Проект "Как жили наши предки"
Оценка 5

Проект "Как жили наши предки"

Оценка 5
doc
11.03.2024
Проект "Как жили наши предки"
конспект Смирнова С.В..doc

Проект по теме:

«Как жили наши предки»

 

 

 

 

 

 

 

Урок окружающего мира

по программе О.Т.Поглазовой, Н.И.Ворожейкиной, В.Д.Шилина

 3 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ:  развитие  проектировочных навыков,  основных видов ключевой  компетентности (организационная, коммуникативная, социальная) учащихся

 

ЗАДАЧИ:

1.     Развивать навыки познавательной деятельности:

·        Работа с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование)

·        Навыки организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

2.     Развивать коммуникативные навыки (партнерское общение)

·        Навыки диалогового общения (прием – передача вербальной информации)

3.     Совершенствовать умение детей представлять результаты своей работы

4.     Воспитывать  интерес к истории родного края.

        МАТЕРИАЛЫ:

·        Выставка книг.

·        Мультимедийная установка.

·        Ноутбук.

·        Экран.


Матрица  темы: «Как жили наши предки»

 

 

Гр. «Жизнь на селе»

Гр. «Жизнь в городе»

Гр. «Военное дело»

24апреля  -

6 мая

  1. Подготовительная работа для выбора направлений работы: «О чем я хочу узнать?».
  2. Составление матрицы в каждой группе

 

7 мая – 15 мая

 Отбор материала:

- «Русская изба»

- «Домашняя утварь»

- «Ремёсла на селе»

- «Одежда крестьян»

- «Обучение бедных детей»

Отбор материала:

- «Дома купцов и зажиточных горожан»

- «Мебель и посуда городских жителей»

- «Одежда горожанина»

- «Городские ремёсла»

- «Торговое дело и деньги»

Отбор материала:

- «Рода войск на Руси»

- «Военная форма»

- «Виды оружия»

- «Военные награды»

- «Великие полководцы»

16 мая – 22 мая

1. Изготовление макета русской избы.

2. Создание и оформление выставки «Быт и одежда русского народа»

3. Изготовление книги «Ремёсла на селе»

4. Оформление выставки кукол в национальном русском костюме.

1. Изготовление книги «Мебель в доме горожанина»

2. Изготовление книги «Посуда в купеческом доме»

3. Изготовление книги «Ремёсла в городе»

4. Создание и оформление коллекции «Старинные монеты»

5. Оформление выставки кукол в одежде прошлого века.

1. Изготовление книги «Военная форма 18-19 веков»

2. Создание презентации «Рода войск»

3. Изготовление книги «Оружие русской армии»

4. Изготовление книги «Награды воинов»

5. Изготовление книги «Великие полководцы»

 

 

П Р Е З Е Н Т А Ц И Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАТРИЦА ТЕМЫ

 

 

Название: «Как жили наши предки?»

Возможные проекты

Возможные источники информации

Учебная информация

 (уроки по базовым дисциплинам

как источники сведений по теме)

Другие источники информации

1. Жизнь на селе.

  1. Уроки окружающего мира.
  2. Уроки чтения.
  3. Уроки технологии.
  1. Научно-популярная литература
  2. Журналы.
  3. Интернет.
  4. Музей.

2. Жизнь в городе.

  1. Уроки окружающего мира.
  2. Уроки чтения.

     3. Уроки технологии

  1. Научно-популярная литература
  2. Журналы
  3. Интернет.
  4. Музей.

3. Военное дело.

  1. Уроки окружающего мира.
  2. Уроки чтения.

     3.  Уроки технологии

  1. Художественная литература
  2. Интернет.
  3. Журналы.
  4. Музей.

 

 

 

 

 

Гр. «Жизнь в деревне»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Макет русской избы.

Посещение школьной библиотеки

Посещение детской библиотеки.

Беседы с родителями.

Интернет.

Архитекторы.

Оформители.

 

Бумага.

 

художественная литература;

научно-популярная литература

Родители

библиотекари

2 неделя

 Выставка «Быт и одежда русского народа»

Выставка кукол в национальном русском костюме.

Объявление об организации выставок.

Поиск экспонатов для выставок.

Исследователи, оформители.

Бумага, ручки, карандаши

Научно – популярная литература, художественная литература,

Интернет.

Родители, учителя, работники музеев.

3 неделя

Изготовление книги «Ремёсла на селе»

Подбор материала.

