л.С. Бродячие и одичавшие собаки в городской среде.. Бюлл. МОИП. Отд. биолог. М, 1979,. т. 84, вып. 4-52 страницы.
23. Савенков А. И. Учебное исследование: вопросы теории и методики. //Начальное образование. - 2000.- № 2.- С. 8-17.
24. Тигранова Л.И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей. — М., 1978.
25. Титова М.Ф. Изучение природы в 1-3 классах школ глухих: Кн. для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2006. – 152 с.
26. Юлия Балашова Отлов ведется в соответствии с планом (рус.) // Новая газета. — Москва: 21 апреля, 2009.
27. http://bubbl.us
28. http://www.day-lapku.ru/
29. http://ru.wikipedia.org
30. http://beliy-bim.ru/
31. http://priut-info.ru/
32. http://www.intel.ru/content/www/ru/ru/education/k12/project-design/unit-plans/ekology.html
Приложения
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.