Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРОЕКТ
«Использование арт-терапии в театрализации»
Формирование
База реализации проекта: ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», ученический коллектив первого и третьего классов (14 человек), родители (26 человек)
Автор:
Дутова Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Томск 2018
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………….....3
2. Преимущества арт – терапии в театрализационной деятельности в работе с детьми ОВЗ …………………………………………………….6
3. Принципы организации проектной деятельности…………………….….6
4. Сроки реализации проектной деятельности……………………………..7
5. Целевая аудитория………………………………………………………....7
6. База реализации…………………………………………………………….8
7. Объект. Предмет. Гипотеза……………………………………………….8
8. Обоснование гипотезы……………………………………………………8
9. Цель и задачи организации проектной деятельности…………………..9
10. Способы и формы работы в ходе реализации проектной деятельности…………………………………………………………...…10
11. План реализации проекта……………………………………………..…11
12. Этапы проектной деятельности…………………………………….….15
13. I этап. Организационный……………………………………………….15
14. II этап. Координационный……………………………………………….16
15. III этап. Основной…………………..…………………………………….17
16. IV этап.Итоговый………………………………………………………..19
17. V этап. Рефлексирующий……………………………………………….20
18. Прогноз негативных последствий……………………………………..21
19. Критерии результативности проектной деятельности……………….22
20. Результативность реализации проекта для обучающихся с нарушениями слуха……………………………………………………..23
21. Диагностический инструментарий…………………………………….24
22. Методика для мониторинга…………………………………………….24
23. Эффективность проектной деятельности……………..………………..25
24. Показатели эффективности проектной деятельности…………………25
25. Оценка эффективностиобразовательных результатов………………...26
26. Механизм контроля и отслеживания результатов……………………27
27. Уровень изменений существующей образовательной ситуации……28
28. Динамика уровня развития речи………………………………………28
29. Уровень речевой активности в начале проектной деятельности…….29
30. Уровень речевой активности по итогам проектной деятельности……………………………………………………………...29
31. Вывод……………………………………………………….……………..30
32. Продукт проекта………………………………………………….….…...30
33. Практическая значимость………………………….…………………….30
34. Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………31
35. Социальное партнёрство………………………………………………...32
36. Распространение опыта………………………………………………….32
37. Список литературы………………………………………………………33
38. Источники сети Интернет………………………………………………34
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти
навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина
В. А. Сухомлинский
В настоящее время в России все больше школ становятся инклюзивными. От педагогов требуется больше внимания, терпения, теоретических знаний по обучению детей с особенностями в развитии. В то же время и самим обучающимся школ требуется терпение и понимание детей, не похожих на них. Для более успешной адаптации детей с ОВЗ необходим целый комплекс мер, направленных на преодоление недостатков в психическом и физическом развитии.
В системе образования в настоящее время большое количество времени отводится на проведение коррекционной работы. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов изменились требования к образованию детей с ОВЗ, на дополнительную коррекционную работу педагогам отводится 10 часов оплачиваемого времени.. Педагогическая деятельность в школе предусматривает максимальное взаимодействие специалистов в процессе развития и становления личности ребенка с ОВЗ.
Педагогическое сообщество находится в постоянном поиске сочетаний приемов и методов, обеспечивающих становление и развитие личности обучающегося.
Особое внимание обращается на формирование у обучающихся духовно – нравственных качеств личности, патриотических чувств, высокого морального уровня. Это предполагает, что педагог знает основы психолого-педагогической работы, может обеспечить эффективную работу по формированию требуемых качеств личности.
Умение пользоваться методикой арт - терапии - показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения.
Использование метода проектов - наиболее перспективное направление организации практико-ориентированной внеурочной деятельности. Проектная деятельность школьников является одним из факторов развития самостоятельности, творческой активности, умения детей взаимодействовать друг с другом и окружающими людьми.
Группа детей, задействованная в проекте, достаточно разнородна, с комплексными нарушениями в развитии. Среди таких детей наблюдаются интеллектуальные нарушения (легкая, умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость); задержка психического развития, проявления детского церебрального паралича или нарушения развития мышечной системы. Значительная часть обучающихся имеют нарушения зрения.
Эмоциональное, нравственное развитие детей с комплексными нарушениями происходит замедленно; при этом наблюдается значительное отставание познавательных процессов, детских видов деятельности и речи.
Особые трудности слабослышащих и позднооглохших школьников с комплексными нарушениями возникают при овладении речью. Их устную речь отличает воспроизведение отдельных звуко- и слогосочетаний, подкрепляемых естественными жестами и указаниями на предметы. Как правило, интерес к общению отсутствует. При овладении письменной формой речи также возникают значительные трудности.
В психическом развитии таких школьников наблюдаются индивидуальные различия, обусловленные выраженностью интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и речевых отклонений. Для многих из них характерны нарушения поведения; у других отмечается отставание в становлении различных видов деятельности. Так, предметная деятельность у большинства детей протекает на весьма низком уровне манипулирования, воспроизведения стереотипных игровых действий, а попытки самостоятельного рисования в основном сводятся к повторению изображений знакомых предметов либо к рисункам, выполненным по подражанию взрослому.
Речевое общение, процесс овладения языком, являются сильнейшими средствами развития личности и занимают одно из ведущих направлений в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта.
Одним из важных условий социализации ребенка с ОВЗ является развитие познавательной сферы, коррекция психофизических отклонений, в результате которого сформировавшаяся личность может полноценно общаться с другими членами общества, не принадлежащих к его социуму.
Одним из важных направлений коррекционно – психологической работы является формирование познавательного интереса обучающихся. Интерес позитивно влияет на все психические процессы и функции, на развитее высших психических функций, способствует речевому развитию. Интерес побуждает обучающихся пробовать свои силы в новых для них направлениях деятельности.
Наиболее ярко творческие способности обучающихся реализуются в театральной деятельности.
