Основные проблемы изучения II иностранного языка в общеобразовательной школе
Оценка 4.9

Основные проблемы изучения II иностранного языка в общеобразовательной школе

Оценка 4.9
Семинары
docx
преподавание
24.11.2022
Основные проблемы изучения  II иностранного языка  в общеобразовательной школе
Сообщение подготовлено учителем немецкого языка общеобразовательной школы. В сообщении освещены проблемы изучения второго иностранного языка и предполагаемые пути их решения.
Основные проблемы изучения второго иностранного языка.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Арьёвская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Сообщение:

 

«Основные проблемы изучения

II иностранного языка

в общеобразовательной школе»

 

 

 

Подготовила:

учитель немецкого языка

МБОУ «Арьёвская СОШ»

Забалуева Н.В.

 

 

 

2019 г.

Введение второго иностранного языка вызвало в обществе бурную дискуссию. Очень многие родители негативно восприняли эту идею лишь потому, что их ребенок и первый иностранный язык осваивает с трудом.

Так стоит ли нагружать детей, если результат сомнителен? Еще Громыко говорил, что лучше хорошо говорить на одном языке, чем заикаться на трех.

В нашей школе с изучением 2 –х иностранных языков видится правильной стратегическая идея, чтобы российский школьник при выходе из школы владел двумя иностранными языками, потому что в современном мире владение иностранными языками —это одно из главных умений, которые человеку нужны. Другое дело, что введение второго иностранного языка связано с множеством проблем, к решению которых российская школа еще не готова. Каковы же эти проблемы и как решить их в условиях общеобразовательной школы ? К сожалению, до настоящего времени нормативная и методическая поддержка процесса введения второго иностранного языка в нашей стране не обеспечена. Нет четко сформулированных целей обучения второму иностранному языку, как нет и единой программы.

Проблемы методики преподавания второго иностранного языка в средней школе ни в теоретическом, ни в практическом плане не рассматривались. Предлагаю  основываться на том, что одним из главных требований к определению целей обучения второму иностранному языку должны быть их реалистичность и достижимость. Надо принять коммуникативную компетенцию как ключевое понятие в формулировке целей обучения как первому, так и второму иностранному языку, что подразумевает формирование у учащихся способностей, готовности и желания участвовать в межкультурной коммуникации, то есть учить обучающихся искусству человеческих отношений в принципе, мастерству общения вообще и общению в поликультурной сфере в частности.

Считаю, что в обычных общеобразовательных школах не стоит предъявлять высоких требований к уровню владения двумя языками. Детям достаточно владеть языком для элементарного общения. Тогда целью нововведения может стать формирование у школьников толерантного отношения к другим культурам, развитие интереса к иностранным языкам, создание базы для дальнейшего самостоятельного доучивания иностранного языка.

Следующая проблема – это модель обучения второму иностранному языку. В настоящее время существует несколько моделей обучения: с 5 класса, с 8 класса.

К сожалению, данные модели ориентированы не на уровень владения первым иностранным языком, а на продолжительность его изучения, а это не гарантирует эффективности изучения второго.

 Начинаем обучение второму иностранному языку с 5 класса по нескольким причинам.

Во-первых, хорошее знание первого языка дает школьникам лингвистический и страноведческий опыт. Во-вторых, в этом возрасте дети любознательны, активно интересуются новым. Замотивировать на изучение второго иностранного в более позднем возрасте будет уже сложнее, потому что у подростков значительно меняется сфера интересов. Многие родители считают, что изучение иностранного языка оттягивает много ресурсов у ребенка. В пятом классе идет адаптация ребенка, вокруг него многое меняется, и добавлять еще один иностранный язык – это слишком много. Однако практика показывает, что второй иностранный язык не перегружает и не снижает учебную мотивацию наших учащихся, а является развивающей средой для ребенка. Иностранный язык в принципе не может быть большой перегрузкой, потому что его невозможно выучить за месяц или за два, даже за один год подготовиться с репетитором не получится. Специфика знания языка такова, что им нужно заниматься системно и постепенно. Более того, практика обучения иностранным языкам показывает, что трудности овладевания каждым новым иностранным языком убывают примерно вдвое по сравнению с усилиями, затраченными на изучение предыдущего языка.

Второй иностранный язык усваивается быстрее и легче, если первый выступает для него в качестве опоры. Конечно, для этого владение первым иностранным должно быть достаточно прочным, что необходимо учитывать при выборе сроков введения второго иностранного языка в конкретной школе.

Еще одна проблема – это выбор второго языка. Если смотреть на востребованность языков, то многие родители хотели бы, чтобы их дети учили испанский, китайский, арабский языки. Но где взять таких специалистов? Если выбор второго языка будет делать лишь администрация учебного заведения, то, вероятнее всего, школьники станут изучать французский или немецкий. То есть, каких специалистов будет хватать, такой и будет язык. В нашей школе в качестве второго иностранного языка изучают немецкий.

