Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «АртГрад» г. Перми
ПРОЕКТ
по профориентации детей старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
«Непростой выбор непростых детей»
номинация: «Коммуникации в современном образовании»
Автор:
Калибабова Юлия Сергеевна,
воспитатель
Руководитель проекта:
Горенюк Ольга Юрьевна,
методист
Пермь, 2018
Аннотация
Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, путешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации.
Чтобы
сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать
интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно
грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом
взрослых. Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне
одной задачи, а как целостный органический процесс. Одним из верных способов
рассказать детям о той или иной профессии является игра. Игра – это самая
свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую)
действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества,
активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить
и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях,
результате труда, расширяют словарь, учат общению.
Анализ работ Л.С. Выготского, Б.Д.Эльконина,В.Г.
Петровой,М.С. Певзнер, И.А. Зимней,A.B. Хуторского, А.Л. Журавлева, Н.Ф.
Талызиной, Р.К. Шакурова, А.И. Щербакова и др., рассматривающих особенности
детей с ограниченными возможностями здоровья и их социальную адаптацию,
позволяет утверждать, что именно эти дети являются наиболее неспособными к
самостоятельному жизнеустройству.
.Это связано с целым спектром проблем. Во-первых, дети не достаточно знакомы с миром профессий, т.к. ограничены в посещении общественных мест, а полученные знания на занятиях по ознакомлению с окружающим миром в рамках темы «профессии», недостаточны, а также часто не носят практического характера применения, а, соответственно, не всегда смогут помочь в реально возникшей жизненной ситуации. Второй причиной является необходимость включения дошкольников во взаимодействие с окружающими людьми и возникающими в современном обществе социальными явлениями.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников, в том числе, воспитанников с особыми образовательными потребностями. Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. Возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях.
Цель проекта: дать первичные представления о профессиях детям старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Дидактическая - расширять представления детей о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы.
2. Развивающая - развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.
3. Воспитательная - воспитывать положительное отношение к труду взрослых и заинтересованность в результатах труда.
Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста с ОВЗ, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: октябрь 2018г. – май 2019 г.
Планируемые результаты:
ü Дети знают и активно употребляют в речи слова, связанные с профессиями;
ü Имеют представление о разных профессиях; трудовых действиях, совершаемых взрослыми; о материалах, необходимых для работы;
ü Умеют активно, самостоятельно применять полученные знания в игровой деятельности.
Условия реализации:
Организация развивающей предметно –
пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в
целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая
эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям,
желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы
взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного
развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ
и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового
сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы,
форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Основные
средства:
Информирование родителей о задачах и содержании
проекта;
Вовлечение родителей в совместную работу над
проектом;
Подготовка оборудования, материалов и
инструментов;
Обогащение ППРС.
Реализация проекта проходит в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Подготовительный этап
Планирование предстоящей деятельности,
направленной на реализацию
проекта.
Определение маршрутов экскурсий, подготовка к их
проведению.
Обеспечение дидактического комплекса для
реализации проекта.
Насыщение предметно развивающей пространственной
среды группы тематическим содержанием.
Основной этап
Октябрь, 2019
Профессия «Продавец»
Поставленные задачи:
познакомить детей с профессией продавца, его трудовыми процессами, с предметами - помощниками;
- познакомить с разными видами магазинов;
- вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистическое представление о труде людей;
- воспитывать уважение к труду продавца;
-развивать познавательную активность.
Работа с дошкольниками:
· лепка из соленого теста «Хлеб, батоны и баранки для магазина»;
· выставка рисунков «Шоколадные конфеты очень любят наши дети»,
· «Овощи для магазина»;
· аппликации по теме.
Работа с родителями: экскурсия в магазин, выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми; консультация для родителей «Знакомим ребенка с профессиями»
Работа с пед. коллективом: методические разработки по теме проекта: «Профессия продавец» (конспекты НОД, мероприятий, бесед, консультации).
Обогащение РППС: Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре, лэпбука.
Ноябрь, 2018
Профессия «Повар»
Поставленные задачи:
-расширять знания детей о профессиях;
- познакомить детей с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками;
- закрепить знания о столовой посуде;
- развивать любознательность, интерес к данной профессии;
- воспитывать уважение к труду
Работа с дошкольниками:
· беседа, наблюдение за работой повара,
· чтение художественной литературы,
· изготовление работ из пластилина,
· выполнение аппликаций по теме,
· лепка: «готовим маме угощенье из соленого теста»;
· приготовление винегрета, фруктового салата.
Работа с родителями: совместная деятельность родителей и детей – совместная работа на домашней кухне.
