ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа
Оценка 4.7

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

Оценка 4.7
docx
04.02.2023
ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста  к традициям своего народа
Проект.docx

 

 

Министерство просвещения ПМР

ГОУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации»

 

Кафедра дошкольного и начального образования

 

 

 

 

ПРОЕКТ

Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста

к традициям своего народа

 

         Выполнил(а)

воспитатель I кв.кат,

МДОУ«ЦРР«Лучик» г. Слободзея

Кирияк Алла Михайловна

слушатель ДПОП ПК

«Воспитатель ОДО»

 

Руководитель-рецензент

и.о. руководителя  кафедры ДиНО

Калмык Ольга Алексеевна

 

 

 

 

 

Тирасполь, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………...3

1. Теоретическое обоснование проблемы  развития  интереса  детей дошкольного возраста к традициям своего народа.

      1.1. Игра, как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа. …………………………………………………… 12

      1.2.Использование дидактических игр  при ознакомлении с  традициями своего  народа …………………………………………………………………13

 

2. Картотека игр направленные на развитие интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

         2.1 Дидактические игры…………………………...……………………16

         2.2 Настольно-печатные…………………………………………………26

          2.3 Подвижные…………………………………………………………….29

 

Заключение……………………………………………………………………..36

Список литературы……………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

«Народ, который не знает
своей культуры и истории-
призренен и легкомысленен»
Н.М. Карамзин.

 

 

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Одним из приоритетных направлений в дошкольном образовании на современном этапе является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок; формирование у детей толерантного сознания и поведения, морально-этического отношения к семье, родному дому, городу (селу), Родине, к природе родного края; воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и традиционным праздникам; формирование чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание, как осознание своей принадлежности к определённому этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живёт, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну.

   Огромную роль в воспитании познавательного интереса к национальной культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по развитию интереса к традициям заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях своего  народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

Для решения поставленной задачи мы используем разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе всё методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем занятия, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяют интегрировать различные виды детской деятельности.

   Ребёнок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачёва, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимовой, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семёнова,  приобщение новых поколений к национальной культуре и народным традициям становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Актуальность: данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявлять себя и развиваться. Именно в дошкольном возрасте ребенок осознает информации через игру, ведь в них столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.

Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у дошкольников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

Цель:  составить картотеку игр, способствующую развитию интереса  детей дошкольного возраста к народным традициям в процессе игровой деятельности.

Задачи:

ü Изучить и проанализировать научную литературу по изучаемой проблеме.

ü Определение специфики культурного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста в  ОДО.

ü Подобрать игры направленные на развитие интереса детей дошкольного возраста к народным традициям с учётом возрастных особенностей детей.

ü  Создать необходимые педагогические условия для воспитания интереса у  дошкольников к традициям своего народа.

Объект исследования: процесс игровой деятельности  детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста  к традициям своего народа.

 

 

 

1.     Теоретическое обоснование проблемы приобщения детей к традициям своего народа

 

1.1. Игра, как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

 

В дошкольной педагогике повышается интерес к национальному самосознанию, обращается внимание на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Народные традиции являются механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный воспитательно - образовательный процесс в ДОУ, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Традиция – способ бытия и воспроизводства элементов социального и культурного наследия, фиксирующий устойчивость и преемственность опыта поколений, времён и эпох. Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта.

Исследователи характеризуют традиции как элементы социального и культурного наследия, которые передаются от поколения к поколению в течение длительного времени (С.А. Арутюнов, А.Б. Гофман, И.В. Суханов, С.А. Токарев и др.). По мнению Ю.В. Бромлея, Р.Ф. Итса,  традиция - это явление материальной и духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению с целью поддержания жизни этноса.

Д.И. Водзинский считает, что  традиции - это  «прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура».

Иными словами народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев. Народная традиция принадлежит определённому народу и передаёт быт, жизнь, обычаи, дух, ум, нрав, направление, свойственные ему.

Потребность в воспитании и обучении подрастающего поколения существовала уже в далёком прошлом; в каждом народе живёт стремление передать накопленный жизненный пыт  и мудрость молодым. Воспитание на народных традициях способствует развитию культуры поведения, взаимопонимания, формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.

