муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Семицветик»
г. Краснослободска Среднеахтубинского района Волгоградской области
ПРИНЯТО педагогическим советом МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска Протокол №1 от 2023 года |
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ ДС Семицветик г. Краснослободска ___________ Ю.В. Останкова приказ № __ от . 2023 г.
|
Проект
использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в различных видах деятельности старших дошкольников
Тема: «Я хочу быть здоровым!»
Подготовили: Бердашова Л.А.
Воспитатель
Овсянникова Анна Михайловна
воспитатель первой
квалификационной категории
2023г.
Паспорт проекта:
Продолжительность – сентябрь 2023г. – апрель 2024 г.
Вид проекта: физкультурно-оздоровительный
Тип проекта: долгосрочный
Место реализации – детский сад, семья.
Участники –воспитатель, музыкальный руководитель, дети 6 –7лет, физрук, родители.
Девиз проекта:
Подружившись с физкультурой,
Гордо смотрим мы вперёд!
Мы не лечимся микстурой –
мы здоровы целый год
Актуальность
Актуальность темы определяется тем, что в новых федеральных государственных образовательных стандартах огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. По ФГОС ДО одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОО.
Проблема:
недостаточная осведомленность и заинтересованность родителей в важности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
Гипотеза: если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.
Новизна:
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности:
- внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОУ.
- использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни;
- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Цель проекта: cоздать целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через использование нетрадиционных оздоровительных методик
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о здоровом образе жизни;
- обогащать и закреплять ранее полученные знания о правильном питании, культурно-гигиенических навыках;
- совершенствовать здоровьесберегающее пространство
- расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья;
- продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников;
- расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
- прививать привычку повседневной физической активности;
Оздоровительные:
- проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта;
- сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов;
- способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему;
- использовать нетрадиционные методы оздоровления воспитанников;
- повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям;
- улучшать психоэмоциональное состояние детей
- продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегая ситуаций, наносящих вред здоровью;
Развивающие:
- развивать координацию движений, выносливость, память.
- развивать физические качества;
Воспитательные:
- воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние;
- воспитывать интерес к ООД;
- воспитывать дружеские чувства;
- воспитывать интерес к физкультуре и спорту;
- воспитывать волевые качества личности: смелость, решительность, выдержку, настойчивость и другие.
1.Принцип активности и сознательности — определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
2. Систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
3. «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
4. Доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
5. Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит обеспечить элементарные основы здорового образа жизни.
В результате реализации проекта предполагается, что
у детей: сформируется основы здорового образа жизни, бережное отношение к здоровью, будет развиваться интерес к занятиям спорта, закаливанию, сформируется первоначальные представления о важности здоровья для жизни человека.
У родителей: Активное включение родителей в работу по сохранению и укреплению здоровья детей. Обучение родителей элементам нетрадиционных техник и методик оздоровления детей в домашних условиях.
Виды деятельности:
• Изучение тематики;
• Раскрытие форм взаимодействия ДОУ с семьёй;
• Ежедневные беседы;
• Игры различного характера;
• Индивидуальные беседы;
• Наглядность в виде папок - передвижек, ширм;
• Работа с родителями (консультации, участие в выставке «Если хочешь быть здоров!»;
• Анализ проделанной работы. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (создание условий для реализации проекта).
1.Блиц – опрос детей на тему: «Что я знаю о способах укрепления здоровья?».
2. Постановка проблемы, определение цели и задач
работы. Активизировать интерес детей к здоровью человека и своему собственному.
3. Подбор методической литературы, дидактических
игр, иллюстрированного материала по данной проблеме.
4. Привлечение внимания родителей к проблеме
оздоровительной работы с детьми, к участию в проекте.
5.Разработка перспективного плана по работе с родителями.
6.Взаимодействие со специалистом (старшей медицинской сестрой).
2 этап основной – практический (реализация проекта).
- Беседы: «Зачем нужны витамины?»; «Движение – это жизнь!», «Средства личной гигиены»; «Если хочешь быть здоров – закаляйся»; «Зачем людям спорт?». Дать детям представление о правильном питании, о пользе витаминов, о полезных и вредных продуктах.
- Профилактика гриппа – по необходимости (сезонно чесночно – луковая терапия).
- Огород на подоконнике.
- Полоскание рта водой комнатной температуры.
- Игровая ситуация «Как защититься от микробов?»
- Составление детьми описательных рассказов «Мой любимый вид спорта»
- Подвижные игры, эстафеты на участке. (картотека подвижных игр)
- Оформление плакатов совместно с родителями на тему: «Мы – за здоровый образ жизни». Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.
- Изготовление тренажеров для стоп.
