Содержание
Аннотация………………………………………………………………………………………….. 3
Паспорт проекта…………………………………………………………………………………… 4
Введение…………………………………………………………………………………………..5-8
1.Подготовительный этап………………………………………………………………………….9
2.Практическая помощь…………………………………………………………………………...10
3.Подготовка к презентации и готового продукта………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………………………12
Список использованных источников…………………………………………………………….13
Приложение………………………………………………………………………………………...14
Аннотация
В данном проекте представлено знакомство с процессом изготовления хлеба. Реализация осуществляется через различные виды деятельности: беседы, игры, творческие работы. Хлеб превосходно сочетается с супами и овощными блюдами, молочными и кисломолочными продуктами. Употребление хлеба в сочетании с мясом вредит пищеварительному процессу, поскольку приводит к выделению высококислотного сока и приостановке процесса переваривания крахмалов. В наши дни, к сожалению, многие не знают истинную цену хлеба. Как и откуда приходит хлеб на наш обеденный стол, почему велика цена хлеба? - ответ на этот вопрос можно найти в данном проекте.
Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект. Предлагаемый проект рассчитан на школьный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами нашего класса мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является творческая работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.
Паспорт проекта
«Если у тебя есть хлеб, заработанный своими руками,
то можно попросить Бога, чтобы он намазал его маслом».
Бауржан Тойшибеков.
Введение
Хлеб – один из самых главных продуктов человеческого труда. Мы не можем прожить без него и дня. Недаром народ создал пословицы: «Хлеб – кормилец», «Хлеб – всему голова», «Хлеб на стол, и стол – престол, хлеб со стола, и стол – доска». Вдумавшись в слова, я понял, как много значит хлеб в жизни человека. О нем складываются стихи, сказки, рассказы, небылицы, пословицы и поговорки. Хлеб всегда находится на нашем столе. Всё это меня натолкнуло на мысль заняться проектной работой и изготовить лепбук.
Сегодня мы славим труд землепашца и комбайнёра, водителя, мукомола и хлебопёка. Это их честный и нелёгкий труд даёт нам возможность жить, видеть каждый день на столе вкусный и ничем незаменимый хлеб.
Растения, зерна которых годятся в пищу, называются ХЛЕБА. Это рожь, ячмень, овес, просо, гречиха, рис, кукуруза. Основные наши кормильцы - пшеница, рожь, ячмень имеют особое название - ЖИТО. Не зря в народе говорят: «Был бы кусок хлеба, да крыша над головой, и жить можно». Хлебом - солью встречали дорогих гостей. Это слово мы произносим с особой теплотой и любовью, как все главные слова нашего языка: мама, мир, семья.
Для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, нужны три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук.
Есть такая легенда: «Однажды заспорили пахарь, сеятель и пекарь. Пекарь утверждал, что хлеб творит земля. Сеятель говорил, что солнце, а пекарь – огонь. «Вы забыли о человеке, - сказал мудрец, - хлеб – дитя человеческое».
А путь его начинается ранней весной, когда на поля выходят тракторы. У пахаря много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить ею для посева семян. Пословица гласит: «Весенний день – год кормит». Через некоторое время на поле работают другие машины – сеялки, чтобы засеять.
На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в колосьях.
Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора собирать урожай. И снова в поле вышли машины. Это комбайны. А потом на машинах везут зерно на элеватор. Дальше зерно отправляется на мукомольные заводы, где уже из зерна получают муку. А оттуда муку везут на хлебозаводы и пекарни.
Пекари пекут хлеб. Самое первое необходимо муку просеять. Затем готовят опару – жидкое тесто, и оставляют бродить на протяжении четырех часов, только после этого приступают к замесу более густого теста. Потом разделывают на отдельные кусочки, они должны «вырасти», а потом направляют в печь.
Тесту тесно – мало места.
«Ох, пустите», - шепчет тесто
Ладно, пустим, в печь давай!
Народился каравай!
Пекарь следит за выдержкой теста, определяет его готовность к выпечке. Укладывает тесто на листы, лопаты или кассеты и отправляет к выпечке. Осуществляет контроль над процессом выпечки, следит за работой пекарной камеры.
Умение печь хлеб - это большое искусство. Искусство пекаря заключается в том, что он знает, как должна выглядеть заготовка в каждый момент движения по пекарной камере. Внешний вид и окраска корки хлеба говорят наблюдательному пекарю о температуре пекарной камеры, о скорости прогрева хлеба, о влажности в камерах.
Из пекарни на специальных машинах везут хлеб в магазины.
Актуальность
Есть в мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, вода, солнце, жизнь человека. В один ряд с этими словами нужно поставить и слово хлеб. Хлеб - это символ жизни, здоровья, труда, благополучия. Мы каждый день употребляем хлеб в пищу, без него не обходится ни скромный завтрак, ни обед, ни праздничный стол.
Идея проекта появилась во время беседы учителя с детьми. Мы заметили, что принимая пищу, дети могут бросить, не доесть хлеб. В разговорах и беседах выяснили, каковы представления детей о том, кому мы обязаны, что к столу всегда получаем вкусный хлеб. Большинство из них не имели понятия о том, что для того, чтобы иметь всегда хлеб на столе нужно посеять зерно, потом убрать созревшее зерно, размолоть и уже, потом из муки испечь хлеб. Смутными и не совсем ясными были их представления и о труде людей, выращивающих хлеб.