· Мастер –класс для родителей и детей «Подарок маме - торт »
Работа с пед. коллективом: открытое занятие
Обогащение РППС: Дидактические игры: - «Что лишнее», «Варим суп», «Варим компот», «Сервируем стол к обеду», лэпбук.
Декабрь, 2018
Профессия «Швея»
Поставленные задачи:
- Продолжать знакомить детей с трудом взрослых.
- Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи.
- Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии.
- Воспитывать у детей уважение к труду людей.
Работа с дошкольниками:
· Аппликация «галстук для папы»;
· Рисование в технике Эбру на ткани «платье для мамы»;
· Рассматривание альбомов «Национальная одежда» «Журналы мод»;
· Игры с плоскостными бумажными куклами;
· ЧХЛ К.Д. Ушинский, «Как рубашка в поле выросла», Н.Н. Носов «Заплатка».
Работа с родителями: досуговое мероприятие – «карнавальный костюм своими руками»
Цель: гармонизация детско-родительских отношений посредствам творчества.
Задачи:
- научить(ся) процессу изготовления поделок из бросового
материала;
- развивать творческие способности, внимание,
воображение и фантазию;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер;
- воспитывать усидчивость, аккуратность, интерес
к работе с бумагой.
Работа с пед. коллективом: методические разработки по теме проекта: «Профессия швея» (конспекты НОД, мероприятий, бесед, консультации).
Обогащение РППС : Создание коллекции «Виды тканей»; изготовление макета «Ателье», дидактическая игра «Заплатки», «Оденем куклу», «Профессии и предметы помощники».
Январь, 2019
Профессия «Врач»
Поставленные задачи:
- формировать представления детей о профессии «врач»;
- рассказать детям о значимости данной профессии;
- научить организовать сюжетно – ролевые игры на основе имеющихся знаний;
- обогатить словарный запас детей медицинской терминологией;
-воспитывать уважение к труду взрослых
Работа с дошкольниками:
· Беседа «Кто лечит больных»,«Что делает мама, когда я заболел» ;
· Экскурсия в кабинет медицинского работника детского сада;
· Чтение художественной литературы «Доктор Айболит»;
· «Музыкальная деятельность» Слушание: П. Чайковский «Болезнь куклы»;
· Лепка «Витаминки»
Работа с родителями:
· оформление уголка здоровья, консультации, встреча с медицинским работником,
· Конкурс на лучший семейный рисунок «Добрый доктор Айболит»
· Фотогазета из семейных архивов «Я и спорт»
Работа с пед. коллективом: Конспекты НОД , мероприятий, бесед по темам «Как устроено тело человека», «Как работает сердце человека», «Что мы делаем, когда едим», «Как движутся части тела», «Отношение к больному человеку, «Микробы и вирусы», «Здоровье и болезнь», «Личная гигиена», «Витамины и полезные продукты», «Витамины и здоровый организм», «Здоровая пища», «Режим дня», «На воде, на солнце», «Спорт».
Обогащение РППС: пополнение развивающей среды: пополнить уголок «больница». Внести атрибуты: халаты и шапочки врача, создание лэпбука по профессии, изготовление дидактических игр «К какому врачу пойдем», «Цветные таблеточки».
Февраль, 2019
Профессия «Актер»
Поставленные задачи:
-Воспитывать уважение к людям творческих профессий, которые много вкладывают сил и души, чтобы получить признание народа.
- Воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, желание доставить зрителям радость.
- Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и сверстниками
- Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного или музыкального произведения).
- Способствовать формированию интереса к театру, музыкальным и литературным произведениям.
- Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения. Закреплять умение использованные средства выразительности (поза, жесты, мимика, интонация, движения).
Работа с дошкольниками:
· Рассказ воспитателя: «Как создается кукольный спектакль», «Театральные профессии»; «Как нужно вести себя в театре»;
· Беседа-диалог с детьми: «Театральные профессии»;
· Рассматривание фотографий, репродукций картин, иллюстраций, и др.
· Выпуск афиши Сказки Заячья избушка»;
· Строительные игры «Театр».
· Рассматривание книг выставки, альбомов о театре и театральных профессиях;
· Создание альбомов «Театр»
Работа с родителями:
· Инсценирование сказки «Заячья избушка»
· Совместное изготовление стенда для родителей «Поговорим о театре» (стихи, тематические фотографии, информация; творчество детей – рисунки, аппликации и т. д.).
Работа с пед. коллективом:
· Консультация «Здравствуй театр»;
· Презентация: «Театрализованная деятельность дошкольников как стимул развития их творческого воображения»;
· Мастер-класс «Путешествие в страну чувств и эмоций»;
· Выставка методической литературы по теме «Театр детям»;
· Выставка детских театральных костюмов.
