1 слайд. Олеся. Тема нашего проекта «Дети блокадного Ленинграда».
2 слайд. Руслан. Актуальность.
Наш проект – это дань уважения памяти погибших. Мы решили работать над этим проектом, так как считаем, что память о войне священна. Блокада Ленинграда – одна из самых трагических, и в тоже время самых героических страниц Великой Отечественной войны. В истории нет подвига равного подвигу Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогали преодолевать им немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя будущего нашей Родины. Многие жители и защитники Ленинграда не дожили до праздничного салюта Победы. Среди них были и маленькие ленинградцы.
3 слайд. Олеся. Цель проекта:
Расширить представление о героическом подвиге детей блокадного Ленинграда.
Задачи проекта:
Узнать о жизни детей в блокадном Ленинграде;
Узнать, как дети блокадного Ленинграда помогали взрослым;
Сделать лэпбук, посвящённый детям блокадного Ленинграда.
Гипотеза:
Мы предположили, что дети блокадного Ленинграда внесли свой вклад в победу над фашистской Германией.
Стас.
Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. А блокадные дети – особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые, они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои каждая судьба которых – горький отзвук тех страшных дней.
Яна.
В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано. Но несмотря на это, по разным причинам, в городе оставалось ещё 400 тысяч детей. 900 страшных дней и ночей город был отрезан от мира. 900 дней и ночей люди выживали как могли. Самое страшное – это голод. Становится труднее двигаться, работать, думать.
Стас.
Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных, и всё это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца. Вместе со взрослыми они встали на защиту любимого города. Дети и подростки вставали к станкам на военных заводах, тушили зажигательные бомбы на чердаках, ухаживали за раненными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Яна.
Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Борьба ленинградцев за жизнь родного города равносильна подвигу. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда.
4 слайд. Гриша. Учёба в блокадном Ленинграде.
Несмотря на суровую обстановку фронтового города дети продолжали учёбу в школе. Трудно было учиться проголодавшемуся ребёнку, но дети учились хорошо, хотя и быстро уставали, иногда кружилась голова. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавший об очередной бомбёжке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Света.
Учиться в жёстких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и измождённые лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 минут: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей в тетрадях никаких не вели, это было тяжело. В не отапливаемых классах мёрзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
5 слайд. Руслан. Труд детей блокадного Ленинграда.
Существование в осажденном городе было не мыслимо без упорного, повседневного труда. Тружениками были и дети. Они разносили почту по домам, наравне со взрослыми дежурили на чердаках и крышах домов, тушили зажигательные бомбы и возникшие пожары. Их называли «часовые Ленинградских крыш». Дети помогали на строительстве оборонительных рубежей, рыли противотанковые рвы.
Олеся.
Весной 1942 года в опустевшие цеха предприятий пришли тысячи детей и подростков. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками. Чтобы они могли работать за станками и сборочными верстаками для них изготавливали деревянные подставки.
Гриша.
Наступали холода. Ленинградцы приступили к сбору тёплых вещей для воинов Советской Армии. Им помогали и ребята. Девочки постарше вязали варежки, носки и свитера для фронтовиков. Сотни сердечных писем и посылок от школьников с тёплыми вещами, мылом, носовыми платками, карандашами, блокнотами получили бойцы.
Яна.
Многие школы были переоборудованы в госпитали. Ученики этих школ обходили близлежащие дома и собирали для госпиталей столовую посуду, книги. Дежурили в госпиталях, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсёстрам, мыли полы и убирали палаты. Чтобы поднять настроение раненых бойцов выступали перед ними с концертами.
6 слайд. Стас. Игрушки блокадного детства.
Кроме пап, которые воевали на фронтах, и мам, которые трудились на заводах, и отдавали свой последний хлеб, блокадных детей защищали… пупсы, куклы, медвежата.
Дети играли в игрушки всегда, даже когда было тяжело и страшно. Были случаи, когда на развалах иной раз мамы меняли свои украшения на маленького пупсика для своего ребёнка. Сегодня те «дети» с трепетом хранят свои игрушки военных лет вместе с их историями, а кто-то, наоборот, передаёт их общественности. Вот несколько историй о таких игрушках. Игрушках, которые спасали жизнь детей. С ними маленькие ленинградцы прятались от бомбёжек, отправлялись в эвакуацию, лечились от тяжёлых болезней.
Света. Обезьянка.