- Музыкотерапия;
- Сказкотерапия;
- Деревотерапия;
- Образовательный терренкур - ежедневно;
1.Станция «Наблюдай - ка» располагается непосредственно рядом с объектом наблюдения. Организовывается познавательно - исследовательская деятельность с объектами живой и неживой природы;
2.Станция «Сосчитай - ка» предназначена для развития элементарных математических представлений, закрепления пройденного материала, решения головоломок, логических задач;
3.Станция «Упражняй - ка» содержит комплекс упражнений общеукрепляющего характера, элементы дыхательной гимнастики, миогимнастики, пластических этюдов, упражнений игрового стрейчинга.
4.Станция «Поиграй - ка» содержит игры – имитации, игры малой подвижности, хороводные игры, игры с правилами.
5.Станция «Угадай - ка», которая предполагает загадывание и отгадывание загадок, придумывание загадок, викторины, квесты.
- Проекты, акции.
- Загадывание загадок о ЗОЖ (с использованием ИКТ).
- Чтение пословиц о ЗОЖ, объяснение их смыслового значения.
- Чтение произведений о ЗОЖ: С. Афонькина «Как победить простуду?», «Откуда берется болезнь?», «Как стать сильным?», «Зачем делать зарядку?». Цель: познакомить детей с художественной литературой о ЗОЖ.
- Рассматривание картин и иллюстраций, фотографий по теме.
- Рисование плаката «Здоровый образ жизни».
- Выставка детских рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».
Использование в целях обучения различных видов игр:
- настольно-печатные («Угадай, что загадаю», «Собери картинку»);
- словесные («Доскажи словечко», «Кто больше скажет о ЗОЖ»);
- сюжетно-ролевые («Мы - спортсмены», «Путешествие на корабле»);
- дидактические игры («Исправь ошибку», «Да - нет»); «Полезные продукты»
- игры малой подвижности («Назови скорей», «Вредное - полезное»);
- подвижные игры («Кот и мыши», «Самолёты», «У кого мяч?», «Будь внимательней»);
- игры на формирование ЗОЖ («Подбери картинки», «Кто я такой?», «Запомни движение», «Будь здоров»).
-«Игровой самомассаж»;
- Самомассаж;
- Самомассаж Су-Джок шарами;
- Точечный массаж;
- Стопотерапия: Дорожка «здоровья» для профилактики плоскостопья. Использование нетрадиционного оборудования, изготовленного своими руками.
- Выставка детских рисунков на тему: «Полезные и вредные продукты».
- Физкультминутки: «Весёлая зарядка», «Если ты замёрз», «Чистая водица»,
«Делай как я».
-Дыхательные гимнастики: – два-три раза в неделю.
«Кто дальше», «Ветерок и листья», «Мельница», «Буря в стакане».
- Гимнастики после сна: Минутки здоровья.
Гимнастика маленьких волшебников (пробуждающая гимнастика),
воздушные ванны, босохождение по массажным дорожкам, водные процедуры.
- труд на территории участка
- Ежедневная утренняя гимнастика.
- Двигательная активность на прогулках.
Цель: закрепить знания детей о важности сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей.
- «День здоровья» - марафон (дети, воспитатели, родители).
- Организация просветительной работы с родителями: «Хорошее зрение бережём с рождения», «Режим дня детей дошкольного возраста», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника», «ЗОЖ и его элементы», «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» (консультации). Консультативный материал предоставляется по просьбе родителей или запланирована тема на родительском собрании.
- Беседа старшей медицинской сестры с родителями на тему: «Если ребенок часто болеет»
- Родительское собрание «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». Цель: Познакомить родителей с системой по оздоровлению детей в детском саду, наметить пути сотрудничества.
Пополнение развивающей среды группы совместно с родителями нестандартным оборудованием для НОД по физическому воспитанию.
III- этап – итоговый (подведение итогов реализации проекта).
Анализ эффективности проводимой работы.
IV этап –
Презентация - подведение итогов
проекта.
Презентация для детей и родителей. Провести анализ работы по данному направлению, сделать выводы.
Обобщение и презентация опыта работы
Вывод: Вследствие реализации проекта у детей должна выработаться устойчивая мотивация к формированию знаний о здоровом образе жизни.
В процессе проектной деятельности дети должны будут проявить активность, интерес к формированию потребностей в ЗОЖ.
Проведение бесед и консультаций с родителями должны оказать положительное влияние на их работу по физическому воспитанию с детьми.
Родители получат необходимые знания о способах сохранения и укрепления здоровья детей.
Методическое обеспечение проектной деятельности:
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников: конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста» М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и программные требования М.: 1999 – 144 с.I
4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003-304 с
5. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.
7. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 – 127 с.
8. Овчинникова Т.С. Двигательный игротренинг для дошкольников. СПб, 2002 – 176 с.
9. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М.: 2004
10. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду М.: 2000 – 256 с.
11. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой в школе здоровья. СПб.2004 – 87 с.
12. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003 - 143 с.
13. Чепракова Н.В Терренкур - маршрут оздоровления. Из опыта работы.Интернетресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.