Содержание обучения второму языку определяется поставленными целями, но и цели, и содержание основываются на специфических особенностях обучения второго языка, а именно: фактор более позднего начала изучения иностранного языка, возрастной фактор, фактор более ограниченного учебного времени.

К сожалению, в стандартах нет четко определенного количества часов, отводимых на изучение второго иностранного языка. При введении второго иностранного языка нам придётся  вносить изменения в сложившийся учебный план школы и взять часы на второй иностранный из часов, формируемых участниками образовательных отношений. На второй иностранный язык отводится 2 часа. Обучение второму иностранному языку имеет отличительные особенности с точки зрения не только целеполагания, содержания, возможной структуры учебно-методического комплекса, но и организации процесса обучения, способов подачи материала и принципов организации учебной деятельности учащихся. Опыт работы показывает, что обеспечить высокий уровень подготовки обучающихся, особенно в плане говорения и аудирования достаточно сложно. Для этого необходимы хорошо оснащенные кабинеты и современные средства обучения, без которых невозможно организовать образовательный процесс в соответствии с социальным заказом общества на функциональное владение иностранным языком.

Хотелось бы затронуть основную проблему преподавания второго иностранного языка – интерференцию. Интерференция, возникающая вследствие отрицательного воздействия родного языка и первого иностранного зыка на изучаемый третий язык, охватывает все лингвистические уровни языка (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), но в разной степени и не может не влиять в целом на развитие речевой деятельности на втором иностранном языке. Частотность возникновения явлений интерференции и переноса зависит от многих факторов. Во всех случаях при ознакомлении обучающихся с языковыми средствами второго иностранного языка используем контрастивный подход, помогающий им выявить как черты сходства, так и различия между изучаемыми языками. Мы побуждаем учащихся к сравнению (сопоставлению) языковых средств контактирующих языков в тех случаях, когда это поможет предотвратить интерференцию и осуществить перенос.

Таким образом, основными слагаемыми эффективной методики обучения второму иностранному языку в школе являются следующие:

· учет положительного переноса знаний, умений, навыков из родного языка ипервого иностранного и предупреждение интерференции;

· учет и активизация лингвистического опыта учащегося, приобретенного в результате обучения родному и первому иностранному языку;

· учет социокультурного опыта учащихся;

· мотивация к изучению, сопоставлению новых языков и культур;

· биполярное и триполярное сравнение языков и культур;

·систематичность и последовательность формирования межпредметных связей.

Введение второго иностранного языка повышает и психологическую нагрузку на ребёнка - возрастает количество контрольных работ. Второй иностранный язык должен изучаться на достойном уровне, а потому контроль за его усвоением ведется достаточно серьезный.

Еще одна проблема – это итоговый контроль. В 2020 году предполагается введение обязательного третьего ЕГЭ по иностранному языку. Поможет ли введение второго иностранного языка освоить хотя бы один из них на достойном уровне, таком, чтобы можно было набрать хотя бы пороговые баллы ЕГЭ?

Второй иностранный язык должен был  введён тогда, когда у школы  есть соответствующее материальное обеспечение - не только учебники и оборудованные кабинеты, но и подготовленные педагоги. К сожалению, российская традиция преподавания иностранного языка не очень сильна. Нам надо бы учиться у европейских стран, например, Голландии или Бельгии. Они умудряются научить большинство школьников своих стран хорошо знать несколько языков. Учителя школы стремятся реализовать свой профессиональный интерес и получить качественную переподготовку. Сегодня они сами определяют наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства и активно используют новые формы непрерывного повышения квалификации, а именно: сетевые педагогические сообщества, конференции, фестивали, сайты ведущих издательств, вебинары, видеолекции, видеоконференции, дистанционные курсы повышения квалификации, электронные СМИ по методике и педагогике.

В заключении хотелось бы напомнить слова Гёте:

«Wer eine Fremdsprache nicht kennt, weiß nichts von seiner eigenen.»

«Кто не знает иностранного языка, тот ничего не знает о своем собственном».

                                              


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арьёвская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арьёвская средняя общеобразовательная школа»

Введение второго иностранного языка вызвало в обществе бурную дискуссию

Введение второго иностранного языка вызвало в обществе бурную дискуссию

Начинаем обучение второму иностранному языку с 5 класса по нескольким причинам

Начинаем обучение второму иностранному языку с 5 класса по нескольким причинам

Обучение второму иностранному языку имеет отличительные особенности с точки зрения не только целеполагания, содержания, возможной структуры учебно-методического комплекса, но и организации процесса обучения, способов подачи…

Обучение второму иностранному языку имеет отличительные особенности с точки зрения не только целеполагания, содержания, возможной структуры учебно-методического комплекса, но и организации процесса обучения, способов подачи…

Еще одна проблема – это итоговый контроль

Еще одна проблема – это итоговый контроль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2022