Проект дополнительного образования " Развивай-ка"
Оценка 5

Проект дополнительного образования " Развивай-ка"

Оценка 5
docx
26.04.2021
Проект дополнительного образования " Развивай-ка"
Проект дополнительного образования " Развивай-ка"
Развивай-ка 10 группа.docx

Принято

педагогическим советом

протокол № 1

от «____»____________20____г.

Утверждаю

Заведующий МБДОУ «Д/с № 10»

_________________А.Н.Федоринова

Приказ № ____от «____»_________20____г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

творческого объединения

по поддержке детской

интеллектуальной одаренности

«Развивай-ка»

 

 

 

 

 

Воспитатель:  Копытова Д.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Шадринск

 

Пояснительная записка.

Одной из наиболее актуальных  и острых проблем, стоящих перед современной системой дошкольного образования, является проблема адаптации ребёнка к быстроменяющемуся окружающему миру.

Сегодня родители виду отсутствия времени катастрофически мало общаются со своими детьми; дети большую часть дня проводят у телевизора и компьютера. Живое общение, русский язык, литература уходят, к сожалению, на второй план.

Настоящая программа представляет собой проект дополнительного образовательного направления «Развивай-ка» для детей от 5 до 6 лет.

Самая главная функция обычного воспитателя – научить, а педагога, работающего по программе «Развивай-ка» - помочь ребенку сделать открытие.

Один из главных методов в российской педагогике – повторение. А в программе «Развивай-ка» – метод открытия. Это специальный метод, используемые в процессе открытия нового, помогающий развивать творческое мышление.

В работе педагога по программе «Развивай-ка» информация вся в полном объеме поступает не от педагога к ребенку, а от совместных рассуждений – к рождению новых решений.

Любая тема, предлагаемая на занятиях по математике, развитию речи или ознакомлению с окружающим миром, обыгрывается не с точки зрения «представить как истину», а с позиции:

попробуй сделать,

догадайся,

придумай,

сделай сам,

ответь сам на вопрос,

найди решение,

найди выход из ситуации,

объясни явление,

как бы ты назвал?

Именно пройдя самостоятельный путь познания, ребенок как нельзя лучше запомнит, как он искал ответ на вопрос, как пытался решить проблему. Любая информация, преподнесенная в ненавязчивой   форме, лучше усваивается и не всегда требует повторения.

Актуальность программы заключается именно в том, что в наше  сегодняшнее быстроменяющееся время необходимо готовить маленького человека самостоятельно мыслить и добывать знания.

На самом деле это нелегко – работать по  методам открытия.

Это настоящее искусство. К этому и изобретательность, и терпение, и особый талант нужен.

В образовательной государственной системе сейчас пока остается все на прежнем уровне, когда все молча должны слушать педагога, как он сказал, что это есть истина. Авторитарность пока преобладает над демократичностью.

Только сочетание возрастного, индивидуального и комплексного подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное разностороннее развитие.

И постепенно, медленно, но наши дети начнут мыслить и добывать знания самостоятельно.

Программа построена в соответствии с:

- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОО (СанПиН 2.1.3049-13);

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

 

Цели и задачи программы

Цель: помочь каждому ребенку стать исследователем – первооткрывателем, осуществляя знакомство каждого ребенка с окружающим его,  динамично меняющимся миром, показывая всю его многогранность, обучая его ориентироваться в нем, самостоятельно позиционировать себя. Понимать происходящие вокруг процессы, решать возникающие проблемы, системно мыслить.

Общие задачи программы:

- формировать познавательный интерес и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач, упражняя в решении их;

- развивать навыки системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;

- развивать творческое воображение через специальные игры, упражнения, тренинги, приемы фантазирования;

- воспитывать культуру общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность;

- поддерживать уверенность детей в своих силах и способностях, создавать условия для их актуализации;

- создавать условия для раннего выявления интересов и способностей детей с последующим их развитием в кружках и студиях;

- разработать психолого-педагогическое и методическое обеспечение программ (учебные планы, картотеки педагогических приемов, сборники творческих заданий, задач, проблемных ситуаций и др.)

- совершенствовать комфортность и социально-бытовой  и предметно-пространственной развивающей среды.

Программа предусматривает организацию детского объединения в виде совместной игровой деятельности (интеллектуальное развитие детей от 4 до 6 лет).

Срок обучения – 1 год.

Систематичность занятий – 2 раз в неделю (второе занятие бесплатно).

Время проведения – вторая половина дня.

Количество воспитанников – 20 детей.

Продолжительность одного занятия – 25 минут.

Количество занятий в неделю

Количество недель

Всего занятий

Продолжительность одного занятия

2

32

32 (+32 бесплатно)

25

 

Структура и содержание программы

Каждое из направлений программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

Основная цель занятий - дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что окружающий мир постижим. На каждом занятии перед детьми ставится учебная задача (главный вопрос, проблема занятия). Учебная задача должна решаться при собственной преобразовательной деятельности (например, педагог предлагает написать четырем друзьям письма, но имеется только один лист бумаги. Где взять еще три?)

У детей в процессе развития складывается логико-математический опыт, представленный ими освоенностью средств познания: эталонов, моделей, речи и способов познания: наблюдения, классификации, измерения, в результате которого они смогут использовать освоенные способы действий в новых самостоятельных играх.

Дети очень восприимчивы, они настойчиво ищут ход решения логических задач, что через усердие, усилие и настойчивость приводит к результату, к успеху, радости, открытию. У  ребенка создаются ситуация успешности, радости, удовольствия, возникает положительный эмоциональный заряд. Ребенку интересна конечная цель.

Единственный правильный путь, ведущий к ускорению познания, состоит в применении методов обучения, способствующих ускорению интеллектуального развития. Обучение, основанное на эвристическом подходе, относятся к такому методу обучения.

 

Направления

Блоки

Разделы

5 года

6 лет

Математика и логика

Математика

Арифметический

Арифметический

Геометрический

Геометрический

Решение логических задач

Логика

Учимся думать, рассуждать, фантазировать

 

Чтение и развитие речи

Чтение

Игры с буквами

Игры со слогами и словами

Развитие речи

 

 

Ознакомление с окружающим миром

 

Познаем себя и других людей

Я человек словами

Познаем мир. Предметный мир.

Мир внутри нас. Как устроен человек

Познаем мир. Живая природа

Как устроен живой мир

Познаем мир. Неживая природа

Безопасность. Как и от чего себя беречь

 

Взаимоотношения с другими людьми. Как себя вести с другими людьми

 

Общество. Как устроена жизнь людей

 

Что может человек

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ рабочей программы «Развивай-ка» и Основной образовательной деятельности.

Детский сад  осуществляет обучении е и развитие детей по основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад №10», разработанной учреждением с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с ФГОС ДО.