Смысл воспитания у детей  интереса к традициям своего народа – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням. Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что не объединяет народ так, как традиции. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

Маленький молдаванин, украинец, русский должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

           Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.).

Игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в работе с детьми мы обращаемся к игре, особенно к дидактической.

Приобщение детей к традициям своего  народа  наиболее удачно  проходит в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определённую историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремёсла, народное искусство.

В данной работе предложены дидактические игры, в содержание которых вошли знакомство с образом жизни представителей разных народов Приднестровья с яркой самобытностью культур, а также   элементы объектов традиционного зодчества и образцов декоративно-прикладного искусства. Данный дидактический материал, может успешно применяться как один из доступных способов подачи детям познавательного этнографического материала.

Создавая условия в своей группе с целью воспитания у дошкольников устойчивого интереса к традициям своего народа, мы опираемся на ряд приоритетных направлений:

ü создание атмосферы национального быта;

ü знакомство дошкольников с устным народным творчеством;

ü участие в традиционных и обрядовых праздниках;

ü знакомство дошкольников с народным искусством;

ü народные игры. 

Знакомя дошкольников с традициями приднестровского народа, мы уделяем большое внимание созданию атмосферы национального быта  в нашей группе. Окружающие предметы, картинки, игры,  характерные для приднестровского народного быта, оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью своего народа. Поэтому особое значение имеют национальные уголки в группах, оборудованные в доступном для детей месте в соответствии с их возрастными особенностями.

С помощью национальных уголков ребята в течение дня интересуются символикой ПМР, национальными костюмами, игрушками, народными промыслами народов Приднестровья, элементами национального орнамента (карточки с рисунками узоров), произведениями народного декоративного творчества; знакомятся с природными богатствами родного края  и другими явлениями и знаменательными событиями в ходе существования своей малой Родины.

Как на занятиях, так и в повседневной жизни мы проводим разнообразные игры:  «Галерея народных промыслов», игра – экскурсия в стихах «Предметы старинного быта»  и др..

Увлекательно проходит организация игр «Мир национальной одежды»,   «В русской избе»,  используя метод «динамических картинок». Игра «динамическими картинками» даёт возможность ребёнку стать не только наблюдателем, но и живым участником событий прошлых лет, прикоснуться к старине: ухватом достать из печки горшок, поднять ведро воды коромыслом. Переодевая кукол,   дети знакомятся с особенностями одежды тех времён. В процессе игры, дошкольники лучше понимают  смысл фольклорных произведений. 

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы рассматриваем с детьми репродукции картин  художников  ПМР Игоря Мосийчука, Ивана Антонюка, Сергея Панова, Олеси Ивановой.

В свободном для детей доступе находятся альбомы «Города Приднестровья», «Народы Приднестровья», «Народные промыслы», «Мир национальной одежды моего народа».  В нашей группе имеются куклы в национальной одежде. Был собран фонд фотографий о родном городе и проведена виртуальная экскурсия по Слободзейскому району «Люблю тебя, мой край родной!»

Устное народное творчество. Сформировать у детей интерес и уважение  к культуре и традициям своего народа, их труду, быту и жизни, помогает и национальный фольклор: сказки, пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.д.. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, песенками, закличками, сказками, мы тем самым приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям.

Так, например, в святочный период мы с детьми разучиваем календарные обрядовые песни – колядки:

Коляда, коляда!
Подавай пирога,
Блин да лепёшку
В заднее окошко.

К празднику Мэрцишор и Масленице распеваем небольшие песенки – заклички, сопровождаемые игровыми действиями и имитирующими процесс крестьянского труда:


Идёт матушка весна,
Отворяй-ка ворота:
Первым март прошёл,
Всех детей провёл.
А за ним – апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришёл май,

 

 

 

 

 

Сколько хошь теперь гуляй!

Приезжай к нам в гости, Масленица,

На широкий двор —

На горах покататься,

В блинах поваляться,

Сердцам потешаться!    И др.



В играх применяем считалки, читаем детям народные сказки.

В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, игру, овладевая родным языком, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

 Весело и интересно проходит знакомство с пословицами и поговорками, сказками, скороговорками  в игре, используя метод мнемотехники. (скороговорки о Масленице).

 Опыт работы показывает, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями приднестровского народа, создаёт положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.

