Цель работы: Знакомство с ценностями казахского гостеприимства, формирование понятия о видах и назначении посуды казахского народа, её применении в быту.
Участники проекта: дети старшей группы , воспитатели и родители.
Тип проекта:
коллективный, познавательно исследовательский, творческий кратковременный.
Актуальность проекта.
«Хочешь познать мир – имей коня, хочешь познать народ – будь щедр на угощение».
У каждой страны, даже самой маленькой, есть свои неповторимые национальные изделия, глядя на которые сразу становится понятно, откуда они.
Задачи проекта:
Образовательные:
• Расширять и уточнять представления детей о видовом разнообразии посуды, уметь классифицировать её по способу её использования, по материалам изготовления;
• Знакомить детей с историей возникновения посуды;
• Способствовать активизации словарного запаса, посредством общения и игр по теме проекта.
Развивающие:
• Способствовать развитию познавательного интереса, желания получить новые знания;
• Способствовать развитию мелкой моторики посредством выполнения творческих работ по проекту;
• Способствовать развитию словесно-логического мышления, посредством игр по проекту.
Воспитательные:
• Формировать опыт творческого общения детей в процессе сотрудничества с родителями и педагогами;
• Способствовать формированию бережного отношения к предметам рукотворного мира.
• Способствовать формированию у детей чувства гордости за результат
Принципы, лежащие в основе педагогического проекта:
• наглядности,
• научности,
• системности,
• доступности,
• активности.
Организация проекта:
Подбор литературы, энциклопедий, презентаций, фото, предметов казахской посуды ; материально-техническое оснащение: компьютер, проектор, акварельные краски, гуашь, пластилин, капсулы киндер сюрприз.
Формы реализации проекта:
Беседы:
• «Какая бывает посуда»;
• «Какой посудой мы пользуемся в современном Казахстане»;
• «История казахской посуды».
Просмотр презентаций:
• «История казахской посуды»;
• • Просмотр мультфильмов с кадрами казахской посуды .
Сюжетно - ролевая игра «Дастархан» (сюжет чаепитие) .
Художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) .
Творческая деятельность — создание коллекции посуды.
Исследовательская деятельность: сравнение материалов (стекло, пластмасса, керамика, железо, бумага) .
Работа с родителями: беседы дома с детьми, составление рассказа о казахской посуде, фотовыставка «Наш дастархан»
Ожидаемые результаты: В результате реализации данного проекта мы предполагаем, что дети узнают больше о казахской национальной посуде, об казахском орнаменте, узнают о свойствах материалов, из которых она сделана. В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, творческих способностей, словаря детей.Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные на бесконфликтное общение детей друг с другом. Любая детская инициатива будет поддерживаться и развиваться. Содружество и сотворчество детей создадут благодатную почву для формирования у детей интереса к казахской национальной культуре , личностного общения, развитие положительных эмоций, интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Казахский уголок пополнится макетами казахской национальной посуды.
Побеседовав о казахской национальной посуде дети подойдут к выводу, что необходимо больше узнать о посуде: историю возникновения, видах орнамента для росписи, материалах, задумаются, почему некоторую посуду делают только из определённых материалов, смогут ли они изобразить казахскую национальную посуду в изодеятельности.
Гостеприимство
У казахов есть своя национальная особенность, сочетаемая с восточным менталитетом. Это- гостеприимство!
Казахи всегда славились своим гостеприимством. Каждый казах стремится выполнять пять основных заповедей предков, одна из которых – встреть гостя как посланника бога.
Гостю стараются угодить, накрывают хороший стол, получают его благословение. В давние времена путники, странствующие из аула в аул, приносили с собой последние новости, весточки от близких и знакомых, тем самым поддерживая связь между отдаленными аулами. Провожая гостя, хозяева напутствуют его добрыми пожеланиями и собирают в дорогу угощения – сарқыт – в его дорожную сумку
На протяжении веков сложилось несколько групп посуды.
К первой группе относится посуда, в которой готовят блюда (казан, сковородки, кастрюли)
В Туркестане самый большой казахский казан , которому 620-лет, экспонат находится в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави – знаменитого Тайказана.
Его диаметр — 2,2 м, вес — 2 т. Как гласит легенда, отлит казан из сплава семи металлов: железа, цинка, свинца, олова, красной меди, серебра, золота. В литературных источниках — из бронзового сплава. Казан украшен тремя поясами с растительным орнаментом и витиеватой арабской вязью. Отвесным ручкам казана мастер придал изящную форму лепестков лотоса.
