Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «АртГрад» г. Перми
ПРОЕКТ
«Краеведение Пермского края детям старшего дошкольного возраста через бумажную куклу»
Для детей старшего дошкольного возраста
Автор:
Лекомцева Ольга Владимировна,
воспитатель
Шалимова Лариса Валерьевна,
Воспитатель
Руководитель проекта:
Калибабова Юлия Сергеевна,
старший воспитатель
Пермь, 2022
Актуальность
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, наиболее актуальной задачей является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовное богатство своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны.
Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам. Отбор соответствующего содержания позволит сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край и что малая Родина – часть большой страны России. По словам В. А. Сухомлинского: «То, что упущено в детстве никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания.
Под краеведением понимается всестороннее изучение какой-либо определенной территории. Объектами ознакомления является социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитие поселка, города, района, края; природные условия; растительный и животный мир и т. д. занятия краеведением способствуют нравственному, эстетическому и физическому воспитанию детей, всестороннему росту и развитию их способностей.
Каждый из нас принадлежит к какой-то точке на земле, которую называют общим домом. Мы понимаем, что именно с дома, с улицы начинается Родина наших детей. Однако, дом, улицы, их история и культура – это только отправные точки, с которых начинается вхождение ребенка в целостное и многообразное поле мировой культуры. Настала необходимость в формировании функциональной грамотности, т. е. культуры человека, позволяющей осознавать себя и членом этноса, и членом многонационального мирового общества.
Мы должны пробудить в ребенке пытливость, активный интерес исследования к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни. Надо ребенка научить сопереживать, сочувствовать, сострадать, видеть прекрасное вокруг себя в природе, в жизни, в деятельности, в отношениях окружающих его людей.
Дошкольный возраст отличается повышенным интересом к окружающему, познанию каких-либо явлений. Ребенок создает личностную, пространственную реальность, по-своему открывая окружающий мир и себя в нем. Только на основе национальной культуры, истории и традициях общества конкретного региона возможен перевод общечеловеческих ценностей в личностные ценности каждого ребенка.
Прикладной аспект краеведения способствует формированию личности с активной жизненной позицией, хранителя и созидателя природы и культуры понимающего и любящего свою малую Родину, свое отечество для дальнейшего формирования и личностного роста детей.
Реализация проекта предполагает воспитание любви к малой Родине и России чере игру бумажной куклой; развитие познавательных интересов детей, их творчества, способностей; формирование эстетических чувств, трудовых, изобразительных умений и навыков и в конечном итоге – формирование начал национального самосознания ребенка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной контингент - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Занятия проводятся один раз в неделю.
Актуальность: проект определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к истории родного края.
Новизна: взаимосвязь направлений туристско-краеведческого и художественно-эстетического.
Педагогическая целесообразность: ориентировка на требования общества, раскрытие возможностей личностного роста учащегося через игру.
Особенность программы: создание условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гуманитарных ценностей посредством краеведения через бумажную куклу.
Задачи:
- Дать общее представление о качественном своеобразии своего региона, его природной, историко-культурной, хозяйственной ценности;
-Формировать географическую культуру как составную часть общечеловеческой ценности;
- Обогащать представление учащегося об окружающем его мире посредством действий, поступков, модели поведения, руководствуясь чувственно-эмоциональными, интеллектуальными реакциями на окружающую среду;
- Развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность, общение.
Ожидаемый результат:
• Заинтересовать детей процессом исторического познания;
• Воспитать патриота и гражданина своего родного края и Отечества;
• Возрождение традиций своего народа;
• Формирование устойчивого интереса к окружающему миру, природе;
• Развить наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• Научить работать самостоятельно, заниматься поисковой работой;
• Приобрести навыки коллективной деятельности, умения взаимодействовать в процессе совместной творческой работе;
• Становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
• Приобретение детьми знаний об истории Пермского края: появление первых поселков и промышленных предприятий; познакомиться с гербом города, историей его происхождения и геральдическим описанием.
• Расширить представления детей о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области.
• Приобрести первичные знания о богатстве и недрах области: полезных ископаемых.
• Углубить знания о растительном и животном мире района, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.
• Познакомиться с охраняемыми местами области.
• Узнать о реках, протекающих в нашей области; охране водных ресурсов.
• Познакомиться с памятниками города, с событиями, в честь которых возникли архитектурные сооружения.
• Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников.
•Рост профессионального мастерства, умение оказать практическую помощь коллегам
Срок реализации: 2022-2023 уч.год
Специфика работы по данному проекту:
1. Стратегической целью является формирование чувства патриотизма, формирование базиса культуры личности ребенка.