Традиционные и обрядовые праздники.  Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции: «Колядки», «Широкая Масленица», «Мэрцишор»  и др..  Народные праздники являются настоящим кодексом написанных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме.

Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: «Для ребёнка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и золотые берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни...».

Приведём ряд дидактических игр, которые можно провести с детьми, накануне того или иного праздника.

 

 

 

 

 

1.2.Использование дидактических игр при ознакомлении с традициями своего  народа.

После холодной зимы  принято отмечать Масленицу. Это праздник проводов наскучившей зимы, встреча весны, предвестницы земного плодородия, обильного урожая. Масленица – это гимн солнцу, символом которого выступают круглые и румяные блины. Масленица один из самых любимых в народе праздников. Для того чтобы детям донести в доступной форме о смысле праздника и об обычаях его проведения, мы играем в такие игры, как: «Что такое Масленица?», «Пожарь блины», «Масленичное судоку» и др..

Встреча весны у приднестровского народа связана с народным молдавским праздником «Мэрцишор». Весна - рождение новой жизни. Её приход несёт надежду на исполнение заветной мечты. Знакомя детей с этим праздником, можно провести игру «Подбери картинку»

Одним из самых важных и торжественных православных праздников является Пасха. Пасха - это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Основным символом Пасхи, символом возрождения, символом новой жизни является яйцо. Во время празднования данного праздника можно провести следующие игры: «Пасхальное Мемори», «Тени», лото «Пасхальное» и др..

Есть праздники не только традиционные народные, но и социальные, которые тоже стали традиционными: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками мы даём детям представление о культуре народа, знакомим с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Также в дошкольном возрасте формируем у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Разучивая песни, стихи, танцы, активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, мы приобщаем дошкольников к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа; дети узнают много нового о своей Родине, природе, о людях. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры.   А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

Цикличность календаря из года в год повторяет праздники и события, что позволяет сформировать у ребёнка дошкольного возраста представления о традициях и культуре своего народа.

Народное искусство. В процессе воспитания и обучения дошкольников народная педагогика всегда большое значение придавала использованию различных видов искусства. Изделия народных мастеров очень красочны и нарядны. Они через века пронесли умение создавать разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, передавая своё мастерство из поколения в поколение, щедро внося в них узорное решение, удивительную красочность, нарядность. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, мы считаем очень важным знакомство с ним детей, так как оно не только прививает любовь к прекрасному, развивает чувство цвета, творчество, но в целом способствует эстетическому, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников.

Знания и представления о прикладном искусстве – это народная память сохранения духовного наследия, связывающая настоящее, прошлое и будущее.

Знакомство с народным искусством в нашей группе происходит через художественно-творческую деятельность. В процессе продуктивной деятельности дети познают искусство национального орнамента и отражают в своих рисунках и аппликациях орнаментальный образ. Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением. При обучении детей созданию образов-символов народных узоров используем дидактические игры «Галерея народных промыслов», «Русский сувенир» и др.

Одним из средств, позволяющих придать деятельности интерес и художественно-творческий характер, является создание игровой ситуации. С этой целью организуем участие игровых персонажей в процессе занятий или совместной с детьми деятельности (например, куклы  Марица, Олеся, Маша). Игровые персонажи или воспитатель предлагают детям интересные темы для рисования или аппликации узоров малышам.

Знакомим ребят с народными мастерицами в форме игр-загадок «Народный мастер. Кто он?», «Кто, из чего, чем и как создал эти красивые вещи», «Угадай, о чём народная мастерица хотела рассказать».

Народные игры, игрушки.  Неоценимым богатством являются народные игры. Народная игра – важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. В народных играх сохранился колорит обычаев, оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.  Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например: молдавская игра «Пастух и стадо (Чобанул ши турма)», украинская игра «Хлебец (Хлибчик)», русская игра «Стадо» и многие другие.  

Народные игры включаем в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.

Народная игрушка – это одно из средств передачи традиций народа, его культуры. В ней отражены уклад, нравы и обычаи народа, достижение народного мастерства. Через народную игрушку ребёнок впервые знакомится с народным искусством. Народная игрушка учит ребёнка пониманию красоты и истории своего народа.