 

 

Основная

образовательная деятельность по «Математике»

Дополнительная образовательная деятельность «Развивай-ка» блок «Математика и логика»

 -  Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

-Познакомить со счетом в пределах 20.

-Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).   -  Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.             -   Познакомить с составом чисел от 0 до 10.

-  сравнивать предметы по длине, ширине высоте, массе, вместимость как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.).

-  Объединение группы предметов (части) в целое, выделять части из целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;

-  уметь свободно проводить счёт в пределах 20 в прямом и обратном порядке;

-  знать место числа в натуральном ряду;

-   различать и сравнивать геометрические фигуры по их отличительным признакам: формы, размеру.

-   знать состав чисел 2,3,4,5,6,7,8,9,10

-  уметь писать цифры 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0

 

 

Основная  образовательная деятельность по «Развитию речи»

Дополнительная образовательная деятельность «Развивай-ка» блок развивай-ка блок «Обучение чтению»

-Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.

 -Обогащать речь детей существительными, прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей.                                                              - Упражнять в подборе существительных к прилагательному, слова с противоположным значением

- Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков.  Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

- Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.

- Совершенствовать диалогическую форму речи. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Знакомство с буквами,

 сравнение букв и звуков, их распознавание.

отработка чёткого произношения звуков в словах, совершенствование звукового внимания.

 - От буквы – к слогам.

списывать печатные буквы, слоги.

писать под диктовку буквы;

составлять слоги из букв;

 - Начинают складывать слоги, а потом и трех-четырехбуквенные слова.

активизировать речь детей, учить описывать предметы по памяти

- развитие диалогической речи.

- развитие монологической речи.

- при составлении повествовательных рассказов предлагается к использованию схематическая зарисовка событий по ходу повествования.

- формирование у детей представлений о литературных жанрах

- уметь слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях в общении;

- умение дополнять сюжет, самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным или последующие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная образовательная деятельность по Ознакомлению с окружающим миром

Дополнительная образовательная деятельность Развивай-ка блок по Ознакомлению с окружающим миром

- Имеет традиционные гендерные представления,  представления о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.  Проявляет интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому и др. 

      - Сформированы представления детей о родной стране, о государственных праздниках о том, что Российская Федерация (Россия) -многонациональная страна; о том, что Москва — столица нашей Родины. Имеет представления о малой Родине. Знает флаг и герб России, мелодию гимна.    Участвует в совместной трудовой деятельности, выполняет поручения, бережет материалы и предметы, убирает их на место после работы. Сформированы культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

    - знает и соблюдает правила поведения в природе. Знает дорожные знаки, правила поведения на дороге и в общественном транспорте. Знает правила безопасного обращения с бытовыми приборами, может при необходимости обратиться за помощью к взрослому.  Умеет называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон, фамилию, имена и отчества родителей.

 

 

- формирование знаний, необходимых для осознания ребёнком своей принадлежности к человеческому роду, знать историю своей семьи, понимания ребёнком самого себя, своих особенностей, способностей.

- ознакомление ребёнка со своим организмом, правилами охраны органов чувств, навыками  гигиены.

- расширение знаний об окружающем предметном мире, как появляются на свет предметы окружающего мира

Где производятся все вещи,

Как изготавливают продукты, мебель, электроприборы и др. расширять знания о природной и социальной среде.

-знакомить с причинными, временными, последовательными связями между предметами и объектами окружающего мира

-развитие моделирующей деятельности как основы для формирования наглядно-образного и логического мышления

- воспитывать интерес к природе

- знакомить ребёнка с правилами поведения в разных ситуациях ,

привить навыки необходимости соблюдения этих правил

- Имеет представления о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи.  Научить вызывать службу спасения.

- развитие умений управлять своими эмоциями

-воспитание доброжелательного отношения к окружающим людям и предметному миру, развивать навыки общения

-знакомить ребёнка с понятиями «планета», «земной шар»,«Галактика»

 

Общий вывод

В работе педагога по программе «Развивай-ка» информация в полном объёме поступает не от педагога к ребёнку, а от  совместных рассуждений – к рождению новых решений.

Именно пройдя самостоятельный путь, ребёнок  лучше запомнит, как он искал ответ на вопрос, как пытался решить проблему. Любая информация, преподнесенная в ненавязчивой форме, лучше усваивается и не всегда требует повторения.  Дети сами ищут ответы и открывают для себя новые грани. При таком методе наглядно видно, на что способен ребёнок, в каком направлении ему идти. Любая тема, предлагаемая на занятиях, обыгрывается   с позиции «попробуй сделай», «догадайся», «придумай, сделай сам», «найди решение», «найди выход из ситуации».

По программе ФГОС мы – воспитатели, выдаём детям только информацию, не всегда интересную детям. Т.к. программа не так обширно и глубоко охватывает все изучаемые блоки.

Программа дополнительного образования  «Развивай-ка»  глубже и масштабнее охватывает все блоки образовательной программы, даёт детям развивать свои способности, по мимо учебной программы.

 

 

 

 

 

 

Формы занятий

Занятия-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей.

Занятия-беседы (диалоги), где используются мозговой штурм, принимаются все идеи. Познавательное содержание занятий лежит на поверхности, его надо добыть. Решить противоречие, сделать открытие, в результате что-то узнать.

Ценность подобных занятий заключается в том, что в их процессе проявляются требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов у детей.

Занятия-загадки в процессе занятий дети решают логические задачи, думают, догадываются, приводят доказательства, сравнивают, припоминают.

Занятия-сказки усиливают впечатление от народных произведений, придают познавательному содержанию сказочную необходимость.

Занятия-эксперименты, где ребенок  в сотрудничестве с воспитателем познает тайны природы, выявляет свойства объектов и их связи, включает объекты в различные системы. Занятие – эксперименты подготавливают детей к поисково-творческой работе в различных видах деятельности, включая бытовую.

Объединяющим началом всех видов занятий служит эмоциональный настрой, атмосфера свободы, веселья, увлекательной игры, театрализации. От детей в то же время требуется выдержка, настойчивость, умение доводить начатое до конца.                                                  Каждый вид занятий работает на общую цель – развитие творческой личности ребенка. Позволяет запустить в действие психологические механизмы, формирующие развитие способностей ребенка. Все виды занятий способствуют развитию речи ребенка, обогащению словаря, происходит творческое самовыражение ребенка через игру.

 

Общая схема организации занятия

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой. Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения.

Возникновение проблемы В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи. Воспитатель выявляет детские  вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия. В результате делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

Эврика Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к «открытию»  нового знания или умения. Оформив в речи «новое», дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

Воспроизведение нового в типовой ситуации на этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради. В конце создаются игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

Повторение и развивающие задания  Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

Итог занятия Дети фиксируют устно:

Что нового узнали;

Где новое пригодится.