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Гипотеза: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий.
«Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему
Цель проекта: проведение исследования «Откуда хлеб на стол пришёл?»
Исходя из цели и гипотезы исследования, нами были поставлены следующие
задачи:
- формировать представления о тружениках села – хлеборобах;
- сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
- изучить литературу по интересующей нас теме;
- познакомиться с историей появления хлеба на земле;
определить, как раньше происходил процесс выпечки хлеба в домашних условиях;
- провести эксперимент «Испеки хлеб»;
- изготовить лепбук.
Участники проекта: учащиеся начальных классов, родители, педагог
Основные средства, необходимые для реализации проекта:
1. Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2. Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества.
3. Подготовка оборудования, материалов и инструментов для изготовления лепбука.
4. Проведение выставки рисунков детского творчества.
Планируемый результат:
- умение работать с информацией
- умение сотрудничать в группах
- понимание детьми ценности хлеба
- знание детей о производстве хлеба
- умение детей применять трудовые навыки
- понимание детьми важности труда хлебороба
- умение изготовить лепбук
Этапы реализации проекта
Этапы проекта |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1этап «Подготовительный» |
Формулирует проблему
Вводит в игровую ситуацию
Формулирует задачи
Выбор путей реализации проекта
Беседа с детьми: «Как выращивают хлеб?»
|
Вхождение в проблему
Вживание в игровую ситуацию
Принятие задач
Чтение художественной литературы: Пришвин «Лисичкин хлеб», К. Паустовский «Теплый хлеб», Е.Пермяк «Кто мелит муку», украинские сказки: «Колосок», «Хлебороб», пословицы, поговорки, загадки. |
2 этап «Практическая помощь» |
Направляет и контролирует осуществление проекта
Разработка презентации по теме, как приложение |
Формирование специфических знаний, умений, навыков
Художественное творчество |
3 этап «Подготовка к презентации. Презентация» |
Представляют продукт деятельности (лепбук) |
1.Подготовительный этап.
Данный проект рассчитан на детей младшего школьного возраста и затрагивает вопросы, актуальные на современном этапе жизни ребёнка.
Проект призван побудить детей к размышлениям, способствует созданию бережного отношения к хлебу и формированию навыков культурного питания.
Проект дает возможность детям приобрести навыки групповой, проектной деятельности, навыки и умения применения информационных технологий.
Проект способствует повышению мотивации к учебной деятельности и самостоятельности, личной ответственности за выполнение коллективной, творческой работы.
Практическая помощь
Для реализации проекта дети разбиты на группы. Каждая группа получила задание.
Историки – подготовить сообщение о появлении хлеба на Земле и о том, как хлеб убирали в старые времена
Исследователи – проследить все этапы по выращиванию хлеба до буханки хлеба на столе
Знатоки словесности – подобрать пословицы, поговорки, загадки, рассказы и стихи о хлебе
Художники-оформители – подобрать работы художников по теме «Уборка урожая», оформить выставку детских рисунков.
Практики - изготовить лепбук
Подготовка к презентации и готового продукта
Вот что у нас получилось.
Из всего собранного материала всех групп детей мы составили презентацию и
подвели итоги нашей работы и попробовали ответить на вопрос о том, как хлеб пришел к нам на стол.
Каждая группа в конце своего выступления делает вывод и главные слова передаёт художникам-оформителям. В результате получился лепбук, который потом можно будет показать родителям и другим детям
Заключение.
В своей работе я рассказал о том, какой путь проходит хлеб прежде, чем попасть на наш стол. Познакомился с историей появления хлеба. Экспериментальным путем узнал, сколько необходимо времени и сил для того, чтобы получить хлеб. Для более наглядного изучения пути прохождения от зерна до каравая изучил всю необходимую литературу. Мы с педагогом провели беседу с одноклассниками. Для более интересного представления информации результат исследования оформил в виде презентации, в которой так же поместил материал о хлебе. Совместно с родителями изготовил лепбук.
Список использованных источников
1.Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.:ТЦ «Сфера», 2012г.
2. Борщева Л.В. Игры и загадки по теме «Хлеб - всему голова»//школьная педагогика, №7, 2010
3.Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 8-10 лет. М.: Мозаика - Синтез,2016
4.Исаева Г.Н. «Как мы знакомим детей с трудом колхозника»// Дошкольное воспитание, №3, 1977г.
5. Емельянова Э.Л. «Расскажи детям о хлебе», М.: «Начальная школа» 2013г
6. Алексей Владимиров - «Земля на зернышке стоит»,- «Детская литература» - М,-1984.
7. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в школе. – М. 2000 г.
8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.,1997.
9. Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников (О.С.Ушакова, А.Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. – М., 1996. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – 2-е изд., испр. и доп.- М.2005.
10. 365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. – М.1999.)
11. Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе". Автор: Емельянова Э. Л.
12. Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки выращивали хлеб". Автор: Емельянова Э. Л.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.