Педагогический проект, направленный на проведение комплексной реабилитационной работы с младшими школьниками, призван улучшить их качества личности, эмоциональное, духовно – нравственное развитие, что в свою очередь позволит обучающимся проявить самостоятельность, творческую инициативу, уверенность в общении в социуме.
Разнообразие творческих заданий, видов деятельности, правильно разработанные сценарии, продуманный речевой материал, подобранный с соответствии с возможностями каждого обучающегося позволяет участникам проекта почувствовать себя востребованными, самостоятельными, уверенными в своих силах.
Совместная деятельность взрослых и детей поможет родителю лучше понимать личность своего ребенка, понять какую колоссальную воспитательную и коррекционную работу необходимо проводить. Педагогам проект даст возможность вовлечь близких детям людей в творческий процесс, правильно организовать их совместную деятельность, помочь выстроить взаимоотношения при необходимости. Привлечение людей, не являющихся постоянным кругом общения для детей с ОВЗ позволить расширить речевую практику воспитанников, привить им навыки культуры.
Театральное искусство благоприятно воздействует на духовное развитие ребенка. Является нравственной, эстетической, познавательной ценностью, показывает все многообразие художественных произведений.
Знакомство с произведениями различного жанра позволяет показать младшим школьникам красоту и величие русского языка, формировать представления о культуре народов России, способствуют воспитанию патриотических чувств.
Знакомство с первоначальными знаниями о театре помогает раскрыть огромный мир профессий, дать представление о труде, результатом которого является спектакль. Это позволяет воспитывать у детей значимость каждой профессии, воспитывает уважительное отношение к труду.
Мероприятия в рамках проекта, объединённые одной тематикой, не только способствуют лучшему усвоению материала, но и позволяют погрузиться в совместный творческий процесс, обеспечивают достижение положительных результатов у каждого участника.
Комплексная коррекционная и творческая работа способствует наиболее полному воздействию на личность ребенка. Работа, направленная на коррекцию психоэмоционального состояния способствует повышению уровня восприятия и усвоения учебного материала, активизации речевой деятельности в процессе взаимодействия. Вся используемые техники и методики ориентированы на продуктивную деятельность.
Творческие задания, создание проблемных ситуаций, использование исследовательской деятельности в объеме, доступном детям с ОВЗ, стимулируют интеллектуальное, творческое, духовное развитие личности.
Комплексная программа проекта позволяет обеспечить соответствующую возрасту социальную, коммуникативную адаптацию обучающихся в социальной среде.
Преимущества арт – терапии в работе с детьми с нарушениями слуха
Ø Социально - педагогическое и психологическое взаимодействие субъектов образовательного процесса в цикле «Педагоги - родители –обучающиеся».
Ø Повышение профессионального уровня учителя в образовательной деятельности через практическое овладение методами арт - терапии.
Ø Системность и комплексный подход в реализации театрализационной деятельности.
Ø Использование не только привычной формы коммуникации «учитель - ученик», но и коммуникаций типа «ученик - ученик», «родитель - ученик - учитель».
Ø Вовлечение родителей в активный и непрерывный процесс обучения и воспитания детей.
Принципы организации педагогической деятельности в рамках проекта.
-принцип государственной политики РФ в области образования,[1](гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
-принцип учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
-принцип развивающей направленности образовательного процесса;
-принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования;
-принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающей возможность овладения неслышащими детьми всеми видами доступной им предметно - практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормами поведения;
-принцип переноса знаний, умений и навыков, сформированных в условиях проекта в деятельность в жизненной ситуации;
-принцип сотрудничества с семьей.
Актуальность проблемы тесно связана с возрастающей ролью вербального, коммуникативного и творческого потенциала личности в современном мире. Только хорошо развитая связная речь помогает любому человеку безбарьерно достигать высоких результатов в современной жизни с её социальными аспектами, разнообразными и сложными коммуникационными особенностями. Адекватно-реальный путь, по которому следует слабослышащий обучающийся к дальнейшим целям - это продуманные от начала и до конца систематические мероприятия, основанные на углубленном изучении материала, объединённого одной тематикой.
Актуальность обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для эффективной коррекционной работы с обучающимися с учётом возрастных и индивидуальных психоэмоциональных особенностей, их особых образовательных потребностей.
Нарушение речи и психоэмоционального развития осложняет взаимодействие детей с социумом. В связи с недостаточным уровнем развития речи детей, их эмоциональной незрелостью, необходима комплексный подход в разработке материала для театрализации.
Театрализационная деятельность эффективна как наиболее продуктивный метод воздействия на психоэмоциональное и речевое развитие детей, повышения уровня социализации, активизации речевой деятельности в процессе взаимодействия.
Арт – терапия максимально ориентирована на коррекцию нарушений и достижение творческих достижений обучающихся. Проблемные задания и вопросы, включение элементов исследовательской деятельности и мини-проектов стимулирует интеллектуальное и творческое развитие обучающихся.
Сроки реализации проектной деятельности
Сентябрь 2017 г. – май 2019 г.
Целевая аудитория
Обучающиеся с ОВЗ.
База реализации
ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Объект
Процесс развития речи и формирование нравственных, психологоических качеств личности у обучающихся с ОВЗ.
Предмет
Арт - терапия как средство формирования духовной, нравственной эмоциональной культуры у детей с ОВЗ.
Гипотеза
Комплексное использование элементов арт – терапии и коррекционных методик в ходе реализации театральной деятельности будет способствовать развитию речи, психологическому и эмоциональному развитию обучающихся с ОВЗ начальной ступени образования.
Обоснование гипотезы
Необходимость разработки, создания проекта связано с психофизическими возможностями развития данной категории детей: снижен объем учебного материала, низкая концентрация внимания, слабая память, замедленная переключаемость, низкий словарный запас, нарушение слухового восприятия. В классах появились обучающиеся со сложными «комплексными» нарушениями развития: нарушения слуха сочетаются с задержкой психического развития, нарушением мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия, нарушением функций опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью. Обучающиеся со сложной структурой дефекта нуждаются в целенаправленном и планомерном формировании речевого поведения в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды.