 Таким образом, народные традиции открывают огромные возможности для детей, давая им знания и опыт организации и саморегуляции своей деятельности. Они помогают выработать способность управлять собственными действиями, переживаниями и состояниями, поступками в соответствии с интересами других людей, требованиями общественного долга.

В педагогической практике мы обнаруживаем осознанное и неосознанное стремление, каждую часть, область жизни использовать в воспитательных целях. Пособием для воспитания является вся жизнь с её трудовыми буднями, праздниками, природой, животным миром, песнями, сказками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Картотека игр направленных  на развитие интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

Приложение

 

2.1 Дидактические игры

ИГРА   «ЧТО  ТАКОЕ   МАСЛЕНИЦА?»

Цели:

ü воспитание интереса к традициям своего народа; расширение знаний  о праздновании Масленицы;

ü расширение и активизация словаря, формирование связной грамматически правильной речи;

ü развитие памяти, внимания, наблюдательности, смекалки.

1  ЗАДАНИЕ.

- Какие из этих картинок относятся к Масленице?

 

 

 

2  ЗАДАНИЕ.

- Какие традиционные масленичные забавы изображены на картинах?

ü балаганы, уличные представления и кукольные театры;

ü ярмарки;

ü катание на санях;

ü кулачные бои (на фото афиша на театре «борьба») – выплеснуть весь негатив перед Великим постом;

ü катание с ледяных горок; катание на санях;

ü уличные представления ряженных;

ü сжигание чучела зимы «Марены»;

ü взятие снежного городка;

ü взобраться по шесту как можно выше.

 

 

 

 

 

 

ИГРА «ПОЖАРЬ  БЛИНЫ»

Цели:

ü воспитание интереса к традициям своего народа; расширение знаний  о праздновании Масленицы;

ü развитие математических способностей, формирование связной грамматически правильной речи  дошкольников;

ü развитие памяти, внимания, смекалки.

- На какой сковороде, какие блины жарили?

 

 

 

- С какой начинкой ты приготовил блины?

http://supercook.ru/images-490-plody/490-43-s-01.jpghttp://gazeta-ch.ru/images/stories/2015/542769.jpg

 ИГРА «ПОДБЕРИ  КАРТИНКУ» (МЭРЦИШОР)

Задачи:

1. Вызвать интерес к народной культуре народов Приднестровья.

2. Обогащать знания детей в области устного народного творчества, расширять представления детей о молдавских народных традициях и обычаях.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым других национальностей, любовь к родному краю.

Детям предлагается рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Далее педагог предлагает выбрать те картинки, которые относятся к молдавскому народному празднику Мэрцишор и объяснить свой выбор.

http://adalin.mospsy.ru/img6/ny_293.jpghttp://deti-i-vnuki.ru/wp-content/uploads/2014/02/KPwkB.jpghttp://img-fotki.yandex.ru/get/3911/poezia-aromatov.7/0_9bc88_c81c455a_M.jpg4168728068470955http://1.bp.blogspot.com/-NvoO6BpkpHQ/VSba5JC7v9I/AAAAAAAAEjg/xWGXlqpkuB8/s1600/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B0%2B003.jpghttp://gzt.md/public/img/upload/image/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%B4%D0%BA%D0%B8.jpghttp://i014.radikal.ru/1003/84/34dfa678eca3.jpghttp://img2.labirint.ru/books/206446/scrn_big_1.jpghttp://nbm.md/i/news/18611.jpg

Snegir-ptichka-Smalljpg-zobrazhennya-JPEG-640x616-pikseliv--Masshtabovane-98-originalhttp://arhiva.art.md/vieru/005.jpghttp://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/83/Stamp_of_Moldova_251.gif

 

 «МИР  НАЦИОНАЛЬНОЙ  ОДЕЖДЫ» 

Цель: познакомить детей с особенностями национальной одежды Приднестровья.

Задачи:

- познакомить с особенностями национальных костюмов;

- развивать мышление, внимание, зрительное восприятие и мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес, любовь и уважение к национальной  культуре ПМР и прошлому народа, желание поддерживать и развивать народные традиции, вызывать чувство гордости за свою республику.                               

В состав игры входят:  бумажные куклы  - мальчик и девочка.  И наборы одежды для них. Костюмы прикрепляются к куклам с помощью магнитов.
Наряды для кукол интересны тем, что это не просто одежда, а полный человек: одежда + лицо. Меняя наряд кукле, дети меняют её лицо и даже национальность в соответствии с костюмом.