Казан отливают из чугуна в виде полушария с четырьмя ушками для удобства захвата. Казаны делают разной величины. Самый большой «он екі қарыс қара қазан» (он екі – двенадцать, қарыс – мера длины, равная расстоянию между концами раздвинутых большого и среднего пальцев) или «тай қазан» (тай – стригунок; казан, вмещающий мясо целого стригунка).
Человека, который готовит еду, называют қазанши. Казан ставят на үш бұтты ошақ (треногу) или жерошақ (жер – земля, ошақ – очаг). Сверху накрывают крышкой. Там, где ведут оседлый образ жизни, казан устанавливается стационарно, на специальных установках – «қазандық». Для казана специально шьют чехол из кошмы или мешковины – «қазанқап».
При снятии с огня используют прихват – «тұтқыш», состоящий из двух варежек, сшитых из кошмы и соединенных длинным шнурком. Для чистки казана пользуются металлическим скребком «қырғыш».
Казан – символ сытой, праздной жизни, с его понятием связаны народные приметы. Разбить чужой казан, означало разбить семью, перевернуть казан – к голоду и позору. Даже приговоренный к смертной казни человек (в давние времена), мог откупиться, заплатив семь (жеті) видов штрафа (айып). Первым из них был – қара қазан.
Қара қазан – священная вещь, дающая начало всему. Немало важное место қара қазан занимал и в решении проблем между народами, на праздниках и торжествах. Қазан оставляли в наследство, сыну давали в надел имущества (енші), дочери в приданное (жасау). Народ верил, что в нем существует добрый дух старца Кыдыра. Свой қазан другим не отдавали – это считалось плохой приметой. При переезде қазан аккуратно упаковывали в чехол.
Кумысный набор
Ко второй – посуда, в которую кладут еду и из которой едят: керсен, плоское блюдо, табак, тостаган (большая пиала), глубокая чаша, зерен, леген, тегене (для разных видов блюд), ложки.
Третью группу составляет посуда в которой сбивают масло из молочных продуктов, дробят зерно, перевозят кумыс.
Саба
Саба – бурдюк (сосуд) для кумыса из специально обработанных, окрашенных кожурой тальника лошадинных шкур. Саба
для взбивания кумыса
Мес
Это бурдюк из цельной козлиной шкуры, используют для хранения и перевозки жидкой пищи – кумыса, шубата, айрана. Для изготовленния меса шкуру обрабатывают, красят краской, полученной из коры тальника, и коптят. Мес очень удобен в дороге. В национальном понимании мес – это воплощение изобилия, наполненности, завершенности.
Торсык
Кожаная фляжка емкостью до 10 литров для перевозки кумыса, айрана и других напитков.
Существует несколько видов
торсықа: мүйізторсық (мүйіз – рог),
өркешторсық (оркеш – горб), жанторсық
(жаныңда – рядом с тобой).
Торсық привязывали к седлу или к теневой части арбы. Во время движения напиток внутри взбивался и вкус его становился лучше.
Кувшин из глины с узким горлышком и толстыми боками. В кувшине хранят воду, молочные напитки (молоко, айран, шубат). Посуду из глины казахи называют «қыштан жасалған (кыш – глина).
Құмыра
Для кипячения чая применяли медный или чугунный кувшин (куман). По старинному обычаю как до принятия пищи, так и после еды все присутствующие моют руки и вытирают полотенцем. Для этого кто-нибудь из домочадцев, обычно мальчик-подросток, подходит к каждому, поливая из чайника (кумана) воду на руки над тазиком
Куман
В красивой посуде даже самая простая еда выглядит аппетитно.
Посуда, которой мы сегодня пользуемся, появилась не сразу. Издавна казахский народ делал своими руками много видов посуды из разных материалов: дерева, глины, керамики, металла.
Чай заваривали в чайниках, отделанных различными рисунками, подавали в красивых пиалах, кесе.
Издревне народные умельцы делали посуду из экологически чистого природного материала, используя дуб, березу и другую крепкую древесину, а также шкуры лошадей, коз. С появлением огня посуду стали изготавливать из металлов – чугуна, золота, серебра. И все-таки, предпочтение отдавалось природным материалам.
«Волшебная» посуда
Вместительная посуда для кумыса с прямыми утолщенными краями и круглыми «ушками» для захвата. Выдалбливается из твердых пород дерева, ушки иногда делают из железа или меди. Украшается серебряными и костяными узорами. Узорчатая деревянная крышка придает посуде дополнительную изяшность.