Арт - терапия эффективна как метод воздействия на детей с проблемами в развитии для коррекции их психоэмоционального состояния, повышения уровня восприятия и усвоения учебного материала, активизация речевой деятельности в процессе общения с социумом. Проект ориентирован на создание условий для творческой деятельности обучающихся, достижения совместного результата деятельности. Используемые виды занятий в процессе коррекционной работы стимулируют интеллектуальное и творческое развитие обучающихся.
Цель организации проектной деятельности
Обеспечение соответствующей возрасту социальной адаптации обучающихся в социальной среде, создание благоприятных условий для развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, особых психологических потребностей по следующим направлениям:
-духовно-нравственное;
-социальное;
-общеинтеллектуальное;
-общекультурное.
Задачи
-духовно-нравственное, патриотическое, социальное и интеллектуальное развитие обучающихся, сохранение и укрепление здоровья, развитие творческих способностей;
-целенаправленное и планомерное формирование у обучающихся словесной речи, речевого поведения в условиях специально педагогически созданной среды;
-изучение и анализ литературы по теме речевого развития детей с нарушением слуха;
-разработка цикла авторских коррекционно-развивающих уроков и внеурочных занятий, направленных на развитие речи и творческих способностей обучающихся;
-выбор наиболее продуктивных методов воздействия на психо -эмоциональное развитие детей;
Способы и формы работы в ходе реализации проекта
Беседы о театре. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий. Знакомство с историей развития театра, театральной терминологией на уровне детей.
Экскурсии. Посещение театров, школьных театральных кружков, библиотеки, выставок.
Подвижные игры. Разучивание простых подвижных игр, направленных на развитие координации, умения сочетать слово и движение. Создание банка сюжетно-ролевых и дидактических игр.
Использование арт – терапии в виде:
- изо - терапия. Развитие творческих способностей в ходе совместной изобразительной деятельности. Участие в выставках рисунков, стенгазет, буклетов, посвящённых театру.
Музыко – терапия. Развитие эмоционально активного восприятия звуков, мелодий в ходе музыкальной психотерапии.
Сказко – терапия. Создание благоприятного психоэмоционального фона при восприятии сказки
Арт – терапия с использованием объемных форм
Изготовление атрибутов и декораций. Развитие творческих способностей в ходе совместной трудовой деятельности. Участие в выставках поделок.
Индивидуальные логопедические занятия с обучающимися. Отработка навыков произношения, дыхания, интонации, эмоциональной выразительности, умения исполнять песню под аккомпанемент.
музыкально - ритмические занятия. Развитие восприятия музыки, умения исполнять танцевальные движения под музыку, способности передавать характер героя посредством мимики и пластики, использование логоритмики, фоноритмики.
Обучение игре на музыкальных инструментах. Придание колоритности выступлениям, умение соотносить движение тела и декламацию.
Инсценирование (драматизация).
Воспроизведение образного содержания художественных произведений с помощью средств выразительности различных искусств, прежде всего, с помощью музыкально-пластической и речевой деятельности.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I этап
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
(сентябрь – октябрь)
Ø Погружение в проект
Цель
Работа с теоретическим материалом (изучение литературы по данному вопросу, определение наиболее эффективных методов обследования и контроля результатов), создание условий для реализации проекта (педагогическое, материально – техническое обеспечение)
Задачи
Выявить особенности личностного развития обучающихся.
Разработать критерии результативности коррекционной работы в ходе реализации проектной деятельности;
Организовать беседы, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей, педагогов с целью выявления наиболее типичных причин, влияющих на уровень сформированности речевых навыков.
Сформировать у педагогов и родителей психологическую заинтересованность в совместной продуктивной деятельности.
Произвести отбор, анализ и апробацию методического материала для получения психолого-педагогической ориентировки в индивидуальных особенностях речевого развития обучающихся, с учётом индивидуальных способностей и психофизиологических возможностей.
Практическая деятельность
· Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
· Организация выставок литературы для детей и родителей о театре.
· Подборка наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
· Разработка и создание мультимедийных презентаций.
· Подготовка материалов и оборудования, которые понадобятся для организации мероприятий.
· Организация анкетирования, тестирования обучающихся, родителей, педагогов.
· Разработка цикла авторских коррекционно-развивающих уроков и внеурочных занятий, направленных на развитие речи и творческих способностей обучающихся.
· Выбор наиболее продуктивных методов воздействия на психо – эмоциональное развитие детей.
II этап КООРДИНАЦИОННЫЙ
(ноябрь –январь)
Ø Реализация направлений, способов, задач
Цель
Выявление наиболее эффективных и продуктивных методов воздействия на детей с овз.
Задачи
Погрузить обучающихся в тематику проекта с использованием художественного слова и театрального и прикладного искусства.
Использовать инновационные технологии с целью формирования жизненных компетенций.
Организовать проведение игровых тренингов, бесед, экскурсий, тестирования обучающихся для выявления проблем у обучающихся и определения объема коррекционной работы.
Игровая деятельность
-дидактические игры: «Театр», «Костюм», «Травка», «Герои сказок» и другие;
-сюжетно-ролевые игры «Русская ярмарка», «Наши сказки»;
-пальчиковая гимнастика;
-подвижные игры: «Гуси лебеди», «Яблочко», «Ручеек»;
-рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, просмотр мультипликационных фильмов «Гуси – лебеди», «Рукавичка», игры-импровизации по мотивам русских народных сказок;
-изготовление атрибутов, декораций, костюмов к спектаклям.
Добавить от психолога тесты, игры
III этап ОСНОВНОЙ
(февраль май, )
Ø Осуществление деятельности
Цель
Формирование у обучающихся адекватного речевого поведения, навыков социального общения; достижение ими личностных результатов при использовании в проектной деятельности арт - терапии. Коррекция психоэмоционального состояния и активизация речевой деятельности в процессе кооперативных форм взаимодействия.