Оформление книги

Исследователь, оформитель

Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки

Научно – популярная , художественная литература, Интернет

Родители, учителя

 

Гр. «Жизнь в городе»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Книга «Мебель в доме горожанина»

Книга «Посуда в купеческом доме»

 

Подбор материала.

Посещение детской библиотеки.

Беседы с родителями.

Интернет.

Краеведческий музей. Оформление книги

Исследователь, оформитель

Бумага, ручки, карандаши, фломастеры, фотографии, файлы, папки.

 

художественная литература;

научно-популярная литература

Родители

Библиотекари, работники музеев

2 неделя

Книга «Ремёсла в городе»

Коллекция «Старинные монеты»

 

Подбор материала.

Посещение детской библиотеки.

Беседы с родителями.

Интернет.

Краеведческий музей. Оформление книги

Исследователь, оформитель

Бумага, ручки, карандаши, фломастеры, файлы, папки.

 

Научно – популярная литература, художественная литература,

Интернет.

Родители, учителя, работники музеев.

3 неделя

Выставка кукол в одежде прошлого века.

Объявление об организации выставки.

 

Поиск экспонатов для выставки.

 

Исследователи, оформители.

Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки

Научно – популярная литература, художественная литература,

Интернет

Родители, учителя

 

 

Гр. «Военное дело»

Этапы и их сроки

Конечный продукт

Действия

Роли

Необходимые материалы

Источники информации

Привлечение других взрослых

В школе

Вне школы

1 неделя

Презентация «Рода войск»

 

Посещение школьной библиотеки

Посещение детской библиотеки.

Беседы с родителями.

Интернет. Создание презентации.

Исследователи.

Оформители.

 

 

 

художественная литература;

научно-популярная литература

Родители

библиотекари

2 неделя

Книга «Оружие русской армии»

Книга «Награды воинов» Книга «Военная форма 18-19 веков»

Подбор материала.

Оформление книги

Исследователи, оформители.

Бумага, ручки, карандаши

Научно – популярная литература, художественная литература,

Интернет.

Родители, учителя, работники музеев.

3 неделя

Книга «Великие полководцы»

 

 

Подбор материала.

Оформление книги

Переплетчик, оформитель

Бумага, картон, скоросшиватель, фломастеры, картинки

Научно – популярная литература, художественная литература,

Интернет

Родители, учителя


Ход урока – презентации.

 

Учитель:

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

 

Сегодня у нас необычный урок, урок-презентация, на котором вы представите друг другу свои проекты по теме «Как жили наши предки?». Надеюсь, всем будет интересно.

А кто такие предки? Предки – те, кто жили задолго до настоящего времени. Синонимы слова предки – деды, прадеды, прародители, праотцы, пращуры.

Слово для выступления предоставляется 1 группе «Жизнь в деревне»

 

Учитель: А знаете ли вы, как на Руси по внешнему виду можно было отличить девушку от замужней женщины? Оказывается, это различие было в головном уборе и причёске. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетёнными в одну косу, голову не покрывать. Женщина носила две косы, и волосы убирала под кокошник. Вот теперь подумайте, кому принадлежал костюм из нашего музея, женщине или девушке? (Женщине, потому что есть кокошник).

Презентацию проектов продолжает группа «Жизнь в городе».

 

Учитель: А знаете ли вы, что в 14 веке русские всю одежду называли «порты»? А тех, кто шил одежду – портными. С 16 века всякую одежду стали называть платьем, а портами продолжали называть только брюки, штаны. Слово «платье» происходит от слова «полотно». Интересно, что и слова «платить», «плата» - однокоренные со словом «полотно» не случайно. До того, как на Руси распространились металлические деньги, платой за разные товары часто служили нужные всем куски полотна.

 

Продолжит нашу презентацию группа «Военное дело».

 

Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы. Каждый человек должен знать историю своей страны.

 

Не знать истории - значит всегда быть ребенком.  Цицерон  (древнеримский философ)

 

История народа является так же его завещанием. В. Швебель  (немецкий учёный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Выступление первой группы

«Жизнь в деревне»

(В ходе презентации демонстрируются книги, макет избы, экспонаты выставки)

Наша группа работала над проектом «Жизнь в деревне». А кто раньше жил в деревне? Ребята, а кто такие крестьяне? Слово «крестьянин»  обозначает земледелец. По происхождению оно равно понятию «христианин» и раньше имело религиозно-национальный смысл. Крестьянами (христианами) в период татаро-монгольского ига называли всех русских людей. Сейчас мы с вами попадём в гости к крестьянину.