Обогащение РППС: Дидактические игры: "Мои любимые сказки", лото по сказкам, изготовление настольного театра, изготовление атрибутов для настольного, теневого театра.
Март, 2019
Профессия «Пожарный»
Поставленные задачи:
- Поддерживать и развивать умение внимательно
знакомиться с профессиями пожарной службы;
- Способствовать умению детей составлять
рассказ и презентовать перед детьми свои знания о профессиях, связанных с
пожарной службой;
- Воспитывать интерес и желание узнавать о
профессиях пожарной службы;
- Воспитывать уважительное отношение к людям
труда.
Работа с дошкольниками:
· Чтение художественной литературы: «Как в селе пожарную каланчу построили»; С.Маршак «Что горит?», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»; Б.Житков «Пожар на море», «Дым»; К.Чуковский «Путаница»; Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»; С.Михалков «Дядя Степа».
· Рассматривание иллюстраций на тему «Как вести себя при пожаре?»
· С/ролевая игра «Пожарные спешат на помощь»
· Раскрашивание пожарной машины
· Изготовление плаката «Огонь – это опасно»
· Беседа «Огонь – наш друг, огонь – наш враг», «Служба 101 всегда на страже», «Где работает огонь»;
· Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Работа с родителями:
· Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»;
· Папка-передвижка «Пожарная безопасность»;
· Папка-передвижка «Экстренные ситуации»;
· Досуговое мероприятие: «Тили- бом, тили- бом, загорелся кошкин дом» (Эстафета «Тушение пожара»)
Работа с пед. коллективом: мастер- класс «изготовление макета на развитие дыхания»
Обогащение РППС: Презентация «Профессия пожарный», макет «Профессия пожарный», Дидактические игры :«Что нужно пожарным», «Диалоги по телефону», «Огнеопасные предметы», «Что пригодится при пожаре».
Апрель, 2019
Профессия «Парикмахер»
Поставленные задачи:
- Познакомить детей с профессией «парикмахер», воспитывать опрятность, желание ухаживать за своими волосами.
- Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Профессия - парикмахер».
- Расширить и обобщить представлений детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.
- Развитие интереса к различным профессиям с учетом гендерного воспитания.
Работа с дошкольниками:
· Рассматривание альбомов с детскими прическами и стрижками;
· Выставка фотографий о профессии парикмахер;
· Чтение художественной литературы: стихотворение Берестова «В парикмахерской»;
· Беседа с детьми «О внешнем виде и прическе»
Работа с родителями: мастер- класс для родителей по плетению кос
Работа с пед. коллективом: методические разработки по теме проекта: «Профессия парикмахер» (конспекты НОД, мероприятий, бесед, консультации).
Обогащение РППС: Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «В парикмахерской», Оформление наглядной информации, изготовление макета «Парикмахер», дидактическая игра «Резиночки», алгоритмы для СРИ.
Май, 2019
Профессия «Сотрудник полиции»
Поставленные задачи:
- расширять кругозор детей; продолжать знакомить с трудом взрослых и их роли в общественной жизни через профессию полицейского;
-формировать основы безопасности; развивать познавательный интерес, мышление, эмоциональную отзывчивость, умение слушать;
-воспитывать уважительное отношение к людям данной профессии, к защитникам порядка.
Работа с дошкольниками:
· беседы «Кто такой полицейский», «Чем занимается полицейский»,
обсуждения, загадки о профессиях; Беседа «Знаки дорожного движения», «Правила для пешеходов и пассажиров».
· Спектакль по правилам дорожного движения;
· чтение художественной литературы: о. Корнеева «Полицейская машина», С.Михалков «Дядя Степа», В. Чеботарев «Дядя Лёша - Полицейский-супермен»;
· сюжетно-ролевые игры;
· -рассматривание иллюстраций;
· Подвижные игры: «Зебра», «Передай жезл»,«Стоп — Идите», «Будь внимательным», «Светофор»;
· Аппликация «Улица нашего города»
Работа с родителями: досуговое мероприятие по правилам дорожного движения, консультации для родителей: «Стань заметней на дороге», «Как сделать светоотражатель своими руками», «Безопасность на дорогах».
Работа с пед. коллективом:
Обогащение РППС: дидактические игры: «Дорожное лото»,«Знай и выполняй правила уличного
движения», «Кто больше назовет дорожных знаков?», «Наша улица», «Собери знак»,
изготовление макета «дорога»
Заключительный этап
Подведение итогов
Праздник «кем я хочу стать» с выступлением детей
(презентации).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.