Задачи
Целенаправленно и систематически развивать речевые возможности обучающихся.
Учить различать виды искусства, знать сведения о театре, актерском мастерстве.
Знакомить с видами театров.
Учить видеть красоту сценического костюма.
Учить видеть разнообразие материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.) для создания декораций, костюмов.
Учить использовать средства выразительности речи.
Учить взаимодействию с окружающими в ходе создания спектакля.
Учить навыкам сценического движения
Определять элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен, в узоре, чередование, симметричные и ассиметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.
Развивать умения и навыки рисования элементов росписи.
Развивать художественно-творческие способности детей, желание вносить элементы прекрасного в окружающую их обстановку.
Формировать основы эстетического вкуса.
Практическая деятельность
· Экскурсии в рамках темы театральной деятельности в ТЮЗ и «Скоморох» города Томска.
· Оформление школьной выставки детских рисунков и поделок по теме проекта «Театральный кузовок»
· Рассматривание иллюстраций разных художников к русским народным сказкам.
· Рассказывание сказки «Гуси- лебеди» с показом театра на магнитах, с использованием пальчикового и настольного театра.
· Беседа «Здравствуй, сказка»
· Раскрашивание раскрасок по сказкам.
· Аппликация «В мире сказок»
· Коллективная лепка по сказке «Гуси - лебеди»
· Рисование «Моя любимая сказка»
· Организация выставки рисунков, поделок «Волшебный мир сказок»
· Изготовление театральных билетов, афиши, атрибутов и декораций на представления
· Совместная деятельность с родителями в пошиве и изготовлении костюмов.
· - Внеклассное чтение русских народных сказок
· - беседа о правилах поведения дома и на улице (вспомнить сказки, где герои попадали в беду по разным причинам: «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь» и др.)
· - Организация выставки книг «Мои любимые сказки».
· -
· Театрализация русских народных сказок «Гуси – лебеди»
· - Слушание аудиосказок
· - Разучивание песенки Печки, Речки, Яблони
· -Прослушивание с детьми музыкальных произведений и их отбор для спектакля.
· -Разучивание и исполнение хороводов, танцев
· Разучивание русских народных подвижных игр: «У медведя во бору», «Ручеек», «Маша и медведь»
· Игры для улучшения психологического самочувствия.
· Беседа: «Театральный словарь» знакомство с театральными терминами (актёр, суфлёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д.)
· Настольный кукольный театр.
· Драматизация сказки «Теремок»
IV этап ИТОГОВЫЙ
(март – апрель)
Ø Обработка и оформление результатов проекта
Цель
Выявление наиболее эффективных форм и методов работы по коррекции психоэмоционального развития обучающихся, социального общения.
Задачи
Провести анализ деятельности всех участников проекта;
Подготовить методические рекомендации, включающее в себя цикл авторских разработок.
Представление результатов проектной деятельности через демонстрацию детского творческого труда (театрализация, драматизация).
Практическая деятельность
· Оформление тематических иллюстрированных альбомов.
· Оформление стенда «Театральный кузовок»
· Разучивание русских народных подвижных игр
· Изготовление атрибутов к подвижным, дидактическим играм.
· Участие в школьных праздниках с тематическими номерами.
· Участие обучающихся в различных выставках, фестивалях, викторинах и творческих конкурсах по теме театр.
V этап РЕФЛЕКСИРУЮЩИЙ
Ø обсуждение полученных результатов (май)
Цель
Обобщение достижений, анализ и оценивание уровня коррекции психоэмоционального и речевого по итогам проектной деятельности. Соответствие результатов теме, гипотезе и цели проекта.
Задачи
Проверить выдвинутую гипотезу.
Провести самооценку проделанной работы.
Оформить результаты и представить в виде методических рекомендаций.
Практическая деятельность
· Родительское собрание «Для чего нужны сказки?»
· Итоговое родительское собрание на тему «Арт – терапия как средство коррекции и развития младших школьников»
· Рефлексивные часы, тренинги и круглые столы.
· Оценка уровня изменений существующей образовательной ситуации.
· Оценка эффективности кооперативных форм взаимодействия в ходе проектной деятельности и успешности применения педагогических технологий.
· Оценка эффективности проектной технологии, успешности выполнения поставленных задач, достижения цели.
Надо отредактировать.
План реализации проекта
Система мероприятий по реализации проектной деятельности
Таблица 1.
№ |
Мероприятие |
этап |
Сроки реализации |
Ответственный |
1. |
Организация информационно-просветительной деятельности с родителями и педагогами и обучающимися. |
Организационный |
Сентябрь-октябрь |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
2. |
Организация совместной деятельности с редакцией всероссийской газеты - журнала «Добрята» издательство «Твердыня». |
Организационный |
Сентябрь-октябрь |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
3. |
Организация работы по формированию фольклорной творческой группы детей - коллектива «Росинка». |
Организационный |
Сентябрь-октябрь |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
4. |
Совместная деятельность педагогов и родителей по созданию русских народных костюмов для фольклорного коллектива «Росинка». |
Организационный |
Сентябрь-октябрь |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. Корсунова М.Р. Аманова Н.В. Родители обучающихся |
5. |
Организация работы стажировочной площадки ТГПУ на базе школы – интерната.
|
Координационный |
ноябрь |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
6. |
Организация игровых тренингов, викторин и развлечений совместно с волонтёрами и студентами Сиб ГМУ и ТГПУ г. Томска |
Координационный |
ноябрь |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. Социальный педагог, психолог, воспитатели. |
7. |
Создание мультимедийных и стендовых презентаций. |
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А., Корсунова М.Р.
|
8. |
Экскурсии в рамках темы проектной деятельности в «Первый музей славянской мифологии» и краеведческий музей города Томска. |
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
9. |
Публикации детских творческих работ во всероссийской газете – журнале «Добрята» издательство «Твердыня». |
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
10. |
Решение кроссвордов, ребусов, отгадывание загадок по теме проекта. |
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А., Корсунова М.Р. |
11. |
Оформление школьной выставки детских рисунков и поделок по теме проекта «Хоровод народных красок».