 

  1. Крестьянский дом издревле назывался избой. Состоял он из нескольких помещений. Двери с улицы вели в сени – небольшое помещение, предохранявшее избу от холода. Другая часть крестьянского дома – клеть – использовалась для хранения разнообразной крестьянской утвари: одежды, обуви, рабочего инвентаря. Главной же частью любого крестьянского дома была жилая комната с печью. Она-то и дала название всей постройке – изба. Слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально так называлась отапливаемая часть дома с печью.

 

  1. Я изготовил макет избы. Видно, что изба рубилась из брёвен. Для рубки дома использовались деревья только хвойных пород (ель, сосна), т.к. они дольше не гниют. В избе многое было приспособлено для сохранения тепла: высокие пороги, маленькие окошки со ставнями.

 

 

  1. Мы собрали небольшую выставку, чтобы получше представить внутреннее убранство крестьянского дома. Главное место в доме занимала печь. Обычно печь ставили в углу около входа. Угол напротив истопки, был рабочим местом хозяйки и назывался «бабий кут». Всё здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухват. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом брали горшки и чугуны и отправляли их в печь. Рядом с печью обязательно висело полотенце и рукомойник. Здесь же размещалась посуда: горшки, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева сам хозяин дома.

 

  1. Рабочим местом хозяина дома, был другой угол у входа. Здесь стояла лавка, на которой он спал. Под ней стоял ящик, где хранился инструмент. В свободное время крестьянин в своём углу занимался разными поделками и мелким ремонтом: плёл лапти и лукошки, резал ложки, чинил сети.

 

 

  1. Почётное место в избе – красный угол – находился наискосок от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы. В красный угол сажали дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых. В обычные дни здесь за обеденным столом сидел глава семьи. На столе стоял самовар.

 

  1. Всё в доме было очень простым и удобным. В каждой избе была прялка. Девочки с малых лет пряли пряжу и вязали тёплые вещи для всей семьи. В некоторых домах был ткацкий станок, на котором с помощью челнока ткали полотно и потом шили одежду. Гладили одежду катками или утюгом, который нагревался углями.

 

 

  1. Вся одежда хранилась в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в семье больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое.

 

  1. Крестьяне были очень трудолюбивыми людьми. Они вставали ещё до восхода солнца и принимались за дело. Пахарь шёл обрабатывать землю для посева пшеницы, проса, моркови, репы и т.д. Пастух шёл пасти скот. Пастух был одним из важнейших людей в деревне. Недаром говорили, что «у пастуха вся деревня в долгу». Очень важен был на деревне кузнец. Каждый крестьянин обращался к нему для изготовления и починки инвентаря, подковывания лошади.

 

 

  1. Первые школы на Руси были при церквях и монастырях. Потом обучением детей стали заниматься мастера. Долгое время помещения, где учились дети, размещались в обыкновенных избах, где ученики сидели на лавках вдоль длинного стола.

 

Всё, что мы вам рассказали, мы собрали в книгах. Здесь же можно найти загадки, пословицы, посмотреть иллюстрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление второй группы

«Жизнь в городе»

Ребята, а кто знает, почему город так назвали. Слово «город» произошло от слова «огораживать». В старину люди огораживали свои поселения. Сначала это были деревянные брёвна с заострёнными концами. Потом стали огораживать каменной стеной. В старину все поселения, которые были огорожены, стали называть городами. В городах кроме жилых домов строили церкви. Этим они отличались от деревень.

(В ходе презентации демонстрируются книги, экспонаты выставки).

 

1.      Знатные горожане возводили дома в несколько этажей, чаще всего трёхэтажные. Хоромы – так называли богатые дома в старину. В доме всегда имелась печь с трубой. В доме стояли лавки, крытые ковром, стол дубовый, где вся семья обедала. Тут же стояло зеркало в деревянной раме, а в ложнице (спальне) – кровать с роскошной периной.

 

2.  В доме богатых людей была мебель: шкаф, стул, скамья. Мебель украшали резным     декором. Стул служил троном, на него даже царь садился лишь в «особых» случаях. Более того, стул носили с собой. Ведь наличие стула или его отсутствие наглядно демонстрировало, кто есть кто. За царём Михаилом Фёдоровичем носили красный стул.