Маленькой Катеньке было три с половиной года. У неё была весёлая, дружная семья: мама, папа, брат и сестра. Незадолго перед войной он получил в подарок игрушку – обезьянку и привёз её Кате. Обезьянка стала любимицей девочки. Но вот пришла война. Блокада... Уже закончились все съестные припасы, вода, дрова. Сначала умерли родители, затем один за другим стали умирать дети. Когда соседи из-под груды тряпья вынули тело Кати, рядом была обледеневшая от постоянной сырости и мороза обезьянка. Лапы у обезьянки были обкусаны. Это страшно, но так обезьянка поддерживала Катю в последние часы её короткой жизни...От постоянных перепадов температуры, большой влажности и холода опилки обезьянки намокли, и это была та влага, которой питалась малышка...
Руслан. Маленькая кукла Снегурочка.
Маленькая кукла Снегурочка – настоящая героиня истории о спасении человеческих жизней. Её хозяйка с самого детства знала, что играть с этой красавицей нельзя. Кукла принадлежала еще её бабушке, затем перешла к маме и стояла за стеклом в большом серванте. В один из блокадных дней, когда вся семья находилась дома, в соседнее здание попала бомба. Взрывная волна была такой силы, что в комнате выбило стекла, осколки должны были полететь в сторону находившихся в комнате людей и маленькой девочки, которая сидела в своей кроватке. Но вдруг застеклённая дверца серванта распахнулась и приняла на себя этот мощный удар. Все остались живы, а небольшая хрупкая кукла стала для одной ленинградской семьи настоящим талисманом.
Олеся. Куклы Ира и Юра.
Куклы Ира и Юра, два пупса с необъяснимо серьёзными лицами и очень печальными глазами, были для своей восьмилетней хозяйки не просто игрушками, а помощниками в очень серьёзном для маленькой девочки занятии. Майя, так звали девочку, должна была большую часть времени проводить в бомбоубежище и всегда иметь с собой полный комплект обязательных вещей. С собой она брала двух любимых кукол и там шила для них разные одежки. Подражая взрослым, маленькая Майя снабдила их рюкзачками со всем необходимым: там были носовые платки, праздничный наряд, смена белья, тапочки. В детскую игру перенеслась атмосфера, царившая вокруг: девочка среди прочих вещей сшила своим куклам комплекты для эвакуации. Майя пережила блокаду, а после войны стала модельером.
Гриша. Медвежонок.
Эта история произошла в семье, в которой во время блокады тяжело заболела девочка. Лекарства не помогали малышке, а родители не могли быть рядом с дочерью, ведь нужно было зарабатывать на кусок хлеба. Девочка медленно теряла силы и, казалось, ей уже не справиться с болезнью. Тогда мама принесла домой игрушечного мишку и положила рядом с дочкой. Девочка поверила, что медвежонок живой. Она начала разговаривать с ним и играть. Неожиданно малышка пошла на поправку, а через несколько дней была совсем здорова. В семье решили, что девочку вылечил именно мишка.
Яна. Пупс в мамином плаще.
В одной ленинградской семье сильно заболела девочка. Её положили в больницу, но мама не могла быть вместе с ребёнком: надо было работать, чтобы не остаться без продовольственных карточек. Женщина пошла на рынок и поменяла почти все свои вещи на пупса без одежды. Дома мать сшила кукле платье и плащ из собственных вещей, а потом отнесла ее дочке в больницу. Девочка была очень рада, получив подарок. Вскоре малышка поправилась.
7 слайд. Стас. Чем питались дети в блокадном Ленинграде.
Самое страшное это голод. Что ели ленинградцы? Самым вкусным и сладким продуктом была не конфета, крошечный ломтик хлеба, который выдавали п специальным карточкам. По ним можно было получить свою норму хлеба – небольшой кусочек в день. Дети получали по 125 грамм на весь день. Помимо хлеба давали 10 грамм сахара и 200 грамм крупы в месяц. Нередко вместо неё давали жмых. Изредка удавалось получить рыбный жир, который считали вкусным и полезным продуктом. Его оставляли детям. Ели мучной клей, на котором были поклеены обои в доме. Его отскребали от стен и бумаги, затем варили, чтобы получить хоть немного питательной воды(суп). Растворяли и варили плитки столярного клея с лавровым листом. Олифу, на которой поджаривали хлеб. Из цветов делали лепёшки. Обжигали кожаные куртки, ремни и сапоги, чтобы убрать запах дёгтя. А затем варили что-то похожее на студень. Матери, чтобы прокормить своих детей, могли убить домашних животных.
8 слайд. Света. Вывод:
Познакомившись с жизнью детей в блокадном Ленинграде, узнав, какие испытания им пришлось вынести, мы пришли к выводу, что дети блокадного Ленинграда – герои. Несмотря на то, что они тогда были ещё детьми, они вместе со взрослыми вынесли ту страшную блокаду – это и есть их вклад в победу над фашизмом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.