Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
“Средняя общеобразовательная школа №10”
Название работы: История одного ордена.
Автор работы: Апальков Ярослав Владимирович |
8(961) 452-60-80, kononova.darja2011@yandex.ru Место выполнения работы: с.Покровское, МКОУ СОШ № 10, 3 класс.
Руководитель: Кононова Дарья Александровна |
Покровское, 2023 г.
Содержание
1. Актуальность темы………………………………………………………….... 3
2. Цели и задачи проекта………………………………………………………...3-4
3. Основная часть…………………………………………………………………5-7
4. Анализ результатов анкетирования………………..………………………..7-9
5. Классный час «История нашей семьи»…….....……………………………….9-10
6. Заключение …………………………..………………………………………… .10
7. Список литературы…………………………………………………………… ..10
8. Приложения……………………………………………………………….…….. 11
1. Актуальность темы
Почему мы выбрали эту тему для исследования?
В прошлом году к празднованию годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы готовили материал о наших прадедушках, прабабушках, дедушках и бабушках, которые жили во время войны или принимали участие в войне.
Дома у родителей я узнал, что моей прабабушке Сорокиной Нине Павловне было 10 лет, когда шла война. В семье бабушки было пятеро детей. Отца и двух братьев старших забрали на фронт, а женщины как могли, старались заменить их. Все дети помогали взрослым - трудились в колхозе, вот и моя прабабушка Нина выполняла разную работу: помогала маме по хозяйству, приглядывала за младшими сёстрой и братом. Также наравне со взрослыми прабабушка помогала рыть окопы, ухаживать за ранеными бойцами.
Ребята-одноклассники представляли свои материалы (фотографии) и рассказывали о воинах и их наградах. Наград за труд во время войны у прабабушки нет, но после войны в 1971 году моей прабабушке была вручена высшая награда «Орден Ленина».
Мне стало интересно, за что награждали людей такими наградами. Из рассказов мамы, бабушки я знал о ее трудном детстве, о нелегкой жизни после войны. Когда я рассказал в классе об этом, показал свой проект (Приложение 1), одноклассники заинтересовались и подходили ко мне с вопросами, что это за орден такой, что именно прабабушка делала.
Чтобы ответить на все эти вопросы мы с классным руководителем решили рассказать ребятам о людях, получавших такие награды. Для этого мы провели исследование истории этой награды и попытались разобраться, за какой труд была награждена моя прабабушка.
2. Цели и задачи проекта
Цели исследования:
· узнать историю награды;
· узнать, за что награждали “Орденом Ленина”;
· проследить трудовой путь моей бабушки.
Методы исследования:
• подумать самостоятельно;
• поработать в библиотеке: посмотреть книги о том, что исследуем, и материалы сети Интернет;
• побеседовать с мамой, бабушкой,
• спросить у почётных жителей села, взять у них интервью.
Объектом моего исследования является история страны в послевоенное время.
Предмет исследования – история жизни прабабушки в это время.
Исследовательскую работу я начал с изучения истории награды и истории жизни моей прабабушки.
3. Основная часть
Изучение истории награды “Орден Ленина”
1. Согласно статута, орден Ленина является высшей наградой СССР за особо выдающиеся заслуги в революционном движении, трудовой деятельности, защите социалистического отечества, развитие дружбы и сотрудничества между народами, укреплении мира и иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом.
2. Орденом Ленина награждаются:
- граждане СССР;
- предприятия, объединения, учреждения, организации, воинские части, военные корабли, соединения и объединения, союзные и автономные республики, края, области, автономные области, автономные округа, районы, города и другие населенные пункты.
Орденом Ленина могут быть награждены и
лица, не являющиеся гражданами СССР, а также предприятия, учреждения,
организации, населенные пункты иностранных государств.
3. Награждение орденом Ленина производится:
- за исключительные достижения и успехи в области экономического, научно-технического и социально-культурного развития советского общества, повышении эффективности и качества работы, за выдающиеся заслуги в укреплении могущества Советского государства, братской дружбы народов СССР;
- за особо важные заслуги в защите социалистического Отечества, укреплении обороноспособности Союза ССР;
- за выдающуюся революционную, государственную и общественно-политическую деятельность;
- за особо важные заслуги в развитии дружбы и сотрудничества между народами Советского Союза и других государств;
- за особо выдающиеся заслуги в укреплении социалистического содружества, развитии международного коммунистического, рабочего и национально-освободительного движения, в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс;
за иные особо выдающиеся заслуги перед Советским государством и обществом.
4. К награждению орденом Ленина за
трудовые заслуги могут быть представлены, как правило, лица, самоотверженный
труд которых ранее был отмечен другими орденами.
5. Орден Ленина вручается лицам, удостоенным звания Героя Советского Союза,
звания Героя Социалистического Труда, а также городам и крепостям, которым
присвоены соответственно звание «Город-Герой», звание «Крепость-Герой».
6. Орден Ленина носится на левой стороне груди и при наличии других орденов
СССР располагается перед ними.
Дальше я расспросил бабушку о жизни прабабушки Нины Павловны, чтобы понять – за какой труд она была награждена медалью. От бабушки мне немного удалось узнать информации, я обратился к почётному жителю Красногвардейского района, председателю Совета ветеранов села Покровского Будяк Владимиру Фёдоровичу.
Трудовой путь прабабушки Нины.