3.  Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла, перламутра составляла богатство дома и занимала первое место в убранстве жилища богатых людей. При всяком удобном случае её выставляли на показ. Особенно пышно обставляли пиры и приёмы. Сосуды, из которых пили хозяева и гости, назывались: кружки, чаши, кубки, ковши, чарки.

       Посуда, которой пользовались простые люди имела такую же форму, хотя изготовляли её из глины и дерева. Для жидкой пищи использовали деревянные блюда. Для приготовления щей, кваса, каш использовали глиняные горшки, для сухих продуктов использовали берестяные туески. Сосуды, в которых подносили питьё, были разные: ендова, братина, ведро, крынка.

4.  Большинство населения Руси носило одежду и обувь из материалов, производившихся в хозяйстве каждой семьи. Преобладали ткани из шерсти, льна, конопли. Грубое сукно, холст – основные материалы, из которых шилась одежда крестьян и рядовых горожан. Овчина шла на зимнюю одежду. Шкуры диких животных, так как охота на них привилегия феодалов, шла на одежду городской верхушки. Привозные ткани – доступны только богатым людям.

5.  Повседневный женский костюм в зимнее время включал в себя: полушубок из овчины (шили его мехом внутрь), шапку или платок из тонкой пряжи, юбку, обувь Праздничные полушубки расшивали по краям подола. Разнообразная цветная гамма, сочетание синего и красного цветов придавали женскому облику праздничный вид даже в хмурые зимние дни.

      Богатые и знатные дамы носили платья из дорогих привозных тканей. Дневной костюм состоит из двух предметов – платья и жакета из натурального шёлка. Наряд обильно декорирован кружевом. Головной убор – шляпка, украшен перьями.

6. Жители города занимались разными ремёслами. Вот некоторые из них. Гончар. Гончарный круг – станок для формовки глиняной посуды, появился в Древнем Египте 4000 лет до нашей эры. Сначала круг вращался рукой, потом круг имел внизу маховое колесо, вращаемое ногами. Кусок глины клали в центр круга. Затем руками придавали ей форму тарелки, кружки или кувшина. Изделие обжигали в печи.

Бондарь. Бондари изготовляли деревянные бочки, вёдра, кадки. Деревянные доски плотно прижимали друг к другу и одевали железный круг. В бочках хранили продукты, в вёдрах носили воду, а в кадках стирали.

      Стеклодув. Стекло выплавляли на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляли длинную узкую трубку и выдували стеклянный пузырь. Вращая и покачивая, придавали ему нужную форму. Добавляя в него разные красящие вещества, делали украшения – стеклярус. Производство стекла возникло в Древнем Египте около 4000 лет до нашей эры.

7.      Крестьяне старались обеспечить себя всем необходимым для жизни. Они выращивали столько зерна, что у них появились излишки. У ремесленников тоже оставались лишняя посуда, инструменты, которые они изготавливали. Ремесленники и крестьяне стали обмениваться товаром. Так появились ярмарки. Ярмарки устраивались в городах в определённое время с песнями, плясками, играми.

 

8.  В давние времена люди обходились без денег. Но это было неудобно. Потом роль денег стали выполнять серебро и золото. Слитки серебра называли гривнами. Если товар стоил меньше гривны, то её рубили на части. От  слова рубить и произошло название рубля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление третьей группы

«Военное дело»

(В ходе презентации демонстрируются книги, компьютерная презентация)

Во все времена армия была необходима любому государству. Какая же она была 2-3 века назад? Сейчас ребята расскажут кто служил в армии, чем защищались, какие награды получали за свои подвиги, и какими были великие полководцы тех времён.

1. На Руси существовали разные виды войск:

            - Егерь – род лёгкой пехоты. Потом их переименовали в пехоту.

            - ГренадЕры – или гранатомётчики.

            - ДрагУны действовали в конном и пешем строю.

            - КирасИры – тяжёлая кавалерия.

            - Гусары – легковооружённые всадники.

            - УлАны – легковооружённая кавалерия.

2.  Военные имели особую форму. Во время боевого сражения трудно определить, где свои, где чужие воины, поэтому каждый полководец одевал своих солдат в яркую одинаковую одежду. Особенно много времени тратил солдат на содержание в порядке своей шевелюры; волосы причёсывали в косы и пудрили. Это было очень неудобно. И только в конце 19 века военные стали носить короткую стрижку.