2. Ключевой категорией формирования базиса является «отношение». Система отношений ребенка с окружающим миром должна носить созидательно-гармоничный характер.
3. Отношение ребенка к окружающему миру проявляется в процессе поиска и выражения собственной индивидуальности, что выражается в его творчестве.
4. Творческая деятельность ребенка является не самоцелью, а эффективным средством формирования эстетического отношения к миру, развития художественных способностей, любви к родному краю, знание его истории и культуры.
Дидактические принципы :
• Научность;
• Систематичность и последовательность;
• Доступность;
• Наглядность;
• Прочность;
• Целесообразность;
• Сознательность и активность.
Принципы педагогической системы:
• Единство сознания и практики, развитие психических процессов в деятельности;
• Принципы гуманизма;
• Принципы комплексности;
• Принцип индивидуального подхода;
Специфические принципы:
• Принципы взаимосвязи краеведения с разными видами искусства: поэтическим, музыкальным, художественным творчеством;
• Принципы взаимосвязи разных разделов образовательной работы: развитие речи, ознакомление с окружающим миром;
• Принцип сезонности;
• Принцип единства и взаимообусловленности восприятия, исполнительства и творчества.
Условия для реализации данной программы:
• Отбор и наличие материала;
• Социально-эмоциональные условия (создание у ребенка чувства внешней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний);
• Интеллектуальные условия, (создаются путем решения творческих задач);
• Мастерство и профессионализм педагога.
Методы и приемы, используемые для реализации программы:
• Целевые прогулки и экскурсии;
• Наблюдение;
• Рассказы, объяснения с показом нужных объектов;
• Беседы;
• Использование художественных произведений;
• Использование репродукций, фотографий, иллюстраций;
• Использование аудио и видео материалов;
• Встречи с интересными людьми и т. д.
Проект разработан с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Построение занятий программы предусмотрено по принципу от простого к сложному, что предполагает постепенное, заинтересованное усвоение детьми знаний, умений и навыков, т. е. материал усваивается сознательно, активно, прочно, в дальнейшем дети могут свободно реализовать полученные знания на практике.
Планирование наиболее целесообразно по следующим темам:
I «Моя семья»
1) Я и моё имя
2) Семья
3) Бабушки и дедушки
4) Родословные
5) Люди других национальностей
II «Мой любимый город»
1) История города
2) Улицы родного города
3) Достопримечательности перми
4) Символика
5) Промышленность (О труде людей)
6) «Кто прославил наш город»
III «Mиp природы нашей области»
1) Животный мир
2) Растительный мир
3) Водные объекты
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
• Заинтересовать детей процессом исторического познания;
• Воспитать патриота и гражданина своего родного края и Отечества;
• Возрождение традиций своего народа;
• Формирование устойчивого интереса к окружающему миру, природе;
• Развить наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;
• Научить работать самостоятельно, заниматься поисковой работой;
• Приобрести навыки коллективной деятельности, умения взаимодействовать в процессе совместной творческой работе;
• Становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.
В процессе освоения программы учащиеся должны:
• Приобрести знания об истории Пермского края: появление первых поселков и промышленных предприятий; познакомиться с гербом города, историей его происхождения и геральдическим описанием.
• Расширить представления о труде людей родного края: познакомиться с профессиями и деятельностью тружеников области.
• Приобрести первичные знания о богатстве и недрах области: полезных ископаемых.
• Углубить знания о растительном и животном мире района, среде обитания, обычаях и приспособлении к жизни; охране окружающей среды.
• Познакомиться с охраняемыми местами области.
• Узнать о реках, протекающих в нашей области; охране водных ресурсов.
• Научиться работать с картой области.
• Познакомиться с памятниками города, с событиями, в честь которых возникли архитектурные сооружения.