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
12. |
Разучивание и исполнение русских народных песен: «Во саду ли, в огороде…», «Кадриль», «Калинка-малинка», «Во поле берёзка стояла…».
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р. |
13. |
Участие в школьных развлечениях и праздниках с тематическими фольклорными номерами. Разучивание и исполнение русских народных танцев: «Кадриль», «Хоровод», «Калинка-малинка».
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А., Корсунова М.Р. |
14. |
Метапредметные уроки по развитию речи и трудовому обучению, с использованием компьютерных технологий.
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А., Корсунова М.Р.
|
15. |
Метапредметные уроки по развитию речи и природоведению, с использованием компьютерных технологий. |
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р. Фролова Н.С. Сашина О.Ю. |
16. |
Метапредметные уроки по развитию речи и изобразительному искусству, с использованием компьютерных технологий. |
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
17. |
Метапредметные уроки по формированию грамматического строя речи и ознакомлению с окружающим миром с использованием компьютерных технологий.
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р. Фролова Н.С. Сашина О.Ю. |
18. |
Выпуск стенных газет к русским народным праздникам: «Масленица», «Святки», «Рождество», «Крещение».
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н., Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р.
|
19. |
Разучивание русских народных подвижных игр: «У дядюшки Трифона», «Медведь», «Венички», «Шёл козёл по лесу…».
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н., Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р. |
20. |
Спортивные эстафеты и спортивные праздники в рамках темы проектной деятельности: «Русские народные забавы», «Коляда, коляда, отворяй ворота!».
|
Основной |
Декабрь - февраль |
Дутова Т.Н., Плесовских Т.А.
|
21. |
Театрализация русских народных сказок «Гуси – лебеди», «Теремок». |
Итоговый |
Март - апрель |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р. |
22. |
Оформление тематических иллюстрированных альбомов. |
Итоговый |
Март - апрель |
Дутова Т.Н., Плесовских
Т.А., Корсунова М.Р.
|
23. |
Организация Всероссийских конкурсов для детей с ОВЗ в рамках стажировочной площадки ТГПУ «Радуга народных красок», «Россия – страна мастеров».
|
Итоговый |
Март - апрель |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А.
|
24. |
Участие обучающихся в различных выставках, фестивалях, викторинах и творческих конкурсах по теме проекта.
|
Итоговый |
Март - апрель |
Дутова Т.Н. Плесовских
Т.А. Корсунова М.Р.
|
25. |
Классные часы и родительские собрания. |
Рефлексирующий |
май |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А.
|
26. |
Рефлексивные часы, тренинги и круглые столы.
|
Рефлексирующий |
май |
Дутова Т.Н. Плесовских Т.А. |
Прогноз негативных последствий и способы их коррекции
Таблица 2.
№ |
Возможные негативные последствия |
Способы коррекции |
1. |
Низкий уровень заинтересованности родителей. |
Организация просветительской деятельности: беседы, родительские собрания, выпуск газет, оформление стендов, показ презентационных материалов . |
2. |
Недостаточное кадровое обеспечение. |
Привлечение волонтёров из числа студентов ТГПУ, включение родительской общественности. |
3. |
Недостаточные материальные ресурсы. |
Привлечение спонсоров. |
5. |
Низкие коммуникативно – социальные навыки обучающихся. |
Индивидуальные и групповые психологические тренинги по развитию эмоционально – волевой сферы, тренинги на развитие базового доверия и коррекцию психо – эмоционального состояния. |
6. |
Конфликтные ситуации, эмоциональное отторжение, отчуждение. |
Создание ситуации успеха, сотрудничества. Применение психолого – педагогического сопровожления, психологические тренинги. |
7. |
Низкий уровень запоминания текста к спектаклю, эмоциональная невыразительность. (особенности памяти детей с ОВЗ) |
Использование устной речи по всему спектру коммуникативных ситуаций (развивать умения задавать вопросы, договариваться, выражать свое мнение, обсуждать мысли и чувства, дополнять и уточнять смысл высказывания и др.) |
Критерии результативности проектной деятельности
Ø Интеллектуально-когнитивный компонент
Устойчивый интерес детей к театральному искусству, художественному творчеству, родному языку.
Знание и понимание обучающимися основ таетрального искусства;
Формирование устойчивых навыков пользования устной речью, эмоциональная раскрепощенность при общение с окружающими людьми. Обогащение и активизация пассивного словаря.
Ø Психологический компонент
Развитие эмоционально – адекватного реакции на удачи и трудности, умение контролировать свои эмоции. Умение правильно строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Удовлетворённость детей и родителей участием с творческой деятельности в рамках проекта. Активное участие во всех видах деятельности, связанной с проектом.
Умение эмоционально выразительно выступать на сцене.
Ø Деятельностно – практический компонент
Заинтересованное участие в во всех видах деятельности в рамках проекта (беседы, экскурсиях, творческих конкурсах, репетиции, изготовление декораций и т.д.). Активное участие в жизни школы, класса, в трудовой деятельности.
Перенос полученного опыта игровой, творческой, трудовой деятельности в повседневную бытовую деятельность.
Самостоятельное создание художественных образов в различных видах продуктивной деятельности. Владение комплексом технических навыков и умений в театральной деятельности
Проявление индивидуального творчества в декоративной деятельности; участие в коллективном художественно-декоративном творчестве.
Результативность реализации проекта для обучающихся с нарушениями слуха
В ходе реализации проектной деятельности у обучающихся формируются универсальные учебные действия, которые конкретизируются через следующие группы результатов.
Ø Личностные результаты
Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, показателем чего является любознательность обучающихся, уважение ими ценностей семьи и общества, чувства гордости за свою Родину и сопричастности к народному культурному наследию России.
