Композиция
Композиция - наиболее яркий показатель художественного воображения. Она делает произведение цельным, выразительным и гармоничным, задает тон всему творению, формирует единое композиционное пространство.
Композиция (от лат. compositio) - составление, соединение, сочетание различных частей в одно целое в соответствии с определенной идеей. Композиция в дизайне определяется содержанием, характером, назначением художественного изображения или объекта.
Виды композиций
• плоскостная - композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок ткани и т.д.). Элементы располагаются в одной плоскости в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном;
• объемно-фронтальная - композиция, предусматривающая компоновку рельефных деталей на одной плоскости (оформление фасадов зданий, резьба на поверхности мебели, декоративные изделия из пластичных материалов).
Виды композиций
• объемно-пространственная - композиция из взаимосвязанных объектов, размещенных на разных уровнях и плоскостях (старинные бюро, оформление прилавков и стеллажей с полками разной глубины, выставочные стенды). Рассчитана на восприятие с одной, двух или трех сторон;
• глубинно-пространственная - композиция, создающая связь предметов с пространством, в котором они размещены (интерьеры, парковые площади, глубокие витрины). Может рассматриваться со всех сторон, элементы располагаются в разных плоскостях. Большую роль в композиции этого вида играет пространство, интервалы между элементами.
Типы композиции
Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, построение по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии. Признак замкнутой композиции - четкий внешний контур, нарастание сложности к центру.
Ощущение простора передается открытой композицией. Основные направления линий - от центра. Как правило, строится несколько композиционных узлов, используется ритм.
Гармоничность сочетания цветов
Под гармоничным сочетанием цветов следует понимать закономерное их сочетание. Однако, не любое закономерное сочетание принято считать гармоничным. Как же определить ту закономерность, которая будет являться гармоничной? Пожалуй, при оценке гармоничности сочетания цветов немаловажным фактором будет эмоциональная составляющая цветовой композиции, т.е. какие чувства, переживания способна она вызвать.
При определении сочетаемости цветов на практике пользуются такими инструментами, как колориметрические круги. Наиболее распространенным из них является круг естественных цветов по Гете. В этом круге цвета радиально следуют друг за другом в следующей последовательности:
Порядок цветов
Синий, красный и желтый цвета (СКЖ) в этом круге являются основными (субтрактивными), а фиолетовый, оранжевый и зеленый (ФОЗ) – это смешанные цвета первого порядка. Все остальные – это смешанные цвета второго порядка.
Контрастные сочетания в такой модели дают цвета, расположенные друг против друга. Например, красный и зеленый цвета, расположенные рядом смотрятся гармонично. Сочетание по углам треугольника (С-К-Ж, СФ-КО-ЖЗ или др.) менее гармонично. Цвета, расположенные под углом 900 друг к другу гармоничны при сочетании трех или четырех цветов.
Сочетание цветов
Ахроматические цвета в цветовых кругах отсутствуют. Тем не менее, они часто принимают участие в цветовой композиции, а потому имеют свое значение при сочетании с другими цветами. Для белого цвета характерен осветляющий эффект. Рядом с ним хроматические цвета кажутся светлее. Черный цвет оказывает обратное действие – на его фоне другие цвета кажутся темнее – мрачнее, или, наоборот, - торжественнее. Сочетание оттенков разной интенсивности, полученных путем добавления белого цвета к основному цветовому тону (например, от красного до розового, от синего до голубого), всегда будет гармоничным. “Цветовой аккорд” воспринимается воздушным, спокойным.
Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны при сочетании теплых цветов с черным цветом, а холодных – с белым цветом.
Сочетание цветов
Гармоничность сочетания цветов следует рассматривать как гармонию цветовых отношений, как набор комбинаций цветов с учетом таких важных параметров цветов как тон, светлота, насыщенность. Немаловажное значение имеет размеры и форма площадей, занимаемых сочетаемыми цветами. С точки зрения эстетики единственным способом оценить, насколько гармонично сочетаются друг с другом цветовые композиции, можно только визуально.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.