Сорокина (Шубина) Нина Павловна родилась 15 ноября 1931 года в Вологодской области Волжском районе. В 1935 году семья прабабушки переехала на постоянное место жительства в Ставропольский край, село Покровское (бывший Молотовский район). В 1938 году моя прабабушка пошла в школу. Но с 10-ти лет пришлось ей уже начать свой трудовой путь. Школы закрыли - началась Великая Отечественная война. Отца и двух старших братьев забрали на фронт. На долю прабабушки выпало все: голод 1933 года, война, оккупация 1942-1943 годов, послевоенные тяготы восстановления народного хозяйства. Девочка, а чуть позже девушка, рано познала, что такое труд труженицы села. Пришлось работать везде: и в поле, и на уборке урожая, и в животноводстве. Именно здесь она нашла своё призвание. После объединения мелких колхозов, в 1951году, когда было создано крупное хозяйство-колхоз «1 Мая»- Нина Павловна «нашла себя» в животноводстве. Работала дояркой, телятницей. Трудилась не за славу, а на совесть: недоедала, недосыпала, но делала своё дело честно, добросовестно- так её учили родители, старшие коллеги. Её труд не остался незамеченным. Она, как хороший работник, неоднократно награждалась по колхозу, району, в крае. В животноводстве была победителем социалистического соревнования. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1971 года мою прабабушку, Сорокину Нину Павловну, наградили высшим орденом СССР- орденом Ленина. Владимир Фёдорович Будяк так вспоминает об этом: “Я на тот момент занимал должность председателя колхоза “1-е Мая” и мне предоставилась возможность вручить этот орден твоей прабабушке. Помню, как она расплакалась от счастья. Удивительно, как эта маленькая миловидная женщина, мама пятерых детей, справлялась со всеми заботами”. Она была награждена орденом «Мать-героиня», «Ветеран труда», медалью «100 –летие В.И.Ленина». Нина Павловна с1986 года находилась на заслуженном отдыхе, но продолжала работать в колхозе до 1992 года.
К сожалению, после смерти моей прабабушки затерялось удостоверение к ордену, а с ним и сам орден. Мы обратились за помощью к председателю Совета ветеранов Будяк В.Ф., он помог нам восстановить копию удостоверения:
Свою исследовательскую работу я продолжил анкетированием одноклассников.
4. Анализ результатов анкетирования.
Мной были опрошены 17 человек, это ученики 3 класса. Нами была составлена анкета, которая представлена в приложении 2. Результаты анализа анкет представлены ниже, в том числе на диаграммах 1, 2 и 3.
На вопрос: «Что вы знаете об ордене Ленина?»
Мне попытались ответить 5 человек и то с помощью родителей, 12 человек написали, что не знают ничего об этом (Диаграмма 1)
Диаграмма 1.
Вопрос №2 «Что вы знаете о том, как жили ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки после Великой Отечественной войны?» вызвал затруднение среди учащихся (Диаграмма 2). Ответы были не распространенными, общими - типа: «бедно и тяжело», «много работали».
Диаграмма 2.
И, конечно, все опрошенные ребята хотели бы больше узнать о жизни своих предков.
Из ответов на последний вопрос анкеты: «Знаешь ли ты, кто может помочь тебе узнать больше о жизни твоих родных?», можно сказать, что ребята не знают, кто может помочь им узнать больше о том, как жили люди даже в недалеком прошлом, как жили их предки – 100% опрошенных указывают родственников, как источник получения информации о той жизни, а также в 47% анкет при ответе на данный вопрос ребята назвали работников музея (Диаграмма 3).
Диаграмма 3.
После анализа ответов на вопросы анкеты мы решили организовать и провести классный час «История моей семьи», с целью помочь ребятам узнать побольше о жизни их предков.
5. Классный час “История нашей семьи”.
Во время классного часа я рассказал о судьбе своей прабабушки Сорокиной Нины Павловны, затем ребята работали по группам. В каждой группе были выделены роли: хронометрист, докладчик, генератор идей, оценщик идей. Деление на группы проходило путем выбора участниками цветного жетона.
Каждая группа получила задание ответить на вопрос «Где можно получить информацию о том, как жили ваши предки: прадедушки, прабабушки, дедушки и бабушки?». Каждая группа предложила свои варианты ответов на этот вопрос. Ребята вспомнили о том, что кроме того, что можно узнать нужную информацию у родителей и у работников музеев, еще есть энциклопедии, книги памяти, а также архивы.
Мы предложили различные источники для поиска информации о своих предках ребятам и каждый получил задание: осуществить поиск и представить устный отчет о судьбе предка, то есть найти какую-либо информацию о них в Книге Памяти, в книгах по истории нашего района, а также в сети Интернет. Мы предложили поискать исторические сведения о своих родственниках, подготовить о них материал.
6. Заключение
Без знания истории своей семьи мы не сможем полноценно развиваться. Не зная того, что пережили наши предки, о чем они мечтали, как добывали необходимое, как работали и отдыхали и тому подобного мы – потомки не сможем оценить их труд и настойчивость, упорство и трудолюбие, волю и терпение.
В ходе своей работы я выяснил:
· историю ордена Ленина, за что им награждали
· проследил трудовой путь моей прабабушки.
А также в процессе решения задач исследования мои одноклассники заинтересовались судьбой своих предков. Проявленный интерес школьников и их проекты стали своеобразным подтверждением актуальности нашей работы.
7. Список использованной литературы:
Приложение 1.
Приложение 2
Анкета
1. Что вы знаете об ордене Ленина?____________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Что вы знаете о том, как жили ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки после Великой Отечественной войны? ______________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Хотел(а) бы ты знать как жили твои бабушки и дедушки после войны? ____________
4. Знаешь ли ты, кто может помочь тебе узнать больше о жизни твоих родных? Напиши: _________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.