3 блог самое важное КОСТЮМЫ.jpg1 блог самое важное КОСТЮМЫ.jpg1 блог самое важное КОСТЮМЫ.jpg3 блог самое важное КОСТЮМЫ.jpg

 

 

блог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 2.jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 9 (1).jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 7.jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 10.jpg

 

блог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 3.jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 9 (1).jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 10.jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 7.jpg

блог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 1.jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 10 (1).jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 8.jpgблог самое важное КОСТЮМЫ НАРОДОВ СССР 3 (1).jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Настольно-печатные игры.

 

ИГРА «ПАСХАЛЬНОЕ  МЕМОРИ»

I   ВАРИАНТ.

Цели:

ü воспитание интереса к традициям своего народа; расширение знаний  о праздновании Пасхи;

ü знакомство с пасхальными традициями;

ü развитие памяти, внимания.

Правила: вырезаем карточки, перемешиваем и выкладываем картинкой вниз. Ребёнок должен переворачивать карточки попарно - если картинки совпали, значит,  угадал, и эти  карточки убираем в сторону.

http://dliadetei.ru/public/2/20140404/139659985923168993.jpghttp://dliadetei.ru/public/2/20140404/139659981588366294.jpg

II  ВАРИАНТ.

В наборе 16 карточек с пасхальными яйцами разной расцветки - по две штуки с одним и тем же рисунком. Играют два человека. Перед началом игры нужно разложить карточки "рубашкой" вверх на столе, а затем переворачивать по две. Если они совпадают - игрок забирает их и получает ещё ход. Если нет - ход переходит к другому игроку. Задача - набрать как можно больше карточек.

пасхальные раскраскипасхальные раскраски

 

ИГРА   «ТЕНИ» 

Цели:

ü воспитание интереса к традициям своего народа; расширение знаний  о праздновании Пасхи;

ü развитие воображения, мышления, зрительной и тактильной памяти, внимания.

Easter Chick TemplateEaster Bunny ShapeSpring Chick TemplateEaster Lamb TemplateEaster Basket TemplateSpring Tulip TemplateEaster Carrot ShapeEaster Eggs Template

Easter Bunny TemplatesEaster Bow Printable Template

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2.3 Подвижные игры.

1.Сбей кушму (Дэ жос кушма)

Двое игроков, обвязавшись кушаками (широ­кий пояс), становятся друг против друга. Левой рукой берутся за кушак соперника, делая обманные движения правой рукой, стараются снять кушму (шапку) с головы противника. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Правила игры.

Левая рука должна нахо­диться на кушаке соперника в течение всего времени игры. Снимать кушму с головы про­тивника можно только правой рукой. В игре участвуют две — четыре пары.

 2.Пастух и стадо (Чобанул ши турма)

На одной стороне площадки с помощью ска­мейки или реек, положенных на тумбы, отгора­живается место, где живут овцы,— овчарня. Из числа играющих пастуха выбирают счи­талкой: Шел баран По крутым Горам.

Вырвал травку,

Положил на лавку,

Кто травку возьмет.

Гот вон пойдет!

Остальные играющие — овцы. Пастуху за­вязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел!» Овцы поочередно перепрыгивают через ограду, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне сделать шагов?» Каждый раз пастух называет какое-либо число в пре­делах десяти. Овцы отсчитывают соответ­ствующее количество шагов и останавливают­ся. Когда все овцы разойдутся, пастух спра­шивает: «Где мое стадо?» Все овцы отзы­ваются: «Бе, бе, бе». Потом затихают. Пастух начинает искать овец — идет на их голоса, а овцы стоят на своих местах неподвижно. Когда пастух дотрагивается до кого-нибудь рукой, он говорит: «Овечка, овечка, кто ты?» Овца отвечает: «Бе, бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто-нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на свое место.

Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?» Игра продолжается до тех пор, пока он не узнает пойманную овечку. После этого он ста­новится овцой, а овечка — пастухом.

Правила игры.

Отсчитывать надо столько шагов, сколько сказал пастух. Во время поиска овец игрокам нельзя сходить с места.