Умение владеть своими эмоциями при публичном выступлении
Умение дать словесную оценку проделанной работе.
Ø Метапредметные результаты
Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности.
Владение навыками смыслового чтения. Умение выбирать эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Выявление логических связей между фактами, понятиями, событиями. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
Умение планировать свою деятельность, выделять этапы деятельности. Умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Владение учебным сотрудничеством с учителем и сверстниками. Умение слушать и вступать в диалог.
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
Участие в коллективных творческих делах. Творческое сотрудничество со сверстниками и другими людьми.
Умение воплощать в продуктивной деятельности предметы русских народных промыслов и эмоционально откликаться на красоту природы, одежды и убранства помещений.
Владение оформительскими навыками.
Ø Предметные результаты
Знания о русской народной культуре, обычаях, традициях. Знания о русских народных промыслах.
Владение навыками поиска и сбора информации.
Владение комплексом технических навыков и умений в разных видах продуктивной деятельности.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Диагностический инструментарий
Для изучения результативности используются различные методики, разработанные для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них: педагогическое наблюдение, анкетирование, экспертная оценка педагогов, дефектологов, психологов, родителей и самооценка обучающихся.
В ходе реализации проектной деятельности использовалось методическое пособие под редакцией Александра Григорьевича Асмолова «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе».
Пособие посвящено одному из основных положений Концепции ФГОС общего образования второго поколения - формированию универсальных учебных действий. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся младших классов. Даны рекомендации по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. Представлены основные типы задач для оценки сформированности УУД. Пособие адресовано учителям начальных классов и родителям.
Надо подобрать соответствующие методики по видам деятельности.
Методики для мониторинга
1. «Лесенка» (1- 4 класс).
2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс).
3. «Беседа о школе» ( Модифицированный вариант Т.А.Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера)
4.
Мотивация
учения и эмоционального отношения к учению
(А.Д. Андреева) – 3 – 4 класс
5. «Образец и правило» (Венгер, Цукерман)
6. Проба на внимание (П.Я.Гальперина, С.Л.Кабыльницкой)
7. Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А.Р. Лурия, Л.С.Цветковой)
8. «Нахождение схем к задачам» по А.Н.Рябинкиной
Эффективность арт – терапии в театральной деятельности
Позитивные результаты, полученные в ходе реализации проектной деятельности, лучше всего иллюстрирует возросший активный словарный запас обучающихся по конкретным темам. В ходе мониторингов отмечено повышение уровня речевой коммуникации слабослышащих школьников в быту, массовая вовлечённость родителей и педагогов в проектную деятельность, повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Проектная деятельность способствует более глубокому усвоению программного материала, наблюдается устойчивая тенденция развития памяти и внимания, отмечена возросшая мотивация детей с нарушениями слуха к речевому общению за рамками урочной деятельности, придаёт уверенности в себе.
Ø Направления развития связной речи младших школьников через проектную деятельность
-активность от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в творческой деятельности – к стимуляции в речевой активности;
-самостоятельность от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях сказки – через обоснование своей точки зрения в речи – к поиску способов самовыражения;
-связная речь от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету;
-произвольность от переживания эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях – через оценку собственных и чужих устных сообщений – к равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре – театрализации;
-творчество от подражания взрослому в выразительном слове и действии – через совместное составление словесных описаний – к словесному фантазированию;
-эмоциональность от эмоционального заражения образами сказки – через проигрывание и использование собственного опыта – к формированию вербального стиля общения.
Показатели эффективности проектной деятельности
Ø Показатели развития связной речи
-раскрытие темы анализируется с позиции темы, заданной в названии и содержании;
-объём рассказа определяется через подсчёт слов и предложений;
-выразительность определяется тем, насколько эмоционально ребёнок передаёт содержание;
-плавность изложения определяется через подсчёт пауз, их длительность;
-средства связи как наличия специальных знаков начала и конца рассказа, соединение слов в словосочетаниях и в предложениях;
-самостоятельность анализируется с позиции оказания помощи;
-лексико –грамматическое оформление характеризуется соблюдением языковых норм;
-смысловая целостность обусловлена наличием смысловых звеньев, их последовательности. Проектная деятельность, ориентированная на приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры, позволила обучающимся проявить самостоятельность, дала возможность реализовать творческий потенциал, объединила в совместной деятельности всех участников образовательного процесса: учителей, родителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, психологов и волонтёров.
Проектная деятельность обеспечила соответствующую возрасту социальную, коммуникативную адаптацию детей с нарушениями слуха в образовательной среде. Позволила создать благоприятные условия развития слабослышащего обучающегося с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей, особых образовательных потребностей по всем направлениям.
Проектная деятельность способствовала созданию благоприятных условий для формирования универсальных учебных действий у обучающихся с нарушениями слуха на начальном этапе обучения, коррекции их психоэмоционального состояния, повышению уровня восприятия и усвоения учебного материала и активизации речевой деятельности в процессе кооперативных форм взаимодействия.
Оценка эффективности образовательных результатов
Для оценивания образовательных результатов используются стандартизированные формы (тесты) и нестандартизированные формы (исследовательские и творческие работы детей).
Для каждого вида заданий используются диагностические карты, карты мониторинга, дневники самонаблюдений.
Ведётся анкетирование обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся, педагогов и волонтёров.
Результаты представлены в динамике развития проектной деятельности, как на начальном этапе, так и на завершающем.
Механизм контроля и отслеживания результатов
подумать как контролировать Тесты когда проводить в ходе реализации и какие. Посоветоваться с Иконниковой
Таблица 3.