Тегене – тяжелая посуда, поэтому ею пользуются только в праздники и по особым случаям. В остальное время она смазывается, и хранится в месте, где нет прямых солнечных лучей.Тегене – тяжелая посуда, поэтому ею пользуются только в праздники и по особым случаям. В остальное время она смазывается, и хранится в месте, где нет прямых солнечных лучей.
Тегене
Ожау
Черпак с длинной ручкой, делают из цельного куска дерева и украшают узорами. На ручке для удобства выпиливают выемку. Ожау бывают как одинарными, так и двойными. Ожау – неотъемлемое дополнение к шара.
Кумыс перед тем, как подавать гостям, наливали в деревянные, цельнодолбленные глубокие миски тегене, а отсюда разливали его черпаком — ожау, по тостаганам — это деревянная расписная пиала.
внешне напоминающим пиалы деревянным мискам.
Тостаган
Кумыс перед тем, как подавать гостям, наливали в деревянные, цельнодолбленные глубокие миски тегене, а отсюда разливали его черпаком — ожау, по тостаганам — это деревянная расписная пиала.
внешне напоминающим пиалы деревянным мискам.
Тостаган
Кумыс перед тем, как подавать гостям, наливали в деревянные, цельнодолбленные глубокие миски тегене, а отсюда разливали его черпаком — ожау, по тостаганам — это деревянная расписная пиала.
внешне напоминающим пиалы деревянным мискам.
Тостаган
Табақ
Табак –деревянное блюдо с плоским круглым дном. Посуда простейшая! Но с ней связано столько народных премудростей! Особым почётом пользовались большие обеденные блюда. Их края и дно отделывали различными узорами. Раньше под словом «табак» понималось дастархан (стол), шанырак (дом, хозяйство). Сервировать табак приглашались люди, знающие обычай и традиции народа. Так, существовало четыре вида табака – главный, средний, почётный и малый.
И только гораздо позднее стали появляться металлические и стеклянный миски. В настоящее время табак означает посуду с едой.
Деревянные корытца – астау – предназначались для замешивания теста, но иногда в них подавали мясо.
Астау
Самовары имели только зажиточные казахи.
Самоваром казахи стали пользоваться после воссоединения с Россией. Появление самовара в степи сопровождалось интересными и смешными рассказами. Так одним из первых обладателей самовара стал известный в Северном Казахстане бай Есеней. Однако, он не знал как им пользоваться. Поэтому послал в соседний аул за русским, дал ему лошадь за то, чтобы он научил его кипятить чай. Но суеверный Есеней отказался пить чай, сетуя на то, что краник самовара направлен вниз, а это значит, что и гордая голова хана может поникнуть.
Самауыр
древнейший традиционный сосуд кочевников, который имеет цилиндрическую форму со сливом (в форме чайника), удобный для доения кобылиц.
Кожа, из которой изготавливают көнек, при пользовании не издает сильного шума, а запах, исходивший от подойника, успокаивает животное. Делали этот сосуд из верблюжьей кожи, шкур крупного рогатого скота, шейной части лошади. Считается, что струя, попадая в көнек-подойник, издает специфический звук, способствующий прибыванию молока.. Көнек удобен в применении и транспортировке, а благодаря носику свеженадоенное молоко кобылиц без потерь переливалось в саба — объемную емкость с узким горлышком для приготовления кумыса.
Көнек-подойник(ведро)
выдалбливают из цельного куска дерева твердых пород, в виде усеченного конуса с более узкой верхней частью. После выдалбливания внутреннюю часть обжигают для прочности и удаления шероховатостей. С двух сторон келі оставляют выемки для удобства при работе. Высота такой посуды достигала 70-80 см, а средний диаметр около 30 см. Для шелушения тары необходим келсап (толкушка), который также выстругивают из цельного куска дерева длиной около 1 м, диаметром 15 см. Нижнюю часть делают закругленной формы.
Кели-келсап (ступа-посуда для шелушения пшена)
деревянный сосуд для взбивания кумыса, айрана, шубата и заквашенного коже. Имеет форму усеченного конуса с узкой верхней частью, накрытой изящной крышкой. В середине крышки или с краю просверливают отверстие для ручки шумовки. Емкость күбі – 20-30 литров, высота — 80 см. Изготавливают его из цельного куска дерева или из реек дуба, тальника, арчи.
Для этой посуды из реек устанавливается днище, снаружи рейки стягивают кольцами. Күбі из цельного куска дерева для гладкости обжигается. Также из дерева выдалбливают куршек – сосуд меньшего размера.
Күбі
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.