3. Барашек (Мелуц)

Играющие стоят в кругу, а барашек — внутри круга. Игроки идут по кругу и произносят слова:

Ты барашек серенький.

С хвостиком беленьким!

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили.

Ты нас не бодай!

С нами поиграй!

Скорее догоняй!

По окончании слов дети бегут врассыпную, а барашек их ловит.

Правила игры.

Разбегаться можно только после окончания слов.

4. Яблоко (Мэр жерминос)

Играют одновременно до пятнадцати детей. Взявшись за руки, они образуют круг. По желанию выбирается водящий. Он встает в центр круга и говорит:

Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает.

Когда водящий начинает произносить эти слова, игроки бегут по кругу. С оконча­нием фразы все должны быстро присесть на корточки. Тот, кто не сумеет это выполнить, т. е. сделает хотя бы один шаг или упадет, выбывает из игры. Игра продолжается до «тех пор, пока в кругу не останется трое игроков. Они объявляются победителями.

Правила игры.

Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших правило, выходит из игры один - тот, у кого окажется свободной правая рука. Однако по уговору можно вы­водить из игры и того, у кого окажется сво­бодной левая рука. За соблюдением правил во время игры следит водящий.

5. «Хлибчик»

Дети делятся на пары и встают врассыпную.

Ведущий — хлибчик (хлебец) — становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары.

Он громко произносит:

- Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- Выпеку!

- А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети и хлибчик бегают по залу врассыпную по одному. На команду педагога «Пара! » быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком.

Игра повторяется.

6.Стадо

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные - овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры. Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом,

из которого они вышли. Волк овец не ловит, а салит рукой. Пастух может

только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

7. «А мы просо сеяли».

Ход игры: дети поочередно, девочки и мальчики, стоя напротив друг друга говорят слова и выполняют движения по тексту.

Девочки:

- А мы просо сеяли, сеяли, сеяли.

Мальчики:

- А мы просо вытопчем, вытопчем, вытопчем!

Девочки:

- Мы дадим вам сто рублей, сто рублей, сто рублей.

Мальчики:

- Нам не надо сто рублей, сто рублей, сто рублей, а нам надо девицу, девицу красавицу!

Девочки:

- Мы дадим вам девицу, мы дадим красавицу. Вот такую кривую, вот такую косую!

Мальчики:

- Нам не надо кривую, нам не надо косую, а мы возьмём любую! (мальчики ловят девочек).

8.Игра “Золото”.

Одна из играющих берёт какую-нибудь вещь (палочку, колечко, остальные становятся в круг, держа перед собой руки сжатые в кулаки. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

“Я золото прихораниваю! Я чистое прихораниваю!

Моё золото пропало, чистым порохом запало,

Метелицей замело. Угадывай у кого? ”

Все: “Гадай, гадай, девица,

В какой руке перица? ”

Стоящая в кругу девочка опускает руку с “золотом” в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой- нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей “золото” при словах: ”Угадывай у кого? - та выступает вперёд и угадывает. Если угадает, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девочки спрашивают, в какой стороне живёт жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит “золото.

9.Горелки с платочком.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.


Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!


Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

10.Гуси.

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду.


Друг за дружкою гуськом

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так -

Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут.

Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!


11. Лягушки.

На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд.

Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата.

Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги.

Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!.. Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка.

Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова.


Весёлые, как девочки,

Проворные, как мальчики,

Зелёные, как листки,

Прыгучие, как мячики -

Весёлые,

Проворные,

Прыгучие подружки -

Зелёные,

Зелёные,

Зелёные лягушки!

Все квакают и квакают

И слышно вдалеке:

Ква-ква! Ква-ква!

Бре-ке-ке!


12. Воробушки.

Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте.

Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!"

Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.


Воробушки, бойтесь кошки -

Не скачите по дорожке,

Не сидите на скамейке,

Не летайте по аллейке,

Под окном не клюйте крошки:

Попадёте рыжей кошке -

Мур-мур-р-р! - в лапы.

Стайка дружных воробьишек -

Чик-чирик! Слетела с крыши,

Посидела на скамейке,

Полетала по аллейке,

Поклевала быстро крошки

И на дерево от кошки -

Шмур-р-р! - скрылась


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сущностное сходство.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в воспитательно - образовательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же воспитательные и развивающие функции.