Задачи |
Показатель |
Содержание |
Механизм отслеживания |
Последействия |
Знакомство с русскими народными промыслами. |
Понимание. Применение |
Беседы, уроки. Рассматривание иллюстраций. Чтение. Размышление.
|
Наблюдение за поведением. |
Интерес к русскому народному творчеству. |
Воспитание красоты внутреннего мира ребёнка через творчество.
|
Умения. Уровень воспитанности. |
Беседы, уроки. Творческая деятельность. |
Анализ творческой деятельности. |
Самостоятельное творчество. Стремление к красоте. |
Знакомство со словами и понятиями из области русских народных промыслов. |
Понимание. Осознание. |
Беседы, уроки. Чтение слов. Запись в словарик.
|
Речевая деятельность. Наблюдение за речевой деятельностью. Анализ поведения.
|
Интерес к русскому языку. Употребление в речи новых слов. |
Формирование культуры речевого общения. |
Умение. Осознание. |
Учимся задавать вопросы. Чтение по ролям.
|
Наблюдение за речевой деятельностью. Анализ речевой деятельности. |
Культура речевого общения. |
Воспитание стремления прийти на помощь. |
Понимание. Осознание. Применение. |
Организация творческих дел. |
Наблюдение. Взаимоотношения со сверстниками, взрослыми. Тест «отношение к другим людям» (на основе теста Н.Е. Щурковой). |
Позитивные взаимоотношения в коллективе. Отношение к другим людям. |
Уровень изменений существующей образовательной ситуации
Основными видами заданий для исследования изменений вербального уровня развития обучающихся были обозначены 5 шкал:
1. Пересказ сказки.
2. Рассказ по серии сюжетных картинок.
3. Эмоциональность речи при выступлении.
4. Свобода сочетания движения и речи.
5. Умение работать в команде по совместно составленному плану.
Уровень речевой активности в начале проектной деятельности представлен в диаграмме 1 и характеризуется низким уровнем развития вербальной коммуникации. В среднем показатели колеблются от 9,5% до 19,1% от всего количества обучающихся успешно справляющихся с тестовыми заданиями.
Уровень речевой активности по итогам проектной деятельности представлен в диаграмме 2. Умение пользоваться устной речью, вступать в диалог, генерировать монологическую речь возросло. В среднем показатели колеблются от 28,6% до 42,9% от всего количества обучающихся успешно справляющихся с тестовыми заданиями.
Максимальных результатов показатели обучающихся достигли в шкале «Рассказ на основе личного опыта»
Развитие речи обучающихся с нарушениями слуха в динамике наглядно представлены в таблице 5.
Динамика уровня развития речи младших школьников.
Таблица 5.
Тип задания |
Динамика |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Пересказ сказки |
(+14,3%) |
(+19,1%) |
(-33,3%) |
Рассказ по серии сюжетных картинок |
(+14,3%) |
(+19,1%) |
(-33,3%) |
Рассказ на основе личного опыта |
(+33,3%) |
(+4,8%) |
(-38,1%) |
Составление описательного рассказа |
(+28,6%) |
(+23,8%) |
(-57,1%) |
Продолжение рассказа по заданному началу |
(+14,3%) |
(+4,8%) |
(-19,1%) |
Уровень речевой активности в начале проектной
деятельности
Диаграмма 1.
Уровень речевой активности по итогам проектной
деятельности.
Диаграмма 2.
Вывод
Еще подумать
Арт – терапия является эффективным средством коррекции психоэмоционального развития детей, способствует более эмоциональному восприятию текста и позволяет более продуктивно участвовать детям в постановке спектаклей. Театрализация мотивирует детей с ОВЗ к речевому общению и формирует адекватное отношение к своим способностям, придаёт уверенности в себе.
Совместная проектная деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов и родителей создала ситуацию успеха, радости, удовлетворения, сплочённости, способствовала развитию чутких доверительных взаимоотношений между родителями, детьми и учителями.
Продукт проекта
1. Методическое пособие по использованию арт – терапии в театрализации у детей с нарушениями в развитии
УУД у детей с нарушениями слуха через мотивацию к речевой деятельности и становлению жизненных компетенций в проектной деятельности «Хоровод народных красок»
2. Цикл мультимедийных презентаций по знакомству обучающихся младшего школьного возраста с театром.
3. Дидактический наглядный и дидактический речевой материал: декорации, костюмы, атрибуты к подвижным играм, пособия и альбомы по знакомству с театром;
4. Цикл коррекционных занятий по развитию речи.
5. Цикл занятий по развитию психоэмоциональных качеств личности.
5. Информационные стенды, папки-передвижки для работы с родителями.
6. Выставки детских рисунков и творческих поделок, посвящённых произведениям, по которым проведена театрализация..
Практическая значимость
Материалы данного проекта могут быть использованы в работе педагогами коррекционных образовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровое:
Ø Н.С.Фролова– зам. директора по УР, учитель - дефектолог;
Ø Т.П. Мурина – учитель начальных классов, председатель МО;
Ø Т.А. Плесовских – учитель начальных классов, социальный педагог;
Ø Т.Н. Дутова – учитель начальных классов;
Ø Т. А. Иконникова – педагог - психолог;
Ø И. Г. Крицкая – учитель индивидуальных занятий;
Ø М.Р. Корсунова – воспитатель;
Ø М.А. Ёлкина – библиотекарь;
Ø Родители обучающихся.
Ø Театралиии добавить сотрудник библиотеки, театра
Информационное:
Ø школьная библиотека
Ø интернет-ресурсы;
Ø периодические печатные издания: газеты и журналы;
Ø художественная, методическая, научно-популярная литература;
Ø телевидение;
Ø ресурсы ТГПУ, ТОИПКРО, РЦРО, ОГБУЗ «ЦМП». Театр библиотека им Пушкина
Материально-техническое:
Ø Проект реализуется на базе школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха, оснащённого в соответствии с современными требованиями: компьютерный класс, видеокамера, фотоаппарат, сканер, актовый зал, спортивный зал;
Ø Изготовление наглядного и текстового материала: декораций, костюмов и т.п.;
Ø Обновление информационных стендов.