3.  Ещё в древности воины пришли к выводу, что им требуется какое-то короткое колющее оружие, которое возможно постоянно носить с собой, и которым удобно действовать в ситуации, когда нет возможности ни размахнуться палицей, ни задействовать копьё. Первые кинжалы были сделаны из дерева и кости. Изначально в качестве кинжала использовались необработанные рога животных. Кинжалы были очень малы 20-30см длиной. Сначала они были из меди, потом стали железные.

4. В 18-19 веках появилось морское коротко-клинковое холодное оружие в основном боевого назначения, которое практически не украшалось и использовалось офицерами флота вместо полагавшихся сабель и шпаг как наиболее удобный вариант в стеснённых условиях корабля.

5. С давних пор существовал обычай награждать воинов за героизм и мужество. Сначала награждали золотыми цепями и кубками, потом появились ордена и медали.

     Анненская медаль. Знак отличия ордена святой Анны. Предназначался в основном для беспорочно прослуживших десять лет на сверхсрочной службе.

      Кульмский крест. Учреждён королём Пруссии Фридрихом Вильгельмом в 1813 году для награждения частей русской гвардии, отличившихся в сражении под Кульмом 17 августа 1813 года.

6. 18-19 века были богаты великими полководцами. Такими как Пётр I, который к тому же являлся русским царём и оснавателем российской регулярной армии и военного флота.

     Александр Данилович Меньшиков – светлый князь . В детстве Александр отличался остроумными выходками и балагурством. В 14 лет принят Петром в денщики, сопровождал Петра во всех его поездках по России. Наделённый от природы острым умом и прекрасной памятью, Александр Данилович выполнял все поручения, умел хранить тайны, умел смягчать вспыльчивый характер Петра.

7. Александр Васильевич Суворов родился в семье офицера и с детства мечтал стать военным. Но он был слабым и хилым мальчиком, часто болел. Зная, что для службы в армии нужны сильные, крепкие, выносливые люди, Саша принялся закалять своё здоровье: обливался холодной водой, спал на досках, даже в холод носил лёгкую одежду. В любую погоду, не смотря на дождь и ветер, скакал верхом на коне, каждый день занимался гимнастикой, выполняя тяжёлые физические упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проект по теме: «Как жили наши предки»

Проект по теме: «Как жили наши предки»

ЦЕЛЬ: развитие проектировочных навыков, основных видов ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная) учащихся

ЦЕЛЬ: развитие проектировочных навыков, основных видов ключевой компетентности (организационная, коммуникативная, социальная) учащихся

Матрица темы: «Как жили наши предки»

Матрица темы: «Как жили наши предки»

Изготовление макета русской избы

Изготовление макета русской избы

МАТРИЦА ТЕМЫ Название: «Как жили наши предки?»

МАТРИЦА ТЕМЫ Название: «Как жили наши предки?»

Гр. «Жизнь в деревне»

Гр. «Жизнь в деревне»

Гр. «Жизнь в городе»

Гр. «Жизнь в городе»

Гр. «Военное дело»

Гр. «Военное дело»

Ход урока – презентации. Учитель:

Ход урока – презентации. Учитель:

Продолжит нашу презентацию группа «Военное дело»

Продолжит нашу презентацию группа «Военное дело»

ПРИЛОЖЕНИЕ Выступление первой группы «Жизнь в деревне» (В ходе презентации демонстрируются книги, макет избы, экспонаты выставки)

ПРИЛОЖЕНИЕ Выступление первой группы «Жизнь в деревне» (В ходе презентации демонстрируются книги, макет избы, экспонаты выставки)

Вся одежда хранилась в сундуках

Вся одежда хранилась в сундуках

Выступление второй группы «Жизнь в городе»

Выступление второй группы «Жизнь в городе»

Богатые и знатные дамы носили платья из дорогих привозных тканей

Богатые и знатные дамы носили платья из дорогих привозных тканей

Выступление третьей группы «Военное дело» (В ходе презентации демонстрируются книги, компьютерная презентация)

Выступление третьей группы «Военное дело» (В ходе презентации демонстрируются книги, компьютерная презентация)

Такими как Пётр I , который к тому же являлся русским царём и оснавателем российской регулярной армии и военного флота

Такими как Пётр I , который к тому же являлся русским царём и оснавателем российской регулярной армии и военного флота
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2024