Приднестровье всегда являлось многонациональным государством, а регион, где на протяжении веков существовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур.

С раннего детства ребёнок живёт в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.  

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.   Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство просвещения ПМР

Министерство просвещения ПМР

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ «Народ, который не знает своей культуры и истории- призренен и легкомысленен»

ВВЕДЕНИЕ «Народ, который не знает своей культуры и истории- призренен и легкомысленен»

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания

Для решения поставленной задачи мы используем разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка

Для решения поставленной задачи мы используем разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка

Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность

Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность

Теоретическое обоснование проблемы приобщения детей к традициям своего народа 1

Теоретическое обоснование проблемы приобщения детей к традициям своего народа 1

Иными словами народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев

Иными словами народная традиция – это явление, представляющее собой способ хранения и передачи социального опыта, воспроизводства устойчивых общественных отношений, массовых привычек, убеждений, обычаев

Игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой

Игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой

С помощью национальных уголков ребята в течение дня интересуются символикой

С помощью национальных уголков ребята в течение дня интересуются символикой

Устное народное творчество.

Устное народное творчество.

В играх применяем считалки, читаем детям народные сказки

В играх применяем считалки, читаем детям народные сказки

Использование дидактических игр при ознакомлении с традициями своего народа

Использование дидактических игр при ознакомлении с традициями своего народа

Родине, природе, о людях. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры

Родине, природе, о людях. Это расширяет их кругозор в области этнической культуры

Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением

Дело в том, что любой узор являлся своего рода шифром, знаковым письмом с каким-либо пожеланием или обережным значением

Народные игры включаем в разные виды деятельности детей

Народные игры включаем в разные виды деятельности детей

Картотека игр направленных на развитие интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

Картотека игр направленных на развитие интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

ЗАДАНИЕ. - Какие традиционные масленичные забавы изображены на картинах? ü балаганы, уличные представления и кукольные театры; ü ярмарки; ü катание на санях;

ЗАДАНИЕ. - Какие традиционные масленичные забавы изображены на картинах? ü балаганы, уличные представления и кукольные театры; ü ярмарки; ü катание на санях;

Великим постом; ü катание с ледяных горок; катание на санях; ü уличные представления ряженных; ü сжигание чучела зимы «Марены»; ü взятие снежного городка; ü взобраться…

Великим постом; ü катание с ледяных горок; катание на санях; ü уличные представления ряженных; ü сжигание чучела зимы «Марены»; ü взятие снежного городка; ü взобраться…

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста  к традициям своего народа

ИГРА «ПОЖАРЬ БЛИНЫ» Цели: ü воспитание интереса к традициям своего народа; расширение знаний о праздновании

ИГРА «ПОЖАРЬ БЛИНЫ» Цели: ü воспитание интереса к традициям своего народа; расширение знаний о праздновании

ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» (МЭРЦИШОР)

ИГРА «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ» (МЭРЦИШОР)

МИР НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ»

МИР НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ»

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста  к традициям своего народа

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста  к традициям своего народа

Настольно-печатные игры. ИГРА «

Настольно-печатные игры. ИГРА «

II ВАРИАНТ. В наборе 16 карточек с пасхальными яйцами разной расцветки - по две штуки с одним и тем же рисунком

II ВАРИАНТ. В наборе 16 карточек с пасхальными яйцами разной расцветки - по две штуки с одним и тем же рисунком

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста к традициям своего народа

ПРОЕКТ Игра как средство развития интереса детей дошкольного возраста  к традициям своего народа

Подвижные игры. 1.Сбей кушму (Дэ жос кушма)

Подвижные игры. 1.Сбей кушму (Дэ жос кушма)

Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?»

Пастух снова спрашивает: «Где мое стадо?»

Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки

Бегущим по кругу игрокам не разрешается разъединять руки

Пастух встает на пути волка, защищает овец

Пастух встает на пути волка, защищает овец

Все: “Гадай, гадай, девица, В какой руке перица? ”

Все: “Гадай, гадай, девица, В какой руке перица? ”

Друг за дружкою гуськом Ходят гуси бережком

Друг за дружкою гуськом Ходят гуси бережком

Воробушки. Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку

Воробушки. Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2023