Социальное партнёрство в рамках проектной деятельности
Ø Е. О. Шахрай – клинический психолог ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» г. Томска;
Ø Т.В. Горчакова – главный редактор газеты «Добрята» издательство ООО «Твердыня»;
Ø Т.В. Коростелева – заместитель редактора газеты «Добрята» издательство ООО «Твердыня»;
Ø Волонтёры – студенты СибГМУ, ТГПУ.
Распространение опыта сама добавь где представляла: я не знаю где
Ø представление доклада-презентации по теме «Проектная деятельность как средство формирования УУД» на Х Областном форуме педагогов – инноваторов, ноябрь 2015 года, ТОИПКРО;
Ø представление доклада-презентации по теме «Современные технологии в коррекционной педагогике» на Х Областном форуме педагогов – инноваторов, ноябрь 2015 года;
Ø представление опыта работы по теме «Проектная деятельность как эффективный способ развития речи слабослышащих младших школьников» на курсах повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования: «Современные образовательные и психолого-педагогические технологии, методики организации образовательной деятельности с младшими школьниками в условиях ФГОС», декабрь 2015 года ТГПУ;
Ø представление опыта работы по теме «Проектно – исследовательская технология в урочной и внеурочной деятельности» на педагогическом совете школы-интерната для обучающихся с нарушениями слуха, декабрь 2015 года.
Ø представление опыта работы в рамках стажировочной площадки, 2016 год ТГПУ;
Список литературы вставить используемую литературу по арттерапии по театрализации по психологической и логопедической работе.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. – Москва: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: издательство НПО «Модек», 2000. – 416 с.
2. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить Родину.- Москва: Аркти, 2003. – 168с
3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха / P.M. Боскис – М.: Изд. 1988.
4. Виноградова Н. Ф., Рыдзе О. А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы: лекции / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе – М.: Пед. университет «Первое сентября» 2008.
5. Всероссийская газета-журнал «Добрята». Зарегистрирована в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрационный номер ПИ № 77-161663 от 11 августа 2003 года.
6. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности / Л.Н. Головизнина // Дополнительное образование. – 2002. – № 8.
7. Горчаков Г. С. Символизм в культуре. – Томск: Твердыня, 2013
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы». Утверждена постановлением правительства российской Федерации от 5 октября 2010 года №795.
9. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения / В. В. Гузеев // Директор школы. – № 6. – 1995.
10. Коноплева Л. Н., Лещинская Т. Л. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / Л. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская. – Мн.: НИО, 2003. – 232 с.
11. Неусыпова Н. М., Стригина О. М. Учусь понимать слова. – Москва: Дрофа, 2004. – 304 с.
12. Огурцова З. И. Проектная деятельность в школе / З. И. Огурцова // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8.
13. Проект государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы».
14. Психология глухих детей / Под ред. И Т. Соловьева, Ж. И. Шиф, Т. В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М , 1971
15. Рыжкова – Гришина Л. И. Волшебный букварь. – Москва: Гармония, 2004. – 248 с.
16. Синяк В. А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка./ В. А. Синяк, М. М. Нудельман – М., 1975.
17. Служу отечеству пером. Дополнительная образовательная программа. – Томск: Твердыня, 2014. -90 с.
18. Тигранова Л. И. Умственное и речевое развитие слабослышащих детей./ Л. И. Тигранова – М., 1978.
19. Усатова Е.В. и др. Гражданско – патриотическое воспитание. – Волгоград: Учитель, 2006. – 156 с.
20. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г., № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
21. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 года, № 1897
22. Шевченко С.В. Классные часы 1 – 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2005. – 180 с.
23. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М., 2002. – 140 с.
24. Щуркова Н.Е. Педагогический анализ воспитательного процесса // Классный руководитель, 2006, №1. – с. 17, 18.
25. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника // Классный руководитель, 2004, №1. – с. 12.
26. Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. №9
Источники сети интернет сама знаешь что надо.
1. Kak_proektirovat_universalnye_uchebnye_dejjstvija.rar/Kak_proektirovat'_universal'nye_uchebnye_dejjstvija.PDF http://nsportal.ru
2. Универсальные учебные действия (1/2) http://revolution.allbest.ru
3. Образовательная программа ФГОС (1/15) https://edu.tatar.ru
4. Материал (подготовительная группа) по теме: Педагогический проект "Значение декоративно-прикладного искусства в нравственно-патриотическом воспитании детей" | Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
5. Авторская программа "Волшебная кисточка" по приобщению дошкольников к русской художественной культуре: статьи Фестиваля «Открытый урок»http://festival.1september.ru
6. Основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения содержит следующие разделы: пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования http://lib.znate.ru
7. Шорохова О.А. – Играем в сказку http://e-puzzle.ru
8. http://window.edu.ru
9. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников - тема 'Коррекционная педагогика http://nauka-pedagogika.com
10. Методическая разработка по конструированию, ручному труду по теме: «Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство) |http://nsportal.ru
11. Реализация диагностической функции классного руководителя в работе по изучению личности младшего школьника. Диплом. Читать текст оnline - http://bibliofond.ru
12. Детский Центр «Добрята» http://do.gendocs.ru
13. vestnik-10-112-2011_3.pdf http://vestnik.tspu.edu.ru
14. Тезисы докладов http://bytic.ru
15. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе Краткая аннотация : программа составлена на основе http://cl.rushkolnik.ru
16. Проблемно-эвристический урок по теме "Вода на планете Земля" :Статьи Фестиваля «Открытый урок» http://festival.1september.ru
17. Статья по теме: Проектно-исследовательская деятельность младших школьников | Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
18. Методическая разработка по развитию речи на тему: Обучение детей с ОНР пересказу с использованием приемов мнемотехники на занятиях по развитию связной речи | Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru
19. Проект по технологии (2 класс) на тему: Проектная деятельность учащихся начальных классов. | Социальная сеть работников образования
20. Программа ФГОС http://edu.of.ru
Скачано с www.znanio.ru
[1] Статья 3 часть 1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203- ФЗ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.