 

 

 

 

 

1 направление. МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА


          Основой является формирование и развитие у дошкольников приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования, аналогии, обобщения в процессе математических открытий.

Главной особенностью является направленность на то, чтобы, используя математический материал, создать условия для целенаправленного развития и совершенствования всех познавательных процессов у детей, постепенно перемещая акцент на развитие мышления. Использование различных способов познания математического мира должно стать достоянием ребенка.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности и качества ума. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Полученные математические знания являются не самоцелью, а средством формирования саморазвивающейся личности.

Основная цель занятий математикой и логикой - дать ребёнку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, и значит, предсказуем для человека.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в другой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, - которая увлекает его.

Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры и логические задания.

Основное назначение их - обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Дидактические игры включаются в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения математического содержания - наиболее известные и часто применяемую в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала. В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала.

В комплексном подходе к воспитанию и обучению дошкольников в современной практике немаловажная роль принадлежит занимательным развивающим играм, задачам, развлечениям. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значением занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к учебной задаче, инициативу.
Цели и задачи:

- вооружить детей знаниями, умениями, навыками, необходимыми для самостоятельного решения новых вопросов, новых учебных и практических задач, воспитать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей;

- целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов (группы объектов), понятий по заданному принципу;

- развивать способности к проведению простейших обобщений, умений использовать полученные знания в разных условиях;

- учить раскрывать причинные связи между явлениями окружающей действительности;

- развивать мыслительные операции: умение решать задачи на поиск закономерностей, сравнение и классификацию (продолжить последовательность цифр или геометрических фигур, найти нарушенную закономерность, выявить общий признак группы предметов и т.д.);

- развивать речь: уметь описать свойства предмета, объяснить сходство и различие предметов, обосновать свой ответ, уметь четко излагать свои мысли;

- развивать творческие способности: уметь самостоятельно придумать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

- развивать наглядно-образную, словесно-логическую и эмоциональную память;

- развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, аналитические способности, способность к обобщению и абстракции, развивать пространственные представления;

- развивать познавательные способности и приобщать детей к элементам творческой деятельности;

- изучить натуральные числа от 1 до 100 на системе практических занятий;

- раскрыть смысл арифметических действий (сложения и вычитания) на основе элементарных практических действий,

- научить слушать и выполнять работу самостоятельно.

 

1 блок. Математика

Изучение математических понятий, свойств и способов действий, в основе которых лежат идеи изменения предметных, образных, графических и математических свойств моделей; установление соответствия между ними; выявление закономерностей и различных зависимостей, а также свойств, способствующих формированию таких качеств мышления, как самостоятельность, глубина, критичность, гибкость.

 

2 блок. Логика

Сопоставление и соотнесение изучаемых понятий в самых разных отношениях и аспектах, обобщение и дифференциация их, включение в различные цепочки причинно-следственных связей, установление связей между новыми и изученными понятиями.

Арифметический и геометрический разделы - основные носители математического содержания курса, т.к. именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов и тем.

Содержательно - логические задачи и задания направлены на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, восприятие, воображение, память и мышление.

Восприятие пространства осуществляется в результате субъективного опыта ребенка на эмпирической основе. Однако для дошкольника восприятие пространства осложнено тем, что пространственные признаки слиты с воспринимаемым содержанием, они не вычленяются как отдельные объекты познания. Слово как ориентир позволяет из совокупности признаков объекта выделить единичный: либо форму, либо размер. Однако ребенок затрудняется охарактеризовать тот или иной признак. Поэтому целесообразней включать упражнения не на характеристику пространственных признаков предмета, а на вычленение единичного признака из совокупности общих на основе выявления закономерности признаков с использованием приемом умственных действий: сравнения, классификации, аналогии, анализа, синтеза, обобщения. Это задания с формулировками: «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду», «Найди лишнюю фигуру», «Что изменилось? Что не изменилось?», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Что одинаково? Что не одинаково?», «Назови признаки, по которым изменяются фигуры в каждом ряду», «Выбери фигуру, которую нужно дорисовать», «По какому признаку можно разбить фигуры на группы?», «Разгадай закономерность и нарисуй следующую фигуру» и т.п. Так в задании «Что изменилось? Что не изменилось?» выстраиваются в ряд различные по цвету прямоугольники, которые меняют положение в пространстве в вертикальном направлении, что описывается отношениями «вверху - внизу», «между».

Важно формировать у ребенка продуктивное мышление, то есть способность к созданию новых идей, умению устанавливать связи между фактами и группами фактов. Продуктивность мышления дошкольников проявляется пока ограниченно. Но если ребенок выдвигает идею не новую для взрослых, но новую для коллектива или для самого себя, если он открывает что-то для себя, пусть известное для других, - это уже показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребёнка развивается и его речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.

Развитие мышления влияет и на воспитанность ребенка, развиваются положительные черты характера, потребность к развитию своих хороших качеств, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль и убежденность, любовь к предмету, интерес, желание учиться и много знать.

Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении, сохраняет здоровье ребенка.

Что касается развития восприятия, то у дошкольников оно происходит поэтапно. На первом этапе действия формируются непосредственно в результате игры с различными предметами. Лучше, если при этом для сравнения ребенку будут даваться эталоны (формы, цвета). На втором этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью движений руки и глаза. На третьем этапе дети получают возможность довольно быстро узнать интересующие свойства объектов, при этом внешнее действие восприятия превращается в умственное.

Важное условие эффективности обучения математике - это внимание детей. Внимательно слушая объяснение, ребенок легче воспринимает, понимает, запоминает содержание материала, и тем самым, облегчает свою дальнейшую работу. Поэтому большое значение уделяется воспитанию произвольного внимания у дошкольников. Для этого в занятия постоянно включаются специальные упражнения и задания, нацеленные на формирование внимания, развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу.

 

Разделы курса «Математика и логика» для детей 5-6 лет
Сравнение предметов и совокупностей

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Выделение признаков сходства и различия.

Объединение предметов в группы по общему признаку. Выделение части группы, нахождение «лишних» элементов. Равенство и неравенство групп.

Сравнение групп по количеству путем составления пар.

Поиск и составление закономерностей.

 

Числа 1-20

Формирование представления о сохранении количества, равенстве и неравенств совокупностей предметов на основе составления пар.

Образование последующего числа путем прибавления единицы.

Количественный и порядковый счет от 1 до 20.

Знакомство с числами от 1 до 20, формирование умения соотносить цифру с количеством.


          Величины
          Формирование представлений о величинах «длина», «масса», «объем».

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте, массе, объему.

 

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на – над - под, слева - справа, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед. Ориентировка в пространстве: вперед – назад, вверх – вниз, налево – направо.

Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра – послезавтра. Установление последовательности событий. Части суток.

Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал, трапеция, шар, цилиндр, конус, куб, параллелепипед, пирамида.

 

К концу года ребенок 5,5-6 лет должен уметь:

- сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов и т.д.);

- объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из целого;

- объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части или целом;

- уметь свободно проводить счет в пределах 20 в прямом и обратном порядке;

- знать место числа в натуральном ряду;

- различать и сравнивать геометрические фигуры по их отличительным признакам: форме, размеру;

- знать состав чисел 2,3,4,5,6,7,8,9,10;

- уметь писать цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

 

Тематическое планирование 5 лет «Математика»

 

Блок 1

Блок 2

Термины

Отметка о выполнении

Математика

Логика

Арифметический

Геометрический

Содержательно-логические задачи и задания

                        сентябрь

Занятие 1

 

Штриховка фигур: круг, треугольник, квадрат, трапеция

Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов на группы, (классы) в соответствии с выделенными свойствами

Слева направо

 

Занятие 2

 

 

.

Ориентирование в клетках. Точка. Линии прямая и кривая.

 

 

 

октябрь

Занятие 3

 

Распознавание геометрических фигур: конус. Составление фигур и частей и разбивание фигур на части.

Развитие глазомера

 

 

Занятие 4

 

Распознавание геометрических фигур: пирамида.

Деление объекта на равные части с помощью условной мерки и обозначение результатов измере-ния числовой карточ-кой, соотнесение результатов измере-ний с предметами-заместителями

Четные - нечетные

 

Ноябрь

Занятие 5

Арифметические действия: сложение и вычитание. Знаки «+», «-». Письмо цифры 3.

Величины: длина

 

Сложение

 

Занятие 6

Число и цифра. Состав цисла 4. Письмо цифры 4.

Распознавание геометрических фигур: параллелепипед.

 

Параллелепипед

 

Декабрь

Занятие 7

Приём образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитая единицы из следующего числа. Состав числа 5. Письмо цифры 5

Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчёт числа клеток, треугольников, прямоугольников, на которые разбита фигура.

 

 

 

Занятие 8

Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе и сравнении предметных множеств.

 

 

 

Январь

Занятие 9

Четные и нечётные числа. Состав числа 6. Письмо цифры 6

Фигуры на клетчатой бумаге. Подсчет числа и клеток, треугольников, прямоугольников на которые разбита фигура.

 

 

 

 

Занятие 10

Моделирование отношений между частями и целым

 

 

 

Февраль

Занятие 11

Закрепление количественного и порядкового счёта, счёт в обратном порядке. Состав числа 7. Письмо цифры 7

 

 

 

 

Занятие 12

Сравнивание множеств, выраженных числам.

 

 

 

Март

Занятие 13

Состав числа 8.

Письмо цифры.

 

 

 

 

Занятие 14

Состав числа 9. Письмо цифры.

 

 

 

 

Апрель

Занятие 15

Состав числа 10.

Величины: масса

конструирование фигур из палочек

Масса

 

Занятие 16

Три волшебных числа: 1, 2, 3.

Величины: объём

 

Объём

 

Май

Занятие 17

Три волшебных числа: 2, 3, 5.

 

 

 

 

Занятие 18

Три волшебных числа: 2, 2, 4

 

 

 

 

 

2 направление. ЧТЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ


         Главная цель – комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.

Цели:

- развить коммуникативно-речевые и творческие способности;

- интенсивно развивать речевую деятельность: умение слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения;

- развивать художественно-образное и логическое мышление детей, воспитывать речевую культуру общения как неотъемлемой части общения культуры человека;

- работать над развитием речи, формировать у детей сознательное, в меру их возраста, возможные отношения к языковым фактам, повышать их активность и самостоятельность, способствующие умственному и речевому развитию. Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей;

- научить осмысленно говорить и читать;

- обогащать речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;

- развивать интерес к учебным занятиям;

- расширять и уточнять представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассматривания иллюстраций;

- развивать фонематический слух;

- обогащать лексический словарь детей;

- учить правильно обозначать звуки на письме, писать под диктовку, составлять слова из букв и слогов;

- учить списывать с печатного текста.

Задачи:

- развитие умений говорения и слушания, чтения (слогов);

- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;

- совершенствование звуковой культуры речи детей;

- познакомить детей с доступными возрасту вопросами культуры речевого поведения;

- обучать осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию;

- учить обсуждать прочитанное, умению дополнять сюжет, самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённым или последующие;

- развивать грамматически правильную эмоциональную речь детей с соблюдением последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Если ребенок выдвигает идею, если он что-то самостоятельно открывает для себя – это показатель его мышления. С развитием самостоятельности мышления у ребенка у него развивается и речь, которая организует и уточняет мысль, позволяет выразить ее обобщенно, отделив важное от второстепенного.

 

1 блок. Чтение


          Основным дидактическим материалом данного курса является разрезная азбука. Для каждой возрастной группы основным комплектом является набор «Буквы». В 4-летнем возрасте начинают изучение самих букв. Поэтому на первом году обучения чтению у детей комплект букв с предметными картинками с обратной стороны. Дети знакомятся с буквами, сравнивают их, запоминают, распознают, раскрашивают, наклеивают. От буквы – к слогам. Начинают складывать слоги, а потом и трех-четырехбуквенные слова.

Далее у детей появляются карточки со слогами – «Слоговые цепочки» и карточки со словами (односложные, двухсложные и состоящие из трех слогов). Педагог проводит игры как с буквами, со слогами, так и со словами.

 

2 блок. Развитие речи


          Переход от диалогической речи к различным формам монологической речи - очень длительный и трудоёмкий процесс, требующий специального речевого воспитания.

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развёрнутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение).

Основным приёмом обучения монологической речи на начальном этапе является приём совместного рассказывания: педагог начинает предложение, ребёнок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт на себя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схему различным содержанием: "На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая, а ... (котята маленькие)" или: "Утром выпал ... (снег). Андрюша взял санки и ... (вышел на улицу)".

Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём не способствует проявлению самостоятельности и инициативы.

Ближе ко второй половине года ведущим приёмом обучения становится план, который даётся в естественно-разговорной форме.

Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Педагог должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.

Большое внимание при совместном рассказывании уделяется интонации, жестам, мимике, т. к. эти средства выразительности речи помогают детям понять предлагаемую схему высказывания, смысл предложения.

При обучении повествовательному (творческому) рассказыванию особое внимание обращается на формирование умения видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) и употребление глагольной лексики, т. к. глагол является основным средством развития сюжета (посадил - повёз, не удержался - упал, остановился - поднял).