Дорожная карта
Наименование мероприятия (вид, тематика) |
Формат проведения |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Формы и способы предоставления результатов |
|
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
|
|||||
Изучение методической литературы по теме. Определение цели и задач работы над темой. Прогнозирование результатов работы над темой
|
|
сентябрь |
|
|
|
Изучение вопросов краеведения Пермского края |
|
На протяжении всего года |
Багаж знаний по теме |
|
|
Разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; проектная и исследовательская деятельность; Изучение педагогический опыта других педагогов; планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
|
|
На протяжении всего года |
Рост профессионального мастерства
|
|
|
Подведение итогов работы, анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;
|
|
май |
Рост профессионального мастерства
|
Формы отчёта по проделанной работе: родительских собраниях, открытые показы НОД, размещение своих разработок на различных сайтах, МО, участие в конкурсах проф.мастерства. |
|
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
|
|||||
МК «Бумажная кукла «как средство всестороннего развития ребенка старшего дошкольного возраста |
|
|
Умение оказать практическую помощь коллегам |
выступления на педсовете |
|
Семинар-практикум для Коллег Консультации для заинтересованных педагогов
|
Выступления на городских МО |
|
|
Картотека игр. Демонстрационный и раздаточный материал для занятий. Творческий отчет |
|
РАБОТА С ВОСПИТАННИКАМИ
|
|||||
Выставка кукол |
|
сентябрь |
Знакомство детей с историей появления бумажной куклы. |
фотоотчет |
|
I «Моя семья» 1) Я и моё имя 2) Семья 3) Бабушки и дедушки 4) Люди других национальностей
|
МК для детей по созданию бумажной куклы, СРИ
Минисобытие «Ярмарка одежды» (Финансовая грамотность детей)
|
Октябрь |
Каждый ребенок создает собственную бумажную куклу, семью для куклы, набор одежды. |
фотоотчет |
|
II «Мой любимый город» 1) История города 2) Улицы родного города 3)Достопримечательности перми 4) Символика 5) Промышленность (О труде людей) 6) «Кто прославил наш город»
|
Творческий вечер для детей по созданию дома для бумажной куклы
СРИ «Экскурсия по Родному городу»
|
Ноябрь |
Каждый ребенок создает дом для бумажной куклы |
Сувенирная лавка ( творческая продуктивная деятельность детей)
Фотоотчет, выставка продуктивной деятельности
«Аллея славы города Пермь» |
|
III «Mиp природы нашей области» 1) Животный мир 2) Растительный мир 3) Водные объекты
|
Конференция, круглый стол, познавательная пятиминутка, съезд знатоков СРИ «Необычный зоопарк (познавательная игровая программа)
|
- Съезд знатоков «Животный мир» - февраль - Круглый стол «Растительный мир» -март - Конференция «Водные объекты»- апрель
|
Проектная деятельность детей |
Проекты, фотоотчет |
|
«Наш Пермский край» |
Круглый стол |
Май |
|
Паспорт путешественника жителя Пермского края, Банк дидактических игр
|
|
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
|
|||||
Родительское собрание – знакомство с планом работы на учебный год |
Круглый стол |
Сентябрь
|
Осведомленность родителей/законных представителей |
Протокол родительского собрания |
|
Цикл «домашних заданий по созданию среды для СРИ детей в детском саду |
|
Сентябрь – создание бумажной куклы, набора одежды, семьи; Октябрь – дом; Ноябрь – макет достопримечательности города |
Вовлечение родителей в творческую деятельность детей |
|
|
« Мы все разные, но мы равные» - проектная деятельность «Национальности Перми и Пермского края |
|
Декабрь |
|
|
|
Креативная практика «Фамильный герб» |
Творческая встреча |
Январь |
Вовлечение родителей в творческую деятельность совместно с детьми |
Фотоотчет, выставка продуктивной деятельности |
|
Цикл « домашних заданий» -вовлечение родителей в процесс обучения ребенка, создание условий для проектной деятельности |
Научная конференция |
- Животный мир - февраль - Растительный мир -март - Водные объекты- апрель
|
вовлечение родителей в процесс обучения ребенка, создание условий для проектной деятельности |
Банк проектов, создание Красной книги Пермского края |
|
Брифинг «Полезная игрушка» |
Брифинг – подведение итогов года. Видеоотчет «Учебный год за руку с бумажной куклой» |
Май |
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова А. П. «Экология» М. 2001
2. Ахметова Н. Н. План программа по краеведению в дошкольном образовательном
учреждении. Пермь, 1997
3. Бардин К. Б. Азбука туризма. М. Просвещение, 1981. Карты области, края РФ.
4. Воробьева В. Я., Емельянов И. Н. «Край наш орловский» Ч2, Тула, 1976.
5. Еськов Д. П. «Танкисты в боях за Орел», Тула, 1983.
6. Кузьмин В. А. Традиции и культура литературного музея//Земля Орловская, 2001.
7. Строев К. Ф. Краеведение. М. Просвещение, 1967
8. Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. 2001
9. Цветкова В. И. «Экология, Учебник» М. 1999
10. Штюрмер Ю. А. Охрана природы и туризм. М. 1974
11. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М. Знание, 1974
12. Юньев И. С. Беседы о краеведении. М. Знание, 1966
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.