При составлении повествовательных рассказов предлагается к использованию такой приём, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный приём способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании занятия у детей имеется продукт их речевой деятельности - рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером маме, прокомментировать происходящие события (т. е. проявить речевую активность). Данный приём авторами пособия не освещается.

На занятиях по обучению пересказу у детей обязательно ставится задача по формированию у детей представлений о литературных жанрах (русская народная сказка, авторская сказка, рассказ).

Воспитание звуковой культуры речи, развитие образной речи, формирование грамматического строя речи.

Таким образом, целостный курс комплексного развития поможет детям усвоить ряд понятий и закономерностей, вооружит умением анализировать, рассуждать, сравнивать, научит презентовать себя и принимать самостоятельно решения, поможет овладеть коммуникативными навыками, необходимыми для адаптации и успешного обучения в школе.

В качестве приоритетных видов работы по развитию личности дошкольника выделяются следующие направления:

1. Создание условий для проявления и развития индивидуальных способностей и склонностей каждого ребенка.

2. Развитие психических процессов, обеспечивающих формирование творческой личности (восприятие, внимание, ассоциативная память, творческое воображение).

3. Развитие навыков творческого, продуктивного мышления на уровне способностей рассуждать, объяснять, анализировать, обобщать, классифицировать.

4. Формирование культуры общения со сверстниками и взрослыми. Каждый ребенок является объектом индивидуального внимания воспитателя и в то же время обеспечивается коллективная работа группы детей, что влияет на эмоциональное и интеллектуальное развитие детей.

Очень важной считается работа со словом. Поэтому Программа предусматривает постоянную работу с дидактическим материалом «Слова». Такие наборы карточек должны быть у каждого ребенка.

Слова появляются порционно на определенную букву по алфавиту. Все слова существительные, обозначают предмет.

На каждом занятии по чтению работа начинается с определения их лексических значений новой группы слов. Чтение слов вразброс повторяется на каждом занятии. Задания с одними и теми же словами предлагаются все время разные.

 

Игры с карточками со словами.
Что может произойти с предметом
Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Например, коньки, могут катиться, сломаться, продаваться, стать малыми и пр.

Родственники
К слову нужно подобрать как можно больше слов-родственников.

Ласковые слова
Предмет нужно называть по-разному ласково.

Из чего сделан предмет
Определить материал, из которого может быть сделан предмет.

Где обитает, находится, можно найти предмет
Определить место обитания или место нахождения предмета

К какой группе предметов относится (какому сообществу принадлежит)
Как можно использовать и применять предмет
На что похоже
Назвать предметы, похожие на него. Похожими объекты могут по следующим признакам:

по назначению (по функции),
по подсистеме,
по надсистеме,
по прошлому и будущему,
по звуку,
по запаху,
по цвету,
по размеру,
по форме,
по материалу.


Найди лишнее.

Раздели на группы.

Логический поезд.

Дети составляют логическую цепочку слов из картинок, объясняя, чем они связаны.
Пример: книга – дерево – липа – чай – стакан – вода – река – камень – башня – принцесса и т.д.


Прочитай слова и повтори.

Предлагается прочитать 6 слов, потом карточки убирают, нужно повторить слова. Количество предложенных слов можно увеличивать.


Цепочки.
1 вариант. От данного слова все по очереди называют слова, обозначающие то, что каждый представляет себе, когда слышит это слово.

2 вариант. Слова называют все по очереди, но ассоциации придумывают к последнему слову. (Пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.)

 

Что общего

Предлагается прочитать несколько слов. Необходимо определить признак, по которому они объединены.

 

Игры на развитие мышления.

Левообезьян
Можно придумывать фантастических животных, давать им названия, решать, где они будут жить и чем питаться.

Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.

Робинзон Крузо

Вариант 1. Педагог рассказывает историю о корабле, потерпевшем крушение и о том, что у спасшихся людей из множества предметов остался только один какой-то предмет, но его много. После этого начинается игра, в ходе которой детям надо придумать выход из создавшейся проблемной ситуации (построить жилище, защититься от врагов, найти и добыть пищу и так далее). Ведущий метод - мозговой штурм. Принимаются все без исключения предложения, но педагог выделяет самые "сильные" детские решения. В конце занятия детям можно предложить реализовать и воплотить свой вариант в рисунке и рассказать родителям. Важно, чтобы была какая-то продуктивная деятельность.

Вариант 2. Давайте представим, что мы отправились в путешествие в дальние страны вокруг света на корабле. На борту этого корабля находился разнообразный груз, среди которого было большое количество карандашей. И вот однажды поднялся шторм, и наш корабль потерпел крушение. Нам чудом удалось спастись. Оказалось, что наш груз весь утонул кроме карандашей. Мы очутились на необитаемом острове. Как нам выжить? Давайте обсудим, что нужно для жизни человека? (Для жизни человека нужна пища, вода, жилье, если на острове есть враги, то нужно оружие, чтобы обороняться или высокий забор, или построить крепость. А еще нужны игрушки, чтобы не скучно было на острове. А еще надо сообщить кому-нибудь, что мы на острове и нас надо спасти.)

Давайте теперь подумаем как нам построить жилище из большого количества карандашей. Какие у вас будут предложения? Как карандаши помогут нам в добывании пищи?

Вариант 3. С далекой планеты прилетели инопланетяне и приземлились в нашем городе. У них какие-то коварные планы и для исполнения своих тайных замыслов они отключили свет во всем городе. Город погрузился во мрак: не светят включенные лампы, фонари. Чтобы не дать инопланетянам завладеть городом (страной), надо как-то пробраться туда, где они отключили энергосистему, включить ее и помешать их замыслам. Как это сделать? При этом не попасть в руки инопланетян, а в темноте они ориентируются очень хорошо. Прием “увеличения” или “выдумляжа”.Проснувшись однажды утром, жители нашего города увидели, что трава в городе “выросла до пятого этажа”. Что будет происходить дальше? Кому это понравится, а кому нет? Какие проблемы возникнут у жителей города? Какие будут последствия?

 

Если вдруг

Детям предлагается какая-либо необычная ситуация, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

все пуговицы;

все ножницы;

все спички;

все книги…

Что произойдёт?

Чем это можно заменить?

Может быть такой вариант ответа: "Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, крючочками, кнопочками, ремнём, поясом и т. д."

Можно предложить детям и другие ситуации, например, если бы у нас была:

живая вода;

цветик-семицветик;

сапоги-скороходы;

ковёр-самолёт…

 

Хорошо-плохо
Съесть конфету - хорошо. Почему? (Потому, что она сладкая.)

Съесть конфету - плохо. Почему? (Могут заболеть зубы.)

Огонь-это хорошо, почему? (От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.)

Огонь - это плохо. Почему? (Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.)

Листопад - это хорошо. (Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.)

Листья под ногами - плохо. Почему? (Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.)

 

Игры на нахождение внешних и внутренних ресурсов.

Помоги Золушке

Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?

Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.

 

Детям предлагаются игры с противоречиями, которые они решают с помощью алгоритма.

Пример: “Учеными выведена новая порода зайца. Внешне он, в общем – то, такой же, как и обычные зайцы, но только новый заяц черного цвета. Какая проблема возникнет у нового зайца? Как помочь новому зайцу выжить?” (На черного зайца легче охотиться лисе . . .Особенно его хорошо видно на снегу . Теперь ему только под землей надо жить . . .Или там, где вообще нет снега, а только черная земля . . . А гулять ему теперь надо только ночью . . .Ему надо жить с людьми, чтобы они заботились о нем, охраняли его . . .)

Для чего кактусу колючки? (Чтобы его не срывали, он так защищается. Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветет), кактус дает кислород, а люди дышат кислородом, а еще кактус - это корм для животных в пустыне.)

Для чего нужен дождь. (Дождь очень нужен. Он поливает землю, дает ей влагу и из земли растут цветы, деревья, растения разные. Если идет сильный дождь, то он смывает всю грязь, образуются ручейки, становиться чисто на улице и на дорогах. После дождя свежий и чистый воздух.)

 

Коллаж из сказок

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. “ Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.

Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из , порой, трудных обстоятельств.

“Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Сказки по-новому

Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.

Старая сказка – “Крошечка -Хаврошечка” Сказка по – новому – “Хаврошечка злая и ленивая”.

 

Развитие творческого воображения

А что произошло дальше?

Вариант 1.

Мама пришла домой после работы и решила покормить аквариумных рыбок. Подошла к аквариуму, взяла щепоточку корма и стала насыпать его в специальную кормушку, которая плавала на поверхности воды. Рыбки начали подплывать к кормушке и хватать корм.

Вдруг мама обратила внимание на одну рыбку. Она была точной копией ее сына, Максима. «Максим, - воскликнула мама, - что ты делаешь в аквариуме, сынок? Как ты туда попал? Ты превратился в рыбку?» Но Максим молчал. Рыбы ведь не издают звуков.

Вариант 2.

Мама привела Катю в детский сад. В раздевалке помогла переодеться, поцеловала дочку и с казала: «До вечера, доченька». Мама ушла, а Катя открыла дверь в группу. Но Катя не увидела привычной группы. За дверью плескалось… море. На берегу ребята играли в мяч, некоторые плескались в воде. Воспитательница Анна Сергеевна позвала Катю: «Иди к нам».

Вариант 3.

Представьте, что вы гуляете на улице. Вдруг налетели темные тучи, подул ветер. Все засобирались домой, зная, что пойдет дождь. Но тут вместо дождя с неба посыпались маленькие цветные конфетки. Что вы будете делать?

Вариант 4.

Вы пришли из садика домой, мама сказала помыть руки и сесть за стол ужинать. Вы заходите в ванную, открываете кран с водой. А из крана течет не вода, а апельсиновый сок. Что вы сделаете?

 

Вариант 5.

Вы пассажир самолета. Пролетаете над лесами, полями, городами. Вдруг заходит стюардесса, подходит к вам и просит пройти в кабину пилота. Там она вам сообщает о том, что пилот теперь вы. Вам нужно продолжить полет и в нужном месте приземлиться. Как вы с этим будете справляться?

А почему так произошло?

 Когда закончился дождь, Сережа вышел на улицу с бумажным корабликом в руках. Он специально сделал его из бумаги, чтобы запустить в плавание по большой луже, которая после дождя разлилась во дворе. К кораблику он привязал нитку и долго катал его по луже, пока бумага, из которой был сделан кораблик, не размякла. Кораблик весь промок и превратился в мокрый комок. «Ничего, - подумал Сережа, - завтра с Димкой опять пойдем корабли запускать».

На следующий день Сережа прибежал к Диме, они быстро сложили из более плотной бумаги два красавца-кораблика. И побежали на улицу. Но каково же было их удивление, когда на месте вчерашней лужи они обнаружили только комочек бумаги от вчерашнего кораблика. Что же произошло?

На каждом занятии необходима работа с текстом. Тексты воспитательного характера, в каждом – главный вопрос для рассуждений.

 

 

Тематическое планирование 5 лет «Обучение чтению»

 

 

 

Тема

Блок 1

Отметка о выполнении

 

Чтение

 

Буквы

Слоги

Слова

 

Сентябрь

 

Сентябрь

1 занятие

Буквы Аа, Оо, Мм, Сс.

Аа, Оо,

 

 

 

 

Мм,

Ма-мо

мама

 

Сс

Са-со

 

 

Октябрь

2 занятие

Буквы Кк, Тт, Ии, Уу, чтение слогов, слов. Игра как фактор наибольшего значения в развитии речи детей.

Кк

Ка-ко

 

 

 

Тт

 

Та-то

 

Кот, ток, сок, мак, сам, там, кто

 

Ии

Ми, си, ки, ти

Кит

 

Уу

Му-су-ку-ту-су-ум

Тук, тут, мука

 

Ноябрь

3 занятие

Буквы Нн, Рр, Пп, Ее, чтение слогов, слов. Накопление содержания для речи.

Нн

 

 

 

 

Рр

 

 

 

Пп

Па-по-пи-пу

На-но-ни-ну

 

Ее

Ме-се-ке-те-не-ре-пе

Ра-ро-ри-ру

 

 

Декабрь

4 занятие

Буквы Вв, Лл, Бб, Дд, чтение слогов, слов. Работа над формой языка

Вв

 

Ва-во-ви-ву-ве

Вор, вот, вас, вас, вата, вина

 

 

Лл

 

 

Ла-ло-ли-лу-ле

 

Лак, пол, лук, лес, лапа, Лена, липа, пила

 

Бб

 

Ба-бо-би-бу-бе

Бок

 

 

Дд

Да-до-ди-ду-де

Дам, дом, Дима, дети, мода

 

Январь

5 занятие

Буквы Яя, Гг, Зз, Жж, чтение слогов, слов.  Игры с буквами, со словами.

Развитие культуры слуха.

Яя

 

Бя-вя-дя-ля-мя-ня-пя-ря-ся-тя

Яна, яма, дядя, няня

 

 

Гг

 

Га-го-ги-гу-ге-гя

 

Гиря, губа, гуси, Гена, Гера

 

Зз

За-зо-зи-зу-зе-зя

Зоя, зал, зубы, Зина, роза, зима.

 

Февраль

6 занятие

Буквы Шш, Ёё, Юю, Ээ

 

 

Шш

 

Ша-шо-ши-шу-ше

 

 

 

 

Ёё

 

 

Бё- вё-гё-дё-зё-кё-лё-мё-нё-пё- рё-сё-тё

Кот, ток, сом, мак, сам, там, кто

 

 

Юю

 

 

Бю-вю-гю-дю-зю-кю-лю-мю-ню-пю-рю-сю-тю

Юля, юла, Юра, пилю, рулю

 

 

 

Ээ

Бэ-вэ-гэ-дэ-зэ-кэ-лэ-мэ-нэ-пэ-рэ-сэ-тэ

Эти, эта

 

Март

7 занятие

Буквы Фф, ы, Чч, Хх, чтение слогов, слов, игры с буквами, со словами. Воспитание чувства, удовлетворения и радости от общения друг с другом.

Фф

 

Фа-фо-фу-фи-фе-фя-фю-фе

Фея, фара

 

 

 

Ы

 

 

 

 

Бы-вы-гы-ды-зы-кы-лы-мы-ны-пы-ры-сы-ты-фы

 

 

Бык, дым, сын, был, рыл, мыл, сыр, была, мыла, лыжи, дыра, дыня, рыба, губы

 

Чч

Ча-чу-чо-че

Час, часы

 

Хх

Ха-хо-ху-хи-хе-хя-хю-хэ

уха

 

Апрель

8 занятие

Буквы Цц, Щщ, Йй, ь, чтение слогов, слов. Игры с буквами, со словами.

Цц

Ца-цо-цу-ци-це

 

 

 

Щщ

Ща-щу-ще-щи

 

 

Йй

 

Чай, мой, май, лей

 

ь

 

 

 

Май

 Занятие 9

Буква ъ, закрепление, повторение букв.

ъ

 

 

 

 

Итого:   9 занятий                                                                                                                             Выполнено:____ занятий.

 

 

 

Особенности:

- порядок изучения букв – по частотности их использования в речи ребёнка;

- все слова как слышатся, так и пишутся;

- значения всех слов понятны и доступны детям 4-летнего возраста;

- все имена собственные написаны с заглавной буквы, остальные слова – с маленькой;

 

3 направление. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

 

Серьезное внимание необходимо уделять развитию познавательной активности и интересов дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Все темы рассматриваются с позиции «изнутри». Сведения об окружающем мире не сообщаются как истина. Педагог предлагает ответить на ряд вопросов, требующих серьезных логических рассуждений. Ребенок включается в процесс поиска ответов на вопросы, шаг за шагом проделывает путь исследования. В результате рождаются ответы на поставленные вопросы, дети себя чувствуют первооткрывателями. Данным образом полученная информация надолго отложится в памяти ребенка.

У ребенка дошкольного возникает огромное количество вопросов об окружающем его мире. Он хочет получить ответы на свои вопросы. Но не всегда родители и педагоги могут уделить внимание для объяснений. Занятия по ознакомлению с окружающим миром должны помочь детям в разрешении сложных вопросов, на которые можно дать ответ, рассуждая вместе с детьми.

 

 

Тематическое планирование 5 лет «Ознакомление с окружающим миром»

 

Месяц

Занятие

Тема

Содержание

Проблема, вопрос.

Отметка о выполнении

 

Сентябрь

Занятие 1

Я и моя семья

Развлечения

Чувства

Настроение

Эмоции

Качества человека

Труд

Успехи

Достижения

Родственные связи, называть членов семьи.

Особенности пола, возраста.

Адрес, имя фамилия, отчество.

Что такое внимательность, аккуратность, сдержанность и доброта.

 

 

Октябрь

Занятие 2

Мир внутри нас. Как устроен человек.

Гигиена. Приём пищи.

Здоровье.

Строение тела человека.

Организм и основные функции организма.

Правила личной гигиены, правила поведения за столом;

о необходимости заботится о своём здоровье, о последствиях несоблюдения правил;

об основных функциях человеческого организма

 

 

Ноябрь

Занятие 3

Как устроен живой мир

Части растений.

Взаимодействие живых организмов в природе.

Строение растений. Строение живых организмов. Чем отличаются насекомые от птиц, а птицы от животных?

 

 

Декабрь

Занятие 4

Безопасность.

Как и от чего себя беречь.

Правила поведения дома.

Правила поведения в общественном месте

Правила на дороге.

Что нужно знать, когда остаёшься один дома?

Как нужно себя вести в транспорте?

Для чего существуют правила дорожного движения?

 

 

Январь

Занятие 5

Взаимоотношения с другими людьми.

Как себя вести с другими людьми.

Правила поведения среди людей.

Правила вежливости.

Приветствие.

Что значит вежливый человек?

Что значит приветливый человек?

Как нужно приветствовать людей?

 

 

Февраль

Занятие 6

Я и мои друзья

Мои друзья

Встречаем гостей

Праздники

Помощь

Благодарность

Как встретить гостей?

Как вести себя в гостях?

Как благодарить людей?

Как организовать праздник?

 

 

Март

Занятие 7

Общество. Как устроена жизнь людей

Страна.

Город.

Что ты знаешь о стране, в которой мы живём?

Какие ты знаешь интересные места в нашем городе?

О каких городах и странах ты знаешь?

 

 

Апрель

Занятие 8

Что может человек

Изобретения

Как появляются на свет предметы окружающего мира?

Где производятся все вещи?

Как изготавливают продукты, мебель , электроприборы и др.

 

 

 

Диагностика

На протяжении всего учебного процесса педагог на каждом занятии проводит диагностику: приглашается один ребёнок и ему задаются 3-5 вопросов из списка (вопросы на общие  знания из различных наук и областей).В Диагностической карте отмечается «+» правильный ответ, «-« - неверный ответ.

При следующем опросе ребёнку задаются новые вопросы и те, на которые он не смог ответить в предыдущие разы.

Так, в течение всего учебного периода на разных временных участках каждый ребёнок будет опрошен по всему перечню вопросов.

К концу учебного периода по каждому ребенку будет составлена Диагностическая карта, свидетельствующая о широте знаний по общим вопросам.

 

 

Диагностика 4 года

 

Особенности восприятия временных понятий

Сколько тебе лет?

 

Сколько будет через год, через два года?

 

Какое сейчас время года?

 

Какое время года идет после весны?

 

Математические представления

Посчитай до 10

 

Какое число идет после числа 5?

 

Сколько пальцев у человека на руке?

 

Что больше 5 или 3?

 

Пространственные представления

Что выше?

 

Что ниже?

 

Что снизу?

 

Что слева?

 

Что справа?

 

Что посередине?

 

Что сверху?

 

Умение классифицировать, используя логические операции

Что это (буквы)

 

Назови буквы (м, а, к)

 

Можно ли из этих букв составить слово (мак)

 

Что это (цифры, числа)

 

Назови числа (2,3,4)

 

Продолжи ряд чисел (5, 6, 7…)

 

Что изображено на картинках

 

Раздели все предметы на 2 группы (живое – неживое)

 

Какие предметы относятся к первой группе (дятел, зебра)

 

Какие предметы относятся ко второй группе (ананас, лимон)

 

Общие знания

Как зовут твоих родителей

 

Днем светло, а ночью…

 

Ходишь ногами, а бросаешь…

 

У птицы перья, а у рыбы…

 

Кто строит дома

 

В каком городе ты живешь

 

Для чего нам нужны печки и плиты?

 

Для чего нам нужны ножницы?

 

Для чего человек спит?

 

Когда ты завтракаешь – вечером или утром?

 

Обедаешь – утром или днем?

 

Зачем нам нужен телефон?

 

У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?

 

 

 

Диагностика 5 лет

 

Особенности восприятия временных понятий

Сколько тебе лет?

 

Сколько будет через год, через два года?

 

Какое сейчас время года?

 

Какое время года идет после весны?

 

Математические представления

Посчитай до 20

 

Какое число идет после числа 12?

 

Сколько пальцев у человека на руках?

 

Что больше 13 или 11?

 

Пространственные представления

Что выше?

 

Что ниже?

 

Что снизу?

 

Что слева?

 

Что справа?

 

Что посередине?

 

Что сверху?

 

Умение классифицировать, используя логические операции

Что это (буквы)

 

Назови буквы (м, а, к)

 

Можно ли из этих букв составить слово (мак)

 

Что это (цифры, числа)

 

Назови числа (2,3,4)

 

Продолжи ряд чисел (10, 11, 12…)

 

Что изображено на картинках

 

Раздели все предметы на 2 группы (живое – неживое)

 

Какие предметы относятся к первой группе (дятел, зебра)

 

Какие предметы относятся ко второй группе (ананас, лимон)

 

Общие знания

Как зовут твоих родителей

 

Днем светло, а ночью…

 

Ходишь ногами, а бросаешь…

 

У птицы перья, а у рыбы…

 

Кто строит дома

 

В каком городе ты живешь

 

Для чего нам нужны печки и плиты?

 

Для чего нам нужны ножницы?

 

Для чего человек спит?

 

Когда ты завтракаешь – вечером или утром?

 

Обедаешь – утром или днем?

 

Зачем нам нужен телефон?

 

У тебя есть брат (сестра)? Кто старше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Произойдет максимальное удовлетворение спроса родителей на дополнительные образовательные услуги:

- расширятся возможности для разностороннего развития личности ребёнка, реализации его интересов;

- повысится качество и результативность дополнительного образования детей на базе МБДОУ;

- повысится творческий потенциал детей и профессиональное мастерство педагогов;

- внедрение новых программ и технологий в образовательный процесс;

- улучшение материальной базы МБДОУ;

 

Формы подведения итогов реализации программы

Нулевой срез проводится в начале учебного года, где фиксируются знания, умения и навыки ребёнка. В конце года  проводится контрольный срез по каждому направлению (что узнал, чему научился ребенок за истекший период).

 

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Развивай-ка»

1.      Программа интеллектуального развития «Эвристика» (программа дополнительного дошкольного образования для детей от 7 месяцев до 7 лет). Автор программы – Гетман Татьяна Борисовна, директор Центра комплексного развития «Чудо-Чадо», учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы, Отличник Образования


 

2.     

Принято педагогическим советом протокол № 1 от «____»____________20____г

Принято педагогическим советом протокол № 1 от «____»____________20____г

Пояснительная записка. Одной из наиболее актуальных и острых проблем, стоящих перед современной системой дошкольного образования, является проблема адаптации ребёнка к быстроменяющемуся окружающему миру

Пояснительная записка. Одной из наиболее актуальных и острых проблем, стоящих перед современной системой дошкольного образования, является проблема адаптации ребёнка к быстроменяющемуся окружающему миру

Приказом Министерства образования и науки

Приказом Министерства образования и науки

Дети очень восприимчивы, они настойчиво ищут ход решения логических задач, что через усердие, усилие и настойчивость приводит к результату, к успеху, радости, открытию

Дети очень восприимчивы, они настойчиво ищут ход решения логических задач, что через усердие, усилие и настойчивость приводит к результату, к успеху, радости, открытию

Сравнительный анализ рабочей программы «Развивай-ка» и

Сравнительный анализ рабочей программы «Развивай-ка» и

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков

Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков

Имеет традиционные гендерные представления, представления о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд

Имеет традиционные гендерные представления, представления о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд

Формы занятий Занятия-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей

Формы занятий Занятия-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей

МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА

МАТЕМАТИКА И ЛОГИКА

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно

В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно

Содержательно - логические задачи и задания направлены на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание,…

Содержательно - логические задачи и задания направлены на развитие познавательных процессов, среди которых в дошкольном возрасте и в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание,…

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер

Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер

Занятие 1Штриховка фигур: круг, треугольник, квадрат, трапецияВыделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов на группы, (классы) в соответствии с выделенными свойствамиСлева направо

Занятие 1Штриховка фигур: круг, треугольник, квадрат, трапецияВыделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов на группы, (классы) в соответствии с выделенными свойствамиСлева направо

Занятие 8 Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе и сравнении предметных множеств

Занятие 8 Формирование представлений о следующем и предыдущем числе относительно заданного на основе и сравнении предметных множеств

Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей; - научить осмысленно говорить и читать; - обогащать речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;…

Сформировать навык чтения, опираясь на жизненный опыт детей; - научить осмысленно говорить и читать; - обогащать речь, развивать их внимание и интерес к языковым явлениям;…

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована

Слова появляются порционно на определенную букву по алфавиту

Слова появляются порционно на определенную букву по алфавиту

Предлагается прочитать несколько слов

Предлагается прочитать несколько слов

Хорошо-плохо Съесть конфету - хорошо

Хорошо-плохо Съесть конфету - хорошо

Вариант 1. Мама пришла домой после работы и решила покормить аквариумных рыбок

Вариант 1. Мама пришла домой после работы и решила покормить аквариумных рыбок

Октябрь 2 занятие Буквы

Октябрь 2 занятие Буквы

Октябрь 2 занятие Буквы

Октябрь 2 занятие Буквы

Тематическое планирование 5 лет «Ознакомление с окружающим миром»

Тематическое планирование 5 лет «Ознакомление с окружающим миром»

Апрель Занятие 8 Что может человек

Апрель Занятие 8 Что может человек

Какие предметы относятся ко второй группе (ананас, лимон)

Какие предметы относятся ко второй группе (ананас, лимон)

В каком городе ты живешь

В каком городе ты живешь

Татьяна Борисовна, директор Центра комплексного развития «Чудо-Чадо», учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы,

Татьяна Борисовна, директор Центра комплексного развития «Чудо-Чадо», учитель начальных классов, учитель русского